Формирование у обучающихся потребности в овладении новыми знаниями
статья на тему

Балакина Наталья Михайловна

Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывается, в сущности, и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие обучающихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся потребности

в овладении новыми знаниями

(из опыта работы)

Балакина Н. М.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ №7 г. Ленинск-Кузнецкий


Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывается, в сущности, и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие обучающихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования».
Несколько в иной форме эту же мысль выражал известный психолог и педагог Л.В. Занков: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству».
Но когда же обучающийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству? Тогда, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым, материалом. В этом отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик – это не сосуд, которым нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Как же нужно формировать у обучающихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?
На формирование у обучающихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у обучающихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М.А. Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой, учения, познавательной активности обучающихся.
Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у обучающихся потребность в учении?
Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает обучающихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и обучающиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.
Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к обучающимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у обучающихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутреннее противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и обучающимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого методические приемы обучения: на своих уроках я использую наглядные пособий, ИКТ, в процессе изложения нового материала привожу яркие примеры и факты, создаю проблемные ситуации, возбуждающие у обучающихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения. Очень важно умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума, поэтому во время урока использую афоризмы известных ученых и писателей. Домашнее задание задаю часто по группам с самостоятельным поиском учебного материала.
Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность обучающихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый обучающийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, то у обучающихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет своей педагогической актуальности мысль Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

    Из собственной практики заметила, что даже совместные праздники, экскурсии, организованные в классе, стимулируют  познавательную активность обучающихся, способствуют улучшению микроклимата в классном коллективе. Ребята всегда помогают друг другу выполнить домашнее задание, составить карточки по трудным темам, подготовить сообщение к уроку.  
Следовательно, нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

«Формирование универсальных учебных действий как cпособ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся »

Доклад на данную тему актуален в рамках   внедрения ФГОС.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспеч...

Доклад на МО : "Формирование у обучающихся потребности в овладении новыми знаниями"

Доклад на МО : "Формирование у обучающихся потребности  в овладении новыми знаниями"...

Здоровьесберегающие технологии лицея-интерната по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни

В статье рассмотрены примеры здоровьесберегающих технологий, применяемые в лице-интернате. Рассмотрены вопросы по привитию обучающимся потребности в здоровом образе жизни....

Формирование у обучающихся потребности к пополнению знаний.

В процессе преподавания  математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов и формирование у обучающихся потребности к пополнению знаний.Для этого...

Формирование мотивации обучающихся- условие повышения качества знаний.

Материал предоставлен для выступления на педогогическом совете....

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке

Формирование УУД на примере раздела Деревообработка в 6 классе...