Аналитический отчет за 2013-2014уч.г
материал на тему

Султанова Наталия Витальевна

Аналитический отчет за 2013-2014уч.г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_dokumentu2014.docx20.31 КБ
Файл 2014_tsifrovoy_otchet.docx13.31 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к документу «Отчет об эффективности работы логопедических групп ГБОУ № 994  за   2013 – 2014 учебный год».

По результатам логопедического обследования, проведенного в сентябре 2013 года, на логопедические занятия было зачислено 18 детей, имеющих недоразвитие речи различной степени тяжести.  

Отклонения в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности.  

В мае 2014 года из 18 зачисленных на логопедические занятия детей  переведены с улучшением речи в группы с более легким речевым дефектом 16 ребят.

Один ребенок средней группы с речевым нарушением на начало года ОНР I-II уровня улучшил свое состояние речи до стабильного ОНР IIу., но оставлен для более углубленной работы  в той же речевой группе.

И еще один ребенок  (с ЗПР) выбыл в другой детский сад.

ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи и соотносится с первым периодом усвоения родного языка в онтогенезе.   Таких ребят в 2013-2014 учебном году не было. 

ОНР 2 уровня   соответствует периоду  «усвоение грамматической структуры предложения». Детей со 2 уровнем ОНР на начало года выявлено 9.

ОНР 2 уровня  характерно тем, что,  в речи есть искаженные, но знакомые общеупотребительные слова.

 

Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине строится примитивно, короткими фразами, и только при помощи взрослого.

Формы числа, рода и падежа для детей не несут смыслоразличительной функции. Изменение слов в роде, числе, падеже имеет случайный характер, и потому при использовании его допускается множество разнообразных ошибок.

Словесное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом называются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначению или другим признакам. Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм.

 

Часто предлоги, такие дети, выпускают вообще, при этом существительное употребляется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы нарушено произношения большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов, отмечаются перестановки слогов, звуков, их замена и смешение.

Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

При адекватном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что даёт им возможность существенно расширить их речевое общение с окружающими.

К окончанию учебного года у  7 ребят речь улучшилась значительно и уже стала соответствовать ОНР 3 уровня.

Один ребенок средней группы с речевым нарушением на начало года ОНР I-II уровня улучшил свое состояние речи до стабильного ОНР IIу.

И еще один ребенок (с ЗПР) выбыл в другой детский сад.

ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Детей с 3 уровнем ОНР на начало года выявлено 9. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня  затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.   При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на количественный рост словарного запаса, наблюдаются лексические ошибки:

- замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);

- подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует» и т. п.);

- замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «ёлочки»);

- взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

К окончанию учебного года у 6 ребят (из 9 зачисленных в  группу с данным речевым нарушением) речь улучшилась значительно и уже стала соответствовать НВОНР,  у 2  практически приближена к норме, наблюдаются лишь остаточные явления НВОНР, у 1норма.)

НВОНР  характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя.  В начале года ребят с таким нарушением выявлено не было. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

В речи детей с НВОНР   встречаются   сокращения звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов.

Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются названиями приблизительного значения: овальный – круглый. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации.

Имея запас слов, обозначающих разные профессии, дети плохо дифференцируют обозначения лиц мужского и женского рода.

Словообразование с помощью увеличительных суффиксов вызывает большую трудность. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных (ременьчик – ремешок и т.д.) и образование притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

На этом этапе в речи детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Но до сих пор затруднено использование сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.

Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

К концу года в группу с НВОНР были переведены 6 детей из группы ОНР IIIуровня.

 

 В течение года с родителями проводились индивидуальные беседы  « Способы закрепления навыков, полученных на логопедических занятиях, в домашних условиях», «Роль родителей в становлении грамотной речи детей». Для ознакомления предлагались различные материалы  на стенде для родителей и в интернете на моей страничке:

  1. Статья « Медицинское обоснование значимости активизации мелкой моторики для становления и развития речи»
  2. Статья «Вербальные и невербальные  коммуникации»
  3. Статья «10 полезных речевых шаблонов для детей»
  4. «Пальчиковые игры»- тексты  игр с рисунками движений
  5. Консультация «Использование  игр в формировании словесно –логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи» .
  6. Консультация «Причины возникновения речевых нарушений»
  7. Доклад «Проблема развития звуковой культуры речи в современной практике работы дошкольных учреждений».

 



Предварительный просмотр:

 ГБОУ № 994  

                                                                                                                                                                                                  

Отчет об эффективности работы логопедических групп ГБОУ № 994  за   2013 – 2014 учебный год.

 

 Группы

 Логопедическое заключение

 

Всего из группы

Всего из сада

ОНР Iур.

ОНР IIур.

 ОНР IIIур.

 НВОНР

Зачислено

на логопедические занятия

Средняя

Старшая

Подготовительная

0

0

0

2

6

1

0

4

5

0

0

0

 2

10

6

        18

 

Переведено

с улучшением речи в группу с другим речевым заключением 

Средняя

Старшая

Подготовительная

0

0

0

6

1

0

4

5

0

0

0

0

10

6

         16

Оставлено

для продолжения  логопедической работы

в группе с таким же речевым заключением

Средняя

Старшая

Подготовительная

 

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

          1

Выбыло

в другие учреждения

(во время учебного года)

Средняя

Старшая

Подготовительная

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

           1

 

                                                                                              Учитель – логопед___________________(Н.В.Султанова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий торжественной линейки на 1 сентября 2013-2014уч.год.

Сценарий торжественной линейки на 1 сентября 2013-2014уч.год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС (140часов) 2013-2014уч.год

Реквизиты программы:Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008Составитель: Попова Татьяна Николае...

План работы МО на 2013-2014уч.год

Темы заседаний МО...

"Мониторинг умений, формирующих коммуникативные, информационные, учебно-познавательные компетенции у обучающихся" 6А география 2013-2014уч.год.

Удобная для учителя табличная форма отчета по всем классам по мониторингу за формированием у учащихся коммуникативных, информационных, учебно- познавательных умений в течении учебного года. Позволяет ...

Рабочая рограмма по математике 7 кл. 2013 -2014уч.год

Комитет по образованию администрации Хабарского районаАлтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» СОГЛАСОВАНО...

Рабочая программа по географии 7 класс. (2013-2014уч.г.)

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. "География материков и океанов"...

Утренник к 8 Марта 2013-2014уч.г.

Утренник к 8 Марта 2013-2014уч.г....