Рабочая программа ПМ 03.Участие в интеграции программных модулей
рабочая программа на тему

Панина Людмила Ивановна

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 03. Участие в иртеграции программных модулей разработана для студентов специальности 230115 Программирование  в компьютерных  системах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО ШМУ

____________А.И. Горбатов

«____»____________2014 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 03. Участие в интеграции программных модулей

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 230115  Программирование в компьютерных системах

Шентала, 2014 г.

ОДОБРЕНО

Цикловой методической комиссией

«Общепрофессиональных и специальных технических дисциплин и профессиональных модулей и профессиональных модулей»

Председатель

____________Т.В.Мингазова

 «_____» ____________20____г. Протокол №______

Составители:  Радаев В.А.,  преподаватель  ГБОУ СПО ШМУ

                    Панина Л.И., преподаватель ГБОУ СПО ШМУ

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Содержательная экспертиза:

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:________________________________________ ________________________________________________________________________

     Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденной приказом Министерства образования и пауки РФ от «23» июня 2010 г. № 696.

    Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

   Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего  поколения.


СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1. Паспорт программы профессионального модуля

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

7

3 Структура и содержание профессионального модуля

8

4 Условия реализации профессионального модуля

29

5 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

32

5. Приложение 1

36

6 Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

43


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 03 Участие в интеграции программных модулей 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля Участие в интеграции программных модулей (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах (базовый уровень).

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области информатики и вычислительной техники при наличии основного общего и среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

Базовая часть

иметь практический опыт:

  • участия в выработке требований к программному обеспечению;
  • участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов;

уметь:

  • владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;
  • использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

знать:

  • модели процесса разработки программного обеспечения;
  • основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
  • основные подходы к интеграции программных модулей,
  • основные методы и средства эффективной разработки;
  • основы верификации и аттестации программного обеспечения;
  • концепции и реализации программных процессов;
  • принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;
  • методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;
  • основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;
  • стандарты качества программного обеспечения;
  • методы и средства разработки программной документации

Вариативная часть

МДК.03.01- 60 часов, МДК.03.02 – 60 часов, МДК 03.03. – 60 часов.

        С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки под конкретное рабочее место, обучающийся в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен:

уметь:

  • выполнять информационное моделирование автоматизируемой области;
  • выделять основные и вспомогательные процессы в моделируемой системе;
  • выполнять тестирование программного продукта;
  • выполнять отладку программного средства;
  • сопровождать программный продукт;
  • выполнять сертификацию программного продукта;

знать:

  • приемы описания информационных потоков автоматизируемой области;
  • классификацию процессов в моделируемой системе;
  • принципы  управления документированием;
  • документацию сопровождения программного продукта;
  • документирование лицензирования программного обеспечения.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

742

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

300

Курсовая работа/проект

60

Учебная практика

144

Производственная практика

                      36

Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:

Поиск и анализ информации

Оформление мультимедийных презентаций

Создание web-страниц с ответами на часто возникающие вопросы, подсказками и необходимыми справочными материалами.

Построение моделей жизненного цикла программного обеспечения

Определение показателей качества ПП

Планирование работ по разработке программного обеспечения

Сбор и анализ требований к программному обеспечению

Определение показателей качества ПП

Разработка спецификаций программного обеспечения по требованию заказчика

Разработка «Технического задания»

Проектирование программного обеспечения

Использование методов и средств эффективной разработки программного обеспечения

Ознакомление с профессиональными сайтами, телеконференциями, форумами по теме инструментальные средства поддержки проектирования информационных систем

Распределение обязанностей в коллективе разработчиков программного продукта

Проведение верификации и аттестации программного обеспечения

Кодирование программных продуктов

Выполнение тестирования программного продукта

Разработка  документации по сопровождению  ПП

Составление учебного руководства на программное средство

 202

Итоговая аттестация в форме

Квалификационный экзамен- защита курсовой работы


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в интеграции программных модулей,  в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС  по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Анализировать проектную и техническую документацию

на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения

ПК 3.2

Выполнять интеграцию модулей в программную систему

ПК 3.3

Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств

ПК 3.4

Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев

ПК 3.5

Производить инспектирование компонент программного

продукта на предмет соответствия стандартам кодирования

ПК 3.6

Разрабатывать технологическую документацию

В процессе освоения ПМ у студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 03. Участие в интеграции программных модулей

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

МДК.03.01 Технология разработки программного обеспечения

260

120

50

20

68

       

72

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

МДК.03.2 Инструментальные средства разработки программного обеспечения

224

120

50

20

68

36

ПК 3.1

ПК 3.5

ПК 3.6

МДК.03.03 Документирование и сертификация

222

120

50

20

66

36

Производственная практика (по профилю специальности)

36

36

Всего:

742

360

150

60

202

144

36


3.2. Содержание обучения по ПМ 03. Участие в интеграции программных модулей

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

МДК 03.01 Технология разработки программного обеспечения

100+68 сам.р.+20кур.+72 уч.пр.=260 ч.

Тема 1.1

 Основные понятия программного обеспечения

Содержание          

2

1

Основные понятия программного обеспечения (программа, программное

обеспечение, задача, приложение, предметная область, алгоритм,

программирование, программный продукт).

2

2

Виды и назначение программного обеспечения.

2

3

Характеристика программного продукта.

2

4

Защита программных продуктов.

2

5

Программные системы защиты от несанкционированного доступа.

2

6

Правовые методы защиты программных продуктов

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

Анализ основных понятий программного обеспечения

Тема 1.2.

Классы программных продуктов.

Содержание  

2

1

Классы программных продуктов

2

2

Понятие, назначение и структура системного программного обеспечения.

2

3

Виды системного программного обеспечения (базовое  и сервисное ПО)

2

4

Характеристика и типы пакетов прикладных программ (проблемно-ориентированные, методо-ориентированные, общего назначения, автоматизированного проектирования, офисные, мультимедиа, издательские системы).

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

Анализ классификации программных продуктов

Тема 1.3.

Процессы жизненного цикла программного обеспечения.

Содержание

2

Основные процессы жизненного  цикла программного обеспечения

2

Вспомогательные процессы жизненного цикла программного обеспечения.

2

Организационные процессы жизненного цикла

программного обеспечения.

