История Российской Армии
методическая разработка (9 класс) на тему

Казакова Галина Петровна

Проведение тематических классных часов позволяет формировать и развивать  личность, обладающую качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время, формировать чувство гордости за свой народ и страну, воспитание Духа ответственности и служения, любви и  преданности Отечеству ,развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты,справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможностичеловека, чести и совести).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_armiya.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Костенская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

 

«История Российской Армии…»

Подготовила : Казакова Галина Петровна

 классный руководитель 9 класса

МБОУ «Костенская СОШ»

Хохольского района Воронежской области.

8-473-71-96-3-22

с. Костенки

2015

Цель: познакомить школьников со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение к ее защитникам, стремление служить Отечеству.

Подготовка: презентация исторического материала по теме классного часа и викторины.

Оформление: Российский и Андреевский флаги. Стенды с гимном, флагом и государственным флагом РФ.

Ход классного часа:

Звучит песня Л.Агутина «Граница»

Учитель: 23 февраля …  Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменовании победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной армии, позднее был переименован в День Советской армии и Военно-Морского флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины.

Ученица 1. Становление и развитие государства тесно связано с его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Защита своих границ или походы на соседние территории требуют наличия армии и флота. Так было и с Россией.

Ученица 2. Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. Первые походы осуществлялись дружинами князей, использовалось народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь прошла период феодальной раздробленности, что привело к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпор татаро-монгольским ордам и долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.

Учитель. В это же время новгородским князьям пришлось отражать нападение немецко-шведских агрессоров с северо-запада, здесь и проявил свой военный талант Александр Невский. Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем Иван III внес ряд изменений в военное дело, в частности, войска стал возглавлять главный воевода, а не глава государства.

Ученица 1. В результате, Русь стала одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии. Регулярная армия начала складываться при Иване IV. В результате военных реформ Ивана IV было отменено местничество на время походов, определен единый порядок прохождения воинской службы, появились полки нового строя (стрелецкие).

Ученица 2. До XVII века перед Россией стояли три основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались, и с помощью войн России частично удалось решить эти проблемы, хотя были и ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени).

Учитель. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество от врагов. О русской воинской доблести писали Г. Державин, М. Ломоносов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др

Ру́сская импера́торская а́рмия — сухопутные войска Российской империи. Созданы первым русским императором Петром I на основе начавших появляться в России ещё в период царствования Алексея Михайловича т. е. полков иноземного строя. Заменила иррегулярные поместные войска и стрелецкие части. С 1699 года армия формировалась на основе рекрутской повинности (также до 1762 года сохранялась обязательная служба дворян), с 1874 года — на основе всеобщей воинской обязанности.

Вооружённые Силы Российской Федеративной Социалистической Республики начали формироваться в 1917 году в виде отрядов красногвардейцев и не имели исторической преемственности от Русской Императорской Армии и Флота. Официальной датой основания Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) считается день 23 февраля 1918 года. Военнослужащие и чиновники Русской Императорской Армии и Флота (военспец) внесли значительный вклад в их строительство. В годы Гражданской войны вооружение Красной Армии ничем не отличалось от вооружения Белой армии.

Звучит песня «Тачанка» в исполнении учащихся

 После образования СССР вначале на основе иностранных моделей, а позднее — собственных разработок, происходило дальнейшее развитие огнестрельного оружия, бронетехники, авиации и флота. В 1937 году на вооружение были приняты реактивные снаряды, немного позднее — реактивные системы залпового огня. Великая Отечественная война привела к значительному развитию военной техники.

Звучит песня «Священная война»

После В.о.в.  маршал Г. К. Жуков начал формировать диверсионные отряды спецназначения,  и  начало  разрабатываться ядерное оружие. Военные силы  СССР состояли из видов вооружённых сил: ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны страны, сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот и родов войск: пограничных и внутренних.

В дальнейшем советские войска участвовали в региональных конфликтах, которые были вызваны «холодной войной». Крупнейшими такими конфликтами были Корейская война 1950–1953 годов, Карибский кризис 1961 года, Афганская война 1979–1989 годов, Чеченская компания.

Звучит песня «Черный тюльпан»

 В настоящее время российские войска входят в состав миротворческих сил ООН в бывшей Югославии, Грузии, Средней Азии. Вооружение современной  армии сильно отличается от вооружения в 41-45 годах. Появились новые модели техники во всех родах войск с электронным управлением.

