Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков.
материал на тему

Воровство  как типичная  форма  девиантного поведения детей и подростков.

   Добрый день – уважаемые родители! Я социальный педагог школы .  Большое внимание в своей работе уделяю проблемам девиантного поведении детей  и подростков, с именно проблеме воровства. И сегодня мы с вами поговорим о воровстве как типичной форме  девиантного поведения школьников.

Что же такое воровство?

 Воровство- это присвоение или потребление не принадлежащих  личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или  уведомления обладателя этих ценностей. Отягощающим  обстоятельством воровства является  непринятие мер личностью по  предотвращению или  уменьшению  реального или возможного ущерба, который могут понести пострадавшие от воровства.

Воровство возможно  и в мире животных, здесь воровство  проявляется как средство  выживания. Но у  животных оно носит случайный, эпизодический характер, например, воровство пищи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 5

Воровство  как типичная  форма  девиантного поведения детей и подростков.

(выступление на родительском собрании)

                                                           Социальный педагог Рожкова В.И.

Ст.Шкуринская

Воровство  как типичная  форма  девиантного поведения детей и подростков.

   Добрый день – уважаемые родители! Я социальный педагог школы .  Большое внимание в своей работе уделяю проблемам девиантного поведении детей  и подростков, с именно проблеме воровства. И сегодня мы с вами поговорим о воровстве как типичной форме  девиантного поведения школьников.

Что же такое воровство?

 Воровство- это присвоение или потребление не принадлежащих  личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или  уведомления обладателя этих ценностей. Отягощающим  обстоятельством воровства является  непринятие мер личностью по  предотвращению или  уменьшению  реального или возможного ущерба, который могут понести пострадавшие от воровства.

Воровство возможно  и в мире животных, здесь воровство  проявляется как средство  выживания. Но у  животных оно носит случайный, эпизодический характер, например, воровство пищи.

У людей же этот  порок получил  наивысший  расцвет. Воруют должностные люди и без должностей, мужчины и женщины, взрослые и молодые, дети и подростки. Воруют даже такие  вещи, как время, идеи, доверие, счастье…  Люди могут  воровать редко, эпизодически, часто и постоянно. Этот порок  так глубоко  укоренился в общественном сознании, что отдельные проявления воровства,  считаются даже   не воровством, , люди стали относиться к таким  воровским действиям  снисходительно и с  «пониманием».

Некоторые виды воровской деятельности получили  собственные  обозначения. Например:  браконьерство, плагиат, расхитительство, присвоение, казнокрадство,  пиратство, мошенничество, контрабанда и т.д.

Мотивация воровства у людей очень проста. Это  получение нужных для  человека ценностей   кратчайшим и быстрым путём.

Сколько вокруг нас воров? Точного ответа на данный вопрос не знает никто- ни статистика, ни милиция  ни «воры в законе».

Сколько  вреда от воровства- тоже точно не известно, хотя он  может быть огромным и в экономиче6ском отношении, и для  нравственного  климата в нашем обществе. Одно известно точно-  общечеловеческие ценности, порядочность- это яд для воровской среды. В воровской среде  наблюдаются низкий уровень нравственности, подлость,  продажность, обман, трусость.

Сейчас  нередко можно услышать из  средств массовой информации, что в России  народ вообще  воровитый. В доказательство этого приведём такой пример: Когда у Н.М. Карамзина, великого историка, попросили одним словом  охарактеризовать Россию, он ответил: «Воруют». Ну и конечно привёл множество примеров  крупного и мелкого расхищения государственного имущества.

Естественно, если есть воры, то есть и  страдающие от них. Общество ещё с  незапамятным времён  придумало различные способы борьбы с  воровством, которые либо помогают , либо нет. Это и юридически (наказание за воровство)  , и моральные (презрение), и  организованные ( контрольно-ревизионные службы, службы охраны), и технические ( различные замки, сигнализации, сейфы и т.д.). Все эти средства, конечно помогают  предотвратить многие случаи воровства, но не всегда они могут быть  препятствием для  находчивого вора.

А сейчас  непосредственно поговорим о  детском воровстве.

Если мы спросим у наших многоуважаемых родителей, хотел бы кто нибудь из них, чтобы их ребёнок вырос вором?  «Да не дай Бог»- скажут они. И будут говорить о том, что воровство это плохо, за  это наказывают, сажают в тюрьму. Но пройдёт совсем немного времени и в  раздражении от  рекламы дорогих туров и автомобилей, невольно воскликнут, что честный человек и за всю жизнь столько не заработает, или  же в разговоре с подругами затронут  эту тематику, а дети всё это слышат и «наматывают на ус». Как же в такой ситуации  воспитывать честность?