2

Взаимосвязь между процессами жизненного цикла

2

Основные этапы создания программного обеспечения.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Анализ процессов жизненного цикла программного обеспечения

Тема 1.4.

Модели жизненного цикла разработки программного обеспечения

Содержание

6

1.

Понятие  модели жизненного цикла разработки программного обеспечения.

2

2.

Виды моделей (каскадная, V – образная, прототипирования, быстрой разработки приложений, многопроходная, спиральная).

2

3.

Характеристики  моделей жизненного цикла разработки программного обеспечения, преимущества и недостатки.

2

4.

Назначение, сущность, структура модели CMM – SEI.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Составление плана разработки программного обеспечения, в соответствии с различными моделями жизненного цикла.

2.

Разработка программного обеспечения, на основе модели CMM – SEI.

Тема 1.5.

Метрики в процессе разработки программного обеспечения

Содержание

4

1.

Понятие  и роль метрики в процессе разработки программного обеспечения.

2

2.

Основные группы метрик.

2

3.

Типы метрик.

2

4.

Набор основных метрических показателей.

2

5.

Метрики и модель CMM-SEI

2

6.

Определение метрик с помощью парадигмы Бейзили.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Определение метрик с помощью парадигмы Бейзили.

Тема 1.6.

Методология создания программного обеспечения

Содержание

2

1.

Методические основы технологий создания ПО.

2

2.

Визуальное моделирование

2

3.

Методы структурного анализа и проектирования ПО

2

4.

Методы объектно-ориентированного анализа и проектирования ПО.

2

5.

Сопоставление и взаимосвязь структурного и объектно-ориентированного подходов.

2

6.

Методы моделирования бизнес-процессов и спецификации требований

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Применение основных методов при разработке программного обеспечения.

Тема 1.7.

Основные принципы разработки

программного обеспечения.

Содержание

4

1.

Понятие качества программного средства

2

2.

Основные принципы разработки программного обеспечения

2

3.

Обеспечение надежности.

2

4.

Методы борьбы со сложностью.

2

5.

Обеспечение точности перевода.

2

6.

Преодоление барьера между пользователем и разработчиком.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1

Обеспечение контроля правильности принимаемых решений.

Тема 1.8.

Процесс организации коллектива разработчиков программного обеспечения

Содержание

2

1.

Структура процесса организации коллектива разработчиков программного обеспечения.

2

2.

Функциональные роли в коллективе разработчиков.

2

3.

Методы групповой организации процесса разработки программного обеспечения.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Распределение обязанностей в коллективе разработчиков программного продукта

Тема 1.9.

Особенности планирования работ по созданию программного обеспечения.

Содержание

4

1.

Структура разделения работ при разработке программных продуктов.

2

2.

Оценка объемов сложности программного продукта

2

3.

Оценка технических, нетехнических и финансовых ресурсов при выполнении программного проекта.

2

4.

Составление временного графика выполнения программного проекта.

2

5.

 Собирательные метрики, используемые методы, стандарты и шаблоны.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

6

1.

Оценка технических, нетехнических и финансовых ресурсов при выполнении программного проекта.

2.

Составление временного графика выполнения программного проекта.

3.

Разработка «Технического задания»

Тема 1.10.

Организация процесса управления требованиями к программному обеспечению.

Содержание

2

1.

Общие сведения об управлении требованиями.

2

2.

Цикл формирования требований.

2

3.

Анализ и структурирование первичных требований заказчика.

2

4.

Конструирование прототипа.

2

5.

Составление спецификаций по требованиям заказчика.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Анализ и структурирование первичных требований заказчика.

2.

Конструирование прототипа.

3.

Составление спецификаций по требованиям заказчика.

Тема 1.11.

Организация тестирования программного обеспечения

Содержание

4

1.

Место тестирования в цикле разработки ПО. 

2

2.

Классификация видов тестирования по целям, по видам, по месту в процессе разработки.

2

3.

Автоматизация тестирования.

4.

Функциональное и нефункциональное тестирование. 

2

5

Альтернативы тестированию

2

6

Организация тестирования

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Тестирование на основе сценариев

2.

Тестирование на основе моделей и спецификаций

Тема 1.12.

Отладка программных продуктов

Содержание

4

1.

Понятие и принципы отладки программных продуктов.

2

2.

Классификация и локализация ошибок.

2

3.

Точка нахождения и точка проявления ошибки.

2

4.

Методы отладки программного обеспечения.

2

5.

Инструментальные средства отладки программного обеспечения

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Анализ ошибок

2.

Ручная отладка программного обеспечения

3.

Отладка программного обеспечения с помощью инструментальных средств

Тема 1.13.

Адаптация программных продуктов

Содержание

8

1.

Понятие адаптации программных продуктов.

2

2.

Принципы адаптации программных продуктов и информационных ресурсов к среде функционирования.

2

3.

Проведение интеграции программных комплексов в систему.

2

4.

Понятие адаптации программных продуктов.

2

5.

Определение требований программного обеспечения к среде функционирования.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

6

1.

Проведение интеграции программных комплексов в систему.

2.

Приёмо-сдаточные, полевые и промышленные испытания программных средств

Тема 1.14.

Вспомогательные процессы жизненного цикла программного обеспечения

Содержание

8

1.

Процесс документирования ПО

2

2.

Процесс управления конфигурацией и обеспечения качества ПО

2

3.

Процесс верификации и аттестации ПО

2

4.

Процесс инспектирования ПО

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

6

1.

Разработка плана управления конфигурацией

2.

Верификация договора, процесса, требований, проекта, программы, сборки

3.

Инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования

Самостоятельная работа при изучении МДК 03.01 Технология разработки программного обеспечения

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Разработка схемы поэтапного создания программного обеспечения, используя ресурсы сети Интернет и других информационных источников.

Подготовка сводной таблицы анализа достоинств и недостатков различных моделей жизненного цикла

разработки программного обеспечения.

Подготовка сообщения на тему: «Современные модели разработки программного обеспечения».

Разработка классификационной схемы основных метрических показателей в процессе создания

программного обеспечения.

Подготовка доклады на тему:  «Основы качества разработки программных продуктов».

Разработка и сравнительный анализ  классификации методов разработки программного обеспечения,

Подготовка к защите проекта верификации, аттестации и инспектирования программного продукта.

Составление перспективного плана разработки программного продукта.

