Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством". Картины народной жизни в повести. Любовь кузнеца Вакулы.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartiny_narodnoy_zhizni_v_povesti_n.v_gogolya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Штрошер Татьяна Викторовна

Литература 6 класс.

Тема урока:  Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

                Картины народной жизни в повести. Любовь кузнеца  Вакулы.

Вид:  урок закрепления знаний и умений

Тип:  урок – беседа

Цели:

1. Продолжить изучение творчества Н.В.Гоголя; рассмотреть картины народной жизни, любовь с помощью анализа текста; учить анализировать , делать выводы; внедрять как репродуктивные, так и частично-поисковые методы.

2. Развивать мышление, выразительность речи, память, навыки работы с текстом, детское творчество.

3. Воспитывать интерес к чтению произведений и правильное отношение к любви, как чувству, пробуждающему самое лучшее и светлое в человеке.

Оборудование: мультимедийное пособие,  фонохрестоматия, портрет Н.В. Гоголя, устаревшие слова, используемые в тексте; рисунки учащихся.

Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без     жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в    нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился.

А. С. Пушкин.

О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

        Ход урока:

I. Целеполагания.

Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, рассмотрим картины народной жизни, пейзаж, любовь в повести «Ночь перед Рождеством», проверим дом. Задание в течение урока.

II. Подготовка к восприятию темы.

Тема нашего урока (на доске), а эпиграфом служат слова Пушкина.

Словарная работа:

жеманство, чопорность, доселе, пейзаж (запись в тетрадь значений слов)

III. Работа с текстом. Слайды 1-4.

- Какая же она, эта дивная украинская ночь, тем более что в повести она особенная, озаренная светом Великой звезды, под которой родился Иисус? Зачитайте.

- Какие  темные силы появляются в эту ночь на небе? (Пейзаж)

- Зачем черту понадобилось похитить месяц?

- В этом пейзаже есть такие слова «и вместе с дымом  поднялась ведьма верхом на метле». Скажите, какую роль играет этот пейзаж в начале повести и в дальнейшем развитии повести?

Фонохрестоматия ( отрывок «описание пейзажа)

Слово учителя.

«Ночь перед Рождеством» особенная: ночь накануне величайшего праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить свое зло на добрых людях. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и «немец спереди, сзади губернский стряпчий в мундире – на самом деле просто черт».

Мы рассмотрим, как темные силы охотятся  за каждым,  толкая человека на страдания.

- Что же люди обычно делают в этот праздник? (Колядуют).

- Что значит колядовать?

Индивидуальное задание. (Заранее подготовленное учеником сообщение о колядках. См. «Литература  в школе № 8, 2000г.)

Слово учителя. Слайд 5,6.

Хозяин дома разбрасывал солому  в комнате, а дети блеяли, кукарекали, мычали. Это подражание должно было обеспечить богатый приплод в будущем году. А парубки и дивчата разучивали каждый свои колядки, ведь колядовать приходилось раздельно. Даже рождественские символы были у них разные: колядующие парубки ходили с большой звездой, прикрепленной к шесту, а девушки – со светильником, напоминавшим месяц.

- Как Гоголю удается подчеркнуть красоту праздника Рождества?

- Когда два кума  отправляются в дорогу? Зачитайте.

- Что заставило Чуба идти в такую погоду из дома?

( «Нечистая  сила»  заставляет сделать героя все наоборот, заставляет его сомневаться. «Если бы кум не сказал этого, то Чуб, верно бы решился остаться, но теперь его  будто  что-то дергало идти наперекор». Черту не сразу удается похитить месяц, а лишь обманом.

Слайд 7.

- Кому хочет отомстить черт? Почему?

( Черт несмотря на все старания, не мог помешать ему в «малевании» церковных  росписей, но нечисть заползает к нему в душу и начинает борьбу с его верой.)

- Как черт жестоко подшучивает над Чубом дальше? Перескажите эпизод.

(Он подходит к своему дому , но не узнает его ).

- В кого влюблен Вакула? За что он любит девушку?

Проверка дом. задания.

Опишите Вакулу.

Опишите Оксану.

- Кому черт хочет помешать в эту ночь? (Встрече)

- Это ему удается?

- Почему не удается черту помешать?

- Какой была встреча влюбленных? Какой был разговор?

IV. Проверка домашнего задания.

Сценка «Встреча Вакулы и Оксаны»

V. Физминутка.

VI. Работа с текстом.

- Любит ли кого-нибудь красавица Оксана?

- Какими словами она особенно обижает кузнеца?

- Какое условие она ставит Вакуле?

Слово учителя.

(Оксана повторяет условие дважды. Вторично услышав его, Вакула чувствует в нем издевательство, им овладевает отчаяние, он принимает страшное решение.)

Чтение отрывка: «Нет не могу: нет силы больше…» до слов: «Пойти рассказать, как кузнец повесился...»

- Удается ли здесь черту навредить? Что предпринимает Вакула?

- А как над Чубом посмеялся черт?

- Как разоблачают дворян-греховников  односельчане?

Слайды 8-9

- С каким мешком приходит Вакула к Пацюку?

- Как кузнец перехитрил черта и взял к себе в рабство?

- Каким человеком является Вакула?

- Достает ли он подарок возлюбленной?

Слайды 10-11.

- Как он просит руки Оксаны? Перескажите.

- Любит ли его Оксана?

- Какие «силы» побеждают в произведении?

Прочитайте еще раз эпиграф и скажите:

- Как вы его понимаете?

- Как он связан с темой урока?

Слово учителя.

- Сегодня в литературе так мало юмора, который прекрасен в произведениях Гоголя. Действительно, настоящая веселость, искренняя и есть в жизни человека. Мы должны стремиться к лучшему через хорошие, добрые поступки.

VII. Итог.

- Какую роль играет пейзаж в повести?

- Какие картины народной жизни освещает Гоголь?

- Через какие препятствия проходит Вакула, чтобы добиться сердца Оксаны?

- Почему кузнец жестоко поблагодарил черта?

VIII. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение сценки «В метель…»

2. Пересказать эпизод «Солоха точно ведьма…»

3. Ответить на вопросы учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

Урок литературы "Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Конспект урока  литературы  "Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"...

"Ночь перед Рождеством" как зеркало народной жизни

Цели урока:—Образовательная: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».—Развивающая: развить у уч...

Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.

Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....

Презентация. Подготовка к написанию сочинения "Ай да Вакула, какой молодец!" по произведению Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством".

Данная презентация - это готовый материал для проведения урока литературы в 6 классе. Содержит проработку учащимися  всех этапов написания сочинения по изученному произведению Н.В.Гоголя "Но...