Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по междисциплинарному курсу "Анализ бухгалтерской отчетности" по специальности 38.02.01
учебно-методический материал на тему

Мамонова Марина Владимировна

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по междисциплинарному курсу "Анализ бухгалтерской отчетности" по специальности 38.02.01 разработаны для закрепления теоретических знаний, полученных в ходе изучения профессионального модуля "Составление и использование бухгалтерской отчетности. Данный материал можно использовать при выполнении выпускной квалификационной работы по специальности 38.02.01.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО

 «Арзамасский приборостроительный колледж  имени  П.И. Пландина»

  

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению курсовой работы  

по междисциплинарному курсу

«Основы анализа бухгалтерской отчетности»

профессионального модуля

«Составление и использование бухгалтерской отчетности»

по специальности 38.02.01

Арзамас, 2014

  1. Основные положения о курсовом проектировании

 Выполнение курсовой работы по междисциплинарному курсу «Основы анализа бухгалтерской отчетности» профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» предусмотрено в соответствии с программой и учебным планом специальности  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» на базе знаний,  полученных в результате изучения курса, а также  междисциплинарного курса «Технология составления бухгалтерской отчетности» профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности», профессиональных модулей ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации», Пм 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами».

Основная цель выполнения курсовой работы заключается в закреплении, углублении и систематизации полученных теоретических знаний в процессе изучения междисциплинарного курса «Основы анализа бухгалтерской отчетности» профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности», а также развитии творческой инициативы, самостоятельности студентов. В результате выполнения курсовой работы студент усваивает методику расчета организационно-экономической части дипломного проекта.

Задачей выполнения курсовой работы является развитие практических навыков расчета  по обозначенной в задании теме, а также выработка навыков самостоятельной работы студентов со специальной экономической литературой и другими источниками информации.

Курсовая работа дает возможность установить степень усвоения материала и умение студента применять полученные знания при прохождении соответствующих тем курса.

Пояснительная записка курсовой работы должна удовлетворять требованиям ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам и ГОСТ 2.106-96 «Текстовые документы».

Пояснительная записка курсовой работы должна иметь титульный лист, бланк задания на курсовую работу, содержание работы, список используемой литературы.

При защите курсовой работы преподаватель проверяет качество работы, ее соответствие заданию и основным требованиям ГОСТ по оформлению пояснительной записки, усвоение студентами основного теоретического материала, умение защищать курсовую работу.

  1. Тематика курсовых работ

Темы курсовых работ   рассматриваются и утверждаются ежегодно для каждой выпускной группы специальности 080114 10-15 декабря.

Курсовая работа выполняется на базе курсовой работы по междисциплинарному курсу «Технология составления бухгалтерской отчетности» профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности». Это позволяет осуществлять межпредметные связи и осуществить подготовку студента к выполнению и защите дипломной работы. Из  курсовой работы по междисциплинарному курсу «Технология составления бухгалтерской отчетности» профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» студенты берут следующую информацию:

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о прибылях и убытках.

Примерный перечень тем курсовых работ

 Примерный перечень тем курсовых работ в приложении 1.

  1. Содержание курсовой работы

  Курсовая работа состоит из пояснительной записки (20-30 листов формата А 4). Пояснительная записка должна содержать:

    Титульный лист;

    Задание на курсовую работу;

    Содержание;

    Введение;

1  Теоретическая часть (в соответствии с заданием)

2  Анализ бухгалтерской отчетности

2.1  Анализ  имущественного  положения  и  источников  финансирования  предприятия

2.2 Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности баланса

2.3 Анализ отчёта о прибылях и убытках

2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия

   Заключение

   Список используемой литературы.

2  Требования к выполнению пояснительной записки

Для обеспечения единства правил выполнения и оформления пояснительной записки курсовой работы необходимо выполнять требования ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ 2.106-96 «Текстовые документы».

Текст пояснительной записки выполняется с применением печатающих устройств вывода ЭВМ. Набор текста производится в текстовом редакторе  Microsoft Word  шрифтом 14 через 1 интервал. Поля страницы: левое – 20 мм, правое – 5 мм, верхнее и нижнее – 10 мм. Между словами в предложении ставится не более одного пробела.

