Организация научного общества обучающихся в образовательном учреждении
материал на тему

Описание работы школьного научного общества "Эрудит".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация научного общества обучающихся в образовательном учреждении»

Утробкина Ольга Петровна заместитель директора по УМР

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы обучающихся  и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.

  Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их творческих способностей, стало ясно, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает учебно – исследовательская деятельность учащихся и метод проектов, которые позволяют школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, напряжённой самостоятельной работы до реализации и защиты исследовательской работы или  проекта. Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность основаны, прежде всего, на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию школьников, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач.

  В учебно – исследовательской деятельности и методе проектов привлекает  нацеленность их на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и обучающегося. В них  изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения исследовательской работы или проекта реализовать логическую цепочку:

  1. выбор учеником на основе сформировавшегося интереса темы учебно – исследовательской работы и проекта и формы их  выполнения;
  2. определение целей и задач исследовательской работы и проекта;
  3. работа над исследованием и проектом и написание отчёта;
  4. защита учебно – исследовательской работы и  реферата по проекту и анализ полученных результатов.

Конечно, на различных этапах исследования и проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

Цель внедрения исследования и проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи, решаемые в процессе реализации учебно – исследовательской деятельности и проектного метода:

  • развитие познавательных способностей обучающихся;
  • совершенствование способностей к самообразованию;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
  • обучение школьников анализу;
  • обучение учащихся умению публично выступать;
  • развитие у школьников критического мышления.

Необходимость создания ШНО продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности. В связи с этим в 2012-2013 уч.году в МБОУ Сосновская СОШ №1 было разработано положение об исследовательской деятельности обучающихся, где четко прописаны основные требования к работе учителя и обучающегося.

1. Общие положения

1.1. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – процесс совместной деятельности школьника  и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

1.2.  Целью проектно-исследовательской работы обучающихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

1.3.  Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

Формировать интересы, склонности обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);

Развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.


2. Организация проектно-исследовательской работы обучающихся

2.1 Руководителями обучающихся являются учителя-предметники.

2.2 Направление и содержание проектно-исследовательской работы определяется обучающимся совместно с руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога. Тема утверждается  Советом школы НО по согласованию с методическим объединением учителей школы.

2.3 Формами отчетности проектно-исследовательской работы обучающихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы видеоматериалы, приборы, макеты и др.

2.4 Лучшие работы обучающихся рецензируются преподавателями ВУЗа и ( по решению научного общества школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, направлены на конкурсы, олимпиады.


3. Виды проектно-исследовательской деятельности:

Проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

Аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, объяснение и прогнозирование качественных и количественных показателей изучаемых процессов и явлений;

Диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы ( в том числе в сфере образования);

Изобретательское-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

Экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;

Проектно-поисковой: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.


4. Критерии оценки проектно – исследовательской деятельности

4.1.Актуальность выбранного исследования.

4.2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

4.3. Умение использовать известные результаты и факты, знание сверх школьной программы.

4.4. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

4.5. Практическая и теоретическая значимость исследования.

4.6. Четкость выводов, обобщающих исследование.

4.7. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Было разработано:

1. Положение о школьном научном обществе обучающихся;

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение является документом, регулирующим деятельность школьного  научного общества обучающихся МБОУ Сосновской СОШ №1. Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом МБОУ Сосновская  СОШ № 1 . ШНО создаётся при ОУ, имеет своё название, эмблему, девиз.

1.2. ШНО МБОУ Сосновская СОШ №1 – добровольное объединение школьников, созданное для развития творческих способностей обучающихся, стремящихся к более глубоким познаниям в различных областях науки.

1.3. ШНО организуется из обучающихся 7 – 11 классов ОУ.

1.4. Вступление в ШНО производится по желанию обучающихся и рекомендации учителей.

1.5. За активную деятельность в НОУ и выполнение конкретных работ обучающиеся награждаются специальными дипломами, грамотами. Отдельным выпускникам за особые достижения в научно – исследовательской работе выдаются характеристики – рекомендации для поступления в ВУЗы.

