Главные вкладки

    Аналитический отчет за первое полугодие 2014-2015 учебного года о эффективности работы логопедической группы ГБОУ Школа № 1847 (д/с № 994)
    материал на тему

    Султанова Наталия Витальевна

    Аналитический отчет за первое полугодие 2014-2015 учебного года

    об  эффективности работы логопедической группы

    ГБОУ  Школа № 1847  (д/с № 994)

    Логопедическую группу детского сада посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.  Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет различную степень выраженности.  При ОНР  нарушены все компоненты речевой функции: 1) звукопроизношение; 2) фонематические процессы; 3) словарный запас. Для коррекции общего недоразвития речи в дошкольном возрасте отводится 2-3 года. Так как тяжелые нарушения речи обусловлены состоянием здоровья ребенка, следует помнить, что исправив проблемы  устной речи в дошкольном возрасте, нужно продолжать внимательно относиться к становлению письменной речи в школьный период. Именно у детей, имеющих в анамнезе ОНР или ФФН, возможно появление дисграфии и дислексии (специфических нарушений письма и чтения), что может негативно повлиять на успешность обучения в  целом.I. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления

    С сентября 2014 года  логопедические занятия  (согласно направлениям ПМПК) продолжили посещать 10 детей, нуждающихся  в дальнейшей работе по коррекции сложных речевых нарушений. В период с 1 по 15 сентября было проведено логопедическое обследование, согласно его результатам  выявлено:

    1) с резко выраженным ОНР IIIу. - 6 детей;

    2) с НВОНР ( или   остаточными явлениями ОНР IIIу) – 3 ребенка;

    3) с ОНР II-IIIу. – 1 ребенок.

    Список детей, посещающих логопедические занятия

    п/п

    Ф.И. ребенка

    Дата рождения

    Заключение ПМПК на момент поступления в детский сад

    Логопедическое заключение сентябрь 2014

    1

     Ребенок 1

    24.02.2008

     ОНР II-IIIу.

    (05.03.12)

    НВОНР (или остаточные явления ОНР IIIу)

    2

    Ребенок 2

    05.05.2008

    ОНР IIIу., ринолалия

    (19.04.12)

    ОНР IIIу., ринолалия

    3

    Ребенок 3

    23.05.2008

    ОНР IIIу., F84.8 ЗРР

    НВОНР (или остаточные явления ОНР IIIу)

    4

    Ребенок 4

    12.11.2009

    ОНР Iу.

    ОНР II-IIIу.

    5

    Ребенок 5

    20.10.2007

    ОНР IIу.

    (05.04.2012)

    ОНР IIIу.(у реб. с диз. и зпр)

    6

    Ребенок 6

    10.01.2008

    ОНР IIу.

    (17.04.2012)

    НВОНР (или остаточные явления ОНР IIIу)

    7

    Ребенок 7

    07.06.2008

    ОНР Iу.

    (17.04.2012)

    ОНР IIIу.(у реб .с диз.)

    8

    Ребенок 8

    19.02.2008

    ОНР IIу.

    (02.05.2012)

    ОНР IIIу.(у реб. с аутистическим компонентом)

    9

    Ребенок 9

    24.05.2008

    ОНР Iу.

    (05.03.2012)

    ОНР IIIу.(у реб .с диз.)

    10

    Ребенок 10

    22.01.2009

    ОНР Iу.

    (18.09.2012)

    ОНР IIIу.

    11

    Ребенок 11

    20.05.2008

    ОНР II-IIIу., дизартрический  компонент

    (25.10.12)

     

    12

     

     

     

     

     

     

    Коррекционная логопедическая работа проводится ежедневно (согласно расписанию) индивидуально, в группах и подгруппах.

    На индивидуальных занятиях большая часть времени посвящается постановке речевого дыхания, исправлению дефектов звукопроизношения, автоматизации поставленных звуков (в слогах, словах, фразах, связной и свободной речи), попутно ведется работа по расширению словарного запаса, развитию фонематических процессов и лексико-грамматических категорий,  над интонационной выразительностью речи (ритм, интонация, скорость, громкость).

    Обучение грамоте, знакомство со звуками и буквами, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза (на основе лексического материала, предусмотренного планом), работа по совершенствованию мелкой и общей моторики,   проводится в группах  и подгруппах.

