Проектирование учебного занятия по ПМ 03. Производство колбасных изделий, копченых изделий и полуфабрикатов в режиме информационных технологий
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Гурылёва Оксана Алексеевна

Использование информационных технологий в образовании позволяет решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения.Информационные технологии при организации учебно-воспитательной работы позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к творчеству, стимулирует познавательную активность студентов.Профессиональные знания, полученные студентами при использовании компьютерных технологий, дадут возможность применять их в профессиональной деятельности, следствием чего служит наиболее полная реализация возможностей каждого студента, его конкурентоспособность на рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

 «Проектирование учебного занятия по ПМ 03. «Технология производства колбасных изделий» в режиме информационных технологий»

по модулю вариативной части куров повышения квалификации по ИОЧ

«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»

Сроки обучения: с 10.11. по 14.11.2014 года

Выполнила        :  Гурылева Оксана Алексеевна

                         ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»

                                                         Сергиевского района Самарской области

        2014 г.

Введение

  Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

   Информационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых для сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, распространения информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.

   Необходимость использования информационных технологий в профессиональном образовании диктуется несколькими обстоятельствами. В современных условиях традиционные формы и методы профессионального обучения недостаточно эффективны. Использование информационных технологий в образовании позволяет решать новые дидактические задачи, обеспечивает повышение качества и эффективности обучения.

Информационные технологии при организации учебно-воспитательной работы позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, а это повышает интерес к творчеству, стимулирует познавательную активность студентов.

Применение информационных технологий может позитивно сказаться сразу нескольких аспектах учебного процесса:

-стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;

-повысить мотивацию студентов;

-помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания;

-развить у студентов более глубокий подход к обучению и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания дисциплины;

-усиление прикладной направленности обучения;

-формирование информационной культуры студентов,

-возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей,

- формирование значимых ключевых профессиональных компетенций

   Профессиональные знания, полученные студентами при использовании компьютерных технологий, дадут возможность применять их в профессиональной деятельности, следствием чего служит наиболее полная реализация возможностей каждого студента, его конкурентоспособность на рынке труда.

Существующие недостатки  и проблемы применения информационных технологий

  -Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы представления информации отвлекают пользователя от изучаемого материала, рассеивая его внимание. Большие объемы информации, представляемые мультимедиа, также могут отвлекать внимание студентов.

-  Кратковременная память человека обладает ограниченными возможностями; как правило, обыкновенный человек способен оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда студенту демонстрируют мультимедийную информацию одновременно нескольких типов, его может отвлечь желание уследить за другими, в результате чего нарушается целостность усвоения учебного материала.

- Отсутствие выборочной обратной связи. Уровень большинства мультимедийных программ по-прежнему остается очень низким. Мультимедийным программам далеко до уровня взаимодействия между людьми. Возможности обратной связи с пользователем в обучающих приложениях весьма ограничены. Компьютеры не могут заменить личного общения с преподавателем, они лишь расширяют его возможности. Как правило, обратная связь большинства приложений ограничивается контролем правильности ответов учащихся. Мультимедиа-приложения неспособны определить индивидуальные потребности или особенности обучаемого, поэтому они не могут реагировать подобно преподавателю.

  - Отсутствие навыков у обучаемых и преподавателя.

- Сложность создания материалов. Создание аудио-, видео- и графических материалов для мультимедийных приложений намного сложнее и дороже, чем подготовка обычного учебника.

- Технические сложности. Программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено. Мультимедийные приложения предъявляют более высокие системные требования, чем простые офисные программы.

  Но, я считаю, что эти проблемы не слишком существенны. Больше всего, конечно, возможностей использования ИТ в образовательном процессе.

   

Использование мультимедийной презентации на занятиях специальных дисциплин

    В своей работе я считаю оптимальным использование мультимедийных презентаций созданных в редакторе Power Point. Данный выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью.

Мультимедийные продукты предоставляют следующие возможности для повышения эффективности процесса обучения:

-одновременно использовать несколько каналов восприятия в процессе обучения, что позволяет достичь интеграции информации, доставляемой различными органами чувств;

-имитировать эксперименты и сложные реальные ситуации;

-визуализировать абстрактную информацию и динамические процессы;

-развивать когнитивные структуры, сводить изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст и формировать системную интерпретацию изучаемого материала студентом.

