Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.
статья на тему

Гариева Надежда Васильевна

В статье  проанализирована деятельность  по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении.  Материал может быть интересен начинающим управленцам при  написании анализа работы с педкадрами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_razvitiya_kompetentnostey_pedagoga.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд

Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.

Гариева Н.В.,

заместитель директора по НМР

августовский педагогический совет

29.08.2014г.

Слайд

Содействуя успеху каждого работника,

Идти к успеху образовательного учреждения.

Для достижения качественных результатов в любой сфере деятельности необходимо хорошее ресурсное обеспечение. Совершенствование качества образования и личностное развитие обучающихся  зависят от уровня творчества, профессионализма учителя. В связи с этим особое внимание администрации обращено к кадровому потенциалу, поскольку именно кадровый потенциал является единственным ресурсом, который можно развивать и совершенствовать бесконечно.

Слайд

Работа по развитию кадрового потенциала осуществлялась по таким направлениям, как:

- повышение уровня научно-теоретической и методической подготовки   учителей;

- изучение новых методов и технологий обучения на основе опыта

творчески работающих учителей;

- инновационно-исследовательская деятельность;

- методическое сопровождение образовательного процесса;

- обобщение и трансляция опыта работы педагогов;

- аттестация.

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив работал над  реализацией методической темы  «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода  на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения».

Слайд. Основные формы методической  работы по повышению профессионального мастерства представлены на экране.

Высшая форма коллективной методической работы - педагогический совет. Проведено три тематических   педсовета.

 Слайд. 1. Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации  федеральных государственные образовательных стандартов второго поколения.  

2. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор успешной социализации обучающихся в условиях реализации новых образовательных стандартов.

4.  Воспитательная система  как средство достижения личностных результатов учащихся в условиях ФГОС.

Вопросы, рассмотренные  на педагогических советах актуальны и созвучны с методической темой гимназии. Мастер-классы,  проведенные   учителями  в рамках педагогических советов ,  позволили  определить  необходимые условия для успешной реализации ФГОС и формированию универсальных учебных действий обучающихся.

 Решения, принимаемые  по итогам педагогических советов, способствовали  своевременной корректировке  деятельности  по обеспечению качественного учебно-воспитательного процесса.

  Продуктивной формой методической работы гимназии  являлась  деятельность  творческих групп.

В  прошедшем учебном году работали   творческие  группы по темам:

Слайд    «Внедрение ФГОС НОО» (руководитель Селедкова Л.В.)

Цель; обновление содержания образования, совершенствование педагогического мастерства

Стержневые мероприятия: теоретический семинар « Современные технологии на уроках в начальной школе: ТРКМ, проблемно-диалоговое обучение»; мастер-класс «Проблемная ситуация на уроках русского языка, как средство активизации познавательной деятельности»; педагогическая мастерская «УУД: калейдоскоп находок»; открытые уроки «Формирование УУД на уроках русского языка», «Формирование навыков самоконтроля и самооценки учащихся на уроках математики»; обмен опытом по теме «ЭОР на уроках в начальной школе»; круглый стол «Современный урок в условиях ФГОС».

Результат:  распространение педагогического опыта  Ковриной Т.А., Вовк С.И., Мироновой Ю.Л., Селедковой Л.В.; издание методического сборника «Я иду на урок».

 Слайд   «Новые образовательные стандарты в основной школе как средство модернизации образовательного процесса»

Цель: обновление форм и методов обучения

Стержневые мероприятия: теоретические семинары - «Специфика работы учителя с примерными программами в рамках ФГОС ООО»; «Конструирование урока по ФГОС»; методическая неделя «Современные образовательные технологии как условие успешной реализации ФГОС ООО»; презентация опыта внедрения новых образовательных стандартов в основной школе на уроках русского и английского языков, истории и обществознания, географии, биологии и технологии.

Результат: распространение позитивного опыта работы по организации обучения на основе деятельностного подхода, издание сборника методических разработок.

 Слайд    «Автоматизированный внутришкольный мониторинг качества обучения на основе ИКТ» (руководитель Бабенкова Л.А.)

Цель: Внедрение в образовательную среду гимназии технологии мониторинга качества знаний учащихся  

Стержневые мероприятия: теоретический семинар «Как составлять электронные тесты»; презентация опыта внедрения автоматизированного комплекса на уроках истории, математики, биологии и химии.