Содержание пояснительной записки необходимо разделить на основные части:  разделы, подразделы, пункты и подпункты. Каждый раздел, подраздел, пункт должны иметь порядковый номер и наименование, соответствующее заданию.

Каждый раздел начинается с нового листа. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой.

Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. В конце номера подраздела и пункта точку не ставят.

Заголовки записываются с прописной (заглавной) буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допустимы. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют  точкой. Изложение содержания пояснительной записки должно быть конкретным,  кратким.

Приводимые в пояснительной записке формулы располагаются посредине строки. Если значение параметров приведены в тексте пояснительной записки впервые, то их объясняют непосредственно под формулой с указанием единицы измерения. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Например:

                                                       

где  Р – рентабельность, %;

       П – прибыль, полученная от реализации одного изделия, руб.;

       Сп – полная себестоимость единицы продукции, руб.

Формулы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация сквозная по всей пояснительной записке. Номер ставится с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Ссылку в тексте на порядковый номер формулы делают в скобках, например, «….вычисляется по формуле (1)»

При подстановке числовых значений в формулу их располагают в том же порядке, в котором они приведены в формуле. Далее приводят окончательный результат вычислений, опуская промежуточные расчеты.

При использовании студентом справочной литературы необходимо делать ссылки с указанием страниц, номеров таблиц. Приводить полное наименование использованной литературы в пояснительной записке не надо, достаточно в квадратных скобках указать страницу (или номер таблицы), а также порядковый номер книги, под которым дипломник поместил ее в списке используемой литературы.

Все помещенные в пояснительной записке иллюстрации номеруются арабскими цифрами. Номер проставляется под иллюстрацией. Иллюстрации должны иметь наименование. Например: Рис. 1  График использования оборудования.

Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и сравнения показателей. Над левым верхним углом таблицы помещают слово «Таблица» с указанием ее порядкового номера. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, без знака «№». На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте. Например: «Результаты расчета норм штучно-калькуляционного времени оформляем в виде таблицы 1». Графу «Номер по порядку» в таблицу не включают. Все таблицы должны иметь заголовки, которые указываются после  слова «Таблица 1». При различных единицах измерения параметров их обозначения указывают в заголовках каждой графы таблицы. Если все величины в таблице имеют одну и ту же единицу измерения, то ее указывают в заголовке таблицы.

  1. Методика выполнения разделов курсовой работы

3.1 Содержание разделов курсовой работы

Во введении  кратко обосновывается выбор темы курсовой работы: актуальность проблемы исследования; объект и предмет исследования; цели, задачи и методы исследования; степень разработанности в специальной литературе, указываются источники информации. Уместно показать разработанность вопроса (темы) в историческом аспекте. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме, должно быть сформулировано и обосновано отношение студента к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце «Введения» необходимо указать структуру работы.

Основная часть работы, раскрывающая содержание темы – делится на два раздела: теоретический и практический. Тема теоретического раздела должна быть раскрыта в полном объеме, изложена в логической последовательности с применением общепринятых понятий и категорий, опираться на действующие нормативно-правовые акты.

В практической части работы выполняются расчеты комплексной задачи по анализу показателей деятельности и финансового состояния предприятия. Она включает в себя:

1 Анализ бухгалтерского баланса

2 Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности баланса

3 Анализ отчёта о прибылях и убытках

 4 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Выполнение расчетов практической части рекомендуется выполнять на основе документации, составленной в процессе выполнения курсовой работы по междисциплинарному курсу «Технология составления бухгалтерской отчетности» профессионального модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности»:

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о прибылях и убытках.

Выполнение практической части задания сопровождается расчетами и пояснениями к ним с приведением необходимых формул расчета и заполнением аналитических таблиц. По итогам расчетов необходимо общую оценку работы предприятия за отчетный период.