Анализ  современных методов и форм разработки «Технического задания».  

Разработка интегрированной схемы взаимосвязей диаграмм языка UML.  

Изучение основных принципов эффективного кодирования.  

Подготовка сообщение на тему: «Методы тестирования программных продуктов».  

Составление перечня типичных исправлений, проводимых при сопровождении программного обеспечения.  

Подготовка проекта поставки программного обеспечения для нужд техникума.  

Изучение принципов работы системы управления проектами

Выполнение адаптации программного продукта к среде функционирования

Выполнение полевых испытаний программного продукта

68

Курсовая работа

20

Учебная практика

Виды работ

  • Анализ процессов жизненного цикла программного обеспечения
  • Составление плана разработки программного обеспечения, в соответствии с различными моделями жизненного цикла.
  • Проведение предпроектных исследований.
  • Проведение структурного тестирования алгоритма
  • Проведение функционального тестирования готового программного продукта
  • Проведение оценочного тестирования готового программного продукта
  • Отладка программного обеспечения
  • Выполнение адаптации программного продукта к условиям функционирования
  • Выполнение верификации, аттестации и инспектирования компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования

72

МДК 03.02 Инструментальные средства разработки программного обеспечения        

.

100+68 сам. + 20 кур.+ 36 уч.пр. = 224 ч.

Тема 2.1.

Общая

характеристика

инструментальных средств

разработки программ

Содержание

4

1.

Общая характеристика инструментальных средств разработки программ.

2

2.

Инструменты разработки программных средств

2

3.

Инструментальные среды программирования.

2

4.

Инструментальные системы технологии программирования и их основные черты: комплексность, ориентированность на коллективную разработку, технологическая определенность, интегрированность  

2

5.

Основные компоненты инструментальных систем технологии программирования: репозиторий, инструментарий, интерфейсы.

2

6.

Общая архитектура инструментальных систем технологии программирования. 

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Анализ общих характеристик инструментальных средств разработки  программ

Тема 2.2.

 САSE-средства

Содержание

6

1.

Общая характеристика и классификация CASE-средств.

2

2.

Функциональные возможности CASE-средств .  

2

3.

Общие подходы к технологии внедрения CASE-средств.

2

4.

Определение потребностей в CASE-средствах: анализ возможностей организации, определение организационных потребностей, анализ рынка CASE-средств, определение критериев успешного внедрения, разработка стратегии внедрения CASE-средств

2

5.

Оценка и выбор CASE-средств: процесс оценки, процесс выбора, критерии оценки и выбора.

2

6.

Выполнение пилотного проекта. Переход к практическому использованию CASE-средств

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Обзор современных  CASE-средств

2.

Оценка и выбор CASE-средств

Тема 2.3.

 Особенности рабочего интерфейса CASE-средства IBM Rational Rose 2003

Содержание

2

1.

Общая характеристика CASE-средства IBM Rational Rose 2003

2

2.

Особенности рабочего интерфейса программы и характеристика отдельных его элементов.

2

3.

Главное меню и стандартная панель инструментов

2

4.

Назначение операций главного меню File и Edit

5.

Назначение операций главного меню View, Format и Browse

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Работа с назначениями операций главного меню File и Edit

2.

Работа с назначениями операций главного меню View, Format и Browse

Тема 2.4.

Операции главного меню CASE-средства IBM Rational Rose 2003

Содержание

2

1.

Окно браузера проекта

2

2.

Специальная панель инструментов и окно диаграммы

2

3.

Окно документации и окно журнала

2

4.

Назначение операций главного меню Report, Query и Tools

2

5.

Назначение операций главного меню Add-Ins, Window и Help

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Работа с назначениями операций главного меню Report, Query и Tools

2.

Работа с назначениями операций главного меню Add-Ins, Window и Help

Тема 2.5.

Особенности разработки диаграмм

вариантов использования

Содержание

2

1.

Особенности разработки диаграмм вариантов использования.

2

2.

Добавление актера на диаграмму вариантов использования и редактирование его свойств

2

3.

Добавление и редактирование варианта использования

2

4.

Добавление ассоциации

2

5.

Добавление отношения зависимости и редактирование его свойств

2

6.

Окончательное построение диаграммы вариантов использования

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Разработка диаграммы вариантов использования и редактирование свойств ее элементов

Тема 2.6.

Особенности разработки диаграммы классов

Содержание

8

1.

Особенности разработки диаграмм классов в среде IBM Rational Rose 2003

2

2.

Добавление класса на диаграмму классов и редактирование его свойств

2

3.

Стереотипы классов и их графическое представление

2

4.

Добавление и редактирование атрибутов классов

2

5.

Добавление и редактирование операций классов

2

6.

Спецификация атрибутов и операций для класса Транзакция Банкомата

2

7.

Добавление ассоциации на диаграмму классов и редактирование ее свойств

2

8.

Добавление отношений агрегации и композиции на диаграмму классов и редактирование их свойств

2

9.

Добавление отношения обобщения на диаграмму классов и редактирование ее свойств

2

10.

Окончательное построение диаграммы классов модели банкомата

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

6

1.

Разработка диаграммы классов и редактирование свойств  ее элементов

Тема 2.7.

Особенности

разработки диаграмм кооперации.

Содержание

2

1.

Особенности разработки диаграмм кооперации. 

2

2.

Редактирование свойств элементов диаграмм кооперации

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1

Разработка диаграммы кооперации и редактирование свойств ее элементов

Тема 2.8.

Особенности разработки диаграммы состояний.

Содержание

2

1.

Особенности разработки диаграммы состояний.

2

2.

Редактирование свойств элементов диаграммы состояний

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Разработка диаграммы состояний и редактирование свойств ее элементов

Тема 2.9.

Особенности разработки диаграммы деятельности.

Содержание

2

1.

Особенности разработки диаграммы деятельности.

2

2.

Редактирование свойств элементов диаграммы деятельности

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Разработка диаграммы деятельности и редактирование свойств ее элементов

Тема 2.10.

Особенности разработки диаграммы

компонентов.

Содержание

2

1.

Особенности разработки диаграммы компонентов.

2

2.

Редактирование свойств элементов диаграммы компонентов

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

Разработка диаграммы компонентов и редактирование свойств ее элементов

Тема 2.11.

Особенности разработки диаграммы развертывания.

Содержание

2

1.