Результат: мониторинг проводился в течение учебного года по мере прохождения учащимися основных блоков тем. Пополнен   электронный банк тестов по русскому языку, математике, биологии, истории. Результатом внедрения автоматизированного комплекса в урочную деятельность  - позитивная динамика основных показателей успеваемости и качества знаний, активное  участие учащихся в конкурсах и олимпиадах. Учителя русского языка и литературы Прилепина И.А., Эпп Ж.Г. провели открытые уроки  с использованием электронных тестов для учителей городских школ.

Нерешенные проблемы: не создана единая электронная база тестовых заданий на основе единого классификатора проверяемых элементов; при работе с электронными оболочками возникают трудности:

  • ошибки при выдаче вопросов и проверке правильного ответа во время тестирования;
  • недостаточная защита баз данных.

Слайд     «Работа педагога по подготовке учащихся к итоговой аттестации» (руководитель  Прилепина И.А.)

Цель: совершенствование системы работы педагогов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Стержневые мероприятия: проблемный семинар « Педагогические условия обеспечения качества итоговой аттестации в форме ЕГЭ»; мастер-класс « Как подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку»; тренинги учителей-предметников; круглый стол «Педагогические находки при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации».

Результат: разработаны  памятки  для учителей, учащихся  для успешной подготовки к итоговой аттестации, создан банк заданий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, проведена серия  открытые уроков  по русскому языку  в 9 – 11-х  классах.

Слайд     «Внеурочная деятельность в условиях внедрения  ФГОС» 

Цель: создание развивающего пространства для обучающихся перешедших на новые образовательные стандарты.

Стержневые мероприятия: мастер-класс «Внеурочная деятельность как средство формирования предметных и метапредметных УУД», открытые занятия кружков « Юный исследователь-краевед», « Юный исследователь. Хочу все знать!»

Результаты: апробированы программы по внеурочной деятельности: «Я и проекты», «Учимся мыслить творчески», автор Тюдина Л.В., создан банк программ внеурочной деятельности.

 Слайд   Дистанционные образовательные проекты как фактор реализации интеллектуально-творческого потенциала учителя и ученика» (руководитель Александрова Е.А.)

Цель: совершенствование работы с высокомотивированными  учащимися через участите в дистанционных образовательных мероприятиях

Стержневые мероприятия: теоретический семинар « Современная модель  творческого взаимодействия педагога и ученика», рефлексивный семинар « Организация сетевого взаимодействия учащихся посредством сайта гимназии в рамках проведения дистанционного конкурса ENGLISH WITH LORAX», круглый стол « Анализ и оценка результатов деятельности творческой группы», презентация опыта.

Результаты: увеличение количества участников и призеров дистанционных интеллектуальных конкурсов, конференций.

Участие в семинарах, методических неделях в прошедшем учебном году  дали возможность  педагогам  поделиться опытом, защитить свою педагогическую концепцию, поднять проблемы, возникшие в результате работы.

Слайд.  

В учебном году проведены   семинары  по темам:

  • «Требование ФГОС к управлению уроком»,
  • «Роль и место внеурочной деятельности  в формировании УУД» (семинар-практикум),
  • «Управление контролем результатов освоения обучающимися образовательных программ НОО, ООО».

 Активное участие  в проведении семинаров приняли учителя: Тюдина Л.В.(мастер-класс по теме  «Организация исследовательской деятельности  обучающихся во внеурочной деятельности  как  условие формирования УУД»), Григорьева Е.М.  (презентация опыта работы по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях кружка «Волшебные краски»),  Миронова Л.В.  (открытый классный час «Тепло твоего дома»), Татарова С.А. (практическое открытое занятие кружка «Юные исследователи» по теме «Интернет – польза или вред?»), Болычевская Н.В. (открытый классный час «Красный, желтый и зеленый»)

                С целью   создания мотивации учителей к обновлению содержания образования  в условиях реализации новых образовательных стандартов  проведена  методическая неделя «Реализация  системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе»

Педагогический опыт работы  по реализации деятельностного подхода в обучении  презентовали  учителя: Миронова Ю.Л. Словохотова И.В., Коврина Т.В., Кондратов А.В. Селедкова Л.В., Мельникова Н.А Прыткова С.Н.,  Кондакова Т.А., Яшнева М.А., Григорьева Е.М..