    Применение компьютерных презентаций позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Мультимедийный проектор позволяет сделать это быстро, заменяя один кадр другим, возвращаясь к ранее просмотренному и т.д. Значительные размеры изображения на экране дают возможность детально рассмотреть каждый элемент.  Например,  в рамках раздела ПМ 03. «Технология колбасных изделий» студенты  изучают технологические процессы производства различных видов колбасных изделий. И создание презентации позволяет успешно ознакомиться и наглядно продемонстрировать их.

  Кроме того, учащимся предлагается самостоятельно использовать редактор для создания собственных проектов технологии производства.

  Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики. Составление проектов более глубоко изучать технологические процессы, дает возможность студентам постоянно пополнять свои знания и рационально использовать время для занятий. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  студента логическое мышление, формирует основные знания и навыки.

Этапы использования мультимедийных технологий в учебном процессе:

1 этап. Выявление учебного материала, требующего компьютерной поддержки.

2 этап. Подбор и создание информационных продуктов (создание презентаций);

3 этап. Применение созданных и подобранных информационных продуктов

(проведение медиауроков, применение мультимедийных продуктов);

4 этап. Анализ эффективности использования   (изучение динамики успеваемости и качества знаний)  

    Мультимедийную презентацию можно  использовать на всех этапах урока, определяя оптимальный для данной группы учащихся темп подачи информации и ее последовательность.   Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1.  При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.  В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений. Презентации применяются для создания на уроке проблемной ситуации, руководства самостоятельной работой, повторения материала и т.д.    

2.  При закреплении новой темы.

3.  Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для преподпаптеля – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4.  Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам, курсовой работе.

5.  При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

по ПМ 03. Технология производства колбасных изделий

  для студентов 3 курса специальности 19.08.02 Технология мяса и мясных продуктов

Тема

Технология производства вареных колбасных изделий

Цели занятия

а) образовательная: изучить требования действующих стандартов к качеству вареных колбасных изделий; режимы технологических процессов производства колбасных изделий;

б) развивающая:    развитие  аналитических и творческих способностей студентов применительно к теме. Формирование ключевых профессиональных компетенций.

в) воспитательная: воспитание самостоятельной и творческой личности; воспитание чувства ответственности за свое профессиональное развитие; привитие любви к избранной профессии

Вид и тип занятия

Урок усвоения новых знаний

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие: Биохимия мяса и мясных продуктов, ПМ.01. Убой и первичная переработка скота, птицы и кроликов, ПМ.02. Обработка продуктов убоя.

Обеспечиваемые: ПМ.04. Рабочая профессия «Обвальщик и жиловщик мяса»

Оборудование

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, тесты проблемные ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элем.

урока

Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения

План.

время

(мин)

1

 Организация занятия: взаимное приветствие;  определение отсутствующих (перекличка), проверка готовности студентов и аудитории к занятию; организация внимания.                                                                          

3

2.

Сообщение темы, постановка целей и разъяснение задач                

предстоящего занятия (метод – объяснение)

2

3.

Мотивация темы (метод- рассказ)  

1

4.

Изложение нового материала:

  1. Технологические операции производства вареных колбас (методы –  демонстрация презентации, рассказ, беседа).
  2. Проведение технологических операций производства сосисок (методы – демонстрация презентации, видеосюжета, рассказ, беседа).
  3. Особенности технологии производства сарделек (методы – демонстрация презентации, рассказ, беседа).

46

5.

Закрепление изученного материала:

  1. Работа в малых  группах по  составлению технологических схем производства различных видов вареных колбасных изделий (метод -  групповая практическая работа)

20

6

 Оценка выполненной работы и подведение итогов занятия:

- анализ выполнения практической работы (метод – демонстрация, рассказ, беседа)

- рефлексия (метод – эвристическая беседа)

14

7.

 Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время. (Метод – рассказ).

 Проработать конспект, составить мультимедийную презентацию по пройденному материалу, согласно индивидуального задания.

1

Методика проведения занятия

   1. Организационная часть занятия призвана обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить студентов к общению и предстоящему занятию. Этот этап формирует умение мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинает закладываться характер взаимоотношений преподавателя и студента.

  Приветствие – это начало общения преподавателя и студента, первый шаг к сотрудничеству, оно должно выражать уважение, симпатию, желание добра друг к другу.

   Определение отсутствующих – главное не в том, чтобы узнать, кого из студентов на занятии, а сформулировать позицию к факту отсутствия того или иного студента.