3.2  Методические указания

по выполнению практической части курсовой работы

  1. Анализ  имущественного  положения  и  источников  финансирования  предприятия

       Анализ проводится в следующей последовательности:  

  1. Вертикальный  анализ,  когда  определяется  удельный  вес  каждого элемента имущества в общей его стоимости  
  2. Горизонтальный анализ, когда определяется динамика  показателей.        

Таблица 1 Анализ динамики и структуры имущества предприятия          

 Показатели                                                  

 На начало    года                      

На конец года

Изменение  (+;)        

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

1.Внеоборотные активы, всего                                                                  

в том числе                                                                                  

 нематериальные активы                                                                        

 основные средства                                                                            

 незавершенное   строительство                                                                      

 доходные вложения в  материальные ценности  

 финансовые вложения                                                                        

 отложенные налоговые   активы                                                                  

 прочие внеоборотные активы                                                                  

2.Оборотные активы, всего                                                                    

в том числе:                                                                                  

 запасы                                                                                      

 налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям  

 дебиторская задолженность                                                                    

 финансовые вложения                                                                          

 денежные средства                                                                            

 прочие оборотные активы                                                                      

Валюта баланса                                                                                

Таблица 2 Анализ динамики и структуры пассивов

Показатели

На начало    года

На конец года

Изменение  (+;)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

1.Капитал и резервы, всего:                                                                        

в том числе:                                                                                      

 уставный капитал                                                                                  

 добавочный капитал                                                                                

 резервный капитал                                                                                

 нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)              

2. Долгосрочные обязательства, всего:                                                                                  

в том числе:                                                                                      

 займы и кредиты                                                                                  

 отложенные налоговые   обязательства                                                                          

 прочие долгосрочные    обязательства                                                                          

3.Краткосрочные  обязательства,   всего                                                                              

в том числе:                                                                                      

 займы и кредиты                                                                                  

 кредиторская задолженность                                                                        

 задолженность перед  участниками по выплате  доходов                                                                            

 доходы будущих периодов                                                                          

 резервы предстоящих расходов                                                                              

прочие краткосрочные  обязательства                                                                        

Валюта баланса  

Таблица 3  Анализ состава и структуры оборотных активов

Показатели

На начало    года

На конец года

Изменение  (+;)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес. (%)

1.Запасы                                                                                                

в том числе:                                                                                            

 сырье и материалы                                                                                      

 затраты в   незавершенном  производстве  

 готовая продукция                                                                                      

 товары отгруженные                                                                                    

 расходы будущих периодов                                                                              

 прочие запасы и затраты                                                                                

2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям

3. Дебиторская задолженность                                                                            

 в том числе покупатели и  заказчики                                                                              

4. Краткосрочные финансовые вложения  

5. Денежные средства                                                                                    

6. Прочие оборотные активы                                                                              

Итого оборотные активы  

 Таблица 4 Анализ чистых активов предприятия (тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

На начало    периода

На конец периода

Изменение (+;)

I. Активы

1

 Нематериальные активы                                                                                        

2

Основные средства                                                                                            

3

Незавершенное строительство                                                                                  

4

Доходные вложения в материальные ценности                                                                    

5

Долгосрочные   и   краткосрочные   финансовые вложения  

6

Прочие внеоборотные активы                                                                                  

7

Запасы                                                                                                      

8

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям  

9

Дебиторская задолженность                                                                                    

10

Денежные средства                                                                                          

11

Прочие оборотные активы                                                                                      

12

Итого  активы,  принимаемые  к  расчету  (сумма данных пунктов 1-11)  

II. Пассивы

13

Долгосрочные обязательства по займам  и кредитам  

14

Прочие долгосрочные обязательства                                                                            

15

Краткосрочные обязательства по займам  и кредитам  

16

Кредиторская задолженность                                                                                  

17

Задолженность   участникам   (учредителям)   по  выплате доходов  

18

Резервы предстоящих расходов                                                                                

19

Прочие краткосрочные обязательства                                                                          

20

Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 13 -19)  

21

Стоимость чистых активов акционерного общества (итого активы, принимаемые расчету (стр. 12), минус итого пассивы, принимаемые к расчету (стр. 20))  

  1. Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности баланса

Сутью  анализа  ликвидности  баланса  является  сравнение  активов, сгруппированных по степени убывания их ликвидности, с обязательствами  по пассиву, сгруппированными по степени срочности их  оплаты (погашения) и  в зависимости  от  складывающегося  соотношения  групп  актива  и  пассива, формулирование выводов о степени платежеспособности предприятия.