              Методическая неделя по теме  «Современные образовательные технологии как условие успешной реализации ФГОС ООО»  дала возможность учителям, работающим в основной школе,  вести профессиональный диалог. способствовала поиску образовательных  технологий, обеспечивающих успешную реализацию системно-деятельностного подхода на уроках. Учитель  Тюдина Л.В. успешно использовала технологию проблемного диалога, ИКТ-технологии, технологию педагогического сотрудничества. Урок биологии (5 класс) учитель Исакова Т.А. провела с использованием игровой технологии; метод проектов – основа урока технологии (учитель Гажала О.А.), технология развития критического мышления – основа урока обществознания ( учитель Ермакова Т.В.).

Проблема: низкий уровень  взаимопосещения учителями уроков своих коллег.

         В рамках реализации муниципальной программы «Школа молодого педагога»  на базе МАОУ «Гимназия №1» прошла неделя открытых уроков «Опытный учитель – начинающему».  

Педагоги гимназии  Мордасова Н.А.,  Александрова Е.А., Тарханова Ю.А., Шатилова Н.Н., Смирнова В.Д., Королева Л.Г., Мельникова Н.А. дали мастер-классы для молодых коллег  школ  и учреждений дополнительного образования  города. Начинающие учителя увидели   современный урок в соответствии   с требованиями   новых образовательных стандартов, а   так же  применение    педагогических технологий,  интерактивных методов,   позволяющих  повысить эффективность обучения  и сделать   учебный процесс увлекательным и качественным. Организацию  внеурочной деятельности школьников  в рамках ФГОС НОО   молодые специалисты наблюдали на занятиях  учителей начальных классов Ковриной Т.А. (кружок «Уроки Доброты»), Словохотовой И.В. (кружок «В мире книг»). Инновационные подходы при проведении клубного часа на тему «Азбука безопасности»   представила Бушаева С.П., воспитатель группы продленного дня. Особенности организации процесса воспитания  на основе технологии    кейс – стади, проблемно – диалогового обучения   молодые  педагоги  увидели  на классных часах Эпп Ж.Г.  (10а класс), Тюдиной Л.В. (6б класс).

        Одним из   современных механизмов повышения профессионального мастерства учителя является сетевое взаимодействие. Педагоги   гимназии являются участниками  различных сетевых педагогических сообществ. Они представлены на слайде. 

Проблемой является  незначительное количество педагогов, имеющих собственные сайты (некоторые учителя имеют личные странички и кабинеты на всероссийских сайтах).  Не смогли  сдвинуть с места проблему создания действующих сайтов ШМО. И это одна из проблем, пути  решения которой нужно находить.

Немаловажное значение для повышения квалификации имеют подготовка публикаций, печатных работ, трансляция опыта работы.

За 2013-2014 учебный год педагоги опубликовали  84 разработки уроков на местном уровне, 2 на областном  уровне и 38 публикаций на Всероссийском уровне. Хотелось отметить наиболее активных в этом направлении педагогов :Тюдина Л.В.,   Тарханова Ю.А., Бугаец Н.В., Исакова Т.А.,;  Вильгельм Л.Г., Кондратов А.В. Публикации данных педагогов размещены в методических журналах, сборниках и сайтах педагогических сообществ.

Можно сказать, что эту форму работы мы освоили, но останавливаться на достигнутом  нельзя. Мы почти не имеем публикаций в журналах, газетах, а это одно из современных требований, предъявляемых к развивающимся образовательным учреждениям. На это направление должен быть сделан определенный акцент  в деятельности школьных методических объединений.