2. Цель и задачи научного общества обучающихся

2.1. Целью ШНО является воспитание и развитие обучающихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

2.2. Развивать индивидуальные творческие способности и склонности  обучающихся  в процессе учебной и исследовательской деятельности;

2.3. Знакомить с методами научного поиска;

2.4. Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

2.5. Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

3. Содержание и формы  работы научного общества обучающихся:

3.1. Составление программ и разработка проектов и тем исследований;

3.2. Знакомство с методами и технологией научных исследований:

- умение работать с научной литературой;

- отбирать, систематизировать и анализировать материал;

- умение грамотно оформлять исследовательскую работу;

- выступать перед аудиторией с докладом, дискутировать;

3.3. Участие в научных экспедициях;

3.4. Проведение научно – практических конференций, дискуссий, семинаров;

3.5. Участие в конференциях  ШНО  разных уровней;

3.6. Подготовка школьных научных сборников; публикаций в вузовские сборники, региональные научные журналы, предметные журналы;

3.7. Проведение внеклассных мероприятий в ОУ (викторины, олимпиады, беседы и т.д.);

3.8. Встречи с учёными, изобретателями, сотрудниками библиотек, музеев, архивов;

3.9. Экскурсии в библиотеки, музеи;

3.10. Экскурсии в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

4. Организации  работы  ШНО

4.1. Высшим органом ШНО является Совет школьного научного общества обучающихся, которое, проводимое в начале учебного года, на котором планируются приобретенные направления работы, утверждается план работы ШНО на год, избирается Совет, который осуществляет руководство работы ШНО.

4.2. В совет входят школьники, научные руководители и руководители секций.

4.3. Совет ШНО координирует научно-методическую работу, создает организационный комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых членов общества.

4.4. Тематика научно-исследовательской деятельности обучающихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей (данного направления).

4.5. Результаты деятельности ШНО за год подводятся на итоговой научно-практической конференции.

5. Права и обязанности членов ШНО    

5.1. Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среды обучающихся; вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ; отчитываться о своей работе;

5.2. Члены ШНО имеют право:

  • работать в одной-двух секция;

  • принимать участие в конференциях различного уровня;

  • участвовать в работе экспедиций;

  • использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;

  • получить консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;

  • публиковать результаты своей исследовательской работы в печатных органах ШНО и др.;

  • принимать участие в работе общего собрания ШНО;

  • избирать и быть избранным в руководящие органы ШНО;

  • добровольно выйти из состава ШНО.

5.3. По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены ШНО могут быть награждены дипломами, ценными подарками. Могут быть рекомендованы к участию в конференциях, симпозиумах, территориального, регионального, федерального, международного уровней. Могут бать направлены для участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.

6. Материальная база ШНО  

Материальная база ШНО формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются лаборатории, кабинеты, библиотека, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. При необходимости может быть использована материально-техническая база других учреждений.

2. Проект: "Развитие одаренности обучающихся – задача школьного научного общества" Срок реализации проекта: 2012-2016гг.

Задачи: 

  1. Создать систему внеурочной работы творческих предметных групп школьного научного общества, дополнительного образования учащихся по исследовательской и проектной деятельности.
  2. Развить индивидуальные и групповые формы внеурочной деятельности.
  3. Научить исследовательской и проектной деятельности учащихся.

3.План работы ШНО «Эрудит»

4. Устав ШНО»Эрудит»

1.Общие положения

ШНО является добровольным творческим объединением учащихся, совершенствующих свои знания в определенной деятельности науки, приобретающих навыки экспериментальной, научно-исследовательской работы под руководством педагогов школы.

ШНО имеет свое название и эмблему.

Членами ШНО являются учащиеся, изъявившие желание работать в обществе, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов; руководители ШНО, научные руководители учащихся, изъявившие желание работать в обществе.

Руководство ШНО осуществляется педагогом, курирующим научно-исследовательскую работу с учащимися.

