Измененения в культуре России в 1 четверти 18 века.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Цель урока: познакомить учащихся с достижениями в русской культуре в 1 чеиверти 18 века и определить значение знаний для современных людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по учебному предмету «История»

                                                 7  КЛАСС                                                                                                                    Тема урока: Изменения в культуре России  в 1 четверти  18 века;

УМК:

Данилов А. А. История России. Конец 16-18.  7 класс учебник для общеобразовательных учреждений / А.  А. Данилов,  Л. Г. Косулина. —   М.  : Просвещение, 2012.

Данилов А.А .История России. Конец 16-18. 7 класс рабочая тетрадь / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина .— М.:Просвещение, 2013. 

 Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 7 класс.- М.:Вако, 2013.- 336 с.  - (В помощь школьному учителю).           

Тип урока:учебное занятие по изучению и первичному закреплению  новых знаний.

Цель урока:

познакомить учащихся с достижениями русской  культуры 1 четверти 18  века;

 определить значение знаний о русской культуре для современных людей;

Задачи урока:

1. Воспитание патриотизма ,уважения к истории и традициям нашей Родины.

2.Анализировать используемые материалы с точки зрения тематики урока; 3.Научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее;

4.Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с культурными и этнонациональными традициями нашей Родины.

Образовательные ресурсы : Учебник &18-19; Презентация « Петр 1 культурные преобразования»риложение 1); Портреты: Петра 1 ;Цесаревны Анны; гравюра с видом Петербурга; путеводные листы с заданиями(приложение 2).

Форма обучения:урок — экскурсия;

Основные понятия:светская культура, цифирные школы, Кунсткамера, гравюра.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:                                                                                                              Учащиеся научатся :использовать репродукции картин  художников при рассказе об исторических событиях ; работать в группах;

объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; осмысливать теоретический материал;выполнять познавательные и проблемные задания.

Получат возможность научиться:проводить логические параллели между потребностями экономики и вниманием государства к развитию образования.

Метапредметные УУД:                                                                           Регулятивные:анализируют эмоциональное состояние полученные от успешной не успешной деятельности осуществляют контроль деятельности и пооперационный контроль.  

Познавательные УУД:                                                                                          представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные: «удерживают» логику повествования устанавливают и соблюдают очередность действий  сравнивают полученные   результаты.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

2.Мотивационно-целевой этап.

3.Актуализация знаний.

4.Введение в новый материал.

5.Работа по теме урока.

6.Первичное осмысление и закрепление изученного.

7.Итоги

урока.

Рефлексия.

8.Домашнее задание.

 Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой  ритм.

Учитель читает стихотворение о Петербурге

Учитель задает вопросы :

Вы знакомы с автором этого стихотворения ?

О каком городе идет речь ?

Знакомились ли вы с темой  Петр 1  ?

Подумайте какую оценку в своих произведениях  Пушкин дает  Петру 1?

Учитель зачитывает два противоречивых мнения о Петре 1

 

А как мы можем охарактеризовать деятельность Петра 1?

Дискуссионная беседа

Учитель пишет тему  и план урока на доске

1Образование

2Научно -технические знания

3Архитектура

4Изобразительное искусство

5Изменения в быту

Задание на урок:

Учитель предлагает совершить экскурсию и   раздает путеводные листы

Показ слайдов

«Преобразования в культуре при Петре 1»

Показ слайда на интерактивной доске

Учитель показывает слайды

Аптекарский огород

Яков Брюс

Сухарева башня

Цифирная школа

Средние школы

Арифметика Магницкого

Алфавит при Петре 1

1 русский музей

Кунсткамера

Учитель задает вопрос:

Показывает слайды

 Вид Санкт — Петербурга

Вид Зимнего дворца

Трезини  Петропавловская крепость

Петропавловский собор Александро -Невская лавра

летний дворец Петра 1          Здание 12 коллегий

Леблон Летний сад

Дом для именитых

Коробов Пантелемоновская Церковь

Учитель задает

вопрос:

Учитель показывает слайды

Матвеев «Автопортрет с женой»

Никитин Напольный гетман

Петр 1

Портрет  канцлера Головкина

Свадьба цесаревны Анны

Показ слайдов

Виды Петербурга гравюры  Зубова

Скульптуры в летнем саду

Самостоятельная работа с текстом.