 Слайд    Участие в конкурсах профессионального мастерства – успешный путь личностного  и профессионального развития.  Педагоги гимназии принимали активное участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях и достигли положительных  результатов:

  • «Мой лучший урок», в котором  победителями  муниципального этапа  стали  учитель начальных классов Миронова Ю.Л., учитель истории и обществознания Ермакова Т.В.,  учитель  английского языка Тарханова Ю.А.. Диплом участника регионального этапа вручен Тархановой Ю.А.;
  • Слайд   «Учитель  года – 2013» победитель на муниципальном уровне Вовк С.И., учитель начальных классов;
  • Слайд  Всероссийский конкурс методических разработок «Работаем по ФГОС» призер Тарханова Ю.А.  и  11 педагогов – участники конкурса;
  • Слайд  общероссийский конкурс методических работок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов. Призером в  номинации «Лучшая программа работы педагога»  признана Вильгельм Л.Г., учитель географии;
  • Слайд  Международный конкурс «Педагогические диалоги. Диалог с  Амонашвили» - диплом лауреата I степени учитель английского языка  Е.А. Александрова. диплом лауреата III степени учитель русского языка и литературы Тюдина Л.В.

Несмотря на достигнутые  результаты, нельзя сказать, что в данном направлении мы занимаем лидирующие позиции, есть,  над чем работать. Здесь  высвечивается и проблема администрации, руководителей ШМО - необходимость более широкой  пропаганды таких профессиональных конкурсов, как «Учитель года», «Современный урок», «Мой лучший урок», готовность поддержать, создать все необходимые условия, и проблема самих педагогов –инициатива, желание быть лучшим, конкурентоспособным.

Никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематической самостоятельной работы по повышению профессионального мастерства. В гимназии каждый учитель заявляет в начале года свою тему по самообразованию, ведет дневник самообразования В течение года  в рамках заявленных тем работали педагогические  мастерские:  «Методика  и  технологии  современного  урока»,    «Система  подготовки к итоговой аттестации»,  «Новые образовательные стандарты». Результаты представлены на ежегодной педагогический конференции «Моя инновация», в которой приняли участие 36 педагогов, из 16 победителей, 13 призеров.

 Существует множество критериев оценки профессионализма педагога,  но основным показателем был и остается урок. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя сказать, что методикой его проведения в соответствии с современными требованиями владеют все учителя.

Известный педагог Я.А. Коменский говорил: «Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя».

Учитель готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает суть нашей профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Известно утверждение: чтобы быть хорошим учителем, надо не только учить других, но и учиться самому.

Сегодня школа не может не быть современной. На научно-практических конференциях, методических совещаниях, в работе педагогических мастерских в последнее время мы активно транслировали, обсуждали,  Слайд показывали такие технологии, как:

- технология проблемного обучения;

- технология проектного  обучения;

- технология интерактивного обучения;

- технология критического мышления;

- игровые и информационные технологии.

    Материалы можно найти в методических сборниках гимназии, в разработках уроков наших коллег.

Применение новых технологий – это не дань моде, а одно из средств эффективной организации учебной деятельности, поскольку подобные уроки интересны детям.

Самой востребованной и наиболее применяемой из технологий является информационно-коммуникационные.  На постоянной основе их применяет 52 % учителей, периодически -38%.

Слайд  Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эффективность  образовательного процесса напрямую зависит от развития учительского потенциала,  от того, насколько каждый педагог компетентно выполняет свои обязанности, насколько успешно он может реализовать себя в своей педагогической деятельности, которая настолько многогранна, сложна и индивидуальна, что на первый взгляд кажется, что единых подходов к ее оценке просто не существует, ведь порой слабые стороны одного педагога становятся достижением другого.Таким образом, профессия педагога постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Слайд  Поэтому система развития профессионализма педагогов должна представлять собой связную комбинированную систему различных уровней. Только непрерывное повышение профессиональной компетентности может способствовать самореализации личности педагога, его креативных способностей и способствовать постоянному росту его профессионального мастерства. И только такой педагог, саморазвивающийся и самосовершенствующийся, готовый меняться и работать в изменяющихся условиях способен перевести образовательный процесс на новое качество и давать  обучающимся качественное образование и которому, как говорил  Даниэль Дефо, « не хватает мудрости успокоиться на достигнутом».

Слайд Главным критерием профессионального мастерства являются достижения наших учеников. Здесь нам  есть чем гордиться и это показывает, что выбранная стратегия развития профессионализма в гимназии является оправданной, позволяет двигаться вперед и соответствовать требованиям времени.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем  учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования»

2017Выступление на педагогическом совете «Система работы методического объединения учителей математики  по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества о...

Развитие профессиональных компетентностей педагогов как фактор повышения качества образования

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

Доклад на педсовете Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...