Особенности разработки диаграммы развертывания.

2

2.

Редактирование свойств элементов диаграммы развёртывания

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Разработка диаграммы развёртывания и редактирование свойств ее элементов

Тема 2.12.

Особенности генерации программного кода в среде IBM Rational Rose 2003

Содержание

2

1.

Подготовка модели для генерации программного кода

2

2.

Проверка модели независимо от выбора языка генерации кода

2

3.

Выбор языка программирования и редактирование свойств генерации программного кода

2

4.

Выбор класса или компонента и генерация для него программного кода

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Выполнение генерации программного кода

Тема 2.13.

Принципы построения модели IDEF0

Содержание

4

1.

Цель и точка зрения

2

2.

Контекстная диаграмма

2

3.

Диаграммы декомпозиции

2

4.

Диаграммы дерева узлов

2

5.

Диаграммы только для экспозиции (FEO).

2

6.

Работы (Activity)

2

7.

Стрелки (Arrow)

2

8.

Туннелирование стрелок. 

2

9.

Нумерация работ и диаграмм

2

10.

Каркас диаграммы.

2

11.

Слияние и расщепление моделей. 

2

12.

Создание отчетов.

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Построение модели IDEF0

Тема 1.14.

Моделирование информационного обеспечения

Содержание

4

1.

Моделирование данных

2

2.

Базовые понятия ERD

2

3.

Метод IDEFI

2

4.

Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin

5.

Создание логической модели данных

6.

Проектирование хранилищ данных

2

7.

Генерация кода клиентской части с помощью ERwin

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Моделирование данных

2.

Генерация кода клиентской части с помощью ERwin

Тема 1.15.

Основные типы UML-диаграмм, используемые в проектировании информационных систем.

Содержание

4

1.

Основные типы UML-диаграмм, используемые в проектировании информационных систем. 

2

2.

Взаимосвязи между диаграммами.

2

3.

Поддержка UML итеративного процесса проектирования ИС.

2

4.

Этапы проектирования ИС: моделирование бизнес-прецедентов, разработка модели бизнес-объектов, разработка концептуальной модели данных, разработка требований к системе, анализ требований и предварительное проектирование системы, разработка моделей базы данных и приложений, проектирование физической реализации системы.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Работа с программой объектно-ориентированного моделирования UML Modeler

2.

Формирование таблиц описания документов. Создание альбома форм

Тема 1.16.

Метод описания процессов IDEF3.

Содержание

2

1.

Работы

2

2.

Связи

2

3.

Объекты ссылок

2

4.

Перекрёстки

2

5.

Имитационное моделирование

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Описание процессов в методологии IDEF3

 Самостоятельная работа при изучении раздела

68

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Проведение  сравнительного анализа инструментальных средств отладки  программных продуктов

Изучение принципов работы с CASE-системами

Изучение принципов работы системы управления проектами

Подготовка сообщения на тему «Инструментальные среды программирования»  

Подготовка презентации «CASE-средство.» (по выбору студента)

Составление электронного справочника по элементам диаграмм проектирования программных  

Ознакомление с профессиональными сайтами, телеконференциями, форумами по теме инструментальные средства поддержки проектирования информационных систем

Подготовка сообщения по теме «Системы проектирования прикладных решений»  

Работа с конспектом: выучить определения, подготовить ответы на вопросы

Составление схемы видов диаграмм

Составление перечня элементов диаграмм

Подготовка к практической работе

Подготовка отчета по практической работе

Описание состава таблиц бизнес-процессов

Создание альбома форм

Составление плана создания логической модели проектируемой системы

Курсовая работа

20

Учебная практика

Виды работ

Разработка диаграмм

Выполнение генерации программного кода

Генерация кода клиентской части с помощью ERwin

Работа с программой объектно-ориентированного моделирования UML Modeler

Формирование таблиц описания документов. Создание альбома форм

36

МДК 03.03 Документирование и сертификация

100+66 сам. раб.+20 кур.+36 уч. пр.= 222ч.

Тема 3.1.

Основные положения метрологии

Содержание:

2

1.

Роль измерений в современном обществе, основные понятия в области метрологии

1

2.

Средства и методы измерений

2

3.

Погрешности измерений

2

4.

Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения в РФ

2

5.

Государственный метрологический контроль и надзор

2

6.

Международное сотрудничество в области метрологии

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Анализ ФЗ РФ «Об обеспечении единства измерений»

Тема 3.2.

Основы стандартизации

Содержание

2

1.

Основные понятия в области стандартизации

2.

Классификация стандартов в области программного обеспечения

3.

Службы стандартизации.

4.

Система стандартизации в РФ

5.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

6.

Международное сотрудничество в области стандартизации

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Анализ системы стандартизации РФ и международного сотрудничества в области стандартизации

Тема 3.3.

Метрология программного обеспечения

Содержание:

4

1.

Измерение и оценка характеристик качества ПО

2

2.

Концепция и сущность управления качеством ПО

2

3.

Роль стандартизации в управлении качеством ПО

2

4.

Состав метрик программного обеспечения, их влияние и анализ эффективности использования

2

5.

Основные направления применения метрик

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Измерение и оценка характеристик качества ПО

2.

Анализ основных направлений применения метрик

Тема 3.4.

Стандарты и руководства по документированию  программного обеспечения

Содержание:

2

1.

Роль руководителя

2

2.

Функции программной документации

2

3.

Установление стратегии документирования

2

4.

Определение стандартов и руководств по документированию

2

5.

Установление процедур документирования

2

6.

Распределение ресурсов для документирования

2

7.

Планирование документирования

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Планирование документировании

Тема 3.5.

Программы и программные документы

Содержание:

4

1.

Виды программ

2

2.

Виды программных документов и их содержание

2

3.

Стадии разработки программ и программной документации

2

4.

Общие требования к программным документам

2

5.

Обозначение программ и программных документов

также правила их выполнения автоматическим и (или) ручным способами

2

6.

Условные графические обозначения элементов и структур Р-схем, правила их выполнения автоматическим и (или) ручным способами

2

7.

Требования к программным документам, выполненным печатным способом

2

8.

Требования к программным документам, содержащим в основном сплошной текст

2

9.

Требования к программным документам, содержащим текст разбитый на графы

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Разработка  требований к программным документам

Тема 3.6.

Спецификация. Требования к содержанию и оформлению.