Учащиеся должны найти ошибку в тексте.

Учитель задает вопросы по теме урока

Обобщающая беседа.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

§18-19, вопросы с. 143. Дать характеристику деятельности Петра 1. (Эссе)

Приветствует учащихся

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася...

...И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...

«Медный всадник» Пушкин

« В целом ряде мероприятий, из коих значительная часть именно выпала на долю Петра, он показал себя художником, человеком, обладающим своеобразным вкусом и знающим толк в прекрасном»А. Бенуа.

 Что реформы Петра была насильственны, в этом мало кто сомневается. Он как будто нарочно переходил от одной циничной выдумки к другой еще более оскорбительной для чужого достоинства и совести.» П. Милюков.

Вы познакомились с реформами Петра ,перечислите их.

Реформы Петра 1 в области экономики и в области управления были противоречивы.

-Какую область жизни еще затронули преобразования

Петра 1?

- Кардинальные изменения произошли и в культуре.

 

-Докажите, что реформы в области культуры носили светский характер?

Я предлагаю совершить экскурсию в исторический музей. Как назовем наш музей?

получите путеводные листы которые надо заполнить в ходе экскурсии ,надо быть очень внимательными!!!

Мы попадаем в зал образование и  наука

Давайте поговорим о науке, образовании, просвещении. С начала XVIII века в России зарождается современная на тот момент европейская наука. В Аптекарском огороде в Москве (ныне это Ботанический Сад), начинаются «ростки» будущей русской биологии, ботаники как науки. В 20-х годах начинается сбор материалов по истории России, можно говорить о том, что зарождается наука история. Проводит эксперименты в Сухаревой башне Яков Брюс, злые языки говорят, что он колдун, а он астроном, наблюдает за звездами. Развиваются металлургия, горно-разведывательное дело. На Урал едут русские люди - их еще трудно назвать учеными, скорее, это люди, стремящиеся ими быть, чтобы найти руду, какие-то другие полезные ископаемые.

Развивается образование, именно при Петре Великом появляются первые цифирные или цифырные школы, отдаленно напоминающие наши сегодняшние. мало, Первые светские официальные государственные школы - это Петр I. Далее открываются специализированные школы – навигацкая, артиллерийская, инженерная, морская. Все они готовили офицеров,  - средне-специальными учебными заведениями. Эти школы открываются в России в первой четверти XVIII века.

В связи с открытием школ появляются новые учебники - знаменитая арифметика Магницкого; в 1710 году проходит реформа алфавита, он становится более удобным; развивается скоропись, становится легче писать и читать, образование может получить большее количество людей "С 1703 года издается первая печатная газета Ведомости»

Петр I, человек, не получивший образование, очень его ценил, тянулся к знаниям. Именно Петр заставлял дворянских недорослей получать образование, отсюдадействовавший два года знаменитый указ, который запрещал дворянам жениться до тех пор, пока они не получат образование. В массовом порядке несколько сотен дворянских детей отправилось получать образование заграницей.  

Все эти реформы, безусловно, положили начало российскому образованию, пока только среднему. Происходит прорыв в области просвещения: в 1714 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Несколько лет до этого действует первая русская библиотека.

 Злые языки говорили, что это не совсем музей, а кунсткамера - место, где собраны уродцы, все необычное и т.д. Но, позвольте и в передовой Европе в том числе, тогда были такими,  а для XVIII века это первое в России просвещенческое учреждение.

Какие потребности государства  заставили проявить заинтересованность в развитии науки и образования?