2. Цели и задачи деятельности

2.1. Цели:

• Создание условий для самоопределения, самореализации учащихся;

• Выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

• Ориентация учащихся на познание как ценность.

2.2.Задачи:

• Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

• Развивать навыки научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

• Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой;

• Знакомить учащихся с современными достижениями науки

3. Организация и формы работы.

3.1 Структура ШНО

Высшим органом самоуправления ШНО  является конференция, проводимая ежегодно. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.

3.2. Руководство работой ШНО между конференциями осуществляет Совет школьного научного общества, в который входят руководители всех секций и наиболее активные члены ШНО. Совет ШНО  рассматривает и утверждает тематику работ секций, утверждает научного руководителя

3.3. Основными структурными подразделениями ШНО  являются творческие группы учащихся, объединяющиеся в секции по направлениям: духовно-нравственное, экологическое,  информационно-математическое. Секции возглавляют опытные учителя школы.

3.4. Формы работы.

Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы работы: индивидуальная работа; самостоятельные занятия с первоисточниками, дополнительной литературой; выполнение заданий, работа над темой научного исследования под руководством научного руководителя; секционная работа включает в себя постановку и проведение экспериментов, обсуждение реферативных работ, защиту научно-исследовательских, поисковых предложений; массовая работа в ШНО – это общие собрания, конференции, конкурсы, олимпиады, фестивали, смотры, организация экскурсий, участие в неделях науки и техники; разработка и изготовление компьютерных программ, проектов и т.д.; издание сборника научно-исследовательских работ учащихся.

4. Права и обязанности членов ШНО.

4.1. Членами ШНО  могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.

4.2. Члены ШНО  обязаны:

• Участвовать в конференциях;

• Работать в предметной секции;

• Самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки;

• Участвовать в пропаганде знаний среди учащихся;

• Отчитываться о своей работе на предметной секции, конференции.

4.3. Члены ШНО  имеют право:

• Быть избранными в Совет школьного научного общества;

• Подавать заявку в Совет школьного научного общества на выполнение индивидуальной творческой работы;

• Использовать имеющуюся материальную базу школы для проведения самостоятельных исследований по проектам, утвержденным координационным советом.

• Получать консультации и рецензии на свои исследовательские работы.

• Передавать в методический совет школы результаты своей деятельности для публикации в школьных изданиях.

• Прекратить членство в Совет школьного научного общества по собственному желанию.

4.5.Заявка на научное исследование включает в себя:

• Тему исследования;

• Обоснование актуальности и значимости темы;

• Развернутый план работы;

4.6. За активную работу в ШНО и достигнутые творческие успехи члены общества могут поощряться:

• Благодарственным письмом;

• Почетной грамотой;

• Ценным подарком;

• Экскурсией.

5.Структура ШНО «Эрудит»

Содержание и формы работы НОУ

Основная работа ШНО - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением ШНО. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

Основу нормативно-организационной базы ШНО составляют [1]:

 Положение о ШНО «Эрудит»

 Устав ШНО «Эрудит»

 Тематическое планирование секций (предметных кружков) ШНО на учебный год.

Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)

Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.

Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Формами организации единой работы являются:

 Работа кружков по направлениям;

 Индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы;

 Олимпиады по различным областям знаний;

 Организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;

 Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;

 Редактирование и издание ученических научных сборников.

Мы понимаем, что на первом этапе внедрения исследования и проектного метода основная роль принадлежит учителю. Организация учебного исследования и проектирования на этом этапе требует от педагога большого спектра видов деятельности:

  • подготовка примерных тем учебных исследований и проектов;
  • презентация этих тем;
  • мотивация потенциальных разработчиков проектов и  выбор тем исследования;
  • подбор научно-популярной литературы по выбранным темам;
  • обсуждение выдвинутых учащимися идей, направленных на реализацию исследования и проектов;
  • обеспечение вариативности разработок;
  • руководство учащимися и их консультирование;
  • организация индивидуального и коллективного творчества школьников.