  Согласно статистике  воровство и кражи наиболее «популярные» среди несовершеннолетних. Взрослым принимать этот  факт крайне  тяжело, говорить  вслух- стыдно, бороться сложно.

 Изменить тут что – либо вряд ли возможно. Многократно усиливается это аморальное желание, если мы на сто процентов  убеждены, что за проступок никто не накажет.

Каждая семья, так или иначе, сталкивается с  детским воровством, но вот как  от этой проблемы   «избавиться», как  сформировать у ребёнка стойкий  иммунитет.

И действительно, трудно понять взрослому человеку, почему его ребёнок, которому  заповедь «не укради», вкладывалось в  уши с самого  нежного возраста, вчера принёс из детского сада чужого резинового зайчика, сегодня он тянет  мелочь из папиного  бумажника, а завтра  возможно опустошит семейную кассу. Бросаться в такой ситуации на дитя с ремнём не выход. Лучше всего  постараться поговорить с ним «по душам». Зная , что именно крадёт ребенок и как по том распоряжается своей вещью, можно ответить на вопрос зачем он это делает.

Воровство можно рассматривать в трёх аспектах:

- социальном;

- медико-биологическом;

- психологическом

Социальный  аспект.  Воровство – это правонарушение. Но  уголовная ответственность за него наступает с  совершеннолетием. Самое эффективное , что может последовать- это постановка на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних с  последующими  беседами со стороны работников милиции или  социальных педагогов. Это вполне оправданно,  если ребенок с помощью  воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или  подростковой группе. Такому ребенку действительно необходимо  расширение социальных  контактов, создание увлечений, приобретение профессии. В некоторых случаях, если ребенок ворует у членов семьи, то родители всеми силами  стараются избегать огласки. И этому  находится логическое объяснение,  поскольку имеется   много случаев, когда  воровство служило причиной отчисления из  специализированных классов  или  престижных государственных школ. Поэтому  обязательным условием  работы в таких случаях  является  строжайшее соблюдение  конфиденциальности, медико-биологический  аспект. Данный  аспект  касается такого заболевания, как   клептомания. Клептомания  встречается у детей редко. Чаще  встречается у детей с  органическим   поражением головного мозга.

Психологический аспект. Психоаналитики обращают внимание на  воровство детей и подростков,  особенно  на его символический аспект. Первое воровство из кошелька матери, указывает на степень до которой  оно уклонилось на начальной стадии единения матери и ребёнка.

Выделяют 6 категорий, объединяющих воровство:

-  способ восстановления  утраченных  взаимоотношений «мать ребёнок»

- акт агрессии;

- защита от страха;

- способ получить наказание;

- способ восстановления или повышения самооценки;

- реакция на семейную тайну.

В отношениях со  значимыми  другими  дети в сложных ситуациях демонстрируют   беспомощность и зависимость, склонны к разным  формам  реагирования, одной из которых вполне может быть воровство.

На первый взгляд, мотивы отсутствуют, на самом деле мотивы совершения краж в таких  случаях не  осознаются и   спрятаны глубоко в  подсознание. (ПРИМЕР)

Каковы же причины детского  воровства?

Освоение социальных  норм , нравственное развитие ребёнка  происходит под влиянием окружающих – сначала родителей, а потом и сверстников. Всё зависит от  школы, предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «своё» и «чужое» , если ребенок растет слабовольным, безответственным , не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то  он будет демонстрировать  асоциальное поведение.

 Ребёнок  не получивший в семье навыка  доверительного ,  интересующегося , принимающего общения, вряд ли  попадёт в благополучную компанию. Когда родители замечают, что их любимый ребёнок , который вроде бы ни в  чём не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно  впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство- очень распространённая семейная проблема .

Специалисты считают, что  единственно  правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым рёбенок ворует.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся  причины воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести ( импульсивность)
  2. Серьёзная  психологическая  неудовлетворённость ребёнка.
  3. Недостаток развития нравственных   представлений и воли.

Поэтому  большое внимание следует уделить работе с родителями ребёнка, так как часто именно в семье находится «корень  проблем».

Итак , первая причина воровства  - сильное желание владеть понравившейся вещью- связана с  детской импульсивностью. Ребёнок может украсть потому , что это сделать очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно.

Обычно события разворачиваются следующим образом. Ребёнку очень нравится какая-то вещь, и он не может  побороть соблазн. Если же и он не может побороть соблазн. Если же воришку  уличат и он пройдет все стадии  разоблачения  и прилюдных извинений , это , как правило , станет уроком на всю   жизнь .

Важно только выбрать правильную меру  наказания.

