РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
статья по теме

Сидорова Светлана Николаевна

В данном материале представлено описание основных спутниковых навигационных технологий и возможность их применения в системе автомобильного транспорта. Изложено краткое описание спутниковой навигационной системы Сlobal Positioning System (GPS) и подробное описание отечественной навигационной системы ГЛОНАСС, общие принципы функционирования диспетчерских систем, а также  мировой опыт использования системы диспетчеризации и контроля пассажирского транспорта с применением GPS/ГЛОНАСС технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РНИС111 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ»

Подготовила

преподаватель

Сидорова Светлана Николаевна

Кемерово 2014

Термины и определения

РНИС - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для получения, обработки, промежуточного хранения, маршрутизации и передачи в иные автоматизированные информационные системы телематической информации, получаемой от абонентского телематического терминала, установленного на транспортные средства или иные подвижные объекты[1];

Участники РНИС - субъекты информационного обмена, взаимодействующие в рамках обеспечения функционирования РНИС: Собственник РНИС, Оператор РНИС, Уполномоченные органы, Абонент;

Собственник РНИС - Кемеровская область в лице департамента информационных технологий Кемеровской области, являющаяся обладателем информации, содержащейся в РНИС, и аппаратно-программных средств, входящих в ее состав[4];

Оператор РНИС - организация, с которой заключено соглашение об осуществлении функций регионального оператора РНИС;

Уполномоченный орган - исполнительные органы государственной власти Кемеровской области и подведомственные им государственные учреждения и государственные унитарные предприятия; органы местного самоуправления муниципальных образований, находящиеся на территории Кемеровской области, и подведомственные им муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия; организации различных форм собственности; федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и (или) подведомственные им учреждения; физические лица, которые заключили соглашения (договоры) с Оператором РНИС на использование РНИС[3];

Владелец транспортного средства - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющиеся собственником транспортного средства или использующие его на ином законном       основании;

Абонент - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, с которым Оператор РНИС заключил договор на оказание телематических услуг связи. Абонентом также может выступать специализированная организация, осуществляющая установку, обслуживание абонентского телематического терминала на транспортное средство, а также обработку телеметрических данных (далее - специализированная организация);

Диспетчерская служба - структурное подразделение перевозчика либо юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие регистрацию и контроль за работой транспорта общего пользования в процессе осуществления им транспортного обслуживания населения;

Абонентский телематический терминал (далее - ATT) - бортовое навигационно-связное оборудование со спутниковым навигационным приемником ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемое на транспортные средства или иные подвижные объекты для передачи телематической информации[1];

Мониторинговая информация - информация, полученная в результате осуществления мониторинга транспортных средств или иных подвижных объектов, поступающая в РНИС через Оператора РНИС с ATT, установленного на транспортных средствах или иных подвижных объектах, накапливаемая в РНИС и получаемая Уполномоченными органами и Абонентами в соответствии с заключенными ими соглашениями и договорами на оказание телематических услуг связи с Оператором РНИС;

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

GPS (Global Positioning System) - глобальная система позиционирования Соединенных Штатов Америки.

Структура и состав РНИС

РНИС – единая на территории субъекта автоматизированная навигационно-информационная система.

РНИС предназначена для обеспечения безопасности перевозок, повышения качества и обеспечения контроля качества транспортных услуг, автоматизации процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом различного функционального назначения на территории Кемеровской области, информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Кемеровской области, транспортных предприятий в части принятия решений по управлению транспортным комплексом, информационного обеспечения автоматизированного центра контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) в части мониторинга перевозок пассажиров и опасных грузов, иных федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и (или) подведомственных им организаций посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий и технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на основе типовых унифицированных технических решений.

РНИС представляет собой единую автоматизированную навигационно-информационную систему Кемеровской области в состав которой входят:

-программно-аппаратный комплекс, состоящий из сервисной части общесистемного программного обеспечения;

-многофункциональное системное навигационно-геоинформационное программное обеспечение;

-автоматизированные рабочие места персонала, выполняющие мониторинг и диспетчеризацию транспортных средств.

