Нестандартное занятие "Магазин "ТКАНИ" в объединении "Мир игрушки", I год обучения, раздел программы "Материаловедение" 2012 год.
рабочая программа на тему

Костицина Елена Михайловна

Сейчас в продаже появились самые разнообразные ткани. Однако сразу сложно разобраться - какая ткань для каких работ годится. Поможет определиться с выбором волшебный магазин "Ткани" где представлен огромный выбор самых разнообразных материалов для изглтовления мягкой игрушки. Почему волшебный ? Да потому что здесь ткани умеют говорить. Занятие для  I года обучения проводится в виде сюжетно-ролевой игры, изюминкой , которой является то, что помогают педагогу в проведении его бучающиеся IV года обучения (роль тканей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_kostitsinoy_e.m._tkani.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Тема:   Технология изготовления мягкой игрушки.

              Материаловедение. Ткани и фурнитура.

Форма проведения:  сюжетно – ролевая игра.

Цели: 1. Образовательная: знакомство с видами тканей и фурнитурой.

            2. Развивающая: развитие самовыражения ребёнка.

            3. Воспитательная: создание дружной атмосферы в коллективе.

Оборудование:

  • Ткани,  меха,  панно,  картины из лоскута
  • Мешочек с маленькими лоскуточками (корзинка)
  • Вывеска: «Магазин волшебные ткани работает один раз в году»
  • Таблички: «Ткани»
  • Витрина с надписью «Фурнитура» (глазки, носики, бусины, тесьма)
  • Инструменты для кроя и шитья
  • Ободки с названиями тканей на голову
  • Образцы изделий – игрушки, подушки, мягкие ф\рамки, поделки из различных материалов
  • Сумка с ватой, ватином, поролоном, синтепоном.
  • Кроссворд «Материаловедение».

Х О Д   З А Н Я Т И Я.

  1. Организационный момент.

          Хозяйка магазина: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня я приглашаю вас всех на открытие нашего нового магазина. Магазин этот не совсем обычный. Он работает  только 1 день в году, чтобы открыть свою тайну и познакомить всех со своими обитателями.

     II. Знакомство с новым материалом.

 Х.М.: Как вы думаете, можно ли сделать лицо куклы из меха, или гигантскую обезьяну из меха? Ответить на этот вопрос вы сможете, если посетите наш новый магазин «Волшебные ткани». Почему волшебные? Давайте зайдём и узнаем.

(В «магазине» все стены завешены различными тканями, панно, стоит стол с витриной для фурнитуры. Девочки, выполняющие роль «тканей», с названиями тканей и образцами стоят спиной).

(Дети и гости заходят в кабинет. У входа лежит мешочек)

Х.М.: Так, так. Никто не заметил такой красивый мешочек. Это какой-то сюрприз! Посмотрим, что в нём – лоскутки! Кажется, они нам что-то напоминают! Наверное, нам предлагается вспомнить, как называются эти ткани, кусочки которых находятся в этом загадочном мешочке. (показать ткани)

Х.М.: А вот и разгадка слова волшебные, это значит, что ткани в этом магазине оживают, стоит произнести их название и могут рассказать о себе много интересного (где используются, для чего, как выглядят, каковы на ощупь).  

(Достаются ткани из мешочка по одной. Названная «ткань», - роль «ткани» исполняют девочки III г.о., поворачивается, показывает свои образцы и изделия из неё)

О б р а з ц ы тканей:

  1. ситец
  2. трикотаж
  3. бархат
  4. велюр
  5. драп
  6. флок
  7. шёлк
  8. мех (плюш)
  9. фланель
  10.  шинил

11. флис

       1.«Шёлк»: Я Шёлк – шёлковая ткань. Видите, какая я нежная, струящаяся, словно волшебная вода, которую можно взять в руки. Меня изобрели на Востоке, поэтому я такая же ласковая, как южное солнце. Правда, из меня не очень удобно шить, могу скользить в руках, со мной сложно работать. Но я до того красивая, что могу пригодиться в качестве нарядных кукольных платьев, отдельных игрушек. А если вы умеете пользоваться портновскими булавками, то из нежно – розового шёлка можно делать куклам лица.

       2.«Мех»:  А я Мех (могу называться и плюшем) – самый популярный и любимый всеми материал, могу быть разной фактуры и рисунков – полосатый, как зебра, пятнистый, как леопард, или просто однотонный, но разного цвета, с длинным и коротким пушистым ворсом,  я  самый   подходящая ткань  для  пошива   зверушек, подушек, тапочек, рюкзаков, пижамниц, карандашниц и даже вашей одежды. Я – очень благодарный материал, мой ворс  спрячет все ваши швы.

3 , 4. «Бархат» и «велюр» (вместе): 

- Мы немного похожи (говорит «Бархат»)- только у меня ворс повыше.

- А у меня более гладкий (объявляет «Велюр»).

