Развитие и оценка функциональной грамотности школьников на основе международных исследований PISA, PIRLS.
статья на тему

Развитие и оценка функциональной грамотности школьников на основе международных исследований PISA, PIRLS.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и оценка функциональной грамотности школьников на основе международных исследований PISA, PIRLS.

Гвиздок Л.В., учитель русского языка и литературы КГУ «Коржинкольская СШ» отдела образования акимата Федоровского района

   В соответствии с Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым выделен ряд приоритетных направлений развития государства. Так, в частности, в Четвертом направлении «Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров» поставлены следующие задачи: обеспечить совершенствование методики преподавания, развитие системы электронного обучения, включая дистанционное обучение; также создание региональных школьных центров; принять меры по прекращению обучения по устаревшим либо невостребованным научным и образовательным дисциплинам и программам.

   Настоящий Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников  описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др.

Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества как внутри, так и вне ее границ.

Национальный план направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.

 

  1. 1.Цель и задачи Национального плана

Цель Национального плана: повышение качества образовательных услуг, развитие функциональной грамотности школьников.

Задачи Национального плана:

  1. 1)Актуализация научных исследований по проблемам определения ожидаемых результатов образования и их достижению.
  2. 2)Формирование особого внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.
  3. 3)Обеспечение согласованности и координации в обновлении стандартов образования, учебных программ, учебников, учебно-методических материалов.
  4. 4)Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.
  5. 5)Разработка и обновление программ подготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме развития функциональной грамотности.
  6. 6)Обеспечение системности управления деятельностью по развитию функциональной грамотности.
  7. 7)Повышение имиджа системы образования перед международным сообществом.

    Возникает вопрос: для чего нужно что-либо менять? В современном обществе необходимо не просто грамотно писать, а уметь адаптироваться к изменяющимся условиям труда и жизнеобеспечения. Уровень грамотности учеников снижается. Надежда на доучивание «потом» успехов не приносит. Всё это усложняе процесс адаптации к взрослой жизни. Теперь уже мало умения читать, писать и считать. Грамотность теперь полноправно получила название «функциональная», стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность. Американский исследователь Е.Д.Херш ввел понятие «культурная грамотность». В результате кропотливого исследования он отобрал 4500 наименований предметов, имён, дат, событий, которые должны знать американцы, считающие себя грамотными в культурном отношении. Таким образом, культурный человек, обладающий функциональной грамотностью, должен уметь решать жизненные задачи в различных сферах деятельности.

   Функциональная грамотность – показатель общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенный культурный уровень общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.

   Усиление внимания к термину функциональная грамотность обусловлено проводимыми международными исследованиями достижения ожидаемых результатов образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematic sand Science Study) и программе оценки учащихся PISA (Programmer for International Student Assessment).

Программа международных исследований PISA — это система оценки навыков 15-летних учащихся. PISA—уникальное исследование, в нем оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно-научная грамотность».

Исследование проводится один раз в три года — это так называемые малые циклы. В каждом основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений. В 2000 году это была читательская грамотность, в 2003-м — математическая, в 2006-м — естественно-научная, в 2009-м — вновь читательская грамотность, то есть стартовал новый большой девятилетний цикл.

Каждое задание PISA — это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.

Рекомендации TIMSS, PISA рассматриваются в мире как  содержание обновления образования, его приближение к заказу современного общества.

Почему 15-летние школьники? Возраст активного  выхода в социум. Полученные предметные знания должны максимально способствовать социализации, профессиональному самоопределению для вхождения в мир труда. Закон РК «О труде» - возможность работать с 15 лет.

Анализ результатов PISA 2009 года, в которых участвовал Казахстан, свидетельствует, что исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Программа «PISA» проводится в 130 странах мира каждые три года. В 2009 казахстанские школьники были на 59 позиции, теперь цель – подняться на 10 строчек. Пока на протяжении нескольких лет лидируют Япония, Китай, Сингапур, Россия и Нидерланды.