РНИС имеет модульную структуру и включает в свой состав следующие функциональные подсистемы:

1) подсистема мониторинга и диспетчерского управления транспортными средствами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на территории Кемеровской области.

Указанная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа на территории Кемеровской области, ведения единого реестра маршрутов и остановочных пунктов на территории Кемеровской области в целях обеспечения безопасности и повышения качества перевозок пассажиров и багажа, а также повышения эффективности контроля за исполнением государственных и муниципальных контрактов по перевозке пассажиров и багажа на территории Кемеровской области[5];

2) подсистема мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозки школьников на территории Кемеровской области.

Указанная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга перевозок школьников автомобильным транспортом на территории Кемеровской области в целях обеспечения безопасности указанных перевозок;

3) подсистема мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов на территории Кемеровской области.

Указанная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов на территории Кемеровской области, в том числе для передачи мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) в целях повышения безопасности и качества указанных перевозок;

4) подсистема мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Кемеровской области.

Указанная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Кемеровской области в целях автоматизации задач планирования, контроля и управления указанными перевозками;

5) подсистема мониторинга транспортных средств жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области.

Указанная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств жилищно-коммунального хозяйства в целях автоматизации процессов управления транспортными средствами предприятий, осуществляющих производственную деятельность в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, а также контроля выполнения государственных и муниципальных контрактов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;

6)подсистема мониторинга транспортных средств скорой медицинской помощи Кемеровской области.

Указанная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств скорой медицинской помощи в целях повышения оперативности и автоматизации процессов управления бригадами станций скорой медицинской помощи;

7) подсистема мониторинга транспортных средств, закрепленных в установленном порядке за органами исполнительной власти Кемеровской области, подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями и органами местного самоуправления муниципальных образований, подведомственными им муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, находящимися на территории Кемеровской области.

Указанная подсистема предназначена для осуществления автоматизированного дистанционного мониторинга транспортных средств, закрепленных в установленном порядке за органами исполнительной власти Кемеровской области, подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями и органами местного самоуправления муниципальных образований подведомственными им муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, находящимися на территории Кемеровской области, в целях обеспечения контроля передвижения указанных транспортных средств[4];

8) геоинформационная подсистема.

Указанная подсистема предназначена для отображения на основе электронных карт природно-географических, социально-демографических, экономических и других характеристик территории, местонахождение транспортного средства, в отношении которого осуществляется мониторинг;

9) иные подсистемы (включаются по мере надобности).

Цели и задачи создания РНИС

Основными целями создания РНИС являются:

-обеспечение безопасности перевозок на территории Кемеровской области;

- повышение качества транспортных услуг, предоставляемых на территории Кемеровской области;

- повышение эффективности контроля качества транспортных услуг, предоставляемых на территории Кемеровской области;

- повышение экономической эффективности эксплуатации автомобильного транспорта различного назначения на территории Кемеровской области;

- повышение эффективности процессов управления транспортным комплексом на территории Кемеровской области;

- широкомасштабное внедрение технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на территории Кемеровской области;

- создание единого навигационно-информационного пространства на территории Кемеровской области, интегрированного в российское и международное навигационно-информационное пространство.

В рамках достижения целей создания РНИС обеспечивает решение следующих основных задач:

- осуществление мониторинга транспортных средств, подключенных к РНИС;

- взаимодействие с диспетчерскими центрами и пунктами служб экстренного реагирования, системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Кемеровской области;

- обеспечение информационного взаимодействия с существующими и вновь создаваемыми навигационно-информационными системами на территории Кемеровской области;

- обеспечение взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора);

- расширение спектра услуг в области навигационно-информационных технологий и повышения их качества для различных категорий потребителей на территории Кемеровской области;

- обеспечение применения унифицированных подходов и решений в сфере внедрения и использования технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС, в том числе при создании систем мониторинга и управления автомобильным транспортом на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на территории Кемеровской области.