-Мы переходим в следующий зал - « Архитектура первой четверти 18 века» Серьезные изменения происходят и в сфере искусства, в основном это связано с будущей столицей нашей Родины - Петербургом. С 1703 года строится этот новый, абсолютно нетипичный для России город. С одной стороны - он европейский, с правильной планировкой, правильными улицами, Петр пытался их сделать параллельными и перпендикулярными. Для строительства С-Петербурга  были приглашены лучшие зарубежные специалисты Леблон

Трезини Растрелли У иностранных мастеров учились русские скульпторы Земцов и Коробов

Наш эксперт   расскажет о важнейших памятниках  архитектуры Петровской эпохи

 

 

Учитель дополняет, обобщает  рассказ ученика:

Новые прекрасные здания в новом месте, новая столица.В архитектуре появляются  типовые дома для простых людей.  Немного обидно, что этот город по своему духу, по европейской правильности далековат от русской жизни.

Какой архитектурный стиль преобладает    в Петербурге ?

Какой использовали русские архитекторы 17 века?

Давайте перейдем в зал

« Изобразительное искусство»

Наши специалисты помогут разобраться Какой новый жанр появился при Петре 1?

Выскажите свое мнение о портретной живописи

1 А Матвеева Автопортрет с женой

2  И Никитина  Портрет канцлера Головкина

Обзорная экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций. Хотя в центре и работают опытные специалисты, нас могут ждать различные неожиданности. Чтобы быть к ним готовыми, нужно хорошо все знать.

Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим текстом учебника и подчеркните все произошедшие при Петре 1 изменения.

-Ну а теперь послушаем рассказ специалистов Центра (после прочтения текста).

 Исправьте ошибку, подтвердив из текста документа с . 144-145  

Вопросы: -Перечислите реформы Петра 1 в области культуры;

-Оцените их значение для того времени;

-Имеют ли они какое-то значение для нас ,людей 21 века;

-Подтвердите , что архитектура и изобразительное искусство стали носить светский характер;

-Великий русский ученый М. В . Ломоносов писал о времени Петра 1: « При Петре Великом не одни бояре и боярыни ,но и буквы сбросили с себя широкие шубы?»

-Согласны ли вы с точкой зрения ученого?Поясните свою позицию.

Ответили ли мы на поставленные вопрсы урока?

Напишите свои впечатления об уроке на обратной стороне путеводного листа - 1  минута.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вам осталось непонятным?

-Понравился ли урок?

Запишите задания в дневник.

Приветствуют учителя

Дети отвечают  на вопросы

 высказывают

свое мнение

На уроках литературы и на предыдущих уроках истории

Дети отвечают на вопрос. Высказывают свое мнение на основе предыдущих знаний.

Дети называют и дают короткую характеристику петровских  реформ.

Дети отвечают: (наука, архитектура, искусство, литературу, культуру

Формулируют тему «Изменения в культуре в 1 четверти 18 века»

Называют направления: образование,  научно-технические знания, архитектура, изобразительное искусство, изменения в быту .

Предлагают название музея.

Дети знакомятся с планом экскурсии

 в путеводном листе.

Просматривают презентацию и делают записи в путевом листе.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Ученик рассказывает о строительстве Петербурга