«Бархат»: Посмотрите, я могу растягиваться, словно трикотаж, это потому, что я бархат на трикотажной основе. Моя нижняя неворсистая сторона – уже знакомый вам трикотаж. И велюр тоже может быть на трикотажной основе.

«Велюр»: А ещё мы оба можем быть на основе шёлковой, а также на хлопчатобумажной. Мы пригодимся для изготовления игрушечных зверушек, для шитья подушек – думочек,  для носиков и глаз, ушек.

«Бархат»: Есть у нас ещё один брат. Он очень похож на нас – называется он плюш (показывает). Только ворс у него повыше, блеска побольше.

5. «Ситец»: Я ткань хлопчатобумажная. Я не имею такого выгодного качества, как эластичность, но зато я самая популярная, из меня сшиты ваши пододеяльники и наволочки, простыни и шторы, ночные рубашки и носовые платочки. У меня много красивых расцветок – и в полоску, и в горошек, и в цветочек. Я не растягиваюсь и не выскакиваю из рук, правда, немного осыпаюсь при крое, но зато меня хорошо гладить утюгом! Я гожусь для выполнения кукол, кукольной одежды и подушек. Правда, нужно очень стараться, потому что все не аккуратные швы я покажу всем! Из меня ещё можно делать красивые  аппликации и настенные панно!

6. «Драп»: Я очень теплая и плотная ткань, поэтому из меня ваши мамы любят шить зимние пальто. Проведите по мне рукой – вам сразу станет теплее. Из меня можно вырезать некоторые детали для ваших игрушек – мои обрезанные края не крошатся и их не надо обшивать, как например у ситца (показывает рукой с презрением). А какие из меня получаются аппликации и панно! (показать)

7. «Трикотаж»: Я – Трикотаж. Моё имя произошло от французского слова «трикотэ» - что означает – «вязать». Видите, я весь состою из маленьких петелек, которые цепляются одна за другую. Попробуйте взять меня в руки и немного потянуть в стороны. Я очень тягучий! В этом и заключается моя главная особенность, в моей  эластичности. Я могу растягиваться вдоль и поперёк, края мои не осыпаются! Из меня можно сшить всё, что угодно! И шарик, и удава, и куклу. А какие из меня получаются смешные глаза и носы зверушек! Вот только подушки лучше не шить из меня. У подушек из трикотажа могут со временем вытянуться уголки, а это очень некрасиво.

8. «Фланель»: Я ткань ворсовая, ласковая, мягкая и тёплая, на моей поверхности есть маленькие ворсинки, поэтому каждому приятно прикасаться ко мне. Вы все выросли в пелёнках и распашонках из меня. Из меня можно сшить маленьких милых зверушек и кукол, одежду и украшения.

9. «Флок»: Я флок – благородная ткань, я гожусь и для обивки мебели, и для подушек – думочек, и даже для изготовления игрушек – от конфет до черепах. На ощупь я очень мягкая и ворсистая, с рисунком и без, гладкая и рельефная.

10. «Флис»: А я Флис, и я с вами уже знаком, и знаю, что вы меня успели полюбить. Потому что я ворсистый, мягкий, легкий, практически невесомый, теплый и о-очень приятный на ощупь материал. При этом, очень прочный и такой же тягучий, как трикотаж. Из меня шьют детскую одежду, а вы шили мягкие игрушки! (показывает) И я вам еще не раз пригожусь!

11. «Шинил»: (важно)  А я супермодная и ткань – шинил! Родом я из Франции. В переводе с французского, шинил - значит «гусеница», потому что пряжа из которой я сделан похожа на мохнатую гусеницу. Посмотрите, какой я шикарный и мягкий, прочный и долговечный, из-за этих моих качеств, я гожусь для обивки только самой лучшей  современной мягкой мебели. А еще я грязеотталкивающий. Вот! Ну и вам я тоже могу пригодиться. (демонстрирует изделия)

Х.М.: Правда замечательный магазин тканей. Думаю, нам пригодятся все ткани, с которыми мы познакомились и вы запомните всё, что они о себе рассказали.

открывается дверь, забегает «покупатель» (исполняет роль девочка из группы III года обучения)

Покупатель: Я слышала, что сегодня открытие нового магазина. Бежала, торопилась, я не опоздала?

Х.М.: Нет – нет, проходите, пожалуйста.

П.: (осматривается, трогает ткани, бормочет под нос) Это есть, и это есть.

П.: Знаете, я увлекаюсь шитьём игрушки.

Дети: Мы тоже.

П.: Так это … Мне нужна эта, ну как её там? Гарнитура!

Х.М.: Какая гарнитура?

П.: Ну да эта, которая от украинского  «гарно» - красиво!

Х.М.: Что вы имеете в виду?

П.: Да вот, что мне нужно! (подбегает к витрине с фурнитурой) Глаза, носы, бусины, сколько всего!