Порядок создания и функционирования РНИС

В процессе функционирования и использования РНИС участниками информационного взаимодействия являются:

- оператор РНИС;

- обладатель информации, содержащейся в РНИС;

- пользователи РНИС.

Оператор РНИС обеспечивает бесперебойное функционирование РНИС и осуществляет ее эксплуатацию; предотвращает несанкционированный доступ к информационным ресурсам РНИС и (или) передачу информации, содержащейся в РНИС, лицам, не имеющим права на доступ к такой информации; обеспечивает защиту информации в РНИС; оказывает техническую поддержку пользователям РНИС[2].

Обладателями информации и (или) пользователями РНИС являются:

1) исполнительные органы государственной власти Кемеровской области и подведомственные им государственные учреждения и государственные унитарные предприятия;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Кемеровской области, и подведомственные им муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия;

3) организации различных форм собственности;

4) федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и (или) подведомственные им учреждения;

5) физические лица.

Использование РНИС осуществляется на основании соглашения между оператором РНИС и пользователями.

В процессе функционирования РНИС обеспечивает пользователей необходимыми и достоверными данными для осуществления мониторинга текущей ситуации дорожно-транспортного комплекса Кемеровской области и оперативного принятия управленческих решений в области дорожного хозяйства и транспортного обслуживания населения на территории Кемеровской области.

Расходы, связанные с созданием и функционированием РНИС, осуществляются за счет средств бюджета Кемеровской области, а также за счет иных не запрещенных законом источников.

Порядок подключения к РНИС

На транспортное средство устанавливается ATT. Поставка, установка и монтаж ATT производятся как собственными силами владельца транспортного средства, так и сторонней организацией.

К установленному ATT подключается дополнительное оборудование, устанавливаемое на транспортное средство как собственными силами владельца транспортного средства, так и сторонней организацией (кнопка подачи сигнала тревоги, средство организации голосовой связи с диспетчером, средство фотовидеосъемки, информационный дисплей, цифровые и аналоговые контрольные датчики и другие). Минимальный набор дополнительного оборудования установлен Приказом Минтранса России от 31.07.2012 № 285. Полный перечень дополнительного оборудования определяется исходя из технических возможностей установленного ATT и потребностей владельца транспортного средства.

После установки ATT владелец транспортного средства заполняет заявление на подключение к РНИС на каждое транспортное средство в электронном виде, зарегистрировавшись в личном кабинете на сайте Оператора РНИС. Проверка наличия в заявлении необходимых документов и их соответствия установленным требованиям осуществляется Оператором РНИС в течение 10 рабочих дней с даты поступления и регистрации заявления.

После проверки заявления Оператор РНИС выдает технические условия для подключения ATT к РНИС.

В случае невыполнения технических условий, Оператором РНИС направляется владельцу транспортного средства уведомление о невозможности подключения в связи с несоответствием оборудования Приказу Минтранса России от 31.07.2012 № 285. Данную информацию Оператор РНИС также передает в Ространснадзор по Кемеровской области в электронном виде[3].

В случае соответствия ATT техническим условиям в течение 5 рабочих дней Оператором РНИС направляется владельцу транспортного средства проект договора о взаимодействии и информационном обмене в сфере навигационной деятельности.

После подписания договора Оператор РНИС подключает ATT владельца транспортного средства к РНИС и производит процедуру его регистрации в течение 10 рабочих дней.

После подключения и регистрации ATT Оператор РНИС передает заявление владельца транспортного средства и информацию о подключении ATT в электронном виде в Ространснадзор по Кемеровской области для выдачи документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Принцип работы РНИС

В штатном режиме работы с ATT Абонентов информация передается в режиме реального времени напрямую либо по протоколам межсерверного обмена через специализированные организации на телематические сервера РНИС (параметры движения, состояние контрольных датчиков, установленных на транспортное средство, навигационные отметки и др.).

