Главные вкладки

    2015 год. Педагогическое эссе "Я-учитель" к конкурсу профессионального мастерства "Педагог года Югры - 2015"
    материал на тему

    Сорокина Наталия Викторовна

    В данном эссе я попыталась описать выбор професии, отразить видение себя в своей профессии, собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном обществе, в том числе в воспитании патриотизма, духовности, нравственности, гражданственности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sorokina_n.v._pedagogicheskoe_esse_k_konkursu.docx27.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическое эссе «Я – учитель»

    участника регионального этапа конкурса профессионального мастерства

    в сфере образования ХМАО – Югры «Педагог года Югры – 2015»

    Сорокиной Наталии Викторовны,

    учителя английского языка МАОУ СОШ №1 г. Покачи

    Во все века, со времен зарождения учительской профессии, люди во всем мире рассуждают о понятии «учитель», каким он должен быть. Казалось бы, все достаточно ясно: существует перечень обязательных знаний и умений, определен круг должностных обязанностей, недавно был выработан профессиональный стандарт педагога, но, очевидно, что далеко не все подготовленные специалисты работают в сфере образования. Выбирая специальность, абитуриенты педагогических учебных заведений рассуждают о правильности своего выбора, каждый задает себе вопросы: «Быть или не быть? Смогу ли я? Мое это или нет?». Действительно, многие сомневаются не напрасно, и естественный отбор происходит на всех ступенях становления педагогов. Порой, тема своего места в профессии не теряет своей актуальности на протяжении нескольких лет работы... .

    Самые яркие воспоминания моего детства - новогодние утренники, к которым мама сама делала мне красивые маскарадные костюмы, несмотря на занятость на работе и в общественной деятельности (она участвовала в театральных костюмированных постановках к праздникам, пела в хоре, готовила стенгазеты и сценарии к юбилеям коллег). Любимыми занятиями папы были, как у многих мужчин, охота и рыбалка, и, мы вместе, долгими зимними вечерами вязали рыболовные сети и заряжали патроны. Родители всегда были заняты, и мы, дети, были заняты рядом с ними.

    Помню, как по просьбе воспитателей с удовольствием читала сказки детям моей группы в детском саду; а в школьные годы, с началом изучения английского в 4 классе, я стала параллельно обучать всему, что узнавала на уроках, мою младшую сестру и ее подружек. Английский язык давался мне легко и казался необыкновенно увлекательным предметом, а моя роль учителя перед воображаемым классом, видимо, была чем-то большим, нежели просто игрой. Мой интерес к английскому, мотивация к дальнейшему его изучению привела к тому, что после окончания школы я поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков. К слову, из пяти одноклассниц, поступивших вместе со мной на другие факультеты, работаю в школе я одна.

            В годы педагогической практики, равно как и в первые годы работы, мне очень повезло с наставниками. Сейчас я осознаю, что воспринимала и впитывала их педагогический опыт, подходы, методы и приемы преподавания, изюминки отточенного мастерства, в том числе и на невербальном уровне. Я видела их увлеченность своим делом, процесс обучения включал разные формы педагогической деятельности – нетрадиционные уроки в форме игры, уроки - путешествия, уроки - дискуссии; внеклассные мероприятия, посвященные праздникам страны изучаемого языка, театральные музыкальные  постановки.

            За время самостоятельной педагогической деятельности определенно я приобрела бесценный педагогический опыт апробации учебно-методических комплексов отечественных и зарубежных авторов, разрабатывала компилятивные рабочие программы факультативных и элективных курсов, проводила внеклассные мероприятия новых форм, целенаправленно выбирала курсы повышения квалификации по разным аспектам содержания образования, определила для себя способ построения собственной образовательной траектории. Во время образовательных туров с детьми в Англию в летние школы мне довелось наблюдать методы преподавания учителей – носителей языка, проанализировать и сравнить наши подходы к обучению, некоторые из них принять на вооружение.

    Очень точными для выражения моей профессиональной позиции являются слова философа: «В обучении иностранному языку гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Как же мотивировать детей на желание учиться, при этом уложиться в строго определенные требования и рамки, выполнить все нормативы и стандарты? Ответ на этом вопрос не однозначен, у каждого учителя он свой.

            Во-первых, самым главным мотиватором в своей профессии я считаю чувство удовлетворения от проведенного рядового урока, одного из многочисленных в учительской бесконечности. Совсем не уверена, что мне следует пытаться перечислить все мелкие детали, почему этот удачный урок отличен от себе подобного и неповторим в своей индивидуальности. По моему мнению, стоит упомянуть лишь две неотъемлемые части единого целого: методическую и психологическую. Выбор мною технологий, методов и приемов зависит от контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, учебной ситуации, изучаемого содержания. Главными же личностными качествами учителя на уроке должны быть позитивный настрой и доброжелательность.

    Во-вторых, моя обязанность средствами английского языка, в рамках основной образовательной программы и во внеурочной деятельности развивать в детях «готовность и способность общаться на иностранном языке, воспитывать в них уважение к другой культуре, помогать социально адаптироваться и сопровождать в постоянно меняющемся мире» должна обязательно выразиться в личной заинтересованности своим предметом, которая поддерживается постоянным личностным и профессиональным ростом и саморазвитием.

    Кроме того, оценивая по достоинству совместную роль семьи и учителя в воспитании в детях общечеловеческих ценностей хочу отметить, что, к сожалению, некоторые родители в наше время твердо убеждены, что у них недостаточно времени для воспитания в детях конкретных личностных и социально-значимых качеств. В данном случае, учитель должен владеть не только силой слова и даром убеждения,  но и педагогическом тактом и этикой, которые помогают избежать конфликтных ситуаций. Я уверена, что семья и школа, соблюдая единые требования, принципы и идеологическую политику, могут воспитать полноценную, социально адаптированную личность с правильной гражданской позицией.

    В заключение, осмелюсь поспорить с изречением великого политика о наделении школьных учителей властью, ведь властитель способен навязывать свои идеи и волю, не обращая внимания на противодействие. Я приемлю рассматривать выбранную мной профессию, как возможность направить, сопроводить и обучить в сотрудничестве, где учитель – авторитет для учащихся, компетентный, увлеченный своим предметом, интересный в общении. В моей жизни было и есть много учителей – профессионалов, мастеров своего дела, среди них есть мои профессиональные кумиры. На сегодняшний день у меня сформировано видение себя в профессии, сложилась определенная манера общения с учениками, коллегами, родителями, но я всегда открыта всему новому, перспективному, интересному,  ...   .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурс профессионального педагогического мастерства «Педагог года города Нижневартовска - 2014»

    Материалы к конкурсу профессионального педагогического мастерства «Педагог года города Нижневартовска - 2014»...

    Итоги муниципальных конкурсов профессионального мастерства "Учитель года-2019" и "Воспитатель года - 2019"

    Приказ о подведении итогов муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2019" проходил с 19 по 21 марта 2019 года по двум номинациям: "Учитель года" и "Воспитатель года"...

    Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства

    Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства...

    Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства

    Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства...

    Конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогического колледжа "Педагогический дебют"

    Конкурс проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала обучающихся ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж» (далее Колледж) и...