Содержание:

4

1.

Форма программного документа «Спецификация»

2

2.

Порядок составления программного документа «Спецификация»

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

4

1.

Разработка  программного документа «Спецификация»

Тема 3.7.

Ведомость держателей подлинников

Содержание:

2

1.

Структура документа «Ведомость держателей подлинников»

2

2.

Форма ведомости держателей подлинников

2

3.

Правила заполнения графов ведомости

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Составление ведомости держателей подлинников

Тема 3.8.

Текст и описание программы

Содержание:

2

1.

Оформление основной части документа «Текст программы»

2

2.

Общее описание. Требования к оформлению и содержанию.

2

3.

Составление информационной части описания программы

2

4.

Условные обозначения (символы) в схемах алгоритмов, программ, данных и систем.

2

5.

Правила выполнения схем, используемых для отображения различных видов задач обработки данных и средств их решения.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Разработка  текста и описания программы

Тема 3.9.

Программа и методика испытаний

Содержание:

2

1.

Требования, подлежащие проверке при испытании программы, а также порядок и методы их контроля

2

2.

Содержание разделов документа «Программа и методика испытаний»

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Разработка  требований, подлежащих проверке при испытании программы, порядка и методов их контроля

Тема 3.10.

 Техническое задание

Содержание:

2

1.

Общие требования к техническому заданию

2

2.

Содержание разделов технического задания

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Разработка технического задания

Тема 3.11.

Пояснительная записка

Содержание:

2

1.

Общие требования к пояснительной записке

2

2.

Содержание разделов пояснительной записки

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Разработка  пояснительной записки

Тема 3.12.

Эксплуатационные документы

Содержание:

8

1.

Содержание эксплуатационных документов

2

2.

Ведомость эксплуатационных документов

2

3.

Формуляр

2

4.

Описание применения

2

5.

Руководство системного программиста

2

6.

Руководство программиста

2

7.

Руководство оператора

2

8.

Описание языка

2

9.

Руководство по техническому обслуживанию

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

8

1.

Разработка  эксплуатационных документов

Тема  3. 13. Документирование сопровождения программного обеспечения

Содержание:

6

1.

Внешнее описание ПС

2

2.

Описание архитектуры ПС

2

3.

Описание модульной  структуры программы

2

4.

Спецификация модуля и описание его строения

2

5.

Тексты модулей на выбранном языке программирования

2

6.

Документы установления достоверности ПС

2

7.

Руководства по сопровождению ПС

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

6

1.

Разработка документации по сопровождению программного обеспечения

Тема 3.14.

Сертификация программного обеспечения

Содержание:

6

1.

Цель  сертификации программных средств. технологических систем и программных продуктов.

2

Содержание  документов сертификации

2

2.

Виды сертификации. Сертификация - обязательная или добровольная.

2

3.

Процесс сертификации программного обеспечения

2

4.

Организационные  процессы, составляющие Систему сертификации.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

6

1.

Анализ системы сертификации программного обеспечения.

2.

Разработка сертификационных документов на программное обеспечение

Тема 3.15.

Лицензирование программного обеспечения

Содержание:

2

1.

Виды лицензирования

2

2.

Особенности лицензирования

2

3.

Проблемы лицензирования

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

2

1.

Анализ положения в области лицензирования программного обспечения

Самостоятельная работа при изучении раздела

66

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Анализ стандартов ЕСПД
  2. Распределение обязанностей в коллективе разработчиков ПП
  3. Составление алгоритма подготовки справочной системы.
  4. Составление документации по сопровождению ПП
  5. Изучение справочной системы программы
  6. Формирование таблиц описания документов.
  7. Составление учебного руководства по применению программного продукта
  8. Определение оцениваемых показателей  качества программного продукта

Курсовая работа

20

Учебная практика

Виды работ

  1. Составление различных типов требований к программному  обеспечению
  2. Составление описания на программный продукт
  3. Составление руководства пользователя
  4. Составление руководства программиста
  5. Расчет характеристик качества разработки программ по метрикам Холстеда
  6. Расчет характеристик качества разработки программ по метрикам стилистики и понятности программ (метрика уровня комментированности программ, метрика Холстеда, метрика изменения длины программной документации)

36

Производственная практика 

Виды работ

  1. Проектирование программного обеспечения для решения прикладных задач организации:
  • участие в анализе требований и создании сценариев использования программного обеспечения;
  • участие в разработке различных типов требований к программному  обеспечению.
  1. Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модулей:
  • анализ и оптимизация кода c использованием инструментальных средств для повышения качества изделий и производительности разработки.
  1. Разработка тестовых наборов и тестовых процедур:
  • Комплексное тестирование и отладка программного обеспечения
  1. Участие в интеграции программных компонент в единое целое.
  2. Разработка и ведение проектной и технической документации по порученным задачам:
  • анализ применяемых  на предприятии стандартов на разработку и эксплуатацию ПО;
  • составление справочного руководства на программный продукт.

36

Примерная тематика курсовых работ

  1. Технология разработки простейшего программируемого калькулятора.
  2. Технология разработки виртуального графопостроителя.
  3. Технология разработки простейшей электронной таблицы.
  4. Технология разработки простейшей среды программирования языка Pascal.
  5. Технология разработки простейшего архиватора.
  6. Технология разработки простейшего графического редактора.
  7. Технология разработки простейшей системы управления базами данных.
  8. Технология разработки простейшего файл-сервера.
  9. Технология разработки простейшего veb-сервера.
  10. Технология разработки простейшего ftp-сервера.
  11. Инструментальные средства языка программирования Borland Delphi.
  12. Инструментальные средства языка программирования Turbo Pascal.
  13. Анализ этапов проектирования информационных систем
  14. Инструментальные средства языка программирования Visual Basic.
  15. Инструментальные средства языка программирования Microsoft C++ .NET.
  16. Особенности рабочего интерфейса CASE-средства
  17. Использование CASE-технологий для создания систем управления электронного документооборота
  18. Инструментальные среды разработки и сопровождения программных средств
  19. Интерпретирующая инструментальная среда программирования.
  20. Языково-ориентированная инструментальная среда программирования.
  21. Разработка проектной документации на  программное средство (ПС), разрабатываемого в соответствии с требованиями заказчика.
  22. Сертификация технологий и систем качества, обеспечивающих создание и совершенствование программного средства (ПС).
  23. Ресурсы, необходимые для проведения сертификационных испытаний программных средств (ПС).
  24. Разработка справочной информационной системы по эксплуатации прикладного программного обеспечения.
  25. Разработка программной документации на простейший программируемый калькулятор.
  26. Разработка учебных руководств по применению простейшего виртуального графопостроителя.
  27. Разработка технического задания на разработку простейшей электронной таблицы.
  28. Разработка пользовательской документации.
  29. Анализ адаптированных исходных документов, используемых при сертификации программных средств.
  30. Разработка документации по сопровождению  программного средства.


