Игры на внеклассных занятиях по математике
классный час (9 класс) на тему

Грек Юлия Владимировна

       Одним  из  эффективных  путей  воспитания  у  школьников  интереса  к  предмету  является  организация  их  игровой  деятель-ности. В  практике  современной  школы  очень  часто  используют-ся  игровые  технологии  на  уроках  математики  и  во  внеклассной работе.

       В  процессе  игры  замечательный  мир  детства  соединяется  с  прекрасным  миром  науки, в  который  вступают  ученики.

       Игру  можно  назвать  восьмым  чудом  света, так  как  в  ней  заложены  огромные  воспитательные  и  образовательные  возмож-ности. В  процессе  игр  дети  приобретают  самые  различные  зна-ния  о  предметах  и  явлениях  окружающего  мира. Игра  развива-ет  детскую  наблюдательность  и  способность  определять  свойст-ва  предметов, выявлять  их  существенные  признаки. Таким  обра-зом, игры  оказывают  большое  влияние  на  умственное  развитие детей, совершенствуя  их  мышление, внимание, творческое  вооб-ражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskoe_kafe.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                           

      Игры  на  внеклассных  занятиях  по  математике

               

 

   

                                     

Содержание

1. Предисловие _______________________________ стр.

2. Цели  игры, задачи, форма проведения занятия __ стр.

3. Вступление  учителя ________________________ стр.

4. Ход  игры __________________________________стр.

5. Приложение 1 ______________________________ стр.

6. Приложение 2 ______________________________ стр.

7. Список  используемой  литературы ____________ стр.

                                 Предисловие

       Одним  из  эффективных  путей  воспитания  у  школьников  интереса  к  предмету  является  организация  их  игровой  деятель-ности. В  практике  современной  школы  очень  часто  используют-ся  игровые  технологии  на  уроках  математики  и  во  внеклассной работе.

       В  процессе  игры  замечательный  мир  детства  соединяется  с  прекрасным  миром  науки, в  который  вступают  ученики.

       Игру  можно  назвать  восьмым  чудом  света, так  как  в  ней  заложены  огромные  воспитательные  и  образовательные  возмож-ности. В  процессе  игр  дети  приобретают  самые  различные  зна-ния  о  предметах  и  явлениях  окружающего  мира. Игра  развива-ет  детскую  наблюдательность  и  способность  определять  свойст-ва  предметов, выявлять  их  существенные  признаки. Таким  обра-зом, игры  оказывают  большое  влияние  на  умственное  развитие детей, совершенствуя  их  мышление, внимание, творческое  вооб-ражение.

Цели  игры:

1.  Реализация  принципа  умственного  развития  учащихся.

2.  Развитие  познавательной  и  творческой  деятельности  учащ-ся.

3.  Развитие  мышления, творческих  способностей, инициативы, привлечение  к  работе  как  можно  большего количества учеников.

4.  Расширение  кругозора  учащихся, повышение  их  интеллекта, общей  культуры, развитие  интереса  к  изучению  математики.

Задачи:

1.  Прививать  навыки  самостоятельного  поиска  новых  законно-мерностей, пробуждать  их  любознательность.

2.  Развитие  культуры  коллективного  умственного  труда.

3.  Формирование  и  развитие  интереса  учащихся  к  занятиям  математикой.

Форма проведения:  дидактическая  игра.

Вступление  учителя.

  Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех на игре.

     Мой юный друг!

    Сегодня ты пришел вот в этот класс,

    Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,

    Умом своим на все взглянуть.

    Пусть ты не станешь Пифагором,

    Каким хотел быть, может быть,

    Но будешь ты рабочим, а может и ученым

    И будешь математику любить.

  Вот вы, ребята, наверное, уже не раз принимали участие в разных играх, а в математической игре, может быть, вы участвуете впервые. Поэтому сегодняшнюю игру я хочу продолжить словами:

     Чтобы спорилось нужное дело,

     Чтобы в жизни не знать неудач,

     Мы в поход отправляемся смело –

     В мир загадок и сложных задач.