К базовым компетенциям, т.е. умениям оперировать знаниями фактов, формул, законов, относят грамотность в чтении, математике, и естествознании.

PIRLS –  Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) — это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах.

В качестве задания предлагалось 10 вариантов теста. Всего в тестах использовались 4 литературных текста: «Перевернутые мыши», «Кусочек глины», «Цветы на крыше», «Заяц предупреждает о землетрясении»; 3 научно-популярных текста: «Леонардо да Винчи», «Ночи тупиков», «Антарктида»; и текст «По маршруту вдоль реки», содержащий различные формы представления информации. Все варианты теста имели одинаковую структуру и уровень трудности. Все варианты теста состояли из двух частей, в каждой из которых давался один текст и от 11 до 14 заданий к тексту. На выполнение работы отводилось 80 минут, по 40 минут на каждую часть.

  1. Чтение с целью накопления читательского литературного опыта.
  2. Чтение с целью освоения и использования информации.

Выявляют 4 группы читательских умений:

  1. Нахождение информации.
  2. Формулирование выводов.
  3. Интерпретация и обобщение информации.
  4. Анализ и оценка содержания.

Казахстан впервые примет участие в 2016 году.

Педагогические условия формирования функциональной грамотности

Содержательные

Технологические

Организационные

Ориентация на обеспечение построения содержания учебного предмета с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие  личности на основе компетентностного подхода, реализация которого происходит через основной содержательный компонент предмета – учебную задачу, направленную на развитие способности решать типовые учебные задачи, а также задачи взаимодействия с обществом на базе преимущественно практико-ориентированных знаний (сведения, научные понятия, инструкции, навыки работы с таблицами, графиками, интерпретация и резюмирование информации).

Применение учителем инновационных технологий обучения организации самостоятельной работы учащихся, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий (технология проектного обучения, РКМЧП, модульное обучение, КСО, технология разноуровнего обучения и т.д.).

Организация сотрудничества на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и ученика.

Применение новых форм оценивания достижений учащихся (оценка функциональной грамотности с помощью заданий, презентации проектов, организации дебатов, формирование портфолио).

   Цель данной таблицы: выделить приоритеты на организационном, содержательном и технологическом уровнях.

Пятилетний план по развитию функциональной грамотности обучающихся называется «планом действий», что обязывает каждого педагога пересмотреть своё отношение к конечному результату своей деятельности и деятельности учащихся и предпринять конкретные шаги по реализации в практику основных положений документа национального масштаба.

   И в этих условиях должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. И каковы же первые шаги в этом направлении?

   На мой взгляд, прежде всего необходимо конструирование дополнительных заданий уровнего характера, которые обеспечат повышение мотивации у обучающихся и развитие базовых и ключевых компетенций.

   Для конструирования практико-ориентированных заданий (ПОЗ) необходимо очертить жизненное пространство каждого человека, каждого члена общества; его постоянные и временные социальные роли. Ситуационные задания, нестандартные ситуации предлагаю моделировать на уровнях деятельности, общения и развития (саморазвития) по формуле: «я знаю, а теперь и умею». А действовать, развиваться и вступать в коммуникацию мы можем в учебном пространстве (школа, класс, кружки по интересам, одноклассники, друзья, учителя, наставники, пришкольный участок, собрания, внеклассная работа и т.д.); в семье (родители, бабушка, дедушка, сестра, брат, племянник, родственники, соседи и т.д.); в общественных местах (культурно-массовые очаги, транспорт, аптека, больница. Поликлиника, магазин, базар, улица, метро, стадион, спортивный комплекс, национальные культурные центры, собрания, мечеть и т.д.).

Важную роль в жизни ребенка играет его информационное пространство (интернет-клуб, компьютер, телевизор, библиотека, книга, кино, средства массовой информации, телефон и т.д.); общение с природой, с животным и растительным миром, отдых – вот неполный перечень жизненного пространства наших детей, в котором им предстоит жить и трудиться.