Х.М.: Это не гарнитура, а фурнитура, т.е. мелкие детали, которые используются для украшения. Это всё нам пригодится в работе.

2 девочки:                   

Что за фурни,

Что за тура?

То конфета,

Иль микстура?

Это город

Иль посёлок? 

Или лес из сотни ёлок?

Не конфета,

Не микстура,

Это просто –

Фурнитура,

Бисер, жемчуг, стразы –

Забирай всё разом!

(показывают поочерёдно – одна из витрины, например,  глазки; другая -  на игрушках.  Образцы:  пуговицы, глаза, носы, бусины, бисер, тесёмка, шнуры).

2 девочки: А ещё для изготовления мягких игрушек вам понадобятся различные швейные принадлежности, без которых вам просто не обойтись! (показывают).

Иглы в игольницах

Булавки

Напёрстки

Мелки, карандаши простые

Ножницы простые и зигзаг

Сантиметр

Линейка закройщика

Катушки с нитками

Х.М.: А вы, ребята, знаете, как нужно обращаться с этими предметами?

 

(повторение ТБ при работе с иголками, булавками, ножницами)

(вдруг в дверь вваливается человек с огромной дорожной сумкой»)

Поставщик: Позвольте представиться – поставщик дополнительных материалов, вы ведь если не ошибаюсь, шьёте игрушки. Я могу быть очень полезен.

Х.М.: Очень приятно.  Что вы можете нам предложить, чего у нас здесь нет.

Пост.: О, у меня очень большой ассортимент! Могу предложить для набивки ваших игрушек, например вату техническую (достаёт из сумки).

Х.М.: Нет, нет, вата нам не нужна, правда ребята? Игрушки, наполненные ватой слишком тяжёлые и от них слишком много пыли, а это не гигиенично.

Пост.: Ну, ватин (показывает) не стоит и предлагать! Зато у меня есть поролон, мягкий и лёгкий.

Х.М.: И на этот раз мы отказываемся. Прежде, чем набить игрушки, поролон нужно мелко – мелко порезать на кусочки, и даже после этого поделка не будет гладкой и ровной. Это нам тоже не подходит.

Пост.: Ничем вам не угодить! (роется в сумке, достаёт синтепон) Вот – новинка! От этого точно не откажетесь.

Х.М.: Пожалуй, вы правы. Придётся заключить с вами договор. Синтепон – это самый подходящий вид набивки. Лёгкий, мягкий, объёмный, чистый, его  нужно не резать, а разрывать. Игрушку им набивать одно удовольствие – быстро, ровно, без комков. Будет ваша поделка лёгкой и мягкой.

Пост.: До встречи! (уходит)

     III. Закрепление и проверка знаний.

Х.М.: Посмотрите, вас ждёт испытание – кроссворд! Называется он «Материаловедение». Я сейчас проверю, как вы запомнили название увиденных материалов.

(дети разгадывают кроссворд)

   Какие молодцы! Теперь видно, что не зря вы посетили этот удивительный магазин.

     IY. Итог занятия.

Х.М.: Ну вот и заканчивается наша экскурсия по «Волшебному магазину тканей». Я думаю, вы узнали сегодня   здесь очень много интересного и полезного для себя. Узнали, какие ткани, инструменты, набивка используются для изготовления мягкой игрушки. Познакомились с новым словом «фурнитура». Хоть и жаль уходить отсюда, но магазин закрывается, и нужно прощаться с его волшебными обитателями.

«Ткани»: (хором) Приходите снова.

(все уходят).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")

Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....

презентация игры- викторины на английском языке для учащихся общеобразовательных школ, изучающих английский язык по учебнику "Новый английский"(3 год обучения). раздел "Путешествия"

ни для кого не секрет, что урок будет интереснее и познавательнее, а также и результативнее, если обучающиеся смогут не только работать с учебником, но и опираться на красочную наглядность. она будет ...

Проект открытого занятия по макраме в группе 2-го года обучения, раздел "Грамматика" , материал для методического объединения.

Проект содержит подробный конспект занятия для учащихся 2-го года обучения по макраме. В тексте приводится характеристика особенностей учебной группы, описание программы и места занятия в учебном курс...

Презентация "Семена кабачка и тыквы: как это выращивают?" к занятию по программе "Чудеса из чудес", 1-й год обучения, раздел "Работа с природным материалом растительного происхождения".

Информация данной презентации даст представление обучающимся 1-го года обучения о том, как растут овощи, из семян  которых они выполнят чудесные картины....

Программа "Мягкая игрушка" - 2 года обучения (6-16 лет)

Программа расчитана на 2 года обучения по 2 часа в неделю,она направлена на изучение текстиля и усвоение навыков  техники шитья мягкой игрушки....

Программа "Игрушка" 2 года обучения (6-16 лет)

Программа направлена на комплексное изучение различных техник и технологий шитья начиная с простейших  игрушек, развивая усидчивость...