Информация отражается в реальном масштабе времени непосредственно на электронных картах.

Вся переданная от ATT информация автоматически документируется в базах данных РНИС и может использоваться для хранения, последующей обработки и/или дальнейшей передачи в иные автоматизированные навигационно-информационные системы, в том числе в Ространснадзор по Кемеровской области, автоматизированный центр контроля и надзора Ространснадзора (далее - АЦКН), а также Уполномоченным органам и Абонентам на основании и условиях заключенных соглашений и договоров. Подключение, прием и передача электронных телематических данных от ATT в РНИС осуществляются на основании договора на оказание услуг в сфере навигационной деятельности между Оператором РНИС и Абонентом на платной основе.

Предоставление услуг Уполномоченному органу осуществляется безвозмездно на основании подписанных трехсторонних соглашений с Собственником РНИС и Оператором РНИС.

Функциональные возможности

1. Автоматизация и диспетчеризация деятельности в сфере пассажирских перевозок.

2. Стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и оперативное планирование работы транспортного комплекса в сфере пассажирских перевозок.

3. Оперативное управление и контроль маршрутизированного транспорта.

4.Оперативное управление и контроль немаршрутизированного транспорта.

5. Мониторинг, контроль и анализ выполнения государственных и муниципальных контрактов в сфере пассажирских перевозок.

6. Мониторинг и контроль текущего местоположения и состояния транспортных средств в разрезах предприятий и видов транспорта.

7. Контроль и анализ пассажиропотоков.

8. Мониторинг, контроль и анализ качества транспортного обслуживания населения.

9. Контроль безопасности эксплуатации пассажирского транспорта.

10. Автоматизированный учет транспортной работы.

11. Накопление, анализ и обобщение информации о движении и состоянии пассажирского транспорта в режиме реального времени.

12. Получение и формирование отчетов по транспортным предприятиям и по транспортному комплексу в целом.

Основные элементы

Система состоит из следующих основных элементов:

- аппаратно-программный комплекс автоматизированного управления пассажирскими перевозками муниципальных образований Кемеровской области:

- пользовательская (клиентская) часть автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) специалистов и руководителей;

- подсистема информирования пассажиров;

- подсистема мониторинга пассажиропотоков;

- комплекты бортового навигационно-связного оборудования.

Система обеспечивает:

- осуществление соединения и двусторонней передачи данных между абонентскими терминалами, устанавливаемыми на контролируемых транспортных средствах, и аппаратно-программным комплексом;

- прием, обработку и хранение навигационной и телеметрической информации, текстовых сообщений и автоматических подтверждений выполнения исполнительных команд оперативного управления, поступающих от абонентских терминалов, устанавливаемых на транспортных средствах;

- передачу (маршрутизацию) текущей (архивной) навигационной и телеметрической информации;

- прием и обработку поступающих от пользователей АРМ текстовых сообщений и исполнительных команд оперативного управления;

- отправку (маршрутизацию) на абонентские терминалы поступивших от пользователей АРМ текстовых сообщений и исполнительных команд оперативного управления;

- взаимодействие с программными платформами сторонних производителей с целью получения навигационной и телеметрической информации от абонентских терминалов, обслуживаемых программными платформами этих производителей.

Виды (подсистемы) РНИС.

Аппаратно-программный комплекс автоматизированного управления пассажирскими перевозками  муниципальных образований Кемеровской области обеспечивает выполнение следующих функций[4]:

- технологическая подготовка цикла управления;

- формирование и ведение геоинформационной базы данных;

- ведение пользовательских справочников по транспортным предприятиям;

- оперативное планирование;

- оперативный контроль и анализ маршрутизированного движения;

- оперативный мониторинг нарушений маршрутизированного движения;

-оперативное регулирование маршрутизированного движения;

- получение оперативных справок;

- получение отчетных форм по транспортным предприятиям и по транспортному комплексу в целом;

- получение отчетных форм о работе диспетчеров системы;

- управление каналами беспроводной связи (GSM/GPRS/SMS), взаимодействие с телематическим сервером, сбор и накопление навигационной информации и телематических данных;

- информационно-технологическое обеспечение для сменно-суточного планирования и навигационного контроля пассажирских перевозок, ведение нормативно-справочной информации;

- управление электронной видеограммой (картой) местности;

- диспетчерский контроль и управление пассажирскими перевозками муниципального образования Кемеровской области;

- формирование и выдача отчетных форм о работе системы за любой отчетный период и в режиме реального времени.