Примеры практико-ориентированных заданий (ПОЗ) для 5 класса:

Задание 1. Прочитайте эссе «Добро».

   Как часто люди делают добро? И стоит ли его делать? Конечно, стоит! Благодаря ему наш мир становится счастливее и прекраснее, он наполняется любовью.

   Но делать нужно от всего сердца, и только в этом случае оно будет приносить радость остальным.

   Почему люди должны делать добро? Добро делает людей сильными и счастливыми. Добро учит заботиться о своем ближнем и не забывать о том, что вокруг нас очень много людей, которые нуждаются в нашей помощи.

   Порой, сделать доброе дело совсем несложно, но, тем не менее, немногие хотят его делать, а ведь оно принесло бы больше радости и любви остальным.

   Помогая друг другу, мы делаем добро, если кто-то просит о помощи, нужно помочь. Помогая остальным, мы помогаем самим себе.

   Делать добро нужно от всего сердца, тогда эти дела будут приносить всем радость.

   Как часто люди делают друг другу добро? В нашем современном мире многие люди не знают, что значит делать добро. Все заняты своими проблемами, их не интересуют проблемы остальных. Это говорит об эгоизме людей, они не чувствуют окружающий мир, не замечают его. Если помогаете вы, то будут помогать и вам. Всё в мире взаимосвязано, а точнее, что посеешь, то и пожнешь.

  • Совершили ли вы поступок, который можно назвать добрым? Почему о нем можно так сказать? Представьте, что вам задал эти вопросы корреспондент детской газеты. Ответьте ему устно или письменно, построив развернутый ответ.
  • Представьте себе, что ваш друг часто путает понятия «добро» и «благо». Объясните ему, в чем их различие.
  • Поговорите о том, что нужно человеку, чтобы быть добрым.
  • Как вы представляете себе добро? Создайте ассоциации.
  • Какие добрые качества своего друга ты можешь перечислить?

Задание 2. Какие бы вы могли назвать пословицы, правильность которых в жизни подтверждается. По одной из пословиц составьте рассказ о случае из своей жизни.

Задание 3. Назовите фильмы или мультфильмы о доброте, кратко перескажите. Какой принцип существует в сказках?

Задание 4. Представьте себе такую ситуацию. Старушка стояла на перекрестке и не могла перейти дорогу. Проходя мимо, Ваня посмотрел на старушку и перебежал дорогу. Придумайте другой вариант. Как бы вы поступили в этой ситуации? Объясните смысл своего поступка. Приведите пример из своей жизни.

Задание 5. Представьте, что вашему классу нужно подготовить кукольный спектакль для малышей детского сада. Расскажите, что нужно для этого сделать. С чего вы начнете?

Задание 6. Разыграйте по ролям диалог между девочками по ситуации и скажите, что сделали бы вы, если оказались на месте этих девочек.

   Однажды девочки спешили на концерт, который должен состояться в парке. Вдруг они увидели плачущего малыша. Света подошла к малышу, узнала, что он потерялся. Она решила помочь ему. А Варя стала торопить подругу: тогда они не посмотрят концерт.

Задание 7. Встречали ли вы в своей жизни только добрых или только злых людей? Поговорите об этом.

Задание 8. Расскажите, как вы провели каникулы и какие добрые дела вы совершили.

Задание 9. Что нужно сделать для того, чтобы добрых людей было больше?

Задание 10. «Доброе дело два века живёт». Как ты понимаешь эту пословицу, в каких ситуациях можно  использовать ее?

Задание 11. Составьте диалог между добром и злом.

Задание 12. Представьте, что вдруг исчезло всё добро. Что бы случилось в отношениях между людьми?

Задание 13. В России есть передача «Добро». Что вы знаете об этом?

Задание 14. Между Казахстаном и Китаем существуют добрососедские отношения. Что означает слово «добрососедские» и на чем основано значение этого слова? Из каких основ состоит это слово?

Задание 15. Составьте кластер к слову «доброта».