Первоначально темы исследовательской и проектной деятельности предлагаются учителями. Тематика этих исследований и проектов касалась какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности было углубление знаний учащихся по этому вопросу, дифференциация процесса обучения. В дальнейшем тематика исследования и проектов стала предлагаться самими учащимися, которые, естественно, ориентировались при этом на свои интересы. Эти исследования и проекты носили познавательный, творческий и прикладной характер. Они позволяли решить какой-либо практический вопрос, используя знания из разных предметных областей, и требовали проявления творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, осуществлялась интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.

  В научно-практической конференции принимают участие школьники всех ступеней. В прошедшем учебном году (2012-2013)участниками были  старшеклассники.  В течение первого полугодия школьники занимаются исследовательской и проектной деятельностью. В январе  проходит первый (школьный) этап защиты работ, на котором отбираются лучшие для участия в районной научно-практической конференции. В 2012-2013 учебном году на школьную конференцию было представлено 9 исследовательских работ и проектов, посвященные патриотическому воспитанию

  Использование учебных исследований и проектного метода позволяет развить у учащихся:

  • познавательные навыки и способность к самообразованию;
  • способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • способность взять на себя инициативу и ответственность;
  • критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
  • коммуникабельность.

Исследовательская деятельность и метод проектов всегда предлагает решение какой-либо проблемы, с одной стороны, за счёт использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой – путём интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, искусства.

Для учащихся работа над исследованием и проектом представляет интерес только в том случае, если они видят реальные результаты своей деятельности.

И как результат - Старшеклассник, чувствующий вкус к поисково-исследовательской деятельности, пропагандист в значимой для себя области знаний.

Решение:

  1. Расширить и активизировать работу по проектно-исследовательской деятельности.



Предварительный просмотр:

Программа эксперимента

"Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества"

Если ты хочешь познать себя, свои способности и наклонности, научиться ставить перед собой цель и уверенно идти к ней, познакомиться с особенностями исследовательской и проектной деятельности, то вступай в ШНО «Эрудит»

1. Актуальность темы.

Высокий интеллект – основа прогресса в экономике, политике и социальной жизни общества. Понимая, что высокоинтеллектуальные личности являются двигателями общественного прогресса, коллектив педагогов МБОУ Сосновской средней общеобразовательной школы № 1 г, внедряющий новые технологии в работе с одаренными детьми, разработал научно-исследовательский проект “Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества”. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Важно учить проведению исследования с раннего возраста, со школьной скамьи, чтобы эта деятельность стала потребностью ребенка. Данная работа поможет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения, обеспечит эффективное развитие и саморазвитие одаренных школьников, что приведет в дальнейшем к осознанному выбору профессии. Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в школе. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Но проблема состоит в том, что с одной стороны обществу необходимы грамотные, творческие люди, а с другой стороны их формирование невозможно в полной мере осуществить в рамках классно – урочной системы, так как урок не дает возможности в полной мере уделять внимание детям с особым типом мышления, восприятия, творческим подходом. Они нуждаются в более активном общении с такими же детьми, что дает возможность развитию их творческих способностей. Работая с одаренными детьми по индивидуальным заданиям, приобщая их к исследовательской и проектной деятельности, мы пришли к выводу, что на определенном этапе возникла необходимость объединить учащихся, проявляющих особые способности к отдельным дисциплинам, в творческие группы, а затем объединить их в школьное научное общество. Таким образом, ШНО для наших детей является универсальным объединением для способных учащихся, так как в р.п. Сосновка нет высших учебных заведений, ученых, докторов наук, единственное средство получения научной информации возможно через Интернет и научно-популярную литературу. Поэтому возникшая потребность работы со способными и одаренными детьми ложится на плечи педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей этих учащихся, которые не только заинтересованы в развитии способностей у своих детей, но и должны быть активными помощниками учителей. Работа с родителями способных и одаренных учащихся одно из условий гарантий успеха в развитии таких детей. Исходя из выше сказанного, наш педагогический коллектив считает, что вовлечение способных детей в работу творческих групп школьного научного общества способствует развитию одаренности школьников, раскрытию их творческого потенциала. Для рецензирования работ обучающихся планируется привлечение специалистов из ВУЗов с которыми МБОУ Сосновская СОШ №1 заключила договора.