С одной стороны, не  подорвать у ребёнка веру в то , что он всё-таки любим, что он может быть прощён и сможет вновь добиться уважением окружающих и доверия друзей. С другой стороны, ребёнок должен  почувствовать, насколько его  проступок серьёзен, и что после поступка  обязательно  наступит наказание.

Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они  обычно не повторяются.

Вторая причина воровства- психологическая неудовлетворённость ребёнка – включает множество разнообразных  мотивов.  Прежде всего  это связано с нарушением  материнской или  отцовской привязанности и в связи с этим затруднениями в общении с родителями. Детям  кажется, что их не  любят родители  и мало обращают на них внимания. Дети воруют для того, чтобы привлечь  внимания родителей или воспитателей, учителей, причём делают это именно тогда, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребёнка. Воровство здесь может быть оценено как месть и наказание родителей за то, что не  уделяю т внимания ребёнку, не посвящают ему  своё время и не принимают его. Бессознательно ребёнок  восстанавливает  справедливость. Также может быть месть и за  нанесённые обиды ,

боль.

Причинами воровства также может быть систематическое  пренебрежение  потребителями ребёнка.

Также ребёнок может  воровать от  безысходности: если  у него  вымогают деньги путём угроз или он  страдает  наркозависимостью.

Задачи воспитателя- построить такие  отношения с ребёнком, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

      Неразвитость нравственных  представлений и воли-  третья важная причина детского воровства,  то  есть стремление самоутвердиться. Когда  в семье ребёнку не хватает самостоятельности и родители  не передают ему  ответственность, тогда он находит  деструктивный способ самоутверждения- украсть. Эти дети  начинают воровать , чтобы не чувствовать своей  неполноценности, чтобы  убедить себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости, «крутизне».

 Нельзя , но очень хочется. Воровство может быть также  потребностью  пережить острые ощущения , поскольку в семье чрезмерные  требования к послушанию  правильному поведению , и у ребёнка возникает желание самоутвердиться.

Воровство как способ самоутверждения тоже является свидетельством неблагополучия ребёнка. Он таким образом хочет обратить  на себя внимание, завоевать расположение кого-либо  ( различными угощениями)       воруют дома деньги и  покупают на них  сладости  угощают  ребят. ( Случай из школьной жизни) Чтобы завоевать любовь, уважение, авторитет.

Для таких ребят условием счастья  считается хорошее отношение к ним родителей. Одноклассников, друзей и материальный достаток.

Дети идут на воровство либо  в собственной семье, либо вне её.  Причём такой поступок является объективно обусловленным: ребёнок хочет что-либо купить или  добиться  чьего либо расположения ( например, в классе, в компании старших детей,  поэтому  начинает решать свою проблему криминальным  образом.

В подростковом возрасте сильно  развито желание «быть как все».  Ребёнок говорит себе: «У всех есть деньги , и это позволяет им  покупать сладости, игрушки, мелочи,  общаться и веселиться. Я тоже хочу быть как все. Чем я хуже?»

Естественно, далеко не все  дети, лишённые денег, идут на  грабёж,  но практика показывает, что  случаи эти стали  привычными практически в любой школе. Особенно если в семье есть  проблемы. Воровство  ребёнка- это своего рода сигнал об  эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворённости каких-то  жизненно  важных потребностей ребёнка. К сожалению  особую тревогу у родителей  вызывают только те случаи, когда воровство  начинает  выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный  проступок- повод задуматься: всё ли в порядке, не  испытывает ли маленький член  семьи дискомфорт в  родственном кругу? Анализ работы с  ворующими детьми подтверждает , что в их семьях наблюдается эмоциональная холодность, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и  хотя отношения с отцом сохраняются он  наблюдает  отчуждённость, даже  враждебность между мамой и папой.

Младшие школьники берут то что им  очень хочется иметь в данный момент: они часто не видят разницы между  понятиями «своё»  и «чужое».

Для  подростков 11-13 лет украсть что-то в магазине – значит  продемонстрировать  сверстникам  свою смелость, независимость пренебрежение.

Дети знают, что  желание  обладать  сильнее страха  родительского гнева. С помощью лжи они  пытаются избежать наказания. Даже если школьник украл впервые, нельзя принижать значение такого поступка,  утешать себя мыслью, что всё пройдёт с возрастом. Но и  забрать украденное  со словами «Никогда так больше не делай» - значит  подтолкнуть его к тому же ещё раз. Нужно взять себя в руки- не кричать, не грозить милицией.  В идеале он  должен вернуть в магазин ( или  одноклассникам) украденное или возместить его стоимость и принести свои извинения. Необходимо дать   вернуть вещь самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок не только почувствовал стыд, но  имел шанс   исправить  свой  поступок. И не следует  наклеивать  ярлыков: школьник взял чужое, но он не вор. Если  же  проступок  повторяется  неоднократно, это  серьёзный повод  задуматься о том, что  происходит  в  его  отношениях со  сверстниками или в его семье.