Таблица 5  Порядок группировки статей актива и пассива баланса

Группа актива или пассива

Обозначение

Состав группы

АКТИВ

1. Наиболее ликвидные активы

А1

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) 250+260

2. Быстро реализуемые активы

А2

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240

3. Медленно реализуемые активы

А3

Статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы 210 + 220 + 230 + 270

4. Трудно реализуемые активы

А4

Статьи раздела I баланса – внеоборотные активы 190

Итого: актив баланса (Б)

(1+2+3+4) = 300

ПАССИВ

1. Наиболее срочные обязательства

П1

Кредиторская задолженность 620

2 Краткосрочные пассивы

П2

Краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы 610 + 630 + 660

3. Долгосрочные пассивы

П3

Статьи баланса, относящиеся к IV и V разделам, т. е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей 590 + 640 + 650

4. Постоянные пассивы

П4

Статьи III раздела баланса «Капитал и резервы» 490

Итого: пассив баланса (Б)

(1+2+3+4) = 700

В соответствии с таблицей 5 сгруппировать статьи баланса по степени ликвидности активов и пассивов в таблицу 6.

Таблица  6 Группировка  активов  по  уровню  ликвидности  и  обязательств  по срочности оплаты

Группа активов

Сумма, тыс. руб.

Группа пассивов

Сумма, тыс.руб.

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

Наиболее ликвидные  активы  (А1)

Наиболее срочные обязательства  (П1)

Быстро реализуемые  активы  (А2)  

Краткосрочные   обязательства  (П2)

Медленно реализуемые   активы  (А3)

Долгосрочные обязательства  (П3)

Трудно реализуемые  активы  (А4)

Собственный  капитал (П4)  

Валюта баланса          

Валюта баланса      

 

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:

А1 > П1, А2 > П2 – текущая ликвидность;

А3 > П3, А4 < П4 – условия долгосрочной ликвидности.

Выполнение первых трех неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому практически существенным является сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву. Четвертое неравенство носит «балансирующий» характер, его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличии у предприятия собственных оборотных средств.

Таким образом, абсолютная финансовая устойчивость будет достигнута при условии выполнения следующего неравенства: П4 – А4 > A3, то есть разница между постоянными пассивами и внеоборотными активами должна быть больше величины медленно реализуемых активов.

Сделать  вывод о ликвидности баланса.

Рассчитать  показатели платежеспособности предприятия по данным бухгалтерского баланса.

Таблица 7  Показатели, характеризующие платежеспособность организации  и их расчет

Наименование показателей

Методика расчета

Норма-тивное значение

1. Величина собственных оборотных средств (СОС)

Капитал и резервы – ВОА = с.490 – с. 190

>0

2. Маневренность собственных оборотных средств

0-1

3. Коэффициент текущей ликвидности

≥1,5

4. Коэффициент быстрой ликвидности

≈1

5.Коэффициент абсолютной ликвидности

>0,1

6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

≥0,1

7. Степень платежеспособности по текущим обязательствам

1 + П 2) / Выручка за месяц

Рассчитанные показатели свести в таблицу 8 и произвести анализ.

Таблица 8 Анализ показателей платежеспособности организации

Показатель

Базовый период

Отчетный период

Оценка тенденции («+» - положительная, «-» - отрицательная)

1. Величина собственных оборотных средств (СОС)

2. Маневренность собственных оборотных средств

3. Коэффициент текущей ликвидности

4. Коэффициент быстрой ликвидности

5.Коэффициент абсолютной ликвидности

6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

7. Степень платежеспособности по текущим обязательствам

Сделать вывод о платежеспособности организации за отчетный период по сравнению с базовым.

