Образовательная программа элективного курса "Театр" для старших классов
рабочая программа (10 класс) на тему

Горновская Елена Ефимовна

Основная цель программы – приобщение школьников к искусству театра, к основам художественной культуры, формирование и углубление знаний о театре, углублённое изучение мирового культурного наследия средствами театрального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_po_teatru_10-11_na_2014-15_gg.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации г.Улан - Удэ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 46

Обсуждена                                     Утверждаю                                           Утверждаю

на заседании МО                 Председатель МС         И.о. директора МАОУ СОШ № 46

_____________                        ______________                             __________________

____________2014 г.             ___________2014г.                      _______________2014 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

элективного курса

 «Основы театрального искусства»

10 - 11 классы

 разработана

  учителем театра Горновской Е.Е.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Образовательная программа «Основы театрального искусства» ориентирована на учащихся 10-11 классов, предполагает 1 занятие в неделю, 34 академических часа за учебный год в каждом классе.

     Основная цель программы – приобщение школьников к искусству театра, к основам художественной культуры, формирование и углубление знаний о театре, углублённое изучение мирового культурного наследия средствами театрального искусства. Программа предполагает тесное взаимодействие с уроками литературы, так как построена с учётом программ по литературе (авторы – В.П.Коровин(10 класс), В.П. Журавлёв(11 класс)); а также подразумевается интеграция с уроками истории, музыки и изобразительного искусства.

     Темы программы сочетают определённый понятийный материал с многообразными формами практической учебно-творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально – творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра, восприятия  и обретения навыков действенного анализа литературного произведения, пьесы, спектакля, художественного фильма.

     Программа опирается на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством: знакомство со спектаклями профессиональных и самодеятельных театров, участие в театральной самодеятельности, и т.д.

     Вертикальная структура программы позволяет выстроить работу на протяжении 2 лет над различными элементами театрального искусства (блоками) по принципу усложнения.

     Основные содержательные линии программы:

  1. Драматургия как жанр литературы и как основа сценического         действия.
  2. Действенный анализ литературных произведений.
  3. Искусство режиссуры.
  4. Элементы актёрской техники.
  5. Оформление спектакля.

     Горизонтальное построение программы позволяет ученикам в течение учебного года осваивать театральное искусство по разным направлениям, а учителю даёт возможность дифференцированного подхода к оценке достижений каждого ученика.

     Программа базируется на психологических особенностях учащихся данного возраста (10-11 класс). Большие потенциальные  познавательные и художественно-творческие способности, присущие этому возрасту, позволяют ученику занять активную позицию «творца»( в отличие от «пассивного слушателя»).

Цели обучения по программе «Основы театрального искусства»:

  • овладение навыками действенного анализа драматических и литературных произведения, разработки сценарных планов, основ актёрского мастерства
  • освоение историко-теоретических знаний об особенностях  театрального искусства, об основных видах и жанрах театрального искусства, законов постановки театрального спектакля, навыков сценического выступления.
  • развитие творческой активности, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений театрального искусства
  • воспитание зрительской культуры, эмоциональной отзывчивости и восприятия произведений театрального искусства, нравственных и эстетических чувств.

     Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации её содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и интересов конкретного школьного коллектива.

     В результате изучения программы «Основы театрального искусства» ученик должен

знать/понимать:

  • Основные виды и жанры театрального искусства
  • Историю режиссёрского театра
  • Сущность режиссёрской деятельности
  • Основы актёрского мастерства(элементы внутренней и внешней техники)
  • Законы построения актёрского этюда
  • Законы  действенного анализа драматического и литературного произведения
  • Законы постановки театрального спектакля (или малых театральных форм)

уметь:

  • анализировать драматические и литературные произведения по законам действенного анализа
  • разрабатывать сценарные планы для театрализованных постановок
  • применять элементы актёрского мастерства в сценической деятельности
  • сочинять и выстраивать актёрский этюд

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности
  • для обогащения опыта восприятия произведений театрального искусства
  • для формирования информационной культуры учащихся.

Содержание программы

10 класс

        Место театра в жизни общества. Драматическое искусство как отражение исторического развития человечества. История развития европейского театрального искусства: театр античной Греции, средневековья, эпохи Возрождения, эпохи Классицизма и Просвещения.

        Понятие «пьеса» (отличие драматического произведения от литературного). Событийный анализ классических драматических произведений. Действенный анализ литературного и драматического произведения.

Режиссёрская интерпретация произведения. Сверхзадача.

Режиссёр – художник и гражданин.  Реформа русского театра. К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Современные театральные режиссёры.

Система воспитания актёра по К.С.Станиславскому.Тренинги на развитие внешней и внутренней актёрской техники. Понятие «общение» (сценическое и бытовое). Этюдная работа.

11 класс

Литературный спектакль(законы и отличия). Создание литературно-музыкальных композиций. Режиссура как практическая психология.

Система воспитания актёра по К.С.Станиславскому(упражнения, тренинги). Этюдная работа. Работа над спектаклем. Сценарный план. Постановочная часть. Сценография – создание образа спектакля. Визуальный образ спектакля. Звуковой образ спектакля. Организация постановки. Презентация проектов (сценарных планов). Разработка сценарного плана к празднику «Последнего звонка».

Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год.

10 класс

неделя

тема

прохождение

программы

1

Теория локальных цивилизаций.

2

Культурные эпохи.

3

Театр Древней Греции.

4

Театр европейского Средневековья.

5

Театр эпохи Возрождения.

6

Европейский театр эпохи Классицизма.

7

Театр эпохи Просвещения.

