статья "Его величество - УРОК"
статья на тему

Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у ребенка способность быть счастливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ego_velichestvo-urok.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Катанова Надежда Ивановна,

преподаватель по классу эстрадного вокала,

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

г. Муравленко, ЯНАО

«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – УРОК!»

Аннотация

Урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современной культуры, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь, настоящую и будущую. Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у ребенка способность быть счастливым.

Урок – это форма обучения, групповая или индивидуальная, он имеет свои цели и задачи, свои традиции и ритуалы. «Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для ученика свершается на уроке. Он не только является средой для получения и передачи знаний, умений и навыков, но и служит полигоном для проверки разных типов обучения, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения. За период своей профессиональной деятельности каждый учитель в среднем даёт 25 тысяч уроков, а каждый учащийся за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков» (2).

 Но в то же время каждый урок уникален и неповторим. С точки зрения гуманной педагогики назначение урока состоит в утверждении человека наивысшей ценностью на земле. Как говорит легенда отечественной педагогики Шалва Амонашвили: «Урок – это когда ребёнок набирает света. Нужно открыть своё сердце, воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него» (1).Значит личность учителя, преподавателя является великим проводником детей в мир прекрасного. Именно поэтому, требование к преподавателю как к проводнику  стоит на высшей ступеньке по отношению к его профессиональным качествам, прежде всего, морально-этическому облику, глубоким знаниям возрастной психологии, психологии общения, педагогических принципов организации учебного процесса на уроке. Ведь…

    Детей нам, люди, не перехитрить  

    Они – есть ЗЕРКАЛО,

    И в этом отраженье видно точно –

    Кто есть преподаватель,

 Ну, а кому не суждено им быть!

Не готовя детей на уроке к счастью жизни, мы тем самым отвергаем возможность достойной жизни для ребенка, ибо Достойная  Жизнь – Жизнь Счастливая. Если урок организуется ради знаний и дисциплины, то на выходе из школы мы получаем готовых функционеров, знающих научные факты, но недобрых и эгоистичных, умных, но жестоких и нетерпимых к окружающим, не имеющих в своей жизненной программе проблемы счастья. У них другая цель – карьера и благополучие, что изначально исключает идею счастья.

     А если нет призванья педагога

     И если нет желания творить…

     Губить детей, друзья, побойтесь Бога!

     ПРОФЕССИЮ Вам надо ИЗМЕНИТЬ!!!

Если преподаватель объясняя, например, тему «Вибрато» вводит  в  личностную структуру ребенка ценности культурной жизни и интерпретирует их как цель, условие, средство и содержание счастья человека, то ребенок проживает этот момент жизни как счастье с позиции ценностей.

        С вашего позволения приведу несколько примеров применение на  уроках  объяснения ценностей вокальных упражнений, от которых, если не поставить целью работу на результат, толку  не будет. На уроке в 3 классе  детям дается комплексное вокальное упражнение, которое таит в себе несколько  задач развивающих певческий аппарат ребенка. При первоначальном показе в глазах детей неподдельный «ужас», который говорит сам за себя «мы такое не споем…». Предлагаю детям первоначально разобрать упражнение по частям, где они самостоятельно (практически) «докапываются» до истины, и совершенно спокойно определяют для чего это упражнение, что оно развивает. Затем  - следующий этап, который таит в себе вопрос: «А как это сделать?». И снова практика. Причем, заметьте, самостоятельно. Каждый ребенок пытается на себе испытать версию, выдвинутую им самим или каким - либо участником урока (если это урок ансамбля). Таким образом,  у детей  появляется интерес и желание стать активным участником учебного процесса на уроке, выдвинуть свою версию и апробировать ее на практике. И в заключительной части  этого этапа урока – общая находка правильного решения ответа на поставленную ранее задачу. И проверка на практике. И только тогда, когда упражнение предстало перед глазами детей в совершенно другом, близком им свете, начинаем его петь, получая от данного процесса удовлетворение от понимания того, что мы делаем. Результат незамедлителен. Это и есть Счастье на Уроке!

        Главная цель моей деятельности как преподавателя  - это создание ситуации успеха для каждого ребенка, независимо от того, на «каком он счету в общеобразовательной школе». К нам, в школу искусств, он приходит за Счастьем. И кто как не мы, творческие люди, обязаны ему помочь в поисках этого самого Счастья. Мы для детей -  добрые волшебники, к которым они приходят не под нажимом, а сами, с надеждой узнать что-то новое, ранее для них неведомое. И если мы действительно обладаем такой магической силой, если мы «творим Урок», тогда…

И ребенок, как будто волшебник,

И звезды достанет и горы свернет…

        Человек – носитель счастья в силу своей субъектности. Он от природы наделен всеми задатками, чтобы быть счастливым. И очень важно в период детства сформировать у него из задатков способность быть счастливым и проживать счастье жизни.

Как показывает пример приведенный мною выше – способность быть счастливым – это реакция ребенка на одномоментные и ситуативные акты жизни, которые как агенты счастья потенциально несут ему удовлетворенность жизнью. И когда преподаватель говорит с ребенком о счастье, организует его проживание в течение урока и интонирует моменты жизни как моменты счастья, он апеллирует к его субъектности, обращается к нему  как к Человеку Разумному, Человеку Моральному, Человеку – Творцу. В то же время, он учитывает потребности ребенка и тонко и филигранно возбуждает их: потребность в общении, потребность в самоутверждении, потребность быть субъектом и творцом мира, ибо потребности сопряжены с уровнем счастья человека.

Могу сказать, какое моральное удовлетворение получают мои воспитанники, когда им выпадает счастье выступать на сцене. Ребенок преображается, он чувствует меру  ответственности перед зрительской аудиторией, ведь на каждом  уроке ребенок «работает на слушателя», но тогда он воображаем, а сейчас – реален. Незабываемое впечатление от концертов, которые состоялись  в школах города в день Выборов.  Мы дали 13  номеров! Я  как преподаватель испытала Счастье, педагогическое, преподавательское счастье от того, что мои дети уверенно держатся на сцене, владеют навыками певческого дыхания, довольно чисто интонируют, понимают что делают.  Результат не заставил себя долго ждать. Заслуженные аплодисменты зрительного зала. А у детей на лицах Счастье!

Почему я сейчас говорю о концертах? Да потому, что это тоже Его Величество Урок! Урок подведения промежуточных итогов обучения, оценки своих возможностей. Оценка в данной ситуации – исполнительский уровень, и незамедлительно - собственный анализ исполнения. Каждый ребенок моего класса научен анализировать собственную работу, свои ошибки, находить пути их исправления на основе полученных теоретических знаний и практических умений.

Это Счастье, мое педагогическое Счастье! Я еще раз самоутвердилась в правильном выборе своего профессионального пути. Я – Учитель! Это я  в очередной раз увидела  в глазах моих воспитанников! И что каждый наш урок – это урок Детского Счастья! Это – ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – УРОК!

        

ЛИТЕРАТУРА  И ССЫЛКИ:

  1. Амонашвили Ш. Интервью «Урок – это когда ребёнок набирает света». -  http://www.myudm.ru/interview/amonashvili
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Культура современного урока. Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112с.
  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  5. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250с.