3.2.3 Анализ отчёта о прибылях и убытках

а) анализ прибыли предприятия

Показатели  прибыли    это  первичные  абсолютные  показатели, отражающие  финансовые результаты работы предприятия.  Для анализа динамики прибыли рекомендуется на основе формы № 2 составить аналитическую таблицу, которая позволяет:

  • исследовать изменение каждого показателя прибыли;
  • изучить структуру прибыли и ее изменение;
  • исследовать влияние факторов на прибыль.

Таблица 9  Показатели состава, структуры и динамики доходов и расходов  

Показатель

Состав доходов и расходов, тыс.  руб.

Структура  доходов и расходов, %

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1.Доходы – всего в том числе:

1.1. Выручка от продаж

1.2 Проценты к получению

1.3 Доходы от участия в других организациях

Продолжение таблицы 9

Показатель

Состав доходов и расходов, тыс.  руб.

Структура  доходов и расходов, %

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1.4 Прочие доходы

2 Расходы – всего, в том числе:

2.1 Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

2.2 Коммерческие расходы

2.3 Управленческие расходы

2.4 Проценты к уплате

2.5 Прочие расходы

2.6 Налог на прибыль

3 Коэффициент соотношения доходов и расходов организации

Произвести факторный анализ прибыли.

Таблица 10 Факторный анализ валовой прибыли

Показатели

Базисный период

Отчетный период в базовых ценах

Отчетный период

Выручка от продаж

Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг

Валовая прибыль

  1. Влияние изменения выручки от реализации за отчетный период на валовую прибыль предприятия:

Δ валовой прибыли = валовая прибыль отчетного периода – валовая прибыль базисного периода = валовая прибыль базисного периода • индекс изменения выручки от реализации – валовая прибыль базисного периода = валовая прибыль базисного периода (индекс изменения выручки от реализации – 1).

Индекс изменения выручки от реализации = выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода / выручка от реализации в базисном периоде.

  1. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции за отчетный период на валовую прибыль предприятия:

Δ валовой прибыли = себестоимость в фактических затратах отчетного периода – себестоимость в базисных затратах отчетного периода.

В результате роста себестоимости продукции валовая прибыль от реализации снижается.

  1. Влияние изменения цены реализации на валовую прибыль предприятия:

Δ валовой прибыли = выручка от реализации в фактических ценах отчетного периода – выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода.

  1. Влияние изменения ассортимента реализованной продукции на валовую прибыль предприятия рассчитывается в том случае, если существуют различия в уровне рентабельности отдельных видов продукции, и определяется следующим способом:

Δ валовой прибыли = валовая прибыль в базисных ценах за отчетный период – валовая прибыль базисного периода * индекс изменения выручки от реализации

Результаты проведенного факторного анализа обобщить в таблице 11.

Таблица 11 Результаты факторного анализа валовой прибыли

Наименование показателей, оказавших влияние на валовую прибыль

Сумма , тыс. руб.

Изменение выручки от реализации за отчетный период

Изменение себестоимости реализованной продукции

Изменение цены реализации

Изменение ассортимента

Итого изменение валовой прибыли за отчетный период

б) Расчёт и анализ показателей рентабельности

 

Показатели  рентабельности  это  относительные  показатели  прибыли, которые более полно характеризуют окончательные результаты хозяйствования,  так как показывают соотношение прибыли  (эффекта) с наличным использованием использованных ресурсов. Рентабельность – это одна из  базовых экономических  категорий, являющаяся  наряду с абсолютным размером прибыли показателем эффективности работы предприятия. Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

В основе расчета показателей рентабельности всегда лежит отношение в числителе которого фигурирует прибыль (любая ее разновидность, отраженная в отчете о прибылях и убытках).

Рентабельность  затрат  (Rзатр)  =  (Прибыль  :  Полная  себестоимость проданной продукции) * 100%.  

 Она показывает сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж (Rпрод) = (Прибыль : Выручка от продаж) * 100%

 Она  характеризует  эффективность  предпринимательской  деятельности, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля продаж.

Рентабельность  капитала  =  (Прибыль:  Среднегодовая  стоимость  всего

капитала предприятия или его составляющих) * 100%

Это общая формула определения доходности (рентабельности) капитала. Её можно конкретизировать.  