Приведём такой  пример:

Каждый день первоклассник  Вова приносил из школы новую игрушку.

— Откуда это? — спрашивала мама.

— Алеша дал.

На следующий день: «Аня подарила». Когда в доме скопилось уже немало подобных подарков, грянул гром.

Ребята жалуются, сообщила учительница, — что Вова шарит в их ящиках, залезает в портфели. Разные вещи пропадают: игрушки, фломастеры...

Мама Вовы почувствовала, будто на нее были- ли ушат ледяной воды. Верный порыв был — устроить сыну разнос, накричать, отшлепать — чтобы знал! Но, к счастью для Вовы, он не попался под горячую руку. А у мамы по дороге из школы домой созрело совсем иное решение... Вова был ошеломлен. Никогда еще он не видел свою мать в таком состоянии. Молча, с каменным лицом прошла она мимо него, словно Вова — пустое место. Молча собрала в большой пакет все трофеи сына, спросила сухо:

 - Еще есть?

Вова вынул из тумбочки несколько игрушек.

— Завтра ты возьмешь этот мешок и раздашь вещи тем, у кого взял. — Мама старалась говорить спокойно, но в глазах у нее стояли слезы. Вова опустил голову. — Мне никогда еще не было так стыдно!

Мать ушла в другую комнату, закрыв дверь.

С тех пор прошло много лет.

У детей постарше (от 9 до 12 лет) воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: на свое «хочу!» им трудно самим себе сказать «нет!». Таким детям трудно справиться с соблазном, хотя они испытывают стыд за свой поступок,

В одной из московских школ три девочки, ученицы 4 класса, совершили кражу. Они, как говорится, свистнули несколько колясок, оставленных у детской поликлиники. Шуму было много: выходят мамаши с младенцами на руках, а транспортного средства нет. Поймать преступниц не составило труда: они мирно играли крадеными колясками во дворе соседнего дома.

Конечно, девочки понимали, что поступают нехорошо. Но они планировали вернуть коляски в тот же день. Пойманные с поличным, они быстро «раскололись», назван номер школы, в которой учатся, свои имена и фамилии. А дальше началось самое страшное.

В школе устроили настоящий показательный процесс. Девочек поставили на сцену актового зла, полного зрителей — учеников разных классов. Учителя по очереди выходили и клеймили «бездушных воровок», «жестоких обманщиц».

После собрания дети тыкали в них пальцем и кричали: Воровки! Воровки!» Само посещение школы стало для них пыткой.

Конечно, каждую что-то не очень приятное ждало и дома. Только одна мама поступила нестандартно: срочно перевела свою дочь в другую школу, подальше от старой. Остальные же приняли сторону учителей. Впоследствии две девочки так и пошли «вразнос:» начали  пить, курить, уходить из дому. Кто знает, возможно, тот самый школьный урок стал роковым и они поверили, что хуже их и быть никого не может... Детское сердце особенно ранимо. То, что для взрослого — ерунда, проходящий. момент, для ребенка подчас становится источником большого горя, поворотом на всю жизнь.

Золотое правило воспитания гласит: «Ругай наедине, хвали при всех». Воровство — сор, который не следует «выносить из избы». Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе порочный поступок может действительно превратиться в суть личности:

«Мама говорит значит, я такой!» А  подростковом возрасте уже звучит вызов:

- Да! Обманщик, нор! Ну и что?

Что делать, если воруют школьники?

Ребенок идет в школу новое, незнакомое (и оттого пугающее) место. Начиная с первых классов, ему хочется «вписаться в коллектив», чтобы чувство страха поутихло и не мешало набираться знаний . Кто-то из ребят обнаруживает у себя явно лидерские качества, кто-то зарабатывает пятерки, а кто-то носит на шее мобильный телефон. Как самоутвердиться вашему чаду, если он не попадает ни в одну перечисленную «категорию»?

Самый простой способ — вероятно, решит он, угостить одноклассников вкусными жвачками или пригласить их в компьютерный клуб за свой счет. То есть дать сверстникам то, что для них на данный момент ценно, Сделать это без родительской финансовой поддержки, разумеется, никак не удастся.