Ученица 1. Предлагаем вашему вниманию военно-историческую викторину «От кольчуги до мундира», посвященную истории русского военного костюма. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Впервые обмундирование использовали в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В Древнем Риме легионеры носили одежду белого цвета, один легион от другого отличался по цвету перьев на шлемах воинов.

Ученица 2. А как же было в России? Форменную одежду носили люди, имя которым было «Защитники Отечества». И для них униформа имела особое значение. Вот почему история мундира - это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, ее замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах и походах, совершенных во славу русского оружия.

Учитель. Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

Ученица 1. Необыкновенную смелость, самоотверженность проявляли древние русские воины при защите западных, восточных, северных и южных границ Русского государства от нежданных пришельцев - печенегов и половцев, татаро-монголов, немецких рыцарей.

Ученица 2. В сегодняшней викторине будут участвовать все мальчики нашего класса. Сейчас мы раздадим вам листы для ответов - вы их подпишите и ответите на наши вопросы. Победитель получит приз.

(Викторина сопровождается презентацией.  После ответов ребят,  на экране высвечиваются   картинки по заданным вопросам.)

Учитель. Первый вопрос. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам - ее носили с X до XVII века, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?

Участникам дается время на написание ответа в своих бланках.

Ученица 1. Это кольчуга - рубашка из множества железных колец.

Ученица 2. В древние времена кольчуга на Руси была излюбленной и распространенной одеждой. Ее носили как воины, так и сельские и городские жители, бравшиеся за оружие в особых случаях. Чтобы изготовить кольчугу, требовалось большое мастерство. На одну кольчугу шло не менее 600 метров проволоки.

Учитель. Для изготовления кольчуги требовалась проволока сечением не более 2 мм. Чтобы сделать ее, использовали древний способ волочения. Он назывался сутужным и заключался в том, что железный прут протягивали через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в железной доске.

Ученица 1. В кузнице устраивали особое сооружение: врывали в землю два столба, на них крепили железную волочильную Доску, а напротив подвешивали к потолку качели. Мастер садился на качели, захватывал клещами просунутый в первое отверстие кусок Раскаленного железа, отталкивался ногами от столбов и летел вверх, таща за собой светящуюся металлическую нить. Затем отпускал ее, качели возвращались вниз, мастер перехватывал клещами заготовку и снова отталкивался от столбов.

Ученица 2. Второй вопрос. Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полосу - «нос». Иногда вместо «носа» имеет «личину» - железную маску, которая закрывает верхнюю половину лица. Что это?

Время для ответа.

Учитель. Шлем.

Ученица 1. Русские шлемы существовали в военном снаряжении в XIII—XVII веках. Они были разной формы, поскольку защищали от ударов различного оружия. Самым древним является металлический шлем, изготовленный в начале XIII века.

Ученица 2. История его такова: в 1216  году бились князья Константин и Георгий, сыновья князя Всеволода Большое Гнездо, за Владимирский великокняжеский стол. Союзником Константина в сражении был Мстислав Удалой, а союзником Георгия - Ярослав Всеволодович. Одержали победу Константин и его соратник, а противники позорно, побросав свое боевое вооружение, бежали с поля битвы... И на этом месте спустя почти 600 лет найден был в лесной яме шлем побежденного князя Ярослава. А предполагалось, что носить его будет герой. Шлем выкован из листа железа, имеет выгнуто-стрельчатую форму. Поверхность его гладко отполирована и украшена накладными серебряными чеканными пластинами.

Учитель. Третий вопрос. В эпоху какого царя русского солдата одевают в немецкую одежду - кафтан, камзол, штаны, чулки с башмаками, треугольную шляпу и пояс-шарф?

Время для ответа.

Ученица 1. В эпоху Петра I.

Ученица 2. Носить эту одежду полагалось и летом, и зимой. Правда, в непогоду и холода сверху можно было набросить короткий плащ - епанчу. Законодателей офицерских мод не смущало, что в Европе и в России зимы, мягко говоря, разные, и что немцу здорово, то русскому - насморк. Но ничего, носили! Железные люди служили в русской армии. Хорошо хоть, что в отличие от европейского, русский мундир был более свободным, и солдат не боялся лишний раз вдохнуть полной грудью.