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы ПМ.03 Интеграция программных модулей  требует наличия лаборатории системного и прикладного программирования.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • компьютерные столы;
  • рабочее место преподавателя;
  • шкафы для учебных пособий;

Технические средства обучения:

  • медиапроектор.
  • интерактивная доска
  • компьютеры, объединенные локальной сетью с лицензионным программным обеспечением

Реализация рабочей программы ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей  предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов:Учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Образования./А.В. Рудаков.-М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
  2. Иванов Д., Новиков Ф. Моделирование на UML: Учебно-методическое пособие./Д. Иванов, Ф. Новиков - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 200 с.

Дополнительные источники:

  1. Канер С., Фолк Д., Кек Нгуен Е. Тестирование программного обеспечения: Пер. с англ./С. Канер [и др.]-Киев: ДиаСофт, 2000. – 544 с.
  2. Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чупина В.Н. Сам себе эксперт: Самодиагностика качества управленческой деятельности. / Л.И. Фишман [и др.]– Самара: РЦМО, 2002. – 68 с.
  3. Фридман А.Л. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем./ Л.И. Фридман -М.:Финансы и статистика, 2000. – 192 с.
  4. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. Пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под. ред. И.И. Мазура. – М.: Высш. шк., 2003 – 334 с.
  5. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мунтарян и др.; Под. ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТ – ДАНА, 2003. – 334 с.

Интернет- источники

  1. Тестирование программного обеспечения. Основные понятия и определения [Электронный ресурс]: - http://www.protesting.ru/testing/ (21 января 2013)
  2. Основы программной инженерии [Электронный ресурс]: -http://swebok.sorlik.ru/4_software_testing.html (21 января 2013)

Нормативные документы

  1. Конституция РФ.
  2. Стандарты ЕСПД.
  3. Стандарты ГОСТ Р ИСО/МЭК

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей производится в соответствии с учебном планом по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК 03.01 Технология разработки программного обеспечения, МДК 03.02 Инструментальные средства разработки программного обеспечения,  МДК 03.03 Документирование и сертификация, включающих в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.

Освоению ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей предшествует обязательное изучение учебных дисциплин «Основы программирования» и «Информационные технологии».

Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).

При проведении лабораторных работ/практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 13 чел. Лабораторные работы проводятся в специально оборудованной лаборатории системного и прикладного программирования.

В процессе освоения ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).

С целью методического обеспечения прохождения учебной и производственной практики, разрабатываются методические рекомендации для студентов.

При освоении ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей является освоение учебной практики  для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей. Текущий учет результатов освоения ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей  производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по МДК:

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих проведение ЛПР:

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав:

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.


  • КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения

  • Стратегия разработки ПО основана на обследовании системы;
  • Информация о системе отвечает требованиям полноты и непротиворечивости;
  • Метод проектирования программного продукта выбран исходя из особенностей предметной области разработки;
  • Иерархия функций ПО разработана с требуемой степенью детализации;
  • Описание сущностей, их атрибутов и связей соответствует предметной области разработки;
  • Разработанные UML диаграммы соответствуют требованиям разработки и принятой стратегии разработки ПО.

- Сравнение содержания и перечня проектной документации с требованиями ГОСТ 19.ХХХ

- Сравнение функциональной модели предметной области с принятой стратегией разработки ПО

Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы

Выполнять интеграцию модулей в программную систему

  • Метод интеграции модулей в программную систему обоснован и выбран исходя из особенностей разрабатываемого программного продукта;
  • Интеграция модулей в программную систему производится с учётом особенностей операционного окружения.

Изучение результатов интеграции модулей программного обеспечения в программную систему;

Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы

Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств

- Выдвинутые версии о характере ошибки проверены с помощью  методов и средств получения дополнительной информации об ошибке.

- Определён конкретный фрагмент, при выполнении которого произошло отклонение от предполагаемого вычислительного процесса.

- Сформированные версии о возможных причинах ошибки  проверены с использованием отладочных средств просмотра последовательности операторов или значений переменных

Сравнение содержания набора отладочных заданий с требованиями к минимальном тестированию

Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы

  1. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев

- Выбранный метод тестирования соответствует поставленным целям тестирования;

- Разработанный набор тестовых значений соответствует требованиям минимального набора тестирования;

- Составленные отладочные задания позволяют выполнить проверку контролируемых параметров;

- Результаты проведения процесса тестирования отражены в протоколе тестирования;

- Анализ выполнения отладочных заданий включает сравнение с соответствующими эталонами;

- Решение об окончании тестирования принимается на основе анализа наличия признаков завершения этапа.

Сравнение результатов тестирования с эталонными значениями

Сравнение расчётного момента окончания тестирования с критериями завершения этапа

Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы

  1. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования

- Инспектирование компонент программного продукта выполнено по всем пунктам требований правил хорошего стиля программирования;

- Результат проведения инспектирования представлены в протоколе обследования.

Наблюдение за ходом проведения инспектирования

Сравнение выводов протокола инспектирования с требованиями стандарта кодирования

Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы

  1. Разрабатывать технологическую документацию

- Перечень необходимой документации определён согласно техническому заданию;

- Проектная документация содержит отчеты и протоколы по всем этапам разработки ПО;

- Документация соответствует разработанному ПО.