Рентабельность  активов  предприятия  =  (Чистая  прибыль:  Средняя величина активов предприятия за отчетный период) * 100% ;

Рентабельность  внеоборотных  активов  =  (Чистая  прибыль:  Средняя

величина внеоборотных активов предприятия) * 100%;

Рентабельность  собственного  капитала  =  (Чистая  прибыль  :  Средняя

величина собственного капитала) * 100%

 и так далее.

 Произвести расчет и анализ показателей рентабельности предприятия. Результаты расчета свести в таблицу 12.

Таблица 12 Показатели рентабельности предприятия,  (%)

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Изменения (+,-)

1.Рентабельность капитала    

2. Рентабельность собственного капитала      

3. Рентабельность продаж      

4. Рентабельность продукции      

5. Рентабельность основных фондов      

6. Рентабельность оборотных средств      

Сделать вывод об изменении рентабельности.

3.2.4  Анализ финансовой устойчивости  предприятия

Для анализа финансовой устойчивости применяется целый ряд коэффициентов. Они в определенной степени показывают уровень финансовой устойчивости. Их расчет производится по показателям планового или фактического баланса активов и пассивов. Уровень коэффициентов может служить отправной точкой для оценки финансовой устойчивости.

Основные коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, а также методики их расчета представлены в таблице 13.

Таблица 13  Расчет коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость

Наименование показателей

Методика расчета

Нормативное значение

1.Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага)

не выше 1,5

Продолжение таблицы 13

Наименование показателей

Методика расчета

Нормативное значение

2. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,4 - 0,6

3. Коэффициент концентрации заемного капитала

0,2 - 0,5

4. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

> 0,6

5. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

≥ 0,5

6. Коэффициент финансирования

≥ 0,7

7. Коэффициент финансовой устойчивости

≥ 0,6

Рассчитанные коэффициенты свести в таблицу 14.

Таблица 14 Показатели финансовой устойчивости предприятия

Показатель

Базовый период

Отчетный период

Оценка тенденции («+» - положительная, «-» - отрицательная)

1.Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага)

2. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

3. Коэффициент концентрации заемного капитала

4. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

5. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

6. Коэффициент финансирования

7. Коэффициент финансовой устойчивости

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. Порядок расчета трехкомпонентного показателя финансовой устойчивости отражен в таблице 15.

Таблица 15 Порядок расчета трехкомпонентного показателя финансовой устойчивости

Показатель

Алгоритм расчета

1 Общая величина запасов и затрат (ЗЗ)

ЗЗ= стр.210 + стр.220

2. Наличие собственных оборотных средств  (СОС)

СОС = капитал и резервы – внеоборотные активы; СОС = стр.490 – стр.190

3. Собственные и долгосрочные заемные источники (СДИ)

СДИ = (капитал и резервы + долгосрочные пассивы) – внеоборотные активы; СДИ = стр. 490 – стр.190 + стр.590

4. Общая величина источников (ОИФ)

ОИФ = СДИ + Краткосрочные кредиты и займы;

ОИФ = стр.490 –стр.190 + стр.590 + стр.610

5. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (ФС)

ФС = СОС – ЗЗ;

или +(-)ФС = стр.490 – стр.190 – (стр.210 + стр.220)

6 Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (ФТ)

ФТ = СД – ЗЗ; или +(-) ФТ = стр.490- стр.190 + стр.590 -(стр.210 + стр.220)

7. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (ФО)

ФО = ОИФ – ЗЗ;

или +(-) ФО = стр.490 – стр.190 + стр.590 + стр.610 – (стр.210 + стр.220)

8. Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации S = [S(ФС),S(ФТ),S(ФО)]

              S(Ф) =    1, если Ф>0

                 0,  если Ф<0

Произвести расчет трехкомпонентного показателя, результаты расчетов свести в таблицу 16.