На крайнюю меру — воровство — ребенок в такой ситуации не пойдет, если взрослые обеспечивают его не большими суммами и тем самым уважают его ежедневные потребности. Деньги он подкопит и осуществит свое желание. В результате не пострадает самооценка школьника, он привлечет к себе внимание ровесников» а может, и учиться станет лучше» чтобы маму с папой порадовать.

Поэтому необходимо давать своему ребенку деньги на личные расходы. В предподростковом и подростковом возрасте ему очень важно быть не хуже других.

В этот  сложный период  дети особенно тянутся к себе подобным.  Образуются  различные неформальные группы. тест кою, со своими правилами поведения, эталонами  красоты, популярными и не популярными  жизненными позициями.

Взрослые  как бы они не противились  изменениям сына или дочери  должны найти с подростком компромисс. Во время похода по магазинам, скажем, не падать в обо срок вида этих ужасных ботинок или драных джинсов- в  конце концов, носить их детям, для которых  это писк  моды и способ самоутверждения.

Разумеется, нельзя постоянно идти «на поводу» у своих отпрысков , баловство еще никогда до добра не доводило. Особенно это касается тех, у кого ограниченные

материальные возможности. В данном случае нужно просто поговорить с ребенком, как со взрослым человеком. Объяснить, что те или иные вещи ему не покупают вовсе не потому, что против них или назло своему ребенку. Просто пока  так сложились обстоятельства, но наверняка можно  найти выход из положения.

Родителям необходимо внимательно  относиться к появлению у детей вещей неизвестного происхождения. Предметы, которые ребенок «находит», лучше не

оставлять в его собственности.  В зависимости от места, где они найдены, их надо отдать вахтеру, учителю, сторожу. В то же время  нельзя обвинять ребенка в краже без серьезных на то оснований. Нужно принять версию находки.

Если ребенок уличен в краже, он должен быть наказан . Наказание должно быть достаточно серьезным чтобы ребенок раз и навсегда уяснил себе недопустимость подобных  поступков, однако не нужно ломать ребенка, после того как ребенок понес наказание, инцидент следует считать исчерпанным

Сколько раз приходилось слышать в связи с воровством: «Ничего на него (на нее) не действует, Уж я и так и сяк,., Все перепробовал — без толку!

И бывает нелегко  объяснить что за воровство нужно не просто наказывать а наказывать очень сурово, причем независимо от реальной ценности украденного: за ластик точно так же, как за бабушкину пенсию, Чтобы «нельзя,» зафиксировалось на уровне рефлекса,

да мы его и били, — жаловалась мать тринадцати летнего мальчика, — Отец даже ремнем врезал, как ей было втолковать, не боясь показаться монстрами, что для тринадцатилетнего «Подростка из подворотни,» (а Денис был именно таким) пара ударов ремнем — это «тьфу»! Наказание должно быть соотнесено с ребенком не только в одну сторону - как бы не переусердствовать но и в противоположную, «Недожать» не менее опасно, чем «пережать», Именно так— не только бессмысленно, но и опасно. Почему? А потому, что воровство — одно из проявлений своеволия, и если взрослый, вступая с ним в борьбу, терпит поражение, то, во-первых, рецидив почти гарантирован, а во-вторых, ребенок Утверждается в мысли, что он сильнее взрослого, а, значит, взрослому в следующий раз нужно будет усилить наказание. Снова не поможет — снова усилить. Но ребенок ведь с каждым разом получает своеобразную закалку. И каким тогда, В конечном счете, должно быть наказание, чтобы око, наконец, подействовало? Казнь через повешение?

Пожалуй,  лучше все-таки, стиснув зубы и преодолев вполне естественную жалость, в самый первый раз, не дожидаясь «развития сюжета», наказать воришку как следует, чтобы надолго запомнил, чтобы неповадно было, Поступив так, вы на самом деле пожалеете его гораздо больше, Хотя бы потому, что избавите от страшной судьбы, которая его ждет, если «сюжет» все-таки будет развиваться,

Самое главное, чтобы не было пустых угроз. «Приговор следует привести в исполнение, и желательно сразу после «раскрытия преступления». Но конечно, не следует «заигрываться». Предположим, если вы видите, что ребенок потрясен  рассказом о его проступке одной вашей подруге, то не обязательно рассказывать  еще троим. Но надо обязательно дождаться раскаяния и обещания никогда в жизни так не поступать. Причем не вы должны заглядывать ему в глаза и спрашивать: «Ну, ты обещаешь? Ты больше никогда так не будешь делать?» , а он должен прийти к вами все сказать сам. Помните,  что для всех детей, даже для очень демонстративных  и своевольных, как бы они ни пытались показать свое безразличие к бойкоту, хорошие отношения с родителями — огромная, ни с чем не сравнимая ценность!