Задание 16. Есть ли люди, которые по своей натуре, по чертам характера, по уровню воспитанности делают добрые дела, не ожидая ответной благодарности? Обоснуйте свой ответ.

Задание 17. К какому непоправимому последствию приводит злоба человека?

Задание 18. Считается ли добрым делом, если ты дал товарищу списать контрольную работу?

Задание 19. Объясните причину проявления злобы человека в определенной ситуации. (Например: один нечаянно толкнул, другой дал сдачи, и разгорелась драка).

 

Задания функциональной грамотности

Задание№1.Дано расписание автобусов в город. Тебе надо быть в 12 часов на концерте. Время прохождения маршрута 1ч 30 мин. На какое время надо взять билет чтобы не опоздать?

* 8 ч30 мин

*11ч 10 мин

Задание №2. Прочитайте приведенные ниже примеры. Как вы думаете, что их объединяет?

*. Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

И.А. Крылов «Мартышка и очки»

*Вы пытаетесь загрузить программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...

*В большом городе вы оказались в метро и заметили, что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...»

 

*В результате непрофессиональных действий водителя автобуса произошла серьезная авария.

Задание №3

http://i.sylima.ru/u/ec/80d17c3b4211e384eaf1496f6b2996/-/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg

Летом Саша был в России. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет

* Отметьте верные утверждения значком √. 1). Продолжительность экскурсии – 1 час.

2). Музей находится в Москве.

3). Саша посетил выставку 3 июня.

4). Саша сделал фотографии экспонатов.

5). Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.

 

*«Можно или нельзя?». Запиши слова в 2 колонки. Слова для справок: входить в верхней одежде; любоваться экспонатами; входить через Боровицкие ворота; фотографировать; приводить на выставку детей дошкольного возраста; оставить вещи в камере хранения; входить через Троицкие ворота.

                Можно

               Нельзя

 

 

 

 

 

 

Задание №4

 

Представь, что ты руководишь работой группы, которой надо создать рекламу. Запиши 5 наиболее важных советов для своей группы.

http://i.sylima.ru/u/15/2e79bc3b4311e3add592b9f3284aaa/-/123.jpg

 

Задание №5 Тебе надо приготовить салат «Оливье». Рассчитай стоимость блюда, опираясь на цены в магазине.

 

 

Задание №6

Составь кулинарный рецепт любого блюда.

Задание №7

Ты находишься в городе Костанае на остановке Ждвокзал. Тебе надо попасть на Наримановский рынок. Опиши маршрут автобуса, выдели остановки.

Задание №8

Ты находишься в библиотеке. Напиши, какие объявления  могут быть в этом учреждении.

Задание №9

Напиши инструкцию по использованию любого бытового прибора.

Задание №10

 

Составь правила этикета на дне рождения в кафе у своего друга.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе обучения, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные модели, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников. Поэтому важнейшей задачей в развитии мастерства современного учителя является формирование его функциональной компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных моделей на уроке, готовность к гибкости, адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и временных потребностей.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.
  2. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности  школьников.
  3. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики казахстан. Третье издание. – 2012.
  4. Образовательная программа «Школа 2100» - качественное образование для всех: сб.мат./Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – Баласс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения Международного исследования PISA

Тест PISA – это тест, выявляющий жизненность образовательных результатов по отношению к запросам времени и ожиданиям заказчиков. Особый интерес на этапе окончания обязательного образования предст...

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

Выступление по материалам Центра оценки качества образования института содержания и методов обучения Российской Академии образования....

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

По материалам Центра оценки качества образования  института содержания и методов обучения  Российской Академии образования...

Статья "Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA "

одной из задач модернизации образования является  формирование функциональной грамотности...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Развитие и оценка познавательных функций школьников: PISA и TIMSS »

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Развитие и оценка познавательных функций школьников: PISA и TIMSS »...

Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»

Требования к заданиям  по формированию и оцениванию естественнонаучной грамотностиЭти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих ЕНГ, и основываются на реальных жизненных ситуациях...