Учебно-исследовательская деятельность младших школьников
статья на тему

доклад на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся   начальных классов

Главной задачей современной школы является развитие личности  ученика, в том числе и формирование его активной позиции в познавательном процессе.

  Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, является проектное обучение, которое имеет более высокую степень самостоятельности, познавательной мотивированности, приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности. Важным в учебном проекте является не только результат познавательной деятельности ученика, но и обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, созданию презентации и, конечно, воспитание коммуникативности в процессе деятельности.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя  выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект». В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие «на равных» дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт «дипломатических переговоров», который так необходим в жизни.

Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался «образ» класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Познакомила детей с тем, что такое проект, познакомила с некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании проинформировала родителей. Не всё сразу получалось.

   В проектную деятельность дети включаются с 1 класса. Сначала это небольшие творческие задания, при этом учитываю интересы детей. Проект обязательно должен быть интересен ребёнку. В начальной школе проекты бывают разные: исследовательские, информационные, игровые, творческие, практико-ориентированные. По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классах целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3-4 классах продолжительность от 1 до 2 месяцев.

    Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • гипотеза исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы;
  • рефлексия.

  Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

    Очень важно для учителя увлечь детей, а также их родителей исследовательской деятельностью, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования, подбирают информацию, помогают ребёнку готовить защиту своей работы.

     В 3 классе моих учеников заинтересовал проект по русскому языку «Имя прилагательное в загадках». Они с удовольствием участвовали в конкурсе загадок, нарисовали оригинальные картинки к загадкам.

   Один из моих учеников выполнил проектную работу "Добыча полезных ископаемых в Саратовской области". Его родители тоже заинтересовались этой темой и помогли сыну сделать презентацию, состоящую из слайдов, как сберечь экологию родного края

    Другой ученик увлёкся историей родной школы, с помощью мамы изучал материалы, сделал презентацию об истории школы, выступил перед одноклассниками.

  В ходе работы над проектами дети учились проводить анкетирование и брать интервью. Например, исследуя материал о полезности овощей и фруктов, ученик обращался к медицинскому работнику нашей больницы с определёнными вопросами о свойствах этих продуктов.

  Считаю, что проектная деятельность на краеведческие темы очень важна не только для развития, но и для духовно-нравственного воспитания личности. Любовь к Родине  начинается с любви к своей малой родине, где ты родился и вырос, а также с интереса к её прошлому, традициям, людям.  Проектная деятельность. конечно, не заменяет урочную деятельность, но творчески дополняет обучение учащихся на уроках, способствует развитию познавательной активности личности.

Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят  дети был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Очень интересным, на взгляд был проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.».  Ребята провели работу по поиску прилагательных в сказке. Каждый представил отдельную страницу общего альбома. Проектная работа  сопровождалась рисункам, которые дети подбирали ,наклеивали и рисовали сами.   На внеклассном чтении очень интересным был представлен проект  группы учеников, на котором они представили пословицы о книге, рассказали о чем они. Материал представлен в форме простой презентации. Для учеников 1 класса это большая работа. Одним из ярких проектов, который мы готовили с детьми во 2 классе, это был проект, посвященный 65 годовщине ВОВ и назывался он «Моя семья и война».   Защита проектов состоялась на классном часу «Они сражались за Родину» В класс вошла живая история вместе с этим  проектом,  где ребята собрали материалы об участниках ВОВ своей семьи. После такой работы акция возложения цветов к памятнику воинам-освободителям приобрела личностную значимость для каждого ребёнка.

Источники

1. http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont541.html

2. Сайт: lanabugaeva.ucoz.ru

3. http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/

4. http://www.school-4.ru/fgos/resours/analys1/

5. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1162938.html

6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-po-okrmiru-po-fgoskto-takie-ryby

7. http://do.gendocs.ru/docs/index-159045.html