Наказание должно быть неминуемым. Речь не идет о порке или каком-нибудь лишении. Самое страшное для воришки критичное раскаяние. Нужно убедить ребенка попроси прощения и вернуть украденную вещь.

Пусть он сделает это не один, а в присутствии родителей (или, в зависимости  от ситуации., при участии учителя, приятелей,  родителей пострадавшего). Чувство стыда, которое при  этом будет  испытано, подействует гораздо эффективнее  ремня  и нотаций. Ребенку  необходимо  помочь  исправиться  с последствиями пережитого стресса, Скажите ему , что вы гордитесь его мужеством, потому что открыто  признать себя виновным — поступок, заслуживающий уважения. Если кража была совершена сознательно, расскажите, будто читали в газете о мальчике, который не  смог вовремя признаться и так  запутался в свих ошибках, что… Продолжение истории зависит от впечатлительности вашего сына или дочери.

Если ребенок крадет повторно, нужно очень внимательно проанализировать ситуацию, чтобы верно определить причины, побудившие ребенка красть. Чтобы кражи прекратились, необходимо не просто наказать ребенка, но устранить причины.

Если же ни какого разумного объяснения кражам  найти не удается к все испробованные меры не дают результатов, следует обратиться за помощью к специалистам, не дожидаясь, пока ситуация станет совершенно нетерпимой.  Нарушения поведения, которые стали хроническими, исправлять значительно трудней. Сначала можно посоветоваться с психологом. При необходимости он по- рекомендует обратиться к психотерапевту.

Если воровство совершает подросток, который не усвоил элементарных  норм поведения: «можно – нельзя , свое — чужое» и не может себя контролировать, то это

может быть связано с недостаточным  уровнем интеллектуального и психического развития тогда необходима консультация психиатра.

Как правильно вести себя с ворующим  подростком?

Услышав от кого-нибудь, что ваш ребенок ворует, постарайтесь сдержать эмоции. Не вдаваясь в подробности, вежливо, но строго пообещайте во всем разобраться. Помните ребенок  наблюдает за вашей реакцией. Предположим, он ни в чем  он виноват (или, по крайней мере, сам так считает), а вы обрушите на него всю силу родительского гнева... Или наоборот: сын или дочь действительно    взяли  чужую вещь, а вы безоглядно ринетесь на его защиту. Налицо урок двойной морали:  для  своих ты вор, для чужих хороший. Значит, чтобы не наломать дров», сохраняйте холодную рассудительность.

Когда первый   шок уляжется, постарайтесь собрать как Можно больше объективной информации. Например, если  «жертвой стал одноклассник,  расспросите классного руководителя,  но не родителей пострадавшего.

Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Обязательно скажите ребенку, что знаете о его поступке и  хотели бы все обсудить. Не давите на ребенка. Просто попросите, чтобы он сам начал разговор,  когда будет готов. Дайте на размышление день или два. Если он считает себя виновным, то это время станет для него нелегким испытанием. А если нет — не сомневайтесь, очень скоро сын или дочь захотят сами прояснить ситуацию.

Забудьте фразу: «Мне некогда, подойди попозже!» Ребенка надо выслушать именно в тот момент, когда он хочет раскрыть душу. Начиная разговор, помните: вы не имеет права занимать позицию судьи. Самый подходящий тон для беседы — заинтересованное участие, Детям легче делать признание, когда они не чувствуют агрессивности со стороны родителей. Однако не переусердствуйте В вашем голосе должно звучать сочувствие, но никак не одобрение.

Теперь возможны два варианта: ребенок взял чужое «просто так» или сознательно украл вещь в магазине, у друга или незнакомого человека, Рассмотрим первый случай. Строго говоря, это вина родителей: сын или дочь так и не уяснили границы дозволенного. Можно попробовать разобрать ситуацию, рассуждал от обратного: «Предположим, твой друг (чужой человек, продавец в магазине) возьмет твою вещь просто так. Что ты почувствуешь?»  Детям младшего и среднего возраста, пожалев себя, легко пожалеть е другого. Подростки более эгоистичны, но их обычно убеждает логичность рассуждения. Воспользуйтесь этим.

Второй случай — более сложный. Если подросток пошел на воровство сознательно, значит, у него, во-первых, нет четких нравственных ориентиров, а во-вторых, имеется чувство глубокой внутренней неудовлетворенности. Разбираться придется по каждой позиции, объяснял, что воровство не просто неприличный поступок, но еще и уголовно наказуемое деяние.

Что делать, когда семья сталкивается с немотивированным воровством как формой поведенческой зависимости у подростка?

