Рабочая программа "История Вооруженных Сил"
рабочая программа (8 класс) на тему

Для 8 кадетского  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivs_strigin.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Рассмотрена:
Протокол педагогического совета от 27.05.2014 № 6

Утверждена приказом
от 31.08.2014 № 1897.

Директор МБОУ «СОКШ № 4»

                             /Л.И.Степкина/

Согласована:

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе

                     /А.С.Коровина/

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИСТОРИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

8 класс

Педагогический работник:

Стригин Владимир Олегович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самым почетным, уважаемым и по-настоящему мужским делом на Руси считалось защита родной державы. Не было выше славы и чести, чем отдать жизнь свою за Родину.

Российский солдат из века в век успешно защищал свою Родину от вражеских нашествий. Из поколения в поколение, укрепляясь и множась, передавались традиции мужества, верности воинскому долгу, выносливости, взаимной выручки, готовности к самопожертвованию – всего того, что составляет неотъемлемые качества российского солдата.

В последние десятилетия ХХ века на фоне социально-экономических и общественно-политических преобразований в глазах подрастающего поколения снизился авторитет армии, военной службы. Далеко не все юноши призывного возраста были готовы выполнить свой конституционный долг по защите Отечества.

          История свидетельствует, что в тех государствах, где граждане начинали с презрением относиться к выполнению воинского долга, неминуемо происходил распад и крах. «Горе тем странам, - отмечал известный военный теоретик Г.Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество».

Поэтому необходимо поддерживать у подрастающего поколения интерес к истории Вооружённых Сил России, знакомить их со славными страницами истории армии и флота нашей страны, воспитывать чувство долга, ответственности за будущее Отечества.

        Цели изучения истории на ступени полного общего образования согласовываются с целями школы.

Цель МБОУ «СОКШ №4»: обеспечить условия для усвоения фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.

Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечивать формирование духовно-нравственной личности  обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими элиту России.

Цель курса: формирование   представления об истории развития отечественных вооруженных сил, их месте и роли в истории Российского государства, повышение престижа военной службы в современных условиях, воспитание уважения к Вооруженным Силам России, защитникам Отечества, воинам, символам и историческим святыням государства.

             Задачи курса:

  • Изучение эволюции вооруженных сил от княжеских дружин до современности.
  • Определение факторов, влиявших на процесс исторического развития вооруженных сил, выяснение основных тенденций этого развития.
  • Изучение  основных  реформ вооруженных сил, факторов, определявших успехи и неудачи процесса реформирования.
  • Ознакомление с ролью военного фактора в российской истории, назначением и значением  вооруженных сил в структуре Российского государства и жизни русского общества.
  • Изучение основных компонентов военной службы:  образовательного, культурного, физического.
  • Формирование установок служения Отечеству у подрастающего поколения через уважение к героическому прошлому нашей страны.
  • Формирование собственной культуры саморазвития и самосовершенствования (внутренней потребности в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании, определение для себя жизненных целей и ориентиров).

Содержание курса кадетского компонента

  1. История формирования и развития военно-учебных заведений в России.
  2. История формирования казачьих войск.
  3. Воспитание в кадетских корпусах.
  4. Воспитание и образование казаков.
  5. Образование в кадетских корпусах дореволюционного периода
  6. Быт и нравы в кадетских корпусах дореволюционного периода.  
  7. Быт и нравы казаков.
  8. Создание суворовских и нахимовских военных училищ после 1943 г.
  9. Возрождение кадетского движения в конце XX в.
  10. Возрождение казачества в XX веке.

Программа составлена в соответствии с документами:

  1. Инициатива «Наша новая школа»,
  2. Концепция патриотического воспитания граждан России,
  3. Распоряжение правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р,
  4. Программе  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»,
  5. Стратегия и Концепция развития образования ХМАО - Югры до 2020 года,
  6. Целевая окружная программа "Молодежь Югры" на 2011 - 2013 годы»,
  7. Комплекс мер по модернизации общего образования ХМАО-Югры.
  8. Программа «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МБОУ «СОКШ №4»,
  9. Программа «Кадетский класс как форма организации жизнедеятельности детского коллектива».

В реализации программы участвуют учащиеся 8  классов. Отбор основных форм и методов совместной деятельности ведется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Данная образовательная программа рассчитана на 17 занятий в год.

Сроки реализации – один год.

Принципы программы:

  • плановость;
  • системность;
  • комплексность;
  • последовательность.

Направления программы:

  • историческое (познание истории образования государства Российского и армии, их развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и приумножение его достояния, в том числе и путем выполнения конституционного и воинского долга);
  • духовно-нравственное (развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения);
  • патриотическое (воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству);
  • морально-волевое (формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения будущей военной или других видов государственной службы).

Ожидаемые результаты

- историю и боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации, символы воинской чести, праздники РА;

- основные  реформы вооруженных сил, факторы, определявшие успехи и неудачи процесса реформирования;

- причины, участников, основные события,  результат войн;

-  великих полководцев;

- виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск;

- требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина России (призывника, профессионального военного);

- основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования и правилах приёма в них;

   - основы подготовки к военной службе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • организация и проведение мероприятий для подшефного класса (классные часы, экскурсии в школьном историко-краеведческом музее);
  • участие в акциях «Операция «Забота»; «Рассвет Победы»;
  • участие в концертах для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, в городских мероприятиях, проводимых на базе Клуба фронтовых друзей, фестивалях военно-патриотической песни, парадах Победы.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе мониторинга.