В программном комплексе предусмотрены следующие типовые конфигурации АРМ:

- АРМ диспетчера;

- АРМ аналитика;

- АРМ технолога;

АРМ диспетчера

АРМ диспетчера предназначен для автоматизации функций оперативного диспетчерского управления пассажирскими перевозками.

Функции АРМ диспетчера:

  1. Оперативное планирование: формирование и корректировка расписания на оперативные сутки по предприятиям и видам транспорта.
  2. Оперативный контроль и анализ маршрутизированного движения:

- контроль выпуска транспортного средства на линию;

- контроль выполнения плана по рейсам;

- контроль интервалов движения на маршрутах;  

- контроль регулярности маршрутизированного движения транспортных средств;  

- визуальный контроль ситуации на маршруте в целом или по выбранными транспортными средствами;

- контроль регулярности маршрутизированного движения транспортных средств;  

- запрос водителя (водителей), ведение и запись голосовых переговоров с целью уточнения  ситуации на маршруте;

- формирование и передача на информационный дисплей водителям текстовых сообщений в индивидуальном, групповом и циркулярном режимах;

- прием и обработка текстовых формализованных запросов водителей;

- формирование и передача на бортовое навигационно-связное оборудование (далее - БНСО) транспортного средства  текстовых сообщений;

- контроль возникновения чрезвычайных ситуации (криминальные ситуации, дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП), терроризм);

- получение оперативной информации по анализу своевременности открытия движения на маршруте;

- получение оперативной информации для анализа ситуации по выходу транспортных средств на линию;

- получение и анализ оперативных отчетных форм.

  1. Оперативный мониторинг нарушений маршрутизированного движения:

- контроль транспортных средств, открывающих движение на маршруте;

- контроль выхода транспортного средства непосредственно на линию;

- контроль возможного схода транспортного средства с маршрута;

- мониторинг отметок в зоне конечных контрольных пунктов от транспортных средств, открывающих маршрут;

- мониторинг отметок в зоне конечных контрольных пунктов от транспортных средств, выходящих на линию;

- мониторинг отсутствия (периодического «пропадания») навигационных данных от транспортных средств;

-контроль незапланированного отправления в рейс.

  1. Оперативное регулирование маршрутизированного движения:

- изменение отдельных интервалов движения;

-автоматическая равномерная раздвижка интервалов на выбранном маршруте;

- осуществление временной коррекции (корректировка времени, зачет времени «по факту»);

- восстановление движения по первоначальному расписанию;

- ввод режима «зачет рейса»;

- ввод/изменение информации о браке (невыход, сход, опоздание и др.) с указанием причины;

- изменение позиций наряда;

- ввод/удаление дополнительного выхода;

-корректировка позиции наряда (замена борта, замена водителя);

- снятие транспортного средства с выхода;

- возврат транспортного средства (после схода);

- ввод/удаление обеденного перерыва;

- ввод/удаление «вненарядного» транспортного средства в «опрос» – для осуществления мониторинга выполнения транспортной работы транспортными средствами, работающими вне наряда;

-ввод режима, отмена мониторинга (отмена автоматизированного контроля движения транспортного средства – команда «отключение»);

-замена/восстановление кругорейсов (оперативная корректировка плановых показателей маршрутного расписания по количеству и структуре выполняемых рейсов);

- перевод транспортного средства на другой маршрут с указанием параметров маневрового рейса.

