Спецкурс "Семейный лад"
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Данная программа направлена на поэтапное освоение подростками культурно-исторического наследия малой Родины, высоких духовно-нравственных качеств. Рассчитана на обучающихся 10-11 лет, состоит из 34 занятий.
Комплексная программа обеспечивает единство двух компонентов: образовательного и практико-деятельного.
Образовательный процесс отличает и его открытый характер, так как он предлагает связь с учреждениями культуры, общественными организациями и объединениями.
Цель программы: воспитание детей на русских духовно-нравственных традициях, творческое развитие личности учащихся, приобщение к истинно русским народным промыслам, воспитание любви и интереса к своей малой Родине, её прошлому, к истории своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спецкурс "Семейный лад" 5 класс | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждена
Директор школы
___________________Т.В. Толмачева
Приказ от «29» августа 2014 года
№149
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спецкурса «Семейный лад»
( 5 класс)
Срок реализации 2014-2015 учебный год
Составлена на основе авторской программы Н.П. Панченко (калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 5/составитель С.В. Хохлова; под ред. С.В. Адаменко. – М. 2006)
Рабочую программу составила
Сыч Наталья Ивановна
учитель русского языка и литературы
1 категории
МКОУ СОШ №3
2014г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на поэтапное освоение подростками культурно-исторического наследия малой Родины, высоких духовно-нравственных качеств. Рассчитана на обучающихся 10-11 лет, состоит из 34 занятий.
Комплексная программа обеспечивает единство двух компонентов: образовательного и практико-деятельного.
Образовательный процесс отличает и его открытый характер, так как он предлагает связь с учреждениями культуры, общественными организациями и объединениями.
Цель программы: воспитание детей на русских духовно-нравственных традициях, творческое развитие личности учащихся, приобщение к истинно русским народным промыслам, воспитание любви и интереса к своей малой Родине, её прошлому, к истории своей семьи.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
Обучающие:
- расширить и углубить знания по истории родного края;
Развивающие:
- создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-психологического, творческого потенциала;
- способствовать развитию детской инициативы и самоуправления;
- формировать у детей положительный социальный опыт.
Воспитывающие:
- воспитание детей на русских духовно-нравственных традициях, творческое развитие личности учащихся, приобщение к истинно русским народным промыслам, воспитание любви и интереса к своей малой Родине, её прошлому, к истории своей семьи;
- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно-нравственных качеств.
Основные принципы построения программы:
Целостность — соблюдены единство обучения, воспитания, с одной стороны, и системность с другой.
Гуманизация — признания личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
Интеграция — совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчиненных одной цели и связанных между собой.
Деятельностный подход — любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.
Возрастной и индивидуальный подход — выбор форм, методов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
При реализации программы очень важным условием является сотрудничество с родителями.
Формы работы с семьей:
- консультации по решению социально-психологических проблем
- беседы;
- родительские собрания;
- совместная работа по подготовке и проведению организационно-массовых мероприятий, коллективных творческих дел:
Оценка эффективности программы.
Программой предусмотрено проведение психолого-педагогического диагностирования, позволяющего дать оценку результатам осуществляемой образовательной деятельности. Данная работа предполагает исследование социального благополучия детей, их психологического состояния, отслеживания степени усвоения знаний умений, навыков по основным дисциплинам, а также уровня воспитанности и развития психологических свойств личности.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Семья – пристанище моей души | 8 |
2 | «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» | 7 |
3 | По Заветам Отцов | 10 |
4 | Моя малая родина – мой дом родной | 9 |
Итого | 34 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Семья – пристанище моей души. (8 часов)
Моё имя. Моя семья. «Родовое предание» (составление родового древа, сбор фотографий, изучение семейного архива, о роли старых вещей в доме). Профессия моих родителей. «Любовь к отеческим гробам». Изучение семейных традиций.
Раздел 2. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит». (7 часов)
Сбор и разучивание старинных русских песен, пословиц, игр. Игрушки наших прабабушек. Игры наших прадедушек. Праздники, конкурсы, посиделки наших предков. Уроки послушания. Древние тайны Руси. Семейные встречи «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». «Уроки моей бабушки». Фронтовые дороги наших дедов.
