Классный час «Урок памяти. Дорогами войны»
презентация к уроку (5 класс) по теме

Нургалиева Гузель Фаязовна

Классный час «Урок Памяти. Дорогами войны».

   Проводится с участием студентов старшекурсников, проходящих психолого- педагическую практику в школе.

 

Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!

Вам, героям нашей страны, живым и павшим,

известным и безымянным, посвящается!

Цели:

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению патриотизма в годы  Великой Отечественной войны (Вов)
  • изучение героического прошлого нашей страны, формирование чувства патриотизма

Форма проведения: классный час

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к изучению материалов о ВОв.
  • Приобщение учащихся к боевым и трудовым традициям нашего народа.
  • Воспитание чувства патриотизма  за подвиги защитников Отечества.

Воспитание истинных патриотов, достойных граждан своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nurgalieva_g.f._razoabotka_kl._chas_o_voyne.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 49

 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Классный час

«Урок памяти. Дорогами войны»

Номинация: «Методические разработки, рекомендации в помощь организаторам методической службы в учреждении»

Нургалиева Гузель Фаязовна

Педагог-психолог

2015 год, Уфа

Содержание

Вступительное слово учителя

  1. Стихи о войне устами ребят
  2. Главные сражения
  3. Слайды  о войне (Священная война)
  4. Викторина о войне
  5. Итог

Рефлексия

Список литературы

Приложение

Навстречу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Классный час «Урок Памяти. Дорогами войны».

                   

      Проводится с участием студентов старшекурсников, проходящих психолого- педагическую практику в школе.

Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!

Вам, героям нашей страны, живым и павшим,

известным и безымянным, посвящается!

Цели:

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению патриотизма в годы  Великой Отечественной войны (Вов)
  • изучение героического прошлого нашей страны, формирование чувства патриотизма

Форма проведения: классный час

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к изучению материалов о ВОв.
  • Приобщение учащихся к боевым и трудовым традициям нашего народа.
  • Воспитание чувства патриотизма  за подвиги защитников Отечества.
  • Воспитание истинных патриотов, достойных граждан своей Родины.

Подготовительная работа:

  • Библиотекарь организует выставку книг.
  • Подбираются стихи и песни военных лет.

Необходимое оборудование:

  • Стенды с репродукциями и рисунками детей на тему Великой Отечественной войны.
  • Слайды на военную тематику, фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение.
  • Компьютер, проектор, экран, компьютерная поддержка классного часа.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:

Скоро нашей Великой Победе - 70 лет!

Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Но как бы то ни было, это эпоха, напрямую связанная с родителями, бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, среди которых есть еще и живые свидетели, и участники тех героических событий.

- Ребята, а что вы знаете о войне?

Студентка:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и цветам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

А пограничник протянул им руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки,

Такое всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких - то пять минут осталось.

1.Стихи о войне устами ребят

1 ученик:

Летней ночью, на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит – против нас

2 ученик:

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных

Навсегда лишить всего

А упорных и восставших,

На колени не упавших, истребить до одного!

3 ученик:

Он велел, чтоб разгромили

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев

Для фашистов- иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих

Ничего!

4 ученик:

И от моря, и до моря

Возмущённый встал народ

Дать отпор врагу- фашисту,

Защитить свой славный род.

Встали с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши.

5 ученик:

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

Учитель

Ровно в 4 часа утра пограничники заметили на небе какие-то вспышки. Красные, зелёные, они медленно приближались к нашей границе. Послышался шум моторов и на мирно спящих людей полетели бомбы.

Первыми о начале войны узнали пограничники гарнизона Брестской крепости. Они первыми приняли на себя беспощадные удары немецких захватчиков. Пограничники дали клятву: «Умрём, но из крепости не уйдём!».

 

Целый месяц немцы не могли захватить крепость. Они взяли её только тогда, когда защищать её практически было некому: большинство пограничников погибло, а оставшиеся в живых, измученные, обессиленные от голода и холода, жажды, раненные, не могли держать оружие в руках. Бесчисленное количество подвигов было совершено советскими людьми в годы войны.