Сравнение разработанной технологической документации с перечнем,   в техническом задании требованиями    

Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы      

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрирует сформированые личностные и профессиональные качества;

Демонстрирует интерес к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Владеет алгоритмом (технологией) организации собственной деятельности;

анализирует и выбирает эффективные методы решения профессиональных задач в области дошкольного образования;

оценка эффективности и качества выполнения

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Может исследовать, нестандартную ситуацию;

Планирует и выполняет деятельность по решению нестандартной ситуации (проблемы);

Оценивает результат деятельности по решению нестандартной ситуации в области дошкольного образования.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Грамотно составляет запрос для поиска информации в различных источниках;

Анализирует и выбирает значимую информацию;

Сохраняет и  оформляет информацию, согласно поставленным требованиям, целям, задачам профессионального и личностного развития

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Принимает участие в сетевых проектах;

Владеет и использует пакеты прикладных программ для совершенствования профессиональной деятельности;

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Продуктивно осуществляет устную,  письменную и групповую деловую коммуникацию в ходе обучения и в профессиональной деятельности;

Осуществляется активное взаимодействие с соц. партнерами

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Грамотно осуществляет целеполагание, выбор и использование методов мотивации, организации и контроля деятельности воспитанников;

оценивает эффективность и качество своей деятельности;

осуществляет самоанализ и коррекцию собственной деятельности

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Организует самостоятельные занятия при изучении профессионального модуля;

Активно использует технологии самообразования и самовоспитания;

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Строит профессиональную деятельность согласно ее структурным  компонентам;

Анализирует инноваций в области технологий и их использования в профессиональной деятельности

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Обладает сформированными положительным отношением к воинской службе


Приложение 1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ.03 Интеграция программных модулей

ПК 3.1 Анализировать проектную и техническую документацию

на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения

Кол-во

часов

Иметь практический опыт:

  • участия в выработке требований к программному обеспечению.

Виды работ на практике

Проведение предпроектных исследований

Разработка технического задания

Уметь:

  • владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;
  • выполнять информационное моделирование автоматизируемой области
  • выделять основные и вспомогательные процессы в моделируемой системе

Тематика лабораторных/практических работ Проведение предпроектных исследований

Построение организационно-функциональной структуры компании

Разработка спецификации на ПО

Разработка технического задания

Разработка UML диаграмм

Составление плана разработки программного продукта

Статическое и динамическое описание компании

Исследование  информационных потоков компании

Знать:

  • модели процесса разработки программного обеспечения;
  • классификацию процессов в моделируемой системе

Перечень тем, включенных в МДК

Каноническое проектирование ИС.

Типовое проектирование ИС, понятие типового проекта, предпосылки типизации, объекты типизации

Методы типового проектирования, оценка эффективности использования типовых решений.

Типовое проектное решение (ТПР). Классы и структура ТПР. Состав и содержание операций типового элементного проектирования ИС.

Методы и средства прототипного проектирования ИС.

Процессные потоковые модели. Процессный подход к организации деятельности организации

Выделение и классификация процессов. Основные процессы, процессы управления, процессы обеспечения.

  • приемы описания информационных потоков автоматизируемой области

Статическое описание компании: бизнес-потенциал компании, функционал компании, зоны ответственности менеджмента

Динамическое описание компании. Процессные потоковые модели

Модели структур данных. Полная бизнес-модель компании

Шаблоны организационного бизнес-моделирования.

  • основные принципы процесса разработки программного обеспечения

Основные понятия организационного бизнес-моделирования.

Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть").

Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования

  • основные методы и средства эффективной разработки
  • концепции и реализации программных процессов

Методы типового проектирования, оценка эффективности использования типовых решений.

Основные понятия организационного бизнес-моделирования.

Состав проектной документации.

Формирование и документирование требований к проекту.

Проведение предпроектного обследования организации. Анкетирование, интервьюирование, фотография рабочего времени персонала

Техническое задание. Этапы составления технического задания. Структура технического задания

  • принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения

Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения

Диаграммы IDEF0: контекстная диаграмма, диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO).

Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming): работы, внешние сущности (ссылки), потоки работ, хранилища данных.

Метод описания процессов IDEF3: работы, связи, объекты ссылок, перекрестки.

Моделирование данных. Метод IDEFI. Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin.

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Изучение принципов работы с CASE-системами

Изучение принципов работы системы управления проектами

ПК 3.2 Выполнять интеграцию модулей в программную систему

Иметь практический опыт:

  • участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов.

Виды работ на практике

Выполнение адаптации программного продукта к условиям функционирования

Уметь:

  • владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;

Тематика лабораторных/практических работ Проведение предпроектных исследований

Разработка технического задания

Разработка UML диаграмм

Работа в инструментальной среде BPwin

Интеграция программного продукта

Проведение приемо-сдаточных испытаний программного продукта

Определение нормативной базы разработки программного продукта

Знать:

  • основные подходы к интеграции программных модулей

Перечень тем, включенных в МДК

Диаграммы внедрения.

Диаграммы размещения.

Понятие адаптации программных продуктов.

Определение требований программного обеспечения к среде функционирования

Принципы адаптации программных продуктов и информационных ресурсов к среде функционирования.

Проведение интеграции программных комплексов в систему.

Проведение приёмо-сдаточных испытаний по результатам интеграции

  • концепции и реализации программных процессов;

Диаграммы внедрения.

Диаграммы размещения.

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Выполнение адаптации программного продукта к среде функционирования

ПК 3.3 Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств

Иметь практический опыт:

  • участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов.

Виды работ на практике

Отладка программного обеспечения

Комплексное тестирование и отладка программного обеспечения

Уметь:

  • использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

Тематика лабораторных/практических работ

Ручная отладка программного обеспечения

Отладка программного обеспечения с помощью инструментальных средств

Знать:

  • основные методы и средства эффективной разработки;
  • принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения
  • основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов.

Перечень тем, включенных в МДК

Принципы и методы стандартизации.

Категории, объекты, виды стандартов. Службы стандартизации.

Международная стандартизация

Система стандартизации в РФ

Процесс сертификации

Система сертификации

Обеспечение качества через стандартизацию и сертификацию.

Критерии построения тестовых наборов и отладочных заданий.

Понятие отладки программных продуктов. Принципы отладки программных продуктов.

Классификация ошибок.

Точка нахождения и точка проявления ошибки.

Локализация ошибок

Методы отладки программного обеспечения.

Метод  ручного тестирования.

Метод  индукции. Метод  дедукции.

Метод  обратного прослеживания

Инструментальные средства отладки программного обеспечения

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Сравнительный анализ инструментальных средств отладки  программных продуктов

ПК 3.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев

Иметь практический опыт:

  • участия в выработке требований к программному обеспечению.