    Анализируя изменения, произошедшие в состоянии речи детей за период с сентября 2014 по январь 2015, можно отметить значительные улучшения в звукопроизношении у всех детей. У 8 ребят из 10 поставлены все звуки, идет этап  их автоматизации в связной и свободной речи. У 2 воспитанников не поставлены звуки /Р/, Р*/, что обусловлено в одном случае наличием у ребенка анатомической аномалии речевого аппарата ( в данном случае сроки коррекции увеличиваются), во втором случае психологическими особенностями ребенка- присутствует аутистический компонент (сроки коррекции так же отличаются от обычных).

    Развитие фонематических процессов продолжается согласно плану, 80% детей могут выделить первый,  последний, заданный звук в слове, определить наличие или отсутствие заданного звука; 60% могут определить количество и порядок звуков в слове (в словах, состоящих из 3или 4 звуков).

    Значительно расширился у ребят активный и пассивный словарный запас,  работа в этом направлении продолжается согласно плану.

    Состояние лексико- грамматической стороны речи  требует на данный момент повышенного внимания, так как в свободной речи детей еще большое количество аграмматизмов. Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

    II. Консультативное направление 

    В сентябре 2014 г. было проведено родительское собрание по теме «Результаты логопедического обследования детей».

    Индивидуальные консультации  с родителями проводились еженедельно по  вопросам  закрепления полученных на логопедических занятиях речевых навыков в процессе общения с детьми дома.

       В сентябре и декабре 2014г. с педагогами проводились консультации по вопросам   взаимосвязи в направлениях работы воспитателей и логопеда.

    Ежемесячно обновляется материал на логопедическом стенде (для  пропаганды логопедических знаний и  приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка).  

    III. Методическая работа

     1. Изучаются новинки методической литературы,  инновационные технологии, ведется работа по самообразованию теме  «Внедрение компьютерных технологий  в коррекционный логопедический процесс»,

    создается предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.

    2. Осуществляется подбор методической и коррекционной литературы, пособий, логопедических игр.

     

    IV. Документация


       В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

    1.     График работы и циклограмма работы учителя- логопеда;

    2.     Список детей, имеющих нарушения в развитии устной  речи и зачисленных на логопедические занятия в 2014-2015 уч.году;

    3.     Расписание групповых и индивидуальных занятий с детьми;

    4.     Речевые карты;

    5.      Карта нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка;

    6.     Перспективное планирование  коррекционной работы;

    7.     Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;

    8.     Систематически ведутся тетради взаимосвязи с родителями детей.  

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Аналитический отчет за первое полугодие 2014-2015 учебного года

    о  эффективности работы логопедической группы

    ГБОУ  Школа № 1847  (д/с № 994)

    Учитель – логопед Султанова Н. В.

    Аналитический отчет за первое полугодие 2014-2015 учебного года

    об  эффективности работы логопедической группы

    ГБОУ  Школа № 1847  (д/с № 994)

    Логопедическую группу детского сада посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.  Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет различную степень выраженности.  При ОНР  нарушены все компоненты речевой функции: 1) звукопроизношение; 2) фонематические процессы; 3) словарный запас. Для коррекции общего недоразвития речи в дошкольном возрасте отводится 2-3 года. Так как тяжелые нарушения речи обусловлены состоянием здоровья ребенка, следует помнить, что исправив проблемы  устной речи в дошкольном возрасте, нужно продолжать внимательно относиться к становлению письменной речи в школьный период. Именно у детей, имеющих в анамнезе ОНР или ФФН, возможно появление дисграфии и дислексии (специфических нарушений письма и чтения), что может негативно повлиять на успешность обучения в  целом.

    I. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления

    С сентября 2014 года  логопедические занятия  (согласно направлениям ПМПК) продолжили посещать 10 детей, нуждающихся  в дальнейшей работе по коррекции сложных речевых нарушений. В период с 1 по 15 сентября было проведено логопедическое обследование, согласно его результатам  выявлено:

    1) с резко выраженным ОНР IIIу. - 6 детей;

    2) с НВОНР ( или   остаточными явлениями ОНР IIIу) – 3 ребенка;

    3) с ОНР II-IIIу. – 1 ребенок.