По факту совершения кражи вашими сыном или дочерью  нужно спокойно и очень тактично разобраться во всем. Слезы, заламывания  рук, навешивание ярлыков и выставление  личностных  оценок — бесполезны. Истерики и нравоучения не нужны, они усугубят ситуацию. Если ваш ребенок украл деньги, это еще не означает, что он законченный негодяй. Высказывания типа «Твоя жизнь закончится в тюрьме! — еще больше усугубят ситуацию и усилят отчуждение между родителями и подростком. физические наказания и домашние аресты — из арсенала прошлого века. Такая тактика — крайность, которую сразу необходимо исключить. Немотивированное воровство — еще не повод ставить крест на будущем своего ребенка.

Другая крайность — изображать благополучие и делать вид, что все замечательно и хорошо. Проблема воровства как формы поведенческой зависимости отличается закрытостью, неопределенностью, отгороженностью. Эту проблему невозможно решить без откровенного разговора, доверия и уважения. Первые шаги следует делать именно в этом ключе. Поинтересуйтесь, зачем были нужны деньги.

Затем необходимо выяснить истинные мотивы поведения. Это можно сделать ТОЛЬКО через доверительный контакт. Если ребенок честно сознается, есть повод радоваться. Поговорите о потребностях сына или дочери, объясните, что вам эти потребности понятны, но было бы гораздо лучше, если б он/Она просто попросил/а денег. То есть основная линия поведения -— ничего сверх страшного не произошло, все хорошо, но если бы он/она сказал/а родителям, было бы еще лучше.

Далее следует выработать альтернативные способы удовлетворения потребностей в признании, в самоутверждении , в признании через творчество, учебу, спорт или иные формы самовыражения и  конструктивного использования одного времени, друзей и хорошее отношение к себе купить за деньги или получить с  помощью сладостей  или подарков — невозможно.

Нужно  присмотреться к  жизни  своего ребенка и к тому,  что с ним происходит поговорите  о том, как он вообще живет, с кем дружит, что беспокоит, кто не понимает его. обижает и так далее, ищите причину вместе и вместе устраняйте ее. Старайтесь понимать и, по возможности, удовлетворять разумные потребности подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д). Если не можете совершить покупку сейчас, договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться  шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться  или слабая воля, но и пример друзей. так называемое   воровство «за компанию»

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он  поступает нехорошо, и оградить от общения с  подбивающими его на плохи   поступки детьми,

В подростковом возрасте все гораздо сложнее, Ребенок сам выбирает себе друзей, и уверения взрослых, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от близких и начнет скрывать, с кем и как он проводит время,

Кроме того, совершение краж в определенных компаниях  повышает авторитет в глазах товарищей, Иногда ребенок таким образом надеется либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если. его третируют в детском коллективе. В таком случае необходимо помочь ребенку наладить контакты со сверстниками. Например, посоветовать ему найти в своем окружении ребят со сходными интересами, создать им условия для общения дома, Если сложилась особо острая ситуация и ребенка активно не принимают в классе, обратитесь за помощью к школьному психологу.

Иногда подросток ведет себя  «неодобряемым способом» , желая утвердиться в собственных глазах («Я—- сильная личность»), а чаще --- в глазах сверстников («Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты»). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения. Если это затруднительно сделать своими, родительскими силами, с подростком может поработать психолог.

Как причина воровства возможен протест подростка против излишних запретов и ограничений. Неизбежный родительский контроль не должен быть тотальным и излишне жестким, особенно если речь идет о подростке Стоит пересмотреть семейный кодекс вместе с сыном или дочерью, предоставив им больше прав (не забывая об обязанностях).

Иногда родители, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: «Вот наш сосед воровал годами с производства —— и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься, — а что толку? и т. д. Ребенок или подросток делает свои выводы: зачем работать, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мотивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство более удачливым  сверстникам или их обеспеченным родителям

В таких случаях остается надеяться, что подростка удастся остановить в начале пути. Самое же эффективное средство  воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше направить усилия на то , чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он сможет утвердиться в жизни, не завидуя никому и не считая денег в чужих карманах.

Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше, Здесь необходимы правовые меры. Важно иметь доверительные отношения с сыном или дочерью. Тогда вероятность, что эта стрессовая для ребенка ситуация перейдет в хроническую, очень мала.

Дайте подростку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», кражей , преступлением . Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

И в заключение — «золотые»  слова американского психолога Дороти  Лоу  Нолт, которые нужно помнить каждому родителю.

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится  отрицать

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть. Если ребенок окружен ревностЬЮ он учится завидовать.

Если ребенок живет чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение  окружающих он учится любить себя.