Компонент граджанст-венности

Уровни и показатели гражданственности

высокий

средний

низкий

крайне низкий

Патриотизм

Интересуется историей Родины, гордится ею; участвует в историко-патриотической работе; выступает организатором акций; пресекает неуважительное отношение к героическому прошлому страны, защитникам Отечества, воинам, символам государства.

Интересуется историей Родины, гордится ею; участвует в историко-патриотической работе; пресекает неуважительное отношение к героическому прошлому страны, защитникам Родины, воинам, символам государства.

Мало интересуется историей России и российской армии, гордится ею; историко-патриотическую работу выполняет при побуждении или под контролем. Не проявляет интереса к защитникам Родины, символам государства.

Пренебрежительно относится к Вооружённым Силам России, истории страны, проявляет неуважение к героическому прошлому страны, защитникам Родины, воинам, символам государства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (17 часов).

№п/п

Тема занятия

Количество часов.

теория

практика

1

Российские вооруженные силы в первой половине XIX в. Состав и организация. Управление.

1

2-3

Войны с Турцией и Швецией.

1

4

Великие исторические события.  Отечественная война 1812 года.

2

5

Военная история в лицах. М.И. Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли.

1

6

Великие исторические события.  Заграничный поход русской армии в 1813 году.

1

7

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.

1

8

Самостоятельная работа «Российские вооруженные силы в первой половине XIX в.»

1

9

Вооруженные силы России во второй половине XIX в. 

1

10-11

Великие исторические события.  Крымская война.

2

12

Военная история в лицах. Корнилов, Нахимов, Истомин.

1

13

Военные реформы 60 -  70-х гг.

1

14

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

15

Застой в развитии вооруженных сил в 1880-90-е гг.

1

16

Награды, отличительные знаки, символы воинской чести.

1

17

Итоговое занятие по курсу: «Вооруженные силы России в  XIX веке».

1

Итого

17 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Российские вооруженные силы в первой половине XIX в. Состав и организация. Управление. Обеспечение войск вооружением и боеприпасами. Вооружение, форма, рода войск. Война с Ираном, Турцией. Великие исторические события.  Отечественная война 1812 года. Великие исторические события.  Оборона Смоленска. Бородинская битва. Военная история в лицах. Биография, историческая роль: М.И. Кутузова,  Багратиона, Барклай-де-Толли,  генерала Раевского,  Платова. Партизанское движение в годы Отечественной войны 1812 года: Денис Давыдов, Александр Фигнер, Василиса Кожина. Великие исторические события.  Заграничный поход русской армии в 1813 году. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. «Восточный вопрос».
  2. Вооруженные силы России во второй половине XIX в. Структура  и управление. Вооружение, форма, рода войск. Великие исторические события.  Крымская война. Военная история в лицах. Биография, историческая роль: Корнилова, Нахимова, Истомина. Военные реформы 60 -  70-х гг. Образование военно-окружной системы. Перевооружение армии и флота. Реорганизация боевой подготовки войск и системы подготовки офицерских кадров. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Застой в развитии вооруженных сил в 1880-90-е гг. Награды, отличительные знаки, символы воинской чести.

Источники и литература

Источники

  1. Безвременные и временцики. М., 2008.
  2. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 2009.
  3. Деникин A.M. Путь русского офицера. М., 2009.
  4. Дурова Н.А. Избранные сочинения. М., 2007.
  5. Ермолов А. П. Записки. М., 2010.
  6. Игнатьев Н.П. Походные письма 1877 года. — М. РОССПЭН, 2010.
  7. Памятники литературы Древней Руси XIII - XVII вв. М., 1981 1989.
  8. Россия XV - XVII в. глазами иностранцев. СПб., 2009.
  9. Русская военная эмиграция: документы и материалы, М., 2000-2002
  10. Трубецкой В. Записки кирасира. М., 2008.

Литература для педагога

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 2009.
  2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2009.
  3. Балязин В.Н. Фельдмаршал Барклай. М., 2012.
  4. Бегунова А.И. Путь через века. М., 2011.
  5. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII XVI вв. М., 2007.
  6. Бородино. 1812 год. М.,2007.
  7. Вейс Г. История цивилизации. Т. 2 3. М., 2008.
  8. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 2009.
  9. Георгиевские кавалеры. Т. 1. М., 2010.
  10. Гордеев А. А. История казаков. Т. 1 3. М., 2011.
  11. Гражданская война и иностранная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 2007.
  12. Советские полководцы и военачальники: Сб. М., 2006.

Литература для ученика.

  1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. М., 2006.
  2. Богданов Л.П. Русская армия в 1812 г. М., 2010.
  3. Великая Отечественная война 1941 1945: Энциклопедия. М., 2011.
  4. Гнатовский Н.И., Шорин П.А. История развития отечественного стрелкового оружия. М., 2008.
  5. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий, М., 2005.
  6. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 1-4. М.,2009.
  7. Португальский Р.М., Алексеев П.Д., Рунов В.А. Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников. – М.: Элакос, 2005.
  8. Шацилло К.Ф. Россия перед первой мировой войной (Вооруженные силы царизма 1905 1914 гг.) М., 2010.