    Список детей, посещающих логопедические занятия

    п/п

    Ф.И. ребенка

    Дата рождения

    Заключение ПМПК на момент поступления в детский сад

    Логопедическое заключение сентябрь 2014

    1

     Ребенок 1

    24.02.2008

     ОНР II-IIIу.

    (05.03.12)

    НВОНР (или остаточные явления ОНР IIIу)

    2

    Ребенок 2

    05.05.2008

    ОНР IIIу., ринолалия

    (19.04.12)

    ОНР IIIу., ринолалия

    3

    Ребенок 3

    23.05.2008

    ОНР IIIу., F84.8 ЗРР

    НВОНР (или остаточные явления ОНР IIIу)

    4

    Ребенок 4

    12.11.2009

    ОНР Iу.

    ОНР II-IIIу.

    5

    Ребенок 5

    20.10.2007

    ОНР IIу.

    (05.04.2012)

    ОНР IIIу.(у реб. с диз. и зпр)

    6

    Ребенок 6

    10.01.2008

    ОНР IIу.

    (17.04.2012)

    НВОНР (или остаточные явления ОНР IIIу)

    7

    Ребенок 7

    07.06.2008

    ОНР Iу.

    (17.04.2012)

    ОНР IIIу.(у реб .с диз.)

    8

    Ребенок 8

    19.02.2008

    ОНР IIу.

    (02.05.2012)

    ОНР IIIу.(у реб. с аутистическим компонентом)

    9

    Ребенок 9

    24.05.2008

    ОНР Iу.

    (05.03.2012)

    ОНР IIIу.(у реб .с диз.)

    10

    Ребенок 10

    22.01.2009

    ОНР Iу.

    (18.09.2012)

    ОНР IIIу.

    11

    Ребенок 11

    20.05.2008

    ОНР II-IIIу., дизартрический  компонент

    (25.10.12)

    12

    Коррекционная логопедическая работа проводится ежедневно (согласно расписанию) индивидуально, в группах и подгруппах.

    На индивидуальных занятиях большая часть времени посвящается постановке речевого дыхания, исправлению дефектов звукопроизношения, автоматизации поставленных звуков (в слогах, словах, фразах, связной и свободной речи), попутно ведется работа по расширению словарного запаса, развитию фонематических процессов и лексико-грамматических категорий,  над интонационной выразительностью речи (ритм, интонация, скорость, громкость).

    Обучение грамоте, знакомство со звуками и буквами, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза (на основе лексического материала, предусмотренного планом), работа по совершенствованию мелкой и общей моторики,   проводится в группах  и подгруппах.

    Анализируя изменения, произошедшие в состоянии речи детей за период с сентября 2014 по январь 2015, можно отметить значительные улучшения в звукопроизношении у всех детей. У 8 ребят из 10 поставлены все звуки, идет этап  их автоматизации в связной и свободной речи. У 2 воспитанников не поставлены звуки /Р/, Р*/, что обусловлено в одном случае наличием у ребенка анатомической аномалии речевого аппарата ( в данном случае сроки коррекции увеличиваются), во втором случае психологическими особенностями ребенка- присутствует аутистический компонент (сроки коррекции так же отличаются от обычных).

    Развитие фонематических процессов продолжается согласно плану, 80% детей могут выделить первый,  последний, заданный звук в слове, определить наличие или отсутствие заданного звука; 60% могут определить количество и порядок звуков в слове (в словах, состоящих из 3или 4 звуков).

    Значительно расширился у ребят активный и пассивный словарный запас,  работа в этом направлении продолжается согласно плану.

    Состояние лексико- грамматической стороны речи  требует на данный момент повышенного внимания, так как в свободной речи детей еще большое количество аграмматизмов. Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

    II. Консультативное направление  

    В сентябре 2014 г. было проведено родительское собрание по теме «Результаты логопедического обследования детей».

    Индивидуальные консультации  с родителями проводились еженедельно по  вопросам  закрепления полученных на логопедических занятиях речевых навыков в процессе общения с детьми дома.

       В сентябре и декабре 2014г. с педагогами проводились консультации по вопросам   взаимосвязи в направлениях работы воспитателей и логопеда.

    Ежемесячно обновляется материал на логопедическом стенде (для  пропаганды логопедических знаний и  приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка).  

    III. Методическая работа

     1. Изучаются новинки методической литературы,  инновационные технологии, ведется работа по самообразованию теме  «Внедрение компьютерных технологий  в коррекционный логопедический процесс»,

    создается предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.