Учитель. В петровские времена мундиры солдат и офицеров по цвету не различались. Пехота вся была земляного цвета, драгуны (кавалерия) - синего, артиллеристы - красного. Офицеров, правда, немного оттенили золотом - золоченые пуговицы и золотой галун на шляпе, воротнике, обшлагах и краях карманов. И особенно хорош был офицерский шарф. Он выполнялся из красных, синих и серебряных нитей под цвет нового российского флага и носился через правое плечо.

Ученица 1. Гусары появились в русской армии при Елизавете Петровне, а так как родиной этого вида легкой кавалерии была Венгрия, то и форму заимствовали оттуда. Гусары носили рейтузы, называемые чикчирами, короткую куртку (доломан) и суконную, отороченную мехом куртку (ментик), которая обычно носилась на левом плече, закрепленная (чтобы на скаку не свалилась) специальным шнуром. И вся эта амуниция была сплошь расшита золотым или серебряным шнуром и украшена многочисленными золочеными пуговицами.

Ученица 2. Гусары прославились своим героизмом в Отечественную войну 1812 года. И отличить на поле боя, в дыму, на большом расстоянии один полк от другого можно было по разным цветам доломанов и ментиков.

Учитель. Четвертый вопрос. Как назывались эти наплечные знаки в русской армии и флоте?

Время для ответа.

Ученица 1. Погоны и эполеты.

Ученица 2. Погоны сначала были скорее украшением, поскольку долго не могли решить, как обозначить разницу в чинах. Дело попытались исправить, появились эполеты. Теперь обер-офицеров можно было отличить от штаб-офицеров, и уж тем более - от генералов.

Ученица 1. До конца XVII века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. Все его реформы связаны с превращением России в великую державу и, как следствие, были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его «потешные» полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XVII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирался из крестьян и других сословий, офицерский корпус - из дворян.

Ученица 2. Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров создаются инструкции, в 1715 году создается Морская академия, с 1716 года - ведется подготовка через гардемаринскую школу.

Учитель. Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия вела со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, это связано с большими потерями. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XVIII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XVIII века (Семилетняя война 1755-1762 годов, Русско-турецкая война 1768-1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

Ученица 1. Вообще слово «армия» происходит от латинского слова агто - «вооружаю». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Около шестидесяти лет назад наша Советская армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

Ученица 2. А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

Ученица 1. Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия - Родину защищать!».

Учитель.

Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья-разбойника

Он служить заставил.

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

Ученица 1. Пятый вопрос. Как зовут трех богатырей, изображенных на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»?

Ученица 2. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель. Шестой вопрос. Что означает звание гардемарин?

Ученица 1. В переводе с французского «гардемарин» означает «морская гвардия», то есть гардемарин это человек, окончивший морскую академию.

Ученица 2. Это звание было установлено Петром I в 1716 году.

Учитель. Седьмой вопрос. Кто такие гренадеры?

Ученица 1. Гренадеры - это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны.

Ученица 2. Восьмой вопрос. «Проверено, мин нет». Кто делает такие надписи? Про них еще говорят, что они ошибаются только один раз.

Учитель. Саперы.

Ученица 1. Девятый вопрос. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем?

Ученица 2. Штурвал.

Учитель. А теперь сдайте свои ответы для подведения итогов.

Зачитываются итоги викторины, награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "История Российской армии" для 8-9 классов

Авторская педагогическая разработка факультативного курса "История Российской армии"  для 8-9 классов...

Игра "История Российской армии"

Интеллектуальная игра  может использоваться для проведения мероприятия, посвященного Дню защитника отечества. Материал представлен в рубриках "Полководцы", "Памятники", "Символы", "Награды", "Род...

Рабочая программа учебного предмета «История Российской Армии»

  «История Российской Армии»- программа на уровень основного общего образования  7 – 9  классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Российской армии» для 7 класса основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «История Российской армии» для 7 класса основного общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Российской армии» для 8 класса основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «История Российской армии» для 8 класса основного общего образования...

Классный час "История российской армии"

Классный час  "История российской армии", посвящённый Дню защитника Отечества для учащихся 10-12 классов.  Цели мероприятия - создание условий для воспитания патриотизма,  ...

Викторина: «История Российской Армии и Великой отечественная война, воинские звания, ордена и медали»

Викторина: «История Российской Армии и Великой отечественная война, воинские звания, ордена и медали»...