Небывалое сопротивление встретил Гитлер. Фашисты шли по нашей земле, разрушая всё на своём пути, не щадя никого. «Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик» - было написано в немецком приказе. И они убивали, вешали, закапывали живьём в землю, сжигали в топках печей безоружных, слабых, больных.  Шли по нашей земле, оставляя позади сожжённые дотла сёла, разрушенные города.

2. Главные сражения.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия.

Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать возможность собраться, подготовиться и дать отпор врагу.

1.Бретская крепость ( 22 июня – 30 июня 1941 года)

Брест, был одним из пограничных гарнизонов на территории СССР, он прикрывал пусть к центральной магистрали, ведущей в Минск. Именно поэтому Брест и оказался одним из первых городов, который подвергся атаке после нападения Германии. Советская армия в течение недели сдерживала натиск неприятеля, несмотря на численное превосходство немцев, а также поддержку со стороны артиллерии и авиации. В результате продолжительной осады, немцы все-таки смогли завладеть главными укреплениями Брестской крепости и разрушить их. Однако на других участках, борьба шла еще довольно продолжительное время – небольшие группы, оставшиеся после налета, оказывали сопротивление неприятелю из последних сил.

Оборона Брестской крепости, стала очень важным сражением, в котором советские войска смогли показать свою готовность защищаться до последней капли крови, несмотря на преимущества противника. Оборона Бреста вошла в историю, как одна из самых кровавых осад, ив то же самое время, как одно из самых великих сражений, показавших все мужество советской армии.

Брестская крепость накануне войны

Город Брест вошел в состав Советского Союза незадолго до начала войны - в 1939 году. К тому моменту, крепость уже утратила свое военное значение благодаря начавшемуся разрушению, и оставалась в качестве одного из напоминаний о былых сражениях. Брестская крепость была построена в 19 веке и являлась частью оборонительных укреплений Российской Империи на ее западных границах, однако в 20 веке она перестала иметь военное значение.

К моменту начала войны, Брестская крепость в основном использовалась для размещения в ней гарнизонов военнослужащих, а также ряда семей военного командования, госпиталя и хозяйственных помещений. К моменту вероломного нападения Германии на СССР, в крепости проживало порядка 8000 военнослужащих и около 300 семей командования. Оружие и припасы в крепости имелись, однако их количество не было рассчитано на проведение военных действий.

Штурм Брестской крепости.

Штурм Брестской крепости начался утром 22 июня 1941 года одновременно с началом Великой Отечественной войны. Казармы и жилые дома командования, были первыми подвергнуты мощному артиллерийскому огню и ударам со стороны авиации, так как немцы хотели прежде всего уничтожить полностью весь командный состав, находившийся в крепости и тем самым ввести сумятицу в состав армии, дезориентировать ее.

Несмотря на то, что практически все офицеры погибли, оставшиеся в живых солдаты смогли быстро сориентироваться и создать мощную оборону. Фактор внезапности сработал не так, как рассчитывал  Гитлер и штурм, который согласно планам должен был закончится к 12 часам дня, растянулся на несколько дней.

Советское командование еще до начала войны издало указ, согласно которому, в случае нападение военнослужащим необходимо немедленно покинуть саму крепость и занять позиции по ее периметру, однако сделать это удалось лишь единицам – большая часть солдат остались в крепости. Защитники крепости находились в заведомо проигрышном положении, однако даже этот факт не позволил им сдать свои позиции и позволить немцам быстро и безоговорочно завладеть Брестом.

БИТВА ЗА ЛЕНИНГРАД (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) (10.07.1941 г. – 9.08.1944 г.)

Защита осажденного Ленинграда, длившаяся долгих 900 дней, – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызывала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Против Ленинграда была брошена группа армий «Север», насчитывавшая до 75 тысяч отборных солдат и офицеров. Но с ходу захватить город гитлеровцам не удалось. И тогда гитлеровское командование приказало блокировать город, разрушить его непрерывными артиллерийскими обстрелами и налетами авиации. Враг рассчитывал на то, что голод и холод сломят волю защитников города к сопротивлению. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, канализация и паровое отопление, не работал городской транспорт. Более 250 тысяч авиабомб и артиллерийских снарядов обрушили фашисты на осажденный город. Вся страна пришла на помощь Ленинграду. Единственная дорога, которая связывала город с Большой землей, была проложена по льду Ладожского озера. Ее называли «Дорогой жизни».