Если ребенок живет в атмосфере призвания он начинает понимать, как хорошо иметь цель.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость, и никогда не станет воровать.

Как мы  уже говорим , детское воровство   относится к «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им  нелегко признаваться педагогу, что их ребёнок совершил «ужасный»  проступок – украл деньги или  присвоил чужую вещь. Тем более они не хотели бы, чтоб об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим,  коррекционные занятия с такими детьми следует  проводить в основном  индивидуально.

Коррекционная работа с группой , классом же , должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку, подростку сформировать такие черты личности , которые помогут ему  воздержаться от кражи. Эти черты  должны быть прямо  противоположными тое , что  побуждает его к  совершению проступка. Воровать и лгать не будут дети , благополучные в эмоциональном плане , у  которых в достаточной степени развиты воля и  нравственные представления.

 Сейчас мы с вами проведём занятия  для учащихся подросткового возраста  ( можно и для родителей).

Сказкотерапия по исследованию представлений о жизненных идеалах («Сказка при счастье»)

Цель : исследование  представителей о жизненных идеалах.

Оборудование: 6 кукол- марионетки ( 5 женщин, 1 –мужчина) , цветные карандаши, бумага.

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Сейчас мы  отправимся в сказочное путешествие. А для этого  необходимо закрыть глаза и вспомнить самый счастливый момент в вашей жизни или несколько  событий. У каждого это бывает по разному, но  обязательно все когда-то были счастливы. Когда вы будете готовы, откройте глаза. Мы терпеливо  подождём каждого.

Теперь мы поставим мини- спектакль. Кто-то будет зрителем, а кто-то артистом кукловодом. В спектакле есть действующие лица:

Дарьюшка, Мама, Папа, Подружка Дарьюшка, Цыганка, Бабушка.

(выбор кукол,  участники по желанию)

  1. Чтение сказки, артисты с помощью кукол показывают действия

«Сказка про счастье»

  1. Вопросы для обсуждения:
  1. Чему учит эта история?
  2. Почему Дарья поняла , что она счастлива?
  3. Что лично для вас означает счастье?

   4.Задание: А сейчас  нарисуйте предметы, которые у вас  ассоциируются со счастьем?

5.Комментарий:

Я в кусочек счастья окунулась.

А потом зачем-то оглянулась.

Брызги разлетелись в тот же час.

А в глазах моих огонь погас.

А счастливой хочется очень быть!

По реке счастливой испугалась плыть,

Окунулась только- вот беда…

Может не купаться никогда?

В этот  сложный период  дети особенно тянутся к себе подобным.  Образуются  различные неформальные группы. тест кою, со своими правилами поведения, эталонами  красоты, популярными и не популярными  жизненными позициями.

Взрослые  как бы они не противились  изменениям сына или дочери  должны найти с подростком компромисс. Во время похода по магазинам, скажем, не падать в обморок  от вида этих ужасных ботинок или драных джинсов- в  конце концов, носить их детям, для которых  это писк  моды и способ самоутверждения.

Разумеется, нельзя постоянно идти «на поводу» у своих отпрысков , баловство еще никогда до добра не доводило. Особенно это касается тех, у кого ограниченные

материальные возможности. В данном случае нужно просто поговорить с ребенком, как со взрослым человеком. Объяснить, что те или иные вещи ему не покупают вовсе не потому, что против них или назло своему ребенку. Просто пока  так сложились обстоятельства, но наверняка можно  найти выход из положения.

Можно посоветовать ему, к примеру, подработку в каникулы. В большинстве случаев подросток по-настоящему обрадуется  такому предложению, ведь тогда он сам заработает нужную сумму и купит желанную вещь.

Наконец, родители должны постоянно давать попять своему чаду, насколько он ценен  для них и без всяких  модных «прибамбасов». Иначе,  говоря, побольше хороших эмоций  и гармонии чувств в семейных отношениях.

Тогда наверняка у вашего любимого ребенка выработается  иммунитет. И  он будет четко понимать  смысл старой как мир истины: бесплатный сыр только в мышеловке.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Суицидальное поведение детей и подростков"

В помощь классному руководителю...

лекторий для родителей: "Агрессивное поведение детей и подростков"".

Данный материал предназначен, в большей степени, для педагогического просвещения родителей, в семьях которых имеются нарушения детско-родительских отношений и, где преимущественным методом воспитатель...

Причины девиантного поведения детей и подростков

статья рассматривает виды девиантного поведения, причины его проявления у современных детей и подростков...

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Тематическое родительское собрание-практикум «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?» (или « Позитивная переориентация поведения детей »)

Тематическое родительское собрание-практикум«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»(или « Позитивная переориентация поведения детей »)...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...