Таблица 16 Расчет трехкомпонентного показателя финансовой устойчивости

Показатель

Базовый период

Отчетный период

Изменения (+,-)

1 Общая величина запасов и затрат (ЗЗ)

2. Наличие собственных оборотных средств  (СОС)

3. Собственные и долгосрочные заемные источники  (СДИ)

4. Общая величина источников (ОИФ)

5. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (ФС)

6 Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (ФТ)

7. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (ФО)

8. Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации S = [S(ФС),S(ФТ),S(ФО)]

В зависимости от полученных результатов сделать вывод о финансовой устойчивости предприятия:

  1. Абсолютная независимость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости: S = 1;1;1
  2. Нормальная независимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность: S = 0;1;1
  3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: S = 0;0;1
  4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности: S = 0;0;0 (таблица 16)

4  Защита курсовой работы

4.1  График выполнения курсовой работы

Качество выполнения курсовой работы во многом зависит от правильного распределения времени, отведенного на курсовое проектирование. Каждый раздел имеет свою сложность и специфику выполнения. На каждый вопрос студент затрачивает определенное количество времени в зависимости от степени своей подготовленности и сложности вопроса.

Объем работы по каждому вопросу курсовой работы можно представить в процентах в зависимости от его сложности, а следовательно, это позволит больше обратить внимание на решение отдельных вопросов.

В зависимости от темы курсовой работы составляется график выполнения задания на курсовую работу с указанием бюджета рабочего времени. На основании графика производится контроль готовности курсовой работы.

4.2. Подготовка к защите курсовой работы

Законченная курсовая работа сдается для просмотра преподавателю. При просмотре курсовой работы проводится проверка всех разделов, проверяются расчеты. Преподаватель  знакомит студента с недостатками курсовой работы и дает ему возможность устранить замечания.

4.3  Защита курсовой работы

Защита курсовой работы является завершающим этапом работы студента. На защиту курсовой работы отводится 5-10 минут. Студент делает сообщение по теме курсовой работы – доклад. В докладе студент коротко излагает суть его работы над темой,  последовательность работы, отмечает актуальность темы, делает заключение.

Курсовую работу можно защищать в форме презентации с использованием мультимедийной техники.

На защите могут присутствовать преподаватели ЦМК экономических дисциплин и предлагать свои вопросы по теме курсовой работы.

Решение об оценке принимается после защиты курсовой работы.

Защита курсовой работы позволяет студентам глубже осознать свою проделанную работу, приобрести необходимый опыт публичного выступления с защитой своей работы.

  1.   Критерии оценки

Оценка «отлично»

Работа выполнена в срок, студент сумел рассчитать время, необходимое для выполнения курсовой работы. Работа выполнена с минимальной помощью или без нее. Правильно реализован алгоритм расчетов по исходным данным. Студент свободно использует ранее полученные знания при реализации темы курсовой работы. Умело использует профессиональную терминологию, дает ссылки на источники информации. Расчеты выполнены в соответствии с методикой, действующей нормативной базой. Все материалы оформлены согласно стандартным требованиям.

Оценка «хорошо»

Работа выполнена в срок, студент сумел рассчитать время, необходимое для выполнения курсовой работы. Работа выполнена с минимальной помощью. Правильно реализован алгоритм расчетов по исходным данным. Студент при реализации темы курсовой работы допускает небольшие неточности. Не всегда использует профессиональную терминологию, дает неполные ответы на вопросы преподавателя при защите курсовой работы. Расчеты выполнены в соответствии с методикой, действующей нормативной базой. Все материалы оформлены согласно стандартным требованиям.

Оценка «удовлетворительно»

Студент не уложился в отведенное для работы время. Работа выполнена с существенной  помощью преподавателя. Студент допускает неточности при реализации темы курсовой работы. Испытывает сложности с использованием профессиональной терминологии. Расчеты выполнены в соответствии с методикой, действующей нормативной базой. При защите курсовой работы студент даёт неполные ответы на вопросы преподавателя. Оформление курсовой работы имеет небольшие отклонения от  стандартных требований.

Оценка «неудовлетворительно»

Студент не уложился в отведенное для работы время, демонстрирует полное безразличие к выполняемой работе; требуется дополнительная проверка, подтверждающая самостоятельность выполнения работы. Расчеты выполнены небрежно, большое число ошибок в вычислениях. Отсутствие ссылок на источники. Работа построена непоследовательно и некомпактно, фактически не соответствует теме.

