Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
материал по теме

Арискина Ирина Юрьевна

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_ml_shk.docx69.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Картинка-задача на логическое мышление

Развитие логического мышления младших школьников — одно из важнейших направлений обучения учащихся. Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы для этого будут наиболее эффективными. Вследствие этого логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников. Бывает так, что даже старшеклассники не умеют логически мыслить, пользуясь приёмами анализа, синтеза, сравнения и пр.

Особенности мышления учеников начальной школы  

К тому времени, когда ребёнок начинает ходить в школу, его психическое развитие характеризуется весьма высоким уровнем.

«Каждый возрастной период ребёнка характеризуется ведущим значением какого-либо психического процесса. В раннем детстве ведущую роль играет формирование восприятия, в дошкольном периоде — памяти, а у младших школьников основным становится развитие мышления». 

Мышление учеников младших классов имеет свои особенности. Именно в этот период наглядно-образное мышление, имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

Учитель учит:

  • находить взаимосвязи в окружающей жизни
  • вырабатывать правильные понятия
  • применять на практике изучаемые теоретические положения
  • анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).

Всё это позитивно влияет на развитие логического мышления младших школьников.

Педагогические условия  

Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.

Образование начальной школы должно быть направлено на то, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности. Это реально в том случае, когда учитель учитывает индивидуальность каждого. Кроме этого, раскрытию потенциала младшего школьника способствует разнообразная образовательная среда.

Рассмотрим педагогические условия, способствующие формированию логического мышление ученика:

  1. Задания на уроках, которые побуждают детей размышлять.

Лучше, когда такие задания не только на уроках математики, а и на всех остальных. А некоторые учителя делают логические пятиминутки между уроками.

  1. Общение с учителем и сверстниками — в урочное и неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а педагог просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.
  2. Хорошо, когда учебный процесс наполнен элементами, где ученик:
  • может сравнивать понятия (предметы, явления),
  • понимать различия между общими признаками и отличительными (частными)
  • выделять существенные и несущественные признаки
  • не брать во внимание несущественные детали
  • анализировать, сравнивать и обобщать.

«Успех полноценного формирования логического мышления младшего школьника зависит от того, насколько комплексно и системно происходит обучение этому».

Начальная школа — наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию логического мышления. Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:

  • формирование умения самостоятельно мыслить
  • обучение умению делать выводы
  • эффективному использованию полученных знаний в мыслительных операциях
  • поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение, группирование, классификацию по определённым признакам, обобщение
  • использование имеющихся знаний в различных ситуациях.

Упражнения и игры на логику  

Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и при домашних занятиях с детьми. Сегодня они не являются дефицитом, так как разработано большое количество полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр. Все эти средства можно использовать, подбирая с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.

Упражнения и игры на логическое мышление

«Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исключить один предмет, у которого отсутствует некоторый признак, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями). «Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).

«Не зевай! Продолжай!». Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.

На уроках чтения:

Кто последний тянул репку?

Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?

Как звали мальчика с длинным носом?

Кого победил жених мухи-цокотухи?

Кто пугал трёх поросят?

На уроках русского языка:

Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)

Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный). Какую страну можно носить на голове? (Панама).

Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)

Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? («Кошка»)

На уроках природоведения:

Паук — это насекомое?

Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).

Как называется личинка бабочки?

Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).

На уроках математики:

Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).

На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)

Назовите число, в котором три десятка. (30.)

Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

«Совет. Для обогащения учебного процесса, а также для домашних занятий используйте логические задачи и загадки, головоломки, ребусы и шарады, многочисленные образцы которых вы легко найдёте в разных методических пособиях, а также в интернете».

Задания, активизирующие мозг
Задания на развитие умения анализировать и синтезировать:
 

  1. Соединение элементов воедино: «Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».
  2. На поиск разных признаков предмета: «Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?». «Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».

3. На узнавание или составление объекта по определённым признакам: «Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».

Задания на умение классифицировать:

«Что общего?»: 

1) Борщ, макароны, котлета, компот.

2) Свинья, корова, лошадь, коза.

3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.

4) Стул, парта, шкаф, табурет.

«Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.

«Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку. Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».

Задание на развитие умения сравнивать:

 «У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».

Задания на поиск существенных признаков: 

«Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?

Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».

Задания на сравнение:

Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:

1) синего цвета

2) жёлтого цвета

3) белого цвета

4) розового цвета.

Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:

1) квадратной формы

2) круглой формы

3) треугольной формы

4) овальной.

Сравним 2 предмета:

1) грушу и банан

2) малину и клубнику

3) санки и телегу

4) автомобиль и поезд.

Сравним времена года: Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.

Нестандартные логические задачи

Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.

«А знаете ли вы, что математике присущ уникальный развивающий эффект? Она стимулирует развитие логического мышления, самым лучшим способом формируя приёмы мыслительной работы, расширяя интеллектуальные способности ребёнка. Дети учатся рассуждать, замечать закономерности, применять знания в различных сферах, быть более внимательными, наблюдательными».

Кроме математических задач, мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соединение несколько точек одной линией без отрыва руки).

Задачи со спичками

  • Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.
  • Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.
  • Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек.

Всестороннее развитие мышления обеспечивают также игры-головоломки: «Кубик Рубика», «Змейка Рубика», «Пятнашки» и многие другие.

Хорошо развитое логическое мышление поможет ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.

Предложенные игры, упражнения и задания направлены на развитие логического мышления младших школьников. Если эти задания постепенно усложнять, то результат будет лучше с каждым днём. А гибкое, пластичное мышление и быстрая реакция помогут ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-исследование на тему: "Влияние семьи на развитие творческого мышления у ребёнка младшего школьного возраста"

Введение.1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества.1.1. Зарубежные исследования.1.2. Отечественные исследования.2. Отличительные особенности творческой личности.3. Психоло...

Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста

 Решая творческие задачи во время учебного процесса, нужно заинтересовывать учащихся, приглашая к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания....

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

Цель: развитие мышления у младших школьников.Задачи:1. Развитие словесно-логического мышления.2. Развитие творческого мышления.3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация.4....

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста »

Консультация для родителей  «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...

Рекомендации для родителей по развитию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста

Вашему вниманию представляется брошюра с различными рекомендациями для родителей по развитию словесно-логического мышления у младших школьников....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок.

ВведениеКак известно, в процессе общения человеку приходится пользоваться разными типами речи: и повествованием, и описанием, и рассуждением. Люди рассказывают о событиях, объясняют их, выражают свои ...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...