2. Объект экспериментирования:  школьное научное общество «Эрудит».

В объекте экспериментирования будут получены новые знания и умения по исследовательской, проектной деятельности. Обучающие получают право на саморазвитие и самореализацию

3. Предмет экспериментирования: влияние научного общества учащихся на развитие одаренности.

Работа школьного научного общества учащихся основывается на учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, которую организует и направляет педагог, владеющий современными технологиями, в том числе исследовательской и проектной деятельностью, а так же имеющий потребность к этой деятельности. Одним из главных компонентов личности современного учителя является развитие его технологической компетентности, т.е. владение системой знаний о современных технологиях, умение отбирать их эффективно и системно использовать в образовательной деятельности. Данная работа необходима учителю для создания прочной знаниевой базы у учащихся, развития их креативности и компетентности, обеспечивающих качество образования и воспитания школьников. Исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе особенно сегодня. Деятельность школьного научного общества ориентирует на развитие познавательной самостоятельности школьников, формирование у них умений исследовательской, проектной деятельности. В этом направлении современный учитель достаточно компетентен. Он знает общую методологию проведения исследовательских, проектных работ, активно применяет в своей деятельности информационные технологии, ЭОРы, широко использует компьютерную технику. Другой важнейшей стороной деятельности при выполнении исследования, учебных проектов является креативность, которая связана с постановкой проблемы и поисками путей ее решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Опираясь в своей работе на исследования ученых, мы внедряем в работу с детьми их главные идеи по исследовательской и проектной деятельности. Так, например: И.Д. Чечель считает, что современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств школьников. Как отмечает Е.С. Полат, метод исследования и проектов связан с использованием широкого спектра проблемных, исследовательских методов, ориентированных на практический результат, значимый для ученика, на разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и ее условия решения.

4. а) Педагогическая цель:

Одной из главных целей деятельности школьного научного общества  «Эрудит» является воспитание человека, принимающего свой собственный вариант решения проблемы, творчески мыслящего, способного адаптироваться к условиям новой жизни, готового к самообразованию, самоконтролю, самосовершенствованию, жизнелюбивого, обогащенного научными знаниями в области исследовательской и проектной деятельности – таким мы видим конечный результат эксперимента.

б) Цель эксперимента:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. В результате эксперимента предполагаем, получить постоянно действующее школьное научное общество, активно работающее над исследовательской и проектной деятельностью, результатом которого является банк данных об исследованиях и экспериментах школьников.

Задачи: 

  1. Создать систему внеурочной работы творческих предметных групп школьного научного общества, дополнительного образования учащихся по исследовательской и проектной деятельности.
  2. Развить индивидуальные и групповые формы внеурочной деятельности.
  3. Научить исследовательской и проектной деятельности учащихся.

5. Гипотеза.

Если:
– организовать способных детей в школьное научное общество;
– обучить их приемам исследовательской и проектной деятельности;
– развить навыки самостоятельной работы с научной литературой;
– обучить методике обработки полученных знаний, анализу результатов;
– научить составлению и оформлению исследовательских, проектных работ;
– способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступлению перед аудиторией с исследовательскими работами, то окажется возможным:
– расширение дифференциации и индивидуализации обучения учащихся с учетом уровня их подготовки;
– эффективное развитие и саморазвитие способных школьников;
– развитие креативности школьников и их самореализация,

-формирование социально-активной, конкурентоспособной  личности обучающегося

6. Диагностический инструментарий.

Средства оценивания результатов:
– анкеты;
– тексты контрольных работ по предметам, направленные на выявление креативности школьников.
– методики, диагностики:

  • тесты Торренса;
  • методика изучения уровня творческой активности личности;
  • методика оценки профессиональной компетентности учителя;
  • оценка уровня творческого потенциала личности;
  • оценка способности к саморазвитию, самообразованию.