   Проверка готовности студентов к занятию – преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, их рабочую позу, состояние рабочего места.  Проверка готовности аудитории к занятию – рабочее место преподавателя, классное помещение должно отвечать санитарным требованиям, иметь эстетический вид.

  Организация внимания –  установление четкой грани, отделяющей перемену от урока, создание психологической ситуации быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия.

2. Сообщение темы, постановка целей и разъяснение задач предстоящего занятия.

   Преподаватель сообщает тему  занятия, объясняет его цели и задачи, тем самым, показывая  значимость изучаемого учебного материала и понимание его студентами. Студенты должны представлять чему они должны научиться, какими  профессиональными компетенциями должны овладеть в ходе занятия.

3. Мотивация темы.

   Данный структурный элемент направлен на вовлечение студентов в учебный процесс, заинтересованности студентов к освоению навыков. Во вводно-мотивационной части преподаватель объясняет, зачем нужно изучать материал учебного занятия. При этом он поясняет студентам связь цели занятия с целью обучения в целом по курсу. Преподаватель описывает те профессиональные действия, при выполнении которых понадобятся знания и умения, полученные на  занятии. Студенты осмысливают полученную информацию («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

4.Изложение нового материала

  В ходе изложения нового материала, преподаватель демонстрирует мультимедийную презентацию «Производство вареных колбасных изделий». На слайдах наглядно представлен технологический процесс, его описание. Студенты синтезируют полученную информацию, обосновывают методы и способы производства вареных колбасных изделий, что способствует формированию ПК.

5.Закрепление

  На данном этапе студенты работают в группах, выполняя практическое задание по составлению технологической схемы. При этом они следуют четкому алгоритму, что развивает у студентов технологическую компетентность.  Так же, студенты активно взаимодействуют друг с другом для решения общей задачи, что способствует развитию социально-коммуникативной компетенции.    

 6. Оценка выполненной работы и подведение итогов занятия

  Представители из каждой группы поочередно демонстрируют  составленные схемы, то есть студенты демонстрируют результаты своей совместной работы, проводят анализ, отвечают на вопросы студентов и преподавателя, высказывают свою точку зрения в публичном выступлении, что способствует формированию социально-коммуникативной компетенции.  

  Систематизация и анализ студентом информации в рамках самостоятельно избранной структуры, сделанные обобщение и выводы на основе предоставленных данных способствуют формированию компетенции - использование информационно-коммуникативных технологии в профессиональной деятельности.

   Так же студенты в ходе  анализа составленных схем, находят противоречия,   выявляют проблемы, с которыми им придется столкнуться по роду своей профессиональной деятельности, планируют и организовывают деятельность по их решению, анализируют результаты собственной деятельности, что способствует формированию компетенции – готовность к разрешению проблем.

   Кроме того, происходит взаимодействие участников образовательного процесса на основе сотрудничества, при которой происходит снижение поведенческой активности преподавателя и перераспределение активности от педагога к студентам. Преподавателя выступает не как “транслятор знаний”, а как “организатор образовательной среды”.

  В процессе рефлексии, студенты отвечают на вопросы преподавателя: что я узнал нового на занятии? и т.п., тем самым прослеживается уровень усвоения изученного материала на уроке.

  После беседы производится выставление оценок студентам с учетом рейтинговой самооценки.

  • Индивидуальная оценка студенту за урок выставляется преподавателем с учетом рейтинговой самооценки студентов и вышеперечисленных критериев.

7.Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время.

Проработать конспект, составить мультимедийную презентацию по пройденному материалу, согласно индивидуального задания.

Критерии положительного результата от использования ИТ на занятии, повышении качества учебного процесса:

-уровень усвоения изученного на уроке материала (на основе создания продукта: схемы, ответов на вопросы и др.)

-уровень познавательной активности студентов на уроке;

-Практическое применение полученных знаний в различных учебных ситуациях (в групповой работе по составлению схем)

Опыт использования мультимедийных технологий показывает:

-  повышается интерес студентов к работе и их активность;

- развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;

- преподаватель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

Литература:

  • Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. Самара: Изд-во ЦПО, 2007.
  • Воронцов А.В. Современное образование: от знаниевого к компетентностному подходу.– Самара, “Региональный социопсихологический центр”, 2005.
  • Овчаров А.В. Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий. aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
  • Окопелов О. П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве. Информатика и образование, 2001. №3