  1. Получение оперативных справок:

- анализ движения по выбранному маршруту;

- анализ движения по всем маршрутам наряда;

-отчет о выпуске по часам суток;

-отчет по рейсам за сутки.

АРМ аналитика

Аналитик системы просматривает данные оперативного цикла управления и формирует отчетные формы с учетом результатов диспетчерского управления за отчетные сутки.

Функции АРМ Аналитика[1]:

  1. Анализ архивных записей истории движения любого транспортного средства.
  2. Получение отчетных форм по транспортным предприятиям:

- оперативных справок о состоянии процесса перевозок;

- отчетов по водителям;

-отчетов по автотранспортному парку – по рейсам, по времени и пробегам;

- отчетов о работе транспортных средств;

- отчетов о нарушении движения на маршрутах.

АРМ технолога

Технолог формирует маршрутные расписания и базы данных нормативно-справочной информации.

Функции АРМ технолога:

  1. Технологическая подготовка оперативного цикла управления:

- формирование и ведение специализированных справочников базы данных маршрутных расписаний движения по видам пассажирского транспорта;

- формирование и корректировка оперативной базы данных маршрутных расписаний движения по видам транспорта;

- печать расписаний.

2. Организация контроля маршрутных такси, работающих без фиксированного расписания.

3. Направление транспортных средств на резервный маршрут при блокировании движения на основном маршруте.

 4. Ведение пользовательских справочников по транспортным предприятиям:

- списочный состав персонала;

- состав транспортных средств.

Подсистема информирования пассажиров

Данная подсистема предназначена для получения, сохранения, обработки и предоставления информации обо всех аспектах работы маршрутизированного наземного пассажирского транспорта при осуществлении пассажирских перевозок и применяется для:

- информирования пассажиров, находящихся на остановочных пунктах и транспортно-пересадочных узлах, о времени прибытия (или отправления) транспортных средств с помощью электронных табло;

- информирования населения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

- о схеме маршрутной сети;

- о расписаниях движения общественного транспорта на маршрутах регулярного сообщения;

- об изменениях в работе общественного транспорта;

- о предприятиях-перевозчиках;

- об использовании различных видов общественного пассажирского транспорта;

- предоставление в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  возможности прокладывания и выбора оптимального маршрута поездки:

- с учетом мест заторов на маршрутной сети («пробок»);

- с учетом пересадок;

- с использованием различных видов общественного пассажирского транспорта;

- оперативного информирования пассажиров о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также о рекомендуемых действиях при их возникновении.

Подсистема мониторинга пассажиропотоков

Данная подсистема обеспечивает формирование аналитической информации о фактических объемах и динамике изменения пассажиропотоков на городских и пригородных маршрутах для решения органами управления перевозками следующих задач:

- оценка текущего состояния перевозок;

- оценка объективных потребностей населения в транспортных услугах;

- совершенствование транспортного обслуживания населения;

- повышение эффективности использования подвижного состава пассажирского транспорта.

- оптимизация маршрутной сети.

Комплекты бортового навигационно-связного оборудования

Комплекты бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемые на транспортные средства, состоят из абонентского терминала, оснащенного спутниковым навигационным приемником ГЛОНАСС/GPS и осуществляющего двусторонний обмен информацией по каналам GPRS через сотовую сеть оператора связи GSM, а также дополнительного оборудования.

Абонентский терминал обеспечивает:

  1. Определение и передачу на телематический сервер местоположения и параметров режима движения транспортного средства: географических координат, скорости, курса.
  2.  Передачу данных спутниковой навигации с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 24 часов) на диспетчерский пункт.
  3. Функцию «черный ящик» - запись данных о местоположении и состоянии датчиков в память прибора при потере сигнала сотовой сети и последующую автоматическую передачу записанной информации при восстановлении связи с диспетчерским пунктом.
  4. Функцию подсчета пройденного расстояния («виртуальный одометр») по данным спутниковой навигации с частотой не реже 1 раза в секунду.
  5. Голосовую связь водителей и диспетчеров в зоне покрытия сотовой связи.
  6.  Обмен данными и текстовыми сообщениями по протоколу GPRS в зоне покрытия сотовой связи с отображением на бортовом дисплее.
  7. Автоматический вывод принятых текстовых сообщений на бортовой дисплей-индикатор.
  8. Встроенную функцию автоматического объявления в салоне транспортного средства названий остановок бортовым навигационно-связным терминалом по данным спутниковой навигации без участия водителя.
  9. Встроенную функцию автоматического управления отображением информации на бортовых электронных табло (лобовое, боковое, заднее) и на внутрисалонной электронной «бегущей строке».
  10.  Встроенную функцию сбора, накопления и передачи данных от бортового комплекса аппаратуры подсчета входящих/выходящих пассажиров.
  11. Подключение кнопки подачи сигнала тревоги, обеспечивающей передачу тревожного сигнала диспетчеру в случае возникновения внештатных или чрезвычайных ситуаций.
  12. Подключение  реле датчика включения зажигания, обеспечивающее контроль времени работы двигателя.
  13. Подключение датчика уровня топлива, обеспечивающего получение точных данных об объеме жидкого топлива в баке транспортного средства, преобразование полученных данных в цифровой код и выдачу их через цифровой интерфейс в абонентский терминал.
  14. Подключение датчика пассажиропотока, обеспечивающего автоматический подсчет числа входящих/выходящих на остановках пассажиров с определением времени и места их посадки/высадки.
  15. Подключение информационных табло, обеспечивающих визуальное оповещение пассажиров о номере маршрута транспортного средства и названии следующей остановки.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте: Учебник для сред. проф. образования/  А. Б. Николаев; С. В. Алексахин; И. А. Кузнецов; В.Ю. Строганов; Под ред. А.Б. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224с.

2.Информационное обеспечение работы автомобильного транспорта// А.В. Постолит, д.т.н. профессор, нач. управления информатизации А.А. Гришин, зам. генерального директора ГУПМО «Мострансавто». – М.: «Автомобильный транспорт №7», 2008.

3.Регламент работы региональной навигационно-информационной системы Кемеровской области (10.10.2013 г.) [Электронный ресурс]//http://www.rnic-kuzbass.ru: Региолнальный  навигационно-информационный центр Кемеровской области URL: http://rnic-kuzbass.ru/pages/pages.php/rights/ (дата обращения: 05.04.2014г.)

4. Внедрение ГЛОНАСС технологий [Электронный ресурс] //http://vestnik-glonass.ru: URL Вестник ГЛОНАСС: http://vestnik-glonass.ru/news/intro/ (дата обращения 20.04.2014 г.)

5. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2013 №400 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Информационное общество Кузбасса» на 2014 - 2016 годы», 2013. – 52 с.

6. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.03.2013 г. №87 «О региональной навигационно-информационной системе Кемеровской области», 2013. – 7с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА ПО ИНФОРМАТИКЕ "Системы программирования. Основные понятия и определения"

В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие систем программирования.К сегодняшнему дню насчитывают несколько поколений систем прогр...

Таблица терминов для определения характера звучания музыки

Таблица терминов для определения характера звучания музыки...

Таблица терминов для определения характера звучания музыки

Таблица терминов для определения характера звучания музыки...

Основы безопасности жизнедеятельности: словарь терминов и определений

Основы безопасности жизнедеятельности: словарь терминов и определений...

ОБЖ_8 класс_21-Словарь терминов и определений

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 8 классов средней школы....

ОБЖ_9класс_Словарь терминов и определений-1

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для 9 классов средней школы....

Презентация на тему " Основные термины и определения при выполнении ручных швейных работ"

В данной презентации рассмотрены осные термины и определения при выполнении ручных швейных работ, такие как: мода, стиль одежды, волокно, швейная нить, ткань, стежок, строчка, шов, длина стежка, ширин...