Начальной датой основания Санкт-Петербурга стал день 16 мая 1703 года, когда в устье реки Невы на Заячьем острове Петр 1 заложил крепость, которая предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. Назвали крепость Петропавловской, так как на ее территории была возведена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.Название имело символическое значение :город в устье невы по замыслу царя был призван стать ключом к Балтийскому морю ( ведь апостол Петр являлся обладателем ключей от рая ) В 1712 году швейцарский архитектор Трезини основал на территории крепости каменный Петропавловский собор, где находится усыпальница царей - от Петра 1 до Николая 2.Наряду с Заячьим островом важнейшей составной частью Санкт - Петербурга является Васильевский остров. С 1713 года на его Стрелке начал функционировать петербургский порт. На этом острове были возведены первые крупнейшие здания Санкт-Петербурга - палаты Александра Даниловича Меньшикова - друга и помощника Петра 1.(здесь проводились приемы иностранных послов);Петр 1 в детстве привык к московским садам. Он испытывал сильное влияние голландского стиля. Поэтому в центре Санкт-Петербурга царь размещает Летний сад. А на углу у набережной Невы был построен двухэтажный Летний дворец Петра 1.С 1714 года начинается время большой застройки Петербурга, подчиненной определенному плану. В центре и на набережных разрешалось строить только каменные дома.В 1705 году по приказу Петра 1 на южном берегу Финского залива появился дворцово-парковый ансамбль Петергофа - это загородная императорская резиденция с поразительными фонтанами и каскадами.

 

Дети отвечают на вопросы и заполняют путеводные листы

Следующий ученик расказывет о Портретной живописи  

  художники Матвеев,  Никитин , Зубов, а первым жанром абсолютно светской русской живописи будет портрет. Основоположник русской светской живописи стал Иван Никитич Матвеев получивший возможность обучения в Италии Его знаменитые портреты : Напольный гетман, Петр 1 ,Портрет канцлера Головкина

 Дает краткую характеристику «Автопортрета Матвеева с женой»

и  Никитина «Портрет канцлера  Головкина»

Гравюра пришла к нам из Европы

Она завоевала свою популярность из-за дешевизны,она широко использовалась в учебной литературе, газетах календарях Известный мастер -гравер был Зубов Его знаменитые работы вид Петербурга Летний дворец  Петропавловская крепость

Ученики обсуждают портреты, делятся впечатлениями.

Ученики самостоятельно работают по теме изменения в быту.

Ученик читает текст с ошибками исправляют все вместе:

Петр I ввел новое летосчисление - не от сотворения мира, как было раньше, а от дня восшествия на престол династии Романовых. Поэтому вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, а с 1 марта. На Новый год ввели традицию украшать дома сухой травой, ветками березы.А также был создан первый в России общедоступный театр, для него в Петербурге на окраине города было построено специальное помещение.

На манер стран Западной Европы Петр 1 ввел новые формы развлечений: праздники с фейерверками и маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, которые стали устраивать в крестьянских домах. Особенностью этих собраний стало то, что женщинам было туда появляться запрещено. Вечер проходил в беседах, обсуждении новостей, танцах. Но кушать на таких мероприятиях было запрещено.

Для того чтобы люди знали правила поведения в ассамблеях, на приемах и в других общественных местах, вышло в свет специальное пособие с правилами хорошего тона, которое называлось “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свое мнение.

Ученики делятся впечатлениями и отвечают на вопросы .

Самооценка и взаимооценка  за работу на уроке.

Записывают  домашнее задание.

                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культура России в XVII веке"

Презентация содержит сведения по архитектуре, живописи, просвещению России в XVII веке. Предназначена для учащихся 7 класса....

Интегрированный урок (музыка, ИЗО, история) по теме "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка."

Интегрированное занятие, объединяющее предметы – музыка, история и ИЗОИдея интегрированного урока – музыка, ИЗО, история  - основана на комплексности подхода к обучению. Применение междисциплинар...

Опорный конспект к уроку по теме "Культура России в 17 веке"

Вспомогательный материал к уроку по русской культуре 17 века...

Культура России начала XX века. Образование и наука.

Презентация к уроку истории по теме "Культура России начала XX века" в 9 классе поможет учащимся создать представление о достижениях русских ученых в области науки и преобразованиях в системе образова...

Культура России начала XX века. Образование и наука. К.Э. Циолковский.

Презентация о деятельности К. Э. Циолковского дает учащимся возможность познакомиться с научными достижениями великого русского ученого - основоположника ракетостроения....

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...