Раздел 3. По Заветам Отцов. (10 часов)
Знаменитые русские семьи (благочестие и святость семей). Духовная жизнь царей (Ярослав Мудрый, Александр Невский, Романовы). «Слово жизни» (Заветы Владимира Мономаха, Александра Суворова, поучение Сильвестра к сыну Анфиму, наставления Ахира Премудрого, заветы моих родителей). Домострой – настольная книга. «Святое ремесло» (в мастерской иконописца). «Божественный глас колокола».
Раздел 4. Моя малая родина – мой дом родной. (9часов)
Моя станица в прошлом. Очные и заочные путешествия по святым местам. «Царство природы» (святые птицы России). «Дерево на Руси». Улица, на которой я живу. «Волшебная кисточка» (выставка рисунков, поделок).
- Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Форма | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Семья – пристанище моей души (8 часов) | ||||
1 | Моё имя | Встреча | 1 | 8.09 |
2 | Моя семья | Беседа | 1 | 15.09 |
3 | «Родовое предание» (составление родового древа, сбор фотографий, изучение семейного архива, о роли старых вещей в доме) | Исследование | 3 | 22.09 29.09 6.10 |
4 | Профессия моих родителей | Презентация | 1 | 13.10 |
5 | «Любовь к отеческим гробам». Изучение семейных традиций | Исследование | 2 | 20.10 27.10 |
Раздел 2. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» (7 часов) | ||||
6 | Сбор и разучивание старинных русских песен, пословиц, игр | Проект | 1 | 10.11 |
7 | Игрушки наших прабабушек | Презентация | 1 | 17.11 |
8 | Игры наших прадедушек. Праздники, конкурсы, посиделки наших предков | Посиделки | 1 | 24.11 |
9 | Уроки послушания | Нравственная беседа | 1 | 1.12 |
10 | Древние тайны Руси | Заочная экскурсия | 1 | 8.12 |
11 | Семейные встречи «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине» | Встреча за круглым столом | 1 | 15.12 |
12 | Фронтовые дороги наших дедов | Устный журнал | 1 | 22.12 |
Раздел 3. По Заветам Отцов (10 часов) | ||||
13 | Знаменитые русские семьи (благочестие и святость семей) | Семейные чтения | 1 | 12.01 |
14 | Духовная жизнь царей (Ярослав Мудрый, Александр Невский, Романовы) | Виртуальная экскурсия | 2 | 19.01 26.01 |
15 | «Слово жизни» (Заветы Владимира Мономаха, Александра Суворова, поучение Сильвестра к сыну Анфиму, наставления Ахира Премудрого, заветы моих родителей) | Комбинированные | 3 | 2.02 9.02 16.02 |
16 | Домострой – настольная книга | Семейные чтения | 1 | 2.03 |
17 | «Святое ремесло» (посещение храма) | Экскурсия в храм | 2 | 9.03 16.03 |
18 | Божественный глас колокола | Музыкальная страница | 1 | 23.03 |
Раздел 4. Моя малая родина – мой дом родной (9часов) | ||||
19 | Моя станица в прошлом | Презентация | 1 | 30.03 |
20 | Очные и заочные путешествия по святым местам | Экскурсия | 2 | 6.04 13.04 |
21 | «Царство природы» (святые птицы России) | Комбинированный | 1 | 20.04 |
22 | Дерево на Руси | Игра | 1 | 27.04 |
23 | Улица, на которой я живу | Устный журнал | 2 | 4.05 11.05 |
24 | Ставрополье – мой дом родной | Презентация | 1 | 18.05 |
25 | «Волшебная кисточка» (выставка рисунков, поделок) | Выставка | 1 | 25.05 |
Итого | 34 |
- Литература
- Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь.-М.1994.
- Гребенников С. Женихам – внукам от дедов наука. – М.: Фаворь,2003.
- Домострой. – М., 1999.
- Шугаев И. Брак, семья, дети… - Таллин: Талдом, 2003.
- Орехов Д. Святые источники и иконы России. – СПб., 1999. – (Серия «Исцеление души»).
- Купель. Детский православный журнал. – 1998. - №2,3,4.
- Священник Тимофей, педагог Берснева Т. Уроки здоровья и добродетели: Православный учебник для детей. – М., 1999.
- Воспитание детей// Отечник. - №2. – М., 1997.
- Воспитание школьников. – 2000. - №1; 2004. - №5; 2007.- №4.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка и литературы
от 27.08.2014 г. №1
Руководитель МО
_________________ Сыч Н.И.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Глазкова О.М.
от «29» августа 2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Протокол заседания
от «29» августа 2014 г. №1