Контроль за результатами деятельности будет осуществляться с помощью анализа выше перечисленных средств оценивания. Результативность эксперимента будет проверяться с помощью создания учащимися собственного проекта по теме исследования и умения его защитить.

7. Критерии оценки ожидаемых результатов.

В ходе эксперимента будет оцениваться:
– овладение школьниками навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
– творческая самореализация выпускника НОУ;
– осознанный выбор профессии.

Результативность будет отслеживаться по следующим параметрам:
– уровень развития навыков в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– уровень развития интеллектуальных способностей: мышление, память, речь;
– развитие креативности школьников.

Фиксировать и диагностировать изменения, произошедшие в учащихся в ходе эксперимента, предполагается по одним и тем же методикам в разные периоды деятельности школьников.

8. Сроки эксперимента.

Начало эксперимента – 2012–2013 учебный год. Время предполагаемого завершения эксперимента – 2016 год. Продолжительность эксперимента – 4 года.

9. Этапы эксперимента:

Этап: проектировочный 2012–2013 учебный год. (сентябрь-октябрь)

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.
  • Разработка структуры ШНО, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Промежуточные результаты:
– создание банка данных нормативной базы по работе ШНО;

Первый этап эксперимента 2012–2013 учебный год – экспериментальный.

Цель: апробация системы работы ШНО с одаренными учащимися.

Задачи:
– Повышение квалификации педагогов.
– Диагностика склонностей учащихся.
– Создание творческих групп с учетом интересов школьников.
– Обучение учащихся основам исследовательской, проектной деятельности.
– Разработка критериев оценивания исследовательской работы, проектов.
– Обучение учащихся защите творческой работы и разработке презентаций.
– Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования.

Прогнозируемые результаты первого этапа эксперимента:
– определение значимых параметров одаренности и факторов её развития;
– составление диагностического комплекта методик для изучения интеллекта;
– выработка основных требований к организации и проведению тестирования;
– создание информационного банка данных на ЭВМ для непосредственного использования и выдачи рекомендаций участникам образовательного процесса;
– проведение сравнительного анализа результатов обученности и интеллектуального развития одаренных учащихся;
– организация консультаций для педагогов по развитию интеллектуальных способностей школьников.

Второй этап эксперимента: 2013–2014 – апробация эксперимента.

Цель: совершенствование научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Задачи:
– организовать самостоятельную деятельность учащихся в работе над проектами;
– систематизировать творческие достижения школьников.

Прогнозируемые результаты второго этапа эксперимента:
– выступления на конференциях, семинарах;
– защита рефератов и проектов по исследуемой проблеме;
– создание банка данных творческих достижений учащихся для отслеживания динамики интеллектуального и творческого развития учащихся;
– обобщение опыта работы по научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся;
– вовлечение родителей в педагогический процесс;
– промежуточный отчет о результативности экспериментальной работы;
– подготовка материалов к печати, их публикация;
– повышение квалификации педагогов.

Третий этап эксперимента 2014–2015 учебные годы – переход в режим развития

Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим развития.

Задачи:

* Выявление ранней одаренности детей и определение их в творческие группы для развития.

  • Осознанный выбор профиля, преемственность творческих предметных групп. (10–11 классы.)
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации эксперимента.
  • Обобщение результатов работы с одаренными детьми.
  • Анализ итогов реализации эксперимента.

Прогнозируемые результаты:
– развитие креативного мышления школьников;
– осознанный выбор профиля обучения в 10 классе и будущей профессии.

Четвертый этап эксперимента.

2015–2016 – подведение итогов эксперимента.

Задача эксперимента состоит в том, чтобы:
– научить детей ориентироваться в огромном мире информации;
– добывать ее самостоятельно;
– усваивать ее в виде знания;
– использовать в практической деятельности;
– способствовать развитию креативности школьников.