3. Слайды  о войне (Священная война)

1 ученик:

Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

2 ученик:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей!

4. Викторина о войне.

Проводят студенты(см. вопросы в приложении).

5. Итог. 

Учитель:

Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и

доблесть героев.

Прошло уже 70 лет, но мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. «Зачем?» Помнить нужно затем, что мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам мирное небо, возможность жить, любить.

Сегодня мы склоняем головы в память тех, кто не вернулся с фронтов войны.

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат

Под звёздами мирной державы

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.

Ученица:

Как далеко ушла от нас война

О ней мы узнаём из фильмов и из книжек.

И только ветеранов ордена -

Живой пример для нынешних мальчишек.

Ученик:

Мы будем помнить ваши имена

И память завещать грядущим поколеньям

Герои не уходят навсегда

Им не грозит холодное забвенье.

Ученица:

Пусть будет мир!

Пускай цветут сады!

За это жизнь отдали наши деды.

Им посвящаем песню мы свою,

Им, не увидевшим Победу!

Исполняется песня «День Победы»

Ученик:

Нам нужен мир – тебе и мне

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Ученица:

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

Ученик:

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Ученица:

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете!

Ученик:

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить,

Только не забыть бы ЭТО,

Лишь бы ЭТО не забыть.

Эта память, верьте, люди, всей земле нужна.

Если мы ВОЙНУ забудем –

Вновь придет она.

Звучит песня «мы на свет родились, чтобы радостно жить…»

Рефлексия

Использованная литература:

  1. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 185 с.
  2. «Великая Отечественная война» Москва. Издательство политической литературы 1985г.
  3. Детские праздники: сценарии, игры, конкурсы. РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2006
  4. Журнал «Классный руководитель» № 1, 2005г.
  5. Завуч начальной школы.  №5, 2005.
  6. «Песня победы» стихотворения Составитель Азаров В.Б. – Л, «Детская литература», 1985г.
  7. «Ради жизни на земле» (Стихотворения о Великой Отечественной войне). Издательство «Современник» Москва 1975г.
  8. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Изд. - во «Экзамен», 2009. – 318 с.
  9. Утренники в начальной школе / Для школ. Возраста. – М: АСТ, Н.: Хариет, 2002. - 240с.

     Интернет – ресурсы:

Приложение.

Викторина:

- Когда началась война?

- Какая страна напала на СССР?

- Почему война 1941-1945 г. называется Великой Отечественной?

- С какой целью фашистская Германия начала войну против нашего народа?

- Кто первыми вступили в бой с фашистами?

- Как гитлеровцы назвали план захвата Москвы?

- Сколько длилась блокада Ленинграда?

- Знаете ли Вы о детях- героях Вов?

- Сколько длилась защита Сталинграда?

- Как труженики тыла помогали фронту?

- Какого числа над рейхстагом взметнулось Знамя Победы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕОРПРИЯТИЕ УРОК- ПАМЯТИ «АФГАНСКАЯ ВОЙНА, 1979–1989 ГОДЫ»

Цель:· воспитание эмоционально-ценностного отношения к событиям истории.Задачи.Познавательные:· формирование исторического подхода к событиям;· выявление причин войны в Афганистане в конце ХХ века;· з...

Классный час "Урок памяти"

Классный час направлен на  приобщение к сохранению героического прошлого нашей страны;формирование активной гражданской позиции;воспитание нравственных качеств учащихся;развитие интереса к чтению...

сценарий вечера памяти "Дорогами войны"

Сценарий  вечера памяти в предверии дня Победы...

Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда".

Классный час «Урок Памяти» позволит школьникам прикоснуться к самой святой теме нашей истории, осмыслить и понять, какой ценой завоёвана свобода , как важно помнить об этом ...

Классный час "Урок памяти"

Цель: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участн...

Классный час. Урок мужества "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"

В рзработке дан план классного часа по теме "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"...