8

Драматическое искусство - отражение исторического развития человечества.

9

Действие – основа драматического произведения.

10

Действенный анализ литературного произведения.

11

Анализ событийного ряда на примере рассказов А.П.Чехова

12

Определение ведущих(ВПО) и исходных (ИПО) предлагаемых обстоятельств в рассказах А.П.Чехова.

13

Развитие конфликта по сквозному действию.

14

Действенный анализ эпизода драматического произведения (на примере пьесы АН Островского «Бесприданница»- явл.6)

15-16

Действенный анализ драматического произведения «Бесприданница» АН Островского).

17

Режиссёр – художник и гражданин.

18-19

К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко – реформаторы русского театра.

20

Режиссёры – последователи и ученики Станиславского (Вахтангов, Мейерхольд,Таиров).

21-22

Современные театральные режиссёры.

Контрольная работа.

23

Система воспитания актёра (по К.С.Станиславскому).

24

Принципы системы Станиславского.

25

Произвольное внимание.

26

Творческая мобилизация.

27

Воображение. «Публичное одиночество».

28

Простые физические действия.

29

Логика и последовательность физических действий

(в сценической задаче).

30

Контрольная работа «Система Станиславского».

31

«Я в предлагаемых обстоятельствах».

32

Сценическое событие. Этюды.

33

Офантазирование предмета. Упражнения.

34

Этюдная работа.

11 класс

неделя

тема

прохождение

программы

1

Литературный спектакль(законы и отличия).

2

Литературно-музыкальная композиция.

3-4

Литературная основа композиции.

5

Музыка в литературном спектакле.

6

Музыкальное оформление композиций.

7

Творчество актёра в муз.-лит. композиции.

8

Работа над муз.-литературными композициями.

9

Презентации муз.-лит. композиций.

10

Режиссура как практическая психология.

11

Общение – бытовое и сценическое.

12

Этюды на общение.

13

Общение сценическое.

14

Этапы общения.

15

Этюды на органическое общение.

16

Условия общения.

17

Работа над спектаклем.

18

Сценарный план.

19

Идейное обоснование выбора произведения.

20

Сведения об авторе и постановках.

21-22

Действенный анализ произведения.

23

Определение конфликта в произведении.

24

Определение кульминации в произведении.

25

Соотношение завязки и развязки в произведении.

27

Самостоятельная работа по действенному анализу.

28

Визуальный образ постановки.

29

Звуковой образ постановки.

30

Организация постановки.

31

Работа с актёром.

32

Оформление проектов (сценарных планов).

33

Презентация проектов (сценарных планов).

34

Разработка сценарного плана к празднику «Последнего звонка».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Станиславский К.С.«Моё гражданское служение России»; Москва, «Правда»,1990г.

2.Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения»; ВТО,1984 г.

3.Рубина Ю.И.,Завадская Т.Ф.,Шевелёв Н.Н. «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью»; Москва, «Просвещение»,1974 г.

4.Смолина К. «Сто великих театров мира»; Москва, «Вече»,2001 г.

5.Бояджиев Г.Н.«От Софокла до Брехта»;Москва,«Просвещение»,1988г.

6.Чеботаревская Т.А. «Путешествие по театральной программе»; Москва, «Просвещение»,1975 г.

7.Малочевская И.Б. «Метод действенного анализа в создании инсценировки»; Ленинград,1988 г.

8.Попов П.Г. «Жанровое решение спектакля»; М., «Советская Россия»,1986 г.

9.Рыбаков Ю.С. «Эпохи и люди русской сцены»;М., «Советская Россия»,1985 г.

10.Раугул Е.,Козырева М. «Театр в чемодане»; С-П., «Литера»,1998 г.

11. Найдакова В.Ц. «Теория драмы»; У-У.,1993 г.

12. «Путь к спектаклю», сост. Сидорина И.К.;М., «Советская Россия», 1978г.

13. Козюренко Ю.И. «Музыкальное оформление спектакля»; М., «Советская Россия»,1979 г.

14. «Уроки театра», сост. Кирпичникова Т.П.; У-У.,2004 г.

15.Брудный Д.Л. «Беседы о театре»; Ленинград,1983г.  

16.Зарубина В.Н. «Сценическая речь в условиях языковой среды                                     региона»; У-У,1989г.

17.Зарубина В.Н. «Воспитание речеголосовых навыков у самодеятельных актёров»; У-У.1990г.

18. Программы общеобразовательных учреждений. Театр I – XI классы;

      Редакторы-сост. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.;

      М., «Просвещение»,1995г.

19. «Воспитание техники речи в самодеятельном театральном      коллективе»; сост.Залялетдинова Е.А.,Иркутск,1993г.

20.Глухова Л.Б. «Методическое пособие по технике сценической речи на начальном этапе обучения»; У-У,1997г.

21. «Уроки театра на уроках в школе»; сост.Ершова А.П.;М.,1992г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...

Образовательная программа по математике ( старшая школа, углубленная программа)

Образовательная программапо математике10-11 классыУглубленный уровень. Данная образовательная программа  по  математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе след...

Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)

Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся  и интеграции физики ,биологии и химии...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Образовательная программа элективного курса “Введение в профессию гида-переводчика. Путешествие по Курумкану ” для 9го класса (Английский язык)

Элективный курс Kurumkan region предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, носит межпредметный характер и направлен на интеграцию филологических, культурологических, к...

Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Авторская образовательная программа элективного курса «Использование ИКТ для подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по английскому языку»

       Данная программа разработана для того, чтобы помочь учителю в  использовании интерактивных возможностей Интернета при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому яз...