     Не беда, что идти далеко,

     Не боимся, что путь будет труден.

     Достижения крупные людям

    Никогда не давались легко.

   Но наши команды уже приготовились идти по этому нелегкому пути к победе. И сейчас я с удовольствием передаю слово нашим дружным командам.

 

Но для начала представим членов нашего жюри и ознакомим их с порядком оценивания наших конкурсов: каждый конкурс оценивается 5 баллами (баллы проставляются на специальном разграфленном листе, после каждого проведенного конкурса).

 

п/п

    Название конкурса

Команда №1

Команда №2

                                        Ход  игры.

Перед тем, как начать нашу игру, разрешите предложить вам меню нашего математического кафе (приложение №1).

1 конкурс. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.  Команды получили домашнее задание: оформить стол, используя как можно больше математических понятий, а также подготовить представление команд.

2 конкурс. РАЗМИНКА.

Всем командам предлагается ситуация:

1-ой команде: Вы не готовы к уроку математики. Что нужно сделать, чтобы учитель забыл о своем предмете?

2-ой команде: Вы впервые в жизни выучили урок, а учитель вас не спросил. Ваши действия.

Через минуту команды показывают свои ответы.

3 конкурс. ЗАРЯДКА.

От каждой команды приглашается по 4 человека. Ведущий называет число. Если оно делится на 2, то надо поднять правую руку, если - на 3, то поднять левую руку, если – на 5, то подпрыгнуть. Игрок, нарушивший правила, выбывает. Выигрывает та команда, чей игрок остался последним из играющих. Условия игры можно усложнить: участники по очереди называют числа от 1 до…, причем, если число делится на 2, то надо квакнуть, если на 3, то хрюкнуть, если на 5, мяукнуть.

4 конкурс. СОСТАВЛЕНИЕ  МЕНЮ.

Участникам обеих команд  предлагается за 2 минуты составить меню нашего кафе, в котором все блюда начинаются на одну и ту же букву (например, с). Названия блюд должны быть шуточными, не повторяющимися.

5 конкурс. НА  БЫСТРОТУ  РЕАКЦИИ  И  СПЛОЧЕННОСТИ.

Участники выстраиваются в два ряда (лицом друг к другу). По команде ведущего они должны построиться по:

 а) цвету волос (от самых светлых);

б) по длине волос;

в) по размеру обуви.

Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. 

6 конкурс. ОБГОНЯЛКИ.

Каждой команде дается определенное количество времени (1 или 2 минуты), в течение которого участники должны ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ присуждается по 1 очку. ( приложение 2)

7 конкурс. ТЕОРЕМЫ.

Каждой команде предлагается по одной шуточной теореме. Участники должны доказать их. Способ доказательства они выбирают сами. Это может быть и метод от противного, и цепочка рассуждений.

Примеры теорем:

- Если в школе тепло, то углы при основании равнобедренной трапеции равны.

- Если в треугольнике углы при основании равны, то мы вечером пойдем в кино.

- Если идет снег, то накрест лежащие углы равны.

- Если в четырехугольнике диагонали в точке пересечения делятся пополам, то у всего народа прекрасное настроение. 

8 конкурс. КОНКУРС  КАПИТАНОВ. 

Капитанам обеих команд предлагается за 1 минуту составить

Как можно больше слов из букв слова «ПАРАЛЛЕЛОГРАММ».

 НАГРАЖДЕНИЕ  ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Приложение №1.

                        М Е Н Ю:

    Салаты

1. «Вкусное домашнее  задание».

2. «Веселая  разминка».

   Первые  блюда

1. Мясная «зарядка».

2. Фирменные  блюда кафе.

   Вторые  блюда

1. «Быстрая  реакция»

2. «Обгонялки»

    Напитки

1. Коктейль «Непонятные теоремы»

2. Коктейль «Капитанский»

    Десерт

Награждение  команды – победителя.

      Приятного  аппетита!!!

Приложение №2.

Вопросы к конкурсу «Обгонялки».

1. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

2. Результат вычитания. (разность)

3. Сколько стоит билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)

4. Сколько нулей в миллиарде? (9)

5. Есть 64 ореха. Сколько будет четверть четверти ( 4 )

6. Какие часы лучше: спешащие вперед или которые стоят? (которые стоят, т.к. они 2 раза в сутки показывают точное время)

7. Где спрятался седьмой козленок? (в печи)

8. Сколько дней в этом году? (364)

9. Линия, не имеющая ни начала, ни конца. (прямая)

10. Сколько центов в одном долларе? (сто)

11. У Малевича он «черный» (квадрат)

12. Наименьшее простое число. (2)

13. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины

      не умеют ходить)

14. Сколько секунд в часе? (3600)

15. Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи? (33 года)

16. Результат умножения. (произведение)

17. Назовите пять героев из сказки «Винни-Пуха» (Винни-Пух,

     Пятачок, ослик Иа, кролик, сова)

18. Какую часть минуты составляют 15 секунд? (четвертую)

19. Сколько цифр вы знаете? (10)

20. Часть прямой, лежащая между двумя точками (отрезок).

21. Сколько чудес было за морем в «Сказке о царе Салтане»?

     (три: белка, 33 богатыря и царевна-лебедь)

22. Инструмент для измерения отрезков. (линейка)

23. Сколько получится, если два десятка умножить на два десят-

     ка? (400 или 40 десятков)

24. Результат сложения (сумма).

25. Сколько учебных кабинетов в нашей школе? (37)

26. Самая высокая океанская волна? (цунами)

27. Сколько детей было в семье Малыша из сказки про Карлсона?

      (всего трое, еще брат и сестра)

28. Горело 7 лампочек, 2 погасли. Сколько лампочек осталось? (7)

29. Какое слово из 11 букв все ученики и даже учителя пишут

     неправильно? (неправильно)

30. Что будет делать ворона, прожив три года? (жить четвер-

      тый)

31. Когда частное равно нулю? (когда числитель равен нулю)

32. Наименьшее трехзначное число. (100)

33. Через сколько лет будет високосный год? (через 4 года)

34. Сколько учащихся в вашем классе?

35. Найдите 10% от тонны. (100 кг или 1ц)

36. Самая крупная ягода (арбуз).

37. Самая близкая к земле звезда (Солнце).

38. Какую часть минуты занимает 20 секунд? (третью)

39. Величина прямого угла (90)

40. Сколько стоит стакан чая в школьной столовой?

41. Сколько лет в одном веке? (сто)

42. Какова длина удава из мультфильма? (38 попугаев)

43. Основная геометрическая фигура (точка)

44. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала

      каждая лошадь? (30)

45. Сколько нулей в записи числа «миллион»? (6)

46. Сколько учебных кабинетов в узком коридоре 2 этажа? (4)

47. Что тяжелее: 1кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)

48. У девочки было целое яблоко, две половины и четыре четвер-

     тинки. Сколько яблок было у девочки? (3)

49. Что меньше: 0,7 или 4/5 ? (0,7)

50. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит,

     стоя на двух ногах? (3)

51. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на

     три десятка? (60)

52. Сотая часть числа (1%).

53. Прибор для построения окружности? (циркуль)

54. Назовите наибольшее трехзначное число, записанное разными

     цифрами (987)

55. Бутылка с пробкой стоит 11 рублей, причем бутылка на 10

     рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка?

56. Сколько завучей работает в нашей школе? (3)

57. Летела стая из 25 гусей, одного убили. Сколько гусей осталось?

     (1)

58. Яйцо всмятку варится 2 минуты. Сколько времени потребует-

     ся, чтобы сварить 5 яиц? (2)

Список  используемой  литературы:

1.  19 игр по математике.

     П.Р.Оникул, учебное пособие, С.-Петербург, 1999.

2.  КИПАРИС.

     Ю.Н.Григоренко, У.Ю.Кострецова, учебное пособие,

     Москва, 2002.

 

     

      Игры  на  внеклассных  занятиях  по  математике