Исследовательская деятельность учащихся: структура, критерии оценивая, сроки выполнения.
статья на тему

Хабиева Мария Рудольфовна

Исследовательская деятельность учащихся: структура, критерии оценивая, сроки выполнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся: структура,

 критерии оценивания, сроки выполнения.

Школа активно приобщает учащихся к азам научно-исследовательской деятельности. Эта работа осуществляется посредством  уроков,  с помощью  защиты рефератов и проектов, а также в процессе научно-образовательной и поисково-творческой деятельности.   В данной статье представлено поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры в процессе обучения основам научного исследования.

   Подготовка реферата требует активного поиска, глубокого изучения учебной и научной литературы, а также иных источников информации, значительно превышающих по объему и сложности программное содержание школьных курсов. В ходе реферирования отрабатываются умения систематизировать  материал, делать выводы, доказывать те или иные суждения и др. Однако отсутствие знаний о современных требованиях к работе над рефератом, правил по его оформлению препятствуют формированию элементов исследовательской культуры учащихся.  

    Задачи учебного заведения научить школьников:  формировать умения пользоваться материалами из фондов библиотек, архивов, музеев и современными информационными технологиями для поиска информации, необходимой для подготовки реферата; систематизировать и структурировать информационный материал по определенной проблеме, аргументировать свою позицию; развивать навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед аудиторией

Рекомендации по подготовке и оформлению ученического реферата

Реферат (от. лат. «сообщаю») — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по определенной теме. Ученический реферат — это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной проблемы, темы. Реферат должен соответствовать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению.        Из названия темы реферата должно быть ясно, что является конкретным предметом  изучения, каковы хронологические рамки рассматриваемого периода.         

Независимо от темы реферат предполагает четкую и обоснованную структуру, включающую такие элементы: оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и источников. Возможно наличие приложений.

Предварительный обзор литературы поможет получить общее представление относительно объема,  последовательности предстоящей работы и составить  план будущего реферата. Можно рекомендовать начать изучать проблему с общих работ,  вышедших в последние годы: в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем  просматриваются материалы, изданные ранее.

Следует помнить, что научные исследования в области гуманитарных наук  насыщены словесными доказательствами, сравнениями, интерпретациями фактов, поэтому установить объективность данных позволит анализ позиции автора. Если выявится противоречивая  информация, возможно изложить разные сведения, признать одни мнения спорными, а правоту других попытаться аргументировать, обосновать собственную позицию. Проблемно организованное изложение гораздо предпочтительнее описательности. При этом сформулированные выводы  должны опираться на фактический материал.

 Обязательно нужно правильно оформлять сноски (ссылки). В них указываются фамилия и инициалы автора, название книги, ее выходные данные (место, название издательства, год издания), том, часть, страница. Если речь идет о статье, то  сообщается еще название журнала (сборника), год и номер издания. При ссылке на используемый,  но не воспроизводимый дословно текст пишется «См.: », после чего приводятся  данные об источнике. При многократных ссылках на одни и те же источники их названия полностью не повторяются, а заменяются условными сокращениями: «Указ. соч.»; если ссылка повторяется на одной и той же странице реферата ставится: «Там же.»  или  2Там же. — С. 52. В случае вторичного (двойного) цитирования необходимо давать ссылку на то издание, откуда взята цитата. Если   используются ранее опубликованные архивные данные,  дается сноска на  источник сведений, а не на архивы. Сноски на литературу, с которой автор реферата сам не работал, не допускаются.        

Объем реферата — примерно 20—25 печатных машинописных страниц через два межстрочных интервала или полуторный интервал на компьютере (размер шрифта 12 или 14). На стандартной странице размещается 28—30 строк, включая подстрочные примечания (сноски). Сокращения в тексте не разрешаются.

Текст должен быть разделен на логические части — абзацы, которые облегчают восприятие текста. Каждый новый абзац  начинается с красной строки за счет отступа в 5 ударов. Все заголовки располагаются симметрично относительно краев страницы без точки в конце. Пишутся они прописными буквами. Каждая новая глава, а также введение, заключение, список  литературы  располагаются на новой странице.  Страницы нумеруются, начиная со второй, арабскими цифрами (2, 3, 4…)   вверху в центре. Текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4, с полями слева 2,5 —  3 см, сверху и снизу —  2 см, справа — до 1 см. Листы  скрепляются слева.

На титульном листе (обложке реферата) указываются: полное название образовательного учреждения;   полная   тема (без кавычек и точки в конце);  фамилия, имя автора работы; класс (группа); фамилия, имя, отчество преподавателя, консультанта; указывается место и год выполнения без слова «год».  

   Далее располагается оглавление (содержание) с указанием страниц, с которых начинаются перечисленные главы, параграфы. Заголовки соединяются с соответствующими номерами страниц отточием. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и параграфов в тексте, быть краткими и понятными.  