Используемая литература

     Основная литература:

  1. Бабаев Ю.Б.и др., Бухгалтерский учет: учебник. – М.: Проспект, 2006 г.
  2. Захарьин В.Р., Всё о бухгалтерских проводках, 2009г.
  3. Ланина И.Б. , Первичные документы в бухгалтерском и налоговом учете, 2008г
  4. Рыманов А.Ю. , Налоги и налогообложение, 2009г.
  5. Скворцов О.В., Налоги и налогообложение. Практикум, 2007г.
  6. Чернышёва Е.Г., Чернышев Э.А., АФХД, 2010г.

     Дополнительная литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).
  3. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 .
  4. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01".
  5. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
  6. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99
  7. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н  "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99"
  8. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007.
  9. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008)".
  10. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02.
  11. Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02" .
  12. Приказ Минфина РФ от 28.06.2010 N 63н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете отчетности" ПБУ 22/2010 .

      Интернет – источники:

  1. http:/www1.minfin.ru/ru/sitemap/ - сайт МФ РФ.
  2. http:/www.pfrf.ru/sitemap/ - сайт ПФ РФ.
  3. http:/fss.ru/ сайт Фонда социального страхования.
  4. http://www.ifns.su/ - сайт Федеральной налоговой службы.

Приложение 1

Перечень тем курсовых работ и заданий теоретического раздела:

  1. Анализ имущества организации
  1. Анализ собственных основных средств
  2. Анализ материальных ценностей
  3. Анализ курсовых операций и расчетов с подотчетными лицами
  4. Анализ аренды основных средств
  5. Анализ операций по расчетным и валютным счетам
  6. Анализ операций по специальным счетам в банках
  7. Анализ нематериальных активов
  8. Анализ финансовых вложений
  9. Анализ долгосрочных инвестиций
  10. Анализ затрат на производство и калькулирования себестоимости
  11. Анализ реализации готовой продукции
  12. Анализ с покупателями и заказчиками
  13. Анализ учета материалов
  1. Анализ источников формирования имущества организации
  1. Анализ оплаты труда и учета личного состава работников
  2. Анализ расчетов с персоналом по оплате труда
  3. Анализ финансовых результатов
  4. Анализ собственного капитала
  5. Анализ текущих расчетов на предприятии
  6. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей
  7. Анализ кредитов и займов
  8. Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками
  9. Анализ труда и заработной платы
  10. Анализ дополнительной заработной платы
  11. Анализ организации и учета бестарифной системы оплаты труда
  12. Анализ учета доплат и надбавок к заработной плате
  13. Анализ учета удержаний из заработной платы
  1. Анализ бухгалтерской отчетности
  1. Анализ бухгалтерского баланса
  2. Анализ движения капитала
  3. Анализ движения денежных средств
  1. Анализ ликвидности предприятия

7.1  Анализ поступления и выбытия основных средств

  1. Анализ оборотных средств
  1. Анализ операций по поступлению и списанию материалов
  2. Анализ реализации товаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения  специальности 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и включают в себя задание ...

Методические рекомендации для выполнения курсовой работы

Методические рекомендации для выполнения курсовой работы для специальности 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» по дисциплине  «Компьютерные...

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по профессиональному модулю  01.02. по специальности 190631. Расчет производственной программы, нормативные требования по оформлению пояс...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ"

Учебно-методический комплекс «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы» адресован студентам и преподавателям средне-специальных учебных заведений, с целью помочь овладеть технолог...

Методические рекомендации "Качественное выполнение курсовой работы как условие обеспечения стандартов профессионального обучения в среднем специальном учебном заведении"

Действия руководителя курсовой работы должны носить контринтуитивный характер и подчиняться определенной логике.Действия руководителя по организации курсовой работы состоят из следующих этапов:-...

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности». Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические указания разработаны с целью оказания помощи студентам в подготовке и выполнении курсовой  работы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности».Предлагаемая разработка содержит ...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»

Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...