Виды работ на практике

Проведение структурного тестирования алгоритма

Проведение функционального тестирования готового программного продукта

Проведение оценочного тестирования готового программного продукта

Комплексное тестирование и отладка программного обеспечения

Уметь:

  • владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;
  • .

Тематика лабораторных/практических работ Разработка технического задания

Определение количества ошибок в программном продукте и числа необходимых тестов

Тестирование программного продукта методом «белого ящика»

Тестирование программного продукта методом «чёрного ящика»

Оценочное тестирование программного продукта

Знать:

  • основные принципы процесса разработки программного обеспечения;

Перечень тем, включенных в МДК

Принципы тестирования программных продуктов

  • основные методы и средства эффективной разработки

Принцип построения тестового набора данных и составления отладочных заданий.

Определение количества ошибок в программном продукте.

Оценка количества необходимых тестов.

Критерии завершения тестирования.

  • основы верификации и аттестации программного обеспечения

Виды тестирования программных продуктов.

Методы тестирования программных продуктов

Понятие минимального тестирования.

Оформление протокола тестирования

  • основные

положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов.

Принципы и методы метрологии

Общие сведения об измерениях

Интегральные метрики оценки программного продукта

Измерительные методы анализа программного обеспечения

Стандарты в области программного обеспечения (документация, программирование, интерфейсы)

Показатели и характеристики качества программного продукта

Виды метрик качества программного продукта

Аттестация программного продукта

Верификация программного продукта

Структурное тестирование.  Понятие и принципы структурного тестирования

Пошаговое и монолитное тестирование

Нисходящее и восходящее тестирование

Критерии формирования тестовых наборов

Функциональное тестирование.

Понятие и принципы функционального тестирования

Критерии построения тестовых наборов и отладочных заданий.

Оценочное тестирование.

Виды оценочного тестирования.

Принципы проведения оценочного тестирования

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Выполнение полевых испытаний программного продукта

ПК 3.5 Производить инспектирование компонент программного

продукта на предмет соответствия стандартам кодирования

Иметь практический опыт:

  • участия в выработке требований к программному обеспечению.

Виды работ на практике

Проведение структурного тестирования алгоритма

Расчет характеристик качества разработки программ по метрикам Холстеда

Расчет характеристик качества разработки программ по метрикам стилистики и понятности программ (метрика уровня комментированности программ, метрика Холстеда, метрика изменения длины программной документации)

Анализ применяемых  на предприятии стандартов на разработку и эксплуатацию ПО

Уметь:

  • использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества;

Тематика лабораторных/практических работ Тестирование программного продукта методом «белого ящика»

Знать:

  • основные методы и средства эффективной разработки;
  • основы верификации и аттестации программного обеспечения

Стандарты в области программного обеспечения

Показатели и характеристики качества программного продукта

Виды метрик качества программного продукта

Аттестация программного продукта

Верификация программного продукта

  • основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов

Стандарты в области программного обеспечения

Показатели и характеристики качества программного продукта

Виды метрик качества программного продукта

Аттестация программного продукта

Верификация программного продукта

  • стандарты качества программного обеспечения.

Показатели и характеристики качества программного продукта

Виды метрик качества программного продукта

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Определение оцениваемых показателей  качества программного продукта

ПК 3.6 Разрабатывать технологическую документацию

Иметь практический опыт:

  • участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов

Виды работ на практике

Проектирование ПО средствами BPWin, ERWin, UML

Составление описания на программный продукт

Составление руководства пользователя

Составление руководства программиста

Составление справочного руководства на программный продукт

Уметь:

  • владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;

Тематика лабораторных/практических работ Разработка технического задания

Работа в инструментальной среде BPwin

Работа в инструментальной среде ERwin

Разработка UML диаграмм

Разработка руководства пользователя

Разработка руководства программиста

Составление сетевого графика выполнения работ

Знать:

  • основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
  • основы верификации и аттестации программного обеспечения
  • принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения
  • методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения
  • методы и средства разработки программной документации

Перечень тем, включенных в МДК

Анализы осуществимости и исходные заявки;

Спецификации требований и функций;

Проектные спецификации, спецификации программ и данных;

Планы разработки, сборки и тестирования ПО;

Планы обеспечения качества, стандарты и графики;

Защитная и текстовая информация

Распределение обязанностей в коллективе разработчиков

Распределение обязанностей в коллективе разработчиков

Графики для каждой стадии процесса разработки и отчеты об изменениях графиков

Отчеты о согласованных изменениях ПО;

Отчеты о решениях, связанных с разработкой;

Учебные руководства;

Справочные руководства и руководства пользователя;

Руководства по сопровождению ПО;

Брошюры и информационные листки, посвященные продукции

Генерация кода клиентской части с помощью ERwin.

Создание отчетов. Генерация словарей.

Создание логической модели данных.

Создание физической модели.

Этапы проектирования ИС.

Взаимосвязи между диаграммами.

Case-средства для моделирования деловых процессов. Инструментальная среда BPwin.

Самостоятельная работа

Тематика самостоятельной работы:

Распределение обязанностей в коллективе разработчиков ПП

Составление учебного руководства по применению программного продукта


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения,  дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса (модуль 33 часа)

Рабочая программа по физической культуре основана на "Федеральном Государственном Стандарте Начального Общего Образования" и предназначена для учащихся 1 класса. В рабочей программе отражены нор...

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса (модуль 34 часов)

Рабочая программа по физической культуре основана на "Федеральном Государственном Стандарте Начального Общего Образования" и предназначена для учащихся 2 класса. В рабочей программе отражены нор...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса (модуль 68 часов)

Рабочая программа по физической культуре основана на "Федеральном Государственном Стандарте Начального Общего Образования" и предназначена для учащихся 3 класса. В рабочей программе отражены нормативн...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 5 класс (с модулем по образовательной робототехнике")

Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Информатика и ИКТ" 5 класс, в которую внедрен модуль по образовательной робототехнике (на основе конструктора Lego...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03. "Участие в интеграции программных модулей". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. «Участие в интеграции программных модулей»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ" по специальности   СПО 09.02.07 Информационные системы и программир...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" на основе программного обеспечения в Autodesk Inventor.

Адаптированная программа на основе программного обеспечения в Autodesk Inventor...