Повысить уровень работы, более полно раскрыть тему и дополнить текст реферата помогают копии документов, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.д. — то, что составит приложение. При этом недопустимо прилагать вырезки, сделанные из книг, журналов (делаются их ксерокопии либо материал переписывается, перерисовывается с указанием «ксерокопировано с …», «перерисовано с…»). Приложение должно иметь название, пояснительную подпись и   может располагаться  как в  основной части, так и в конце всей работы, но  в общий постраничный объем  реферата  не включается.

Завершает работу список использованной литературы. Он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора  их названия располагаются по годам изданий. Можно   представить   список по двум разделам: сначала называются первоисточники, затем — вся остальная литература. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Изданные на иностранном языке источники  перечисляются в конце всего списка.

        Язык реферата должен быть простым, понятным. Стиль письменной научной речи  — это безличный монолог,  и вполне допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд…». В качестве языковых средств связи  в тексте широко используются такие выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…,   во-первых… и т. п. Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Язык и стиль  подготовленной работы лучше всего позволяют судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста не следует жалеть времени.

Основные ожидаемые  результаты обучения: учащиеся смогут формулировать цели и задачи исследования; интерпретировать  различные источники информации, делать обоснованные выводы, обобщать, оформлять в форме реферата и публично представлять результаты учебно-исследовательской деятельности.

     Основной формой контроля освоения учащимися содержания курса является подготовка реферата и его защита, а также  взаиморецензирование и оппонирование.

Критерии оценивания исследовательских работ

учащихся 8-11 классов Международной гимназии «Ольгино»

Работа не допускается к защите, если объем плагиата более 50%.

Защита работы успешная, если учащийся суммарно набрал:

8-9 класс – 14 баллов

10-11 класс – 18 баллов

За исследовательскую работу учащиеся могут получить максимум 27 баллов.

Баллы суммируются по следующим разделам:

Содержание работы – максимум 10 баллов (ставит руководитель)

0 – 4 балла

Работа не зачтена. Учащийся не смог раскрыть проблему (тему)

5 – 6 баллов

Учащийся рассмотрел или не все аспекты проблемы, или использовал в раскрытии проблемы недостаточное количество материала, или учащийся не смог четко сформулировать цель, задачи, вывод.

Существенное непонимание проблемы

7 – 8 баллов

Работа имеет недочеты: грамотность, логика изложения, не выдержана стилистика, небольшие недочеты в обоснованности и аргументации.

9 – 10 баллов

Работа соответствует теме, полностью раскрыта, логично изложена, актуально и убедительно представлен материал, языковая выразительность, грамотная стилистика, правильно сделаны выводы.

Защита работы – максимум 10 баллов (ставит комиссия)

Учащийся четко сформулировал:

Актуальность

1 балл

Цели и задачи

1 балл

Освещение библиографии

1 балл

Раскрытие содержания

3 балла

Вывод

2 балла

Культура речи

2 балла

Оформление работы – максимум 3 балла

Презентация – максимум 2 балла

Активность на защите (вопросы другим учащимся) – максимум 2 балла

Этапы выполнения  научно-исследовательских работ

Сроки выполнения работы

11 классы,

факультеты

Лихачевские  чтения

8-10 классы

Сроки сдачи отчета

сентябрь

1.Выбор темы

2.Постановка цели,задач

3.Составление плана

1.Выбор темы

2.Постановка цели,задач

3.Составление плана

Посещение занятий по исследовательской деятельности. Выбор предмета и темы.

27-30 сентября.

Список учащихся и темы

октябрь

Работа с литературой.

Написать введение +

1 глава или части глав

Работа с литературой.

Написать введение + 1 глава или части глав

1.Постановка цели, задач

2.Составление плана.

3.Работа с литературой

1-5 ноября

Отчет по форме

ноябрь

Работа выполнена

 на 90%

Работа выполнена

 на 100%

Написать введение + 1 глава или части глав

28.11-03.12

Отчет по форме

Декабрь

Оформление работы.

20 декабря -защита

Оформление работы.

20 декабря -защита

Работа выполнена

на 50 %

16-18 декабря

Отчет по форме

Январь -февраль

___________________

_________________

Работа над главами и выводом. Оформление работы

29-31 января

3-5 марта

Отчет по форме

Март

14 марта -защита

_________

Апрель

Конференция

Конференция

Конференция

22 апеля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Исследовательскя деятельность учащихся при выполнении лабораторных работ 4 типа

Уровень самостятельности при выполнении лабораторных работ - копирование....

Презентация по технологии "Исследовательская деятельность учащихся при выполнении проекта "Моя комната - мой мир"

В этой презентации представлен проект ученицы на тему "Моя комната-мой мир"...