    2. Осуществляется подбор методической и коррекционной литературы, пособий, логопедических игр.

    IV. Документация


       
    В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

    1. График работы и циклограмма работы учителя- логопеда;
    2. Список детей, имеющих нарушения в развитии устной  речи и зачисленных на логопедические занятия в 2014-2015 уч.году;
    3. Расписание групповых и индивидуальных занятий с детьми;
    4. Речевые карты;
    5.  Карта нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка;
    6. Перспективное планирование  коррекционной работы;
    7. Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
    8. Систематически ведутся тетради взаимосвязи с родителями детей.  

    Расшифровка логопедических заключений

      ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи и соотносится с первым периодом усвоения родного языка в онтогенезе.    

     Для общения, дети с ОНР первого уровня используют в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы  бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звукопроизношение нечетко и крайне неустойчиво, непонятно. Очень часто свою речь ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Подобное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Но отличие детей с ОНР от умственно отсталых в том, что: объем пассивного словаря  значительно превышает активный; используются жесты и выразительная мимика для выражения своих мыслей; характерна большая инициативность речевого поиска в процессе общения, и достаточная критичность к своей речи.

    Отдельные слова, которыми пользуются дети с ОНР, неточны по структурному и звуковому составу. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков. Вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов. Низким речевым возможностям детей сопутствуют и небольшой жизненный опыт, и недостаточный объем представлений об окружающей жизни.

    ОНР 2 уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «усвоение грамматической структуры предложения».   ОНР 2 уровня  характеризуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются   искаженные, но   общеупотребительные слова.

    Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено.

    Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами.   Изменение слов в роде, числе, падеже имеет случайный характер, и потому  детьми допускается множество разнообразных ошибок.

    Словесное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом называются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначению или другим признакам. Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

    Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

    - замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке);

    - ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки);

    - отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» — красный карандаш,«асинь ета» — красная лента).

    Часто предлоги, такие дети, выпускают вообще, при этом существительное употребляется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

    Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы нарушено произношения большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена и уподобления слогов.

    Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

    При адекватном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что даёт им возможность существенно расширить их речевое общение с окружающими.

    ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

    Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

    Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

    Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно. Часто возникают ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

    Несмотря на количественный рост словарного запаса, наблюдаются лексические ошибки:

    - замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);

    - подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует» и т. п.);

    - замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «ёлочки»);

    - взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

    В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

    НВОНР – Нерезко Выраженное Общее Недоразвитие Речи  (или остаточные явления ОНР 3 уровня) характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

    В речи детей с НВОНР встречаются  пропуски, перестановки звуков, слогов.

    Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

    При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются названиями приблизительного значения: овальный – круглый. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации (кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; дедушка старый – взрослый).

    Имея запас слов, обозначающих разные профессии, дети плохо дифференцируют обозначения лиц мужского и женского рода.

    Словообразование с помощью увеличительных суффиксов вызывает большую трудность. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных (ременьчик – ремешок и т.д.) и образование притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

    На этом этапе в речи детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Но до сих пор затруднено использование сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.

    Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет д/о "Юные волонтеры" за первое полугодие 2014-2015 учебного года

    Отчет за первое полугодие 2014-2015 года детского объединения "Юные волонтеры" МКОУ СОШ №11...

    Отчет д/о "Совет добрых дел" за первое полугодие 2014-2015 учебный год

    Развернутый отчет д/о "Совет добрых дел" за первое полугодие 2014-2015 учебный год....

    Отчет д/о "Юные друзья полиции" за первое полугодие 2014-2015 учебный год

    Развернутый отчет д/о "Юные друзья полиции" за первое полугодие 2014-2015 учебный год....

    Отчет о работе детского объединения «Здоровье +» за I полугодие 2014/2015 учебного года

    № ОУМероприятия(с указанием уровня его проведения)Краткое описаниемероприятияСрокипроведенияКоличествоучастниковРезультативность1Профилактические мероприятия на тему «Летучие токсические вещества и их...

    «Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

    “Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

    Анализ срезов за первое полугодие 2014-2015 уч. года

    Образцы анализа срезов по русскому языку и литературе (техника чтения)...

    Аналитический отчет социального педагога за 2014-2015 учебный год

    Анализ деятельности социального педагога за год...