Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса " Разделительный Ь знак"
план-конспект занятия на тему

Носкова Татьяна Васильевна

    Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса специальной коррекционной общеобразовательной школы для слабовидящих и слепых детей.                                                                                                       Речевое заключение: ОНР III уровня, нарушение письменной речи, обусловленное ОНР.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Логопедическое занятие с подгруппой учащихся 2-го класса специальной коррекционной общеобразовательной школы для слабовидящих и слепых детей.                                                                                                       Речевое заключение: ОНР III уровня, нарушение письменной речи, обусловленное ОНР.

ТЕМА: «Разделительный Ь»(3-е занятие по данной теме).

Цель: Закрепление умений и навыков правильного произношения и написания слов с      разделительным Ь знаком.

Задачи:

  1. Закрепление умения детей слышать, различать и произносить слова с разделительным Ь .
  2. Закрепление умения и навыка согласования имен существительных с именами прилагательными.
  3. Коррекция процессов: обобщения, сравнения, памяти.

Оборудование:

  1. Предметные картинки.
  2. Тексты загадок.
  3. Отгадки загадок в форме анаграмм.
  4. Кроссворд.
  5. Таблица «Составить словосочетания».
  6. Материал к игре «подарки Оле и Илье».
  7. Фломастеры.

                                                             План занятия.

I  Орг. момент.

 

II. Введение в тему.

- Посмотрите на доску, подумайте и скажите, какие две буквы лишние? Почему?

        Е, Э, Ю, О, Е, Я, И.

Остаются гласные второго ряда.

-Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ь знак? Что он показывает?

III. Сообщение темы занятия и работа по теме.

  1. Собрать слова из звуков.

      - Послушайте звуки, назовите слова.

 Пь,э,рь,й,а

 К,а,пь,й,о 

 Ш,у,т

 Ш,й,у,т

  1. Прочитать слова.

       

Коля, колья (таблица)

 -Чем отличаются эти слова? Объяснить значение.

 

  1. Работа с сигнальными карточками.

Логопед произносит слова, а дети поднимают, когда нужно, карточки с разделительным Ь.

 Валя, платье, день, мальчик, семья, полет, польет.

 Выставляется таблица со словами полет, польет.

 Предлагается детям придумать предложения с этими словами.

      4. Работа с предметными картинками. Разложить картинки в две стопочки: с разделительным Ь, без него.

 

  Деревья, гуси. платье, муравьи, мальчик, скамья, дыня, стулья, воробьи, олень.

- Назвать слова с разделительным Ь.

5.Работа с загадками.

- Прочитать слова-анаграммы:

 ОСВА, ЛИ ЖУ РАВ, РАВ МУ ВЬИ, ГИРЬ СНЕ.

Зрительная гимнастика «Пальминг»

- Прочитать загадки. Читают по очереди. Отгадывают все.

Ночью летает, мышей добывает. Станет светло – спать летит в дупло.

Каждый раз я к вам лечу- зимовать у вас хочу. И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.

Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи. Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.

Листья падают с осин. Мчится в небе острый клин.

-Все отгадки есть в анаграммах. 

-Какое слово-отгадка лишнее?

( Муравьи- насекомое, а остальные птицы и пишется это слово с разделительным Ь знаком, а остальные слова-нет).

-Какие еще слова с разделительным Ь знаком были в тексте загадок?

-Подчеркните их фломастером.

-Прочтите их.

6.Физминутка.

- Сегодня ФМК с секретом. В этом «секрете» спрятались слова с разделительным Ь знаком.

- Играйте! Слушайте! Запоминайте.

Логопед читает сказку, а дети выполняют упражнения

 Всплывает на небо красное солнышко(покружиться)

Рассыпает оно на землю золотые лучи (лучики показать)

Первый лучик попал на жаворонка. Расправил он крылья и полетел высоко, высоко!(упражнение «Полет»)

Второй лучик осветил лисью нору. Вылезла лисичка, глазки протирает, шубку поправляет(упр.)

Третий лучик разбудил медвежью семью. Стали медвежата играть и шалить, новому дню радоваться (упр.)

Проснулась природа, пора за дела приниматься!

  1. Работа в тетрадях.

- Записать дату.

- Составит словосочетания.

Выбрать слова по одному из каждого столбика, чтобы получилось словосочетание.

ОХОТНИЧЬЕ                    РОГА
ЗАЯЧЬИ                             ЛОГОВО
ВОЛЧЬЕ                            СЛЕДЫ
ОЛЕНЬИ                            РУЖЬЕ

Записать словосочетания в тетрадь, устно составить предложение с любым словосочетанием.

  1. Гимнастика для глаз.

 

  Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Смотрит вверх, смотрит вниз

Чуть присела на карниз

А с него свалилась вниз.

  1. Отгадывание кроссворда.

Снежная буря, метель (вьюга)

Домики для пчел (ульи)

Что сушат на веревке после стирки? (белье)

Товарищи (другим словом) (друзья).

IV. Итог занятия.

- Над какой темой работали?

- Перед какими буквами пишется разделительный Ь знак?

- А сейчас проверьте себя. Игра «Подарки».

     ОЛЯ                     ИЛЬЯ

- Прочтите имена детей.

-Как произносится второй слог в имени девочки и в имени мальчика? (в имени девочки согл. звук сливается с гласным, а в имени мальчика  - не сливается.

- Подумайте, какие картинки надо подарить Оле, а какие Илье.

РУЖЬЕ, ПЕРЬЯ, КОЛОСЬЯ, ЛИСТЬЯ, ЛЮСТРА.

V. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

Логопедическое занятие «Звук и буква Ц» 1 класс

Программное содержание:- учить детей выделять звук Ц в слогах, словах, предложениях. Добиваться правильного произношения в слогах и фразах.- закрепить понятие «всегда твердый звук».- совершенствовать ...

Презентация к логопедическим занятиям по теме "Птицы" 2-3 классы

Вашему вниманию предлагаются варианты заданий, которые объединены лексической темой «Птицы».Данные упражнения применяются в соответствии с поставленными задачами, а также как отдельные игровые моменты...

Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"...

Презентация к логопедическому занятию "Омонимы" для учащихся 4 класса с ОВЗ

Материал включает презентацию логопедического занятия. Предназначен для учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями легкой степени. Может быть использован для занятий с учащимися в 3 классе....