Прогнозируемые результаты:
– проверка гипотезы;
– публикация в печати;
– отчет по результатам эксперимента;
– тиражирование опыта работы экспериментальной деятельности по теме “Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества ” и внедрение в практику работы других образовательных учреждений;
– обобщение теоретических и практических материалов в форме учебно-методических разработок.

10. Прогноз возможных негативных последствий (трудности).

В работе над проектом может возникнуть ситуации, когда школьник не может преодолеть знаниевый барьер, систематизировать собранный материал. В этом случае необходима своевременная помощь педагога, чтобы исследовательскую работу, проект довести до логического конца, а иногда у учащихся просто не хватает воли выполнить работу, поэтому важно своевременно увидеть трудности каждого ребенка и вовремя оказать ему помощь. Порой у учителя создается впечатление, что стоит только поставить перед учеником задачу проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом, а задачи исследовательского характера реализуются сами по себе.

11. Способы коррекции, компенсация негативных последствий.

При работе с одаренными детьми в ШНО возможны негативные последствия:
– потеря интереса к предметам другого профиля и снижение их значимости, это происходит при однопрофильном школьном научном обществе, что бы избежать этого, необходимо продумывать темы исследовательской и проектной деятельности, которые требовали бы не узких знаний по одному предмету, а интеграции знаний;
– перегрузка, при этом, на наш взгляд, возможен следующий способ коррекции: составить индивидуальный образовательный маршрут для ученика;
– утрата интереса к деятельности в предметной творческой группе, в данном случае проводится психологическая коррекция.
– индивидуальная несовместимость с членами творческой группы, тогда этот ученик работает по индивидуальному плану.

12. База эксперимента.

База эксперимента: коллектив обучающихся 7-11 класс.

13. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики.

Представление результатов эксперимента для массовой практики будет описана в форме методических рекомендаций, публичного отчета в СМИ, размещение на сайте школы.

14. Научно-методическая обеспеченность эксперимента.

1. Нормативно-правовая база.
2. Методики по выявлению одаренности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОСНОВСКАЯ СОШ№1

Рассмотрено на заседании Совета школьного научного общества обучающихся

Протокол №1 от 10.09.2012

 

Утверждаю:

Директор  школы   ____________Н.В. Савинкина

Устав

школьного научного общества обучающихся «Эрудит»

1.Общие положения

ШНО является добровольным творческим объединением учащихся, совершенствующих свои знания в определенной деятельности науки, приобретающих навыки экспериментальной, научно-исследовательской работы под руководством педагогов школы.

ШНО имеет свое название и эмблему.

Членами ШНО являются учащиеся, изъявившие желание работать в обществе, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов; руководители ШНО, научные руководители учащихся, изъявившие желание работать в обществе.

Руководство ШНО осуществляется педагогом, курирующим научно-исследовательскую работу с учащимися.

2. Цели и задачи деятельности

2.1. Цели:

• Создание условий для самоопределения, самореализации учащихся;

• Выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

• Ориентация учащихся на познание как ценность.

2.2.Задачи:

• Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

• Развивать навыки научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

• Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой;

• Знакомить учащихся с современными достижениями науки

3. Организация и формы работы.

3.1 Структура ШНО

Высшим органом самоуправления ШНО  является конференция, проводимая ежегодно. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.

3.2. Руководство работой ШНО между конференциями осуществляет Совет школьного научного общества, в который входят руководители всех секций и наиболее активные члены ШНО. Совет ШНО  рассматривает и утверждает тематику работ секций, утверждает научного руководителя

3.3. Основными структурными подразделениями ШНО  являются творческие группы учащихся, объединяющиеся в секции по направлениям: духовно-нравственное, экологическое,  информационно-математическое. Секции возглавляют опытные учителя школы.

3.4. Формы работы.

Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы работы: индивидуальная работа; самостоятельные занятия с первоисточниками, дополнительной литературой; выполнение заданий, работа над темой научного исследования под руководством научного руководителя; секционная работа включает в себя постановку и проведение экспериментов, обсуждение реферативных работ, защиту научно-исследовательских, поисковых предложений; массовая работа в ШНО – это общие собрания, конференции, конкурсы, олимпиады, фестивали, смотры, организация экскурсий, участие в неделях науки и техники; разработка и изготовление компьютерных программ, проектов и т.д.; издание сборника научно-исследовательских работ учащихся.

4. Права и обязанности членов ШНО.

4.1. Членами ШНО  могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.

4.2. Члены ШНО  обязаны:

• Участвовать в конференциях;

• Работать в предметной секции;

• Самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки;

• Участвовать в пропаганде знаний среди учащихся;

• Отчитываться о своей работе на предметной секции, конференции.

4.3. Члены ШНО  имеют право:

• Быть избранными в Совет школьного научного общества;

• Подавать заявку в Совет школьного научного общества на выполнение индивидуальной творческой работы;

• Использовать имеющуюся материальную базу школы для проведения самостоятельных исследований по проектам, утвержденным координационным советом.

• Получать консультации и рецензии на свои исследовательские работы.

• Передавать в методический совет школы результаты своей деятельности для публикации в школьных изданиях.

• Прекратить членство в Совет школьного научного общества по собственному желанию.

4.5.Заявка на научное исследование включает в себя:

• Тему исследования;

• Обоснование актуальности и значимости темы;

• Развернутый план работы;

4.6. За активную работу в ШНО и достигнутые творческие успехи члены общества могут поощряться:

• Благодарственным письмом;

• Почетной грамотой;

• Ценным подарком;

• Экскурсией.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы: ______________Н.В. Савинкина

«1» сентября 2014

План работы

школьного научного общества обучающихся  «Эрудит»

на 2014-2015  учебный год.

       Цель:

Воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

Месяц

Направление деятельности

Мероприятия

Сентябрь

Организация деятельности ШНО в новом учебном году

  1. Обсуждение плана работы
  2. Выбор председателя ШНОУ.
  3. Знакомство с банком тем, предлагаемых школьниками для написания исследовательского проекта
  4. Определение группы учащихся для подготовки к олимпиадам и другим конкурсам
  5. Занятия для учащихся к подготовке школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Заседание руководителей секций ШНОУ, индивидуальная беседа

Октябрь

Открытие работы ШНО

Работа секций ШНОУ

1.Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательских работ

2. Занятия для учащихся, готовящихся к олимпиадам муниципального уровня

Занятия секций ШНО

Индивидуальная и групповая работа

Ноябрь

Работа секций ШНОУ

  1. Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательских работ
  2. Занятия для учащихся, готовящимся к олимпиадам по предметам ШК.

Школьные предметные олимпиады

Занятия секций ШНО

Занятия с обучающимися, тьютерское сопровождение

Декабрь

Работа секций ШНО

1.Консультации для обучающихся  по вопросам выполнения исследовательских работ.

2.Консультации  для обучающихся, готовящихся к конкурсам и конференции.

Занятия секций ШНОУ

Занятия с обучающимися

Январь

Работа секций ШНО

1.Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательских работ.

2.Занятия для учащихся, готовящихся к недели наук конференции.

Занятия секций ШНОУ

Занятия с обучающимися

февраль

Работа секций ШНО

1. Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательских работ

2. Занятия с обучающимися, готовящихся к конференции «Интеллект 2015»

Занятия секций ШНО

Занятия с обучающимися

Районная  научно-практическая конференция

март

  1. Участие в конкурсах и дистанционных олимпиадах.

конкурсы

апрель

Подведение итогов школьной научно-практической конференции. Анализ результатов

Заседание руководителей секции ШНО

май

Подведение итогов работы ШНО

Награждение активных  участников  ШНОУ

Общее собрание членов ШНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

состав жюри очного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году

состав жюри очного этапа Слета научных обществ обучающихсяобразовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовскав 2018-2019 учебном году...

1. Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году

Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году...

1. Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году

Итоги заочного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году...

Слет научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования

Слет научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования...