Авторская программа элективного курса "Природа Дона" 6 класс
элективный курс (6 класс) на тему

Борисова Любовь Викторовна

Авторская программа элективного курса "Природа Дона" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_dona1.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость учебного курса «Природа Дона» объясняется отсутствием у обучающихся целостного восприятия регионального природного, сельскохозяйственного, медицинского, научно - технического окружения, а также экологических проблем Ростовской области.

Содержание учебного курса предполагает заполнить вакуум между школьным курсом ботаники и биологической реальностью Ростовской области путем дополнения содержания материалами по истории развития взаимоотношений человека и природного окружения, природопользования и культурных традиций Донского края.

Реализация курса предполагает последовательное воздействие на личность обучающегося с целью развития экологических, интеллектуальных, эмоциональных и деятельностных аспектов поведения в окружающей среде, осознания зависимости существования человека от наличия природных ресурсов и качества окружающей среды своего региона.

Особое внимание в программе данного учебного курса уделено изучению растительного мира Донского края, что соответствует базовому школьному биологическому образованию.

Кроме системы знаний о природе Дона, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, разработку экологических проектов и т.д. 

Учебный курс рассчитан на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основная цель курса - конкретизация биологических знаний на основе регионального материала.

Достижение целей курса «Природа Дона» возможно при использовании различных методов обучения (исследовательского характера):

  • Наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент;
  • Экскурсии;
  • Моделирование, статистические измерения, самостоятельная работа учащихся, ситуации морального выбора, деловые игры, беседы, дискуссии, работа с периодической печатью.

В задачи курса входит:

  • формирование системы знаний об истории, культурных традициях и месте человека в природных экосистемах Ростовской области;
  • развитие потребности в общении с природой, понимание экологических проблем для населения РО;
  • формирование знаний и умений исследовательского характера, способствующего развитию творческой и деловой активности при решении различных задач;
  • способствовать переходу усваиваемых знаний и моральных принципов поведения в окружающей среде в личные убеждения на основе организации практической деятельности школьников по охране флоры РО.

Учащиеся должны знать:

  • Положение Ростовской области, своей станицы на карте Родины.
  • Общие особенности поверхности, климата, вод, почв, растительного и животного мира родного края.
  • Признаки биологических объектов: видов, семейств, отделов, экосистем.
  • Основные виды культурных и диких сортов растений Донского края, особенности их произрастания.
  • Редкие и исчезающие растения Ростовской области.
  • Приспособленность растительных организмов к совместному обитанию в сообществе степей, полупустынь и т.д., взаимосвязь с животными, факторами неживой природы в природных сообществах Ростовской области.
  • Основные селекционные центры культурных растений, наиболее продуктивных для сельскохозяйственной зоны Донского края.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять видовое разнообразие растительных сообществ Донского края.
  • Проводить наблюдения за сменой видов растений и животных степей, полупустынь и т.д. в течение года.
  • Соблюдать правила поведения в природе.
  • Давать оценку состояния экосистемы родного края, района, уметь составлять прогнозы последствий деятельности человека на природу.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

1. Закон РФ об образовании, статья №7.

2. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (Пр. №322 от 09.02.1998г.)

4. Федеральный компонент государственных стандартов биологического образования.

5. Программа, разработанная авторским коллективом В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В.   Латюшин (сборник программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, Москва, «Дрофа», 1999 г., с.114)

6. Обязательный минимум содержания образовательных программ по биологии.

2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Общеучебные

Развитие монологической речи.

Уметь логически обосновывать суждения.

Выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биологического эксперимента, оценивать результаты своей деятельности.

Уметь оформлять протоколы экспериментов, делать выводы.

Уметь работать с учебными, информационными источниками в области биологии, экологии, находить нужную информацию в области биологии и экологии.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Предметно – ориентированные

ЗНАТЬ:

Признаки биологических объектов: видов, семейств, отделов, экосистем.

Основные виды культурных и диких сортов растений Донского края, особенности их произрастания.

Редкие и исчезающие растения Ростовской области.

Приспособленность растительных организмов к совместному обитанию в сообществе степей, полупустынь и т.д., взаимосвязь с животными, факторами неживой природы в природных сообществах Ростовской области.

Основные селекционные центры культурных растений, наиболее продуктивных для сельскохозяйственной зоны Донского края.

УМЕТЬ:

Определять видовое разнообразие растительных сообществ Донского края.

Проводить наблюдения за сменой видов растений и животных степей, полупустынь и т.д. в течение года.

Соблюдать правила поведения в природе.

Давать оценку состояния экосистемы родного края, микрорайона гимназии, уметь составлять прогнозы последствий деятельности человека на природу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (2ч)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучаю природу.

Россия – наша Родина. Ростовская область – моя малая Родина. Для чего необходимо изучать и знать свой край? Ростовской области – 76 лет. Станице Казанской – 366 лет.

Экскурсия в природу. Осенние явления в природе.

Донской край на карте Родины. (1ч)

Как назывался наш край в разные времена. Площадь и размеры территории. Границы области, пограничные территории, омывающие водные пространства.

Практическая работа № 1 «Обозначение границ РО на контурной карте и пограничных территорий»

Вода - самое драгоценное ископаемое. (3ч)

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Главная река нашего края – Дон. История происхождения названия реки Дон. Исток и устье реки. Притоки Дона. Любовь народа к великой реке.

Использование воды человеком. Охрана воды.

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ»

Экскурсия на водоем

Климат. (2ч)

Погода характерная для Донского края. Засушливость климата. Неблагоприятные явления – засуха, суховей, пыльные бури, гололед, град.

Творческое задание: составление описания времен года.  «Лето на Дону. Описание самого жаркого дня». «Зима на Дону. Описание самого холодного дня». «Осень на Дону. Мои впечатления об осеннем дне». «Весна на Дону. Описание весеннего дня». (работа по группам)

Экскурсия на метеостанцию

Поверхность. Рельеф. (1ч)

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Характер поверхности нашего края – холмисто-волнистая равнина. (Калачская возвышенность, Донская гряда, Доно-Донецкая равнина, Донецкий кряж, Сальско-манычская гряда, Северо-Приазовская равнина, Азово-Егорлыкская равнина). Высшая точка – г. Зверево 253м. Овражно-балочные формы рельефа. Роль человека в формировании рельефа. Терриконы, насыпи, курганы, карьеры. 

Полезные ископаемые. (1ч)

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Уголь – «черное золото» Ростовской области. История открытия угля на Дону, строительные материалы – песок, мел, глина, известняк.

Демонстрация коллекции «Полезные ископаемые Ростовской области»

Практическая работа № 3. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Почва и растения (5ч)

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Особенности почв и их охрана. Плодородие почвы. Агротехника посева семян и выращивание растений в условиях района.

Практическая работа №4 Изучение состава почвы и ее свойств.

Практическая работа №5. Определение посевных качеств семян культурных растений. Практическая работа №6. Выращивание комнатных растений в школе и дома.

Экскурсия в контрольно-семенную станцию

Растительный мир (10ч)

Особенности растительного мира Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Растения степей и лугов.

Лес – наше богатство. Разнообразие грибов. Грибы съедобные и ядовитые. Особенности ядовитых грибов степной зоны. Местные виды грибов. Правила сбора грибов.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений. Сельскохозяйственные растения (полевые, овощные, плодово-ягодные и др.). Знакомство с районированными сортами и их продуктивностью. Селекционная работа донских исследователей.

Растительность водоемов.

Лишайники, мхи и папоротники.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Экскурсия в природу. Зимние явления в природе.

Микрофлора (1ч)

Борьба с болезнетворными бактериями в местных условиях. Работы ученых противочумного института.

Охрана природы (5ч)

Роль человека в изменении природы Донской Земли. Экологические проблемы природы Дона. Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растений, защита среды их обитания в природе. Заказники и заповедники 

Экскурсия в природу. Весенние явления в природе

Обобщение, подведение итогов (4ч)

Викторина «Знаешь ли ты природу Донского края»?

Экскурсия в урочище Калинов куст

Научно-практическая  конференция «Растительный мир Ростовской области»

Творческая работа «Люблю тебя, Земля Донская!»

4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Дата

1

Наш край Донской

2

Экскурсия в природу. Осенние явления в природе.

3

Донской край на карте Родины.

Практическая работа № 1 «Обозначение границ РО на контурной карте и пограничных территорий»

4

Вода - самое драгоценное ископаемое.

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ»

5

Главная река нашего края - Дон

6

Экскурсия на водоем

7

Климат, погода.

8

Экскурсия на метеостанцию

9

Поверхность. Рельеф.

10

Полезные ископаемые. 

Практическая работа № 3. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

11

Особенности почв и их охрана.

Практическая работа №4 Изучение состава почвы и ее свойств.

12

Агротехника посева семян и выращивание растений в условиях района.

13

Практическая работа №5. Определение посевных качеств семян культурных растений.

14

Экскурсия в контрольно-семенную станцию 

15

Практическая работа №6. Выращивание комнатных растений в школе и дома.

16

Особенности растительного мира Ростовской области.

17

Лекарственные растения

18

Ядовитые растения

19

Растения степей и лугов

20

Лес – наше богатство

21

Местные виды грибов. Особенности ядовитых грибов степной зоны.

22

Сельскохозяйственные растения. Знакомство с районированными сортами и их продуктивностью. Селекционная работа донских исследователей.

23

Растительность водоемов.

24

Лишайники, мхи и папоротники.

25

Экскурсия в природу. Зимние явления в природе.

26

Микрофлора. Борьба с болезнетворными бактериями в местных условиях. Работы ученых противочумного института.

27

Роль человека в изменении природы Донской Земли. Экологические проблемы природы Дона.

28

Редкие и исчезающие виды растений.

29

Охрана растений, защита среды их обитания в природе.

30

По заказникам и заповедникам

31

Экскурсия в природу. Весенние явления в природе

32

Викторина «Знаешь ли ты природу Донского края»?

33

Экскурсия в урочище Калинов куст

34

Научно-практическая  конференция «Растительный мир Ростовской области»

35

Творческая работа «Люблю тебя, Земля Донская!»

5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторы

Название

Год

издания

Издательство

1.

Акимушкин И.И.

Занимательная биология

1972

М.: «Молодая гвардия»

2.

Артамонов В.И.

Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР)

1989

Агропромиздат

3.

Биология. Энциклопедия для детей

1994

Авента+

4.

Верзилин Н.М.

По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего возраста

1994

Просвещение

5.

Гарибова Л.В., Сидорова И.И.

Энциклопедия природы России. Грибы.

1997

М.:Колос

6.

Головкин Б.Н.

О чем говорят названия растений.

1992

М.: Колос

7.

Губанов И.А.

Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание.

1996

М.

Миноранский В.А., Казадаев А.А.

Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области

Ростов н/Д

Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2012 году»

2013

Ростов н/Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторы

Название

Год

издания

Издательство

1.

Золотницкий Н.Ф.

Цветы в легендах и преданиях

2002

Дрофа

2.

Баранов В.Д., Устименко Г.В.

Мир культурных растений. Справочник

1994

М.: Мысль

3.

Новиков В.С., Губанов И.А.

Школьный атлас - определитель высших растений: книга для учащихся.

1991

Просвещение

4.

Суичмезов А.М.

Родная Донщина: Очерк о Ростовской области, ее городах, районах, станицах

1995

Ростов н/Д

Памятники донской природы: Местонахождение, характеристика и режимы охраны

1992

Ростов н/Д

МЕДИАРЕСУРСЫ

  1. Лекарственные растения Ростовской области и Юга России
  2. Растения Донских степей

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Фотоальбом о природе Донского края http://www.slideshare.net/pravitelstvo61/ss-15512666
  2. Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области http://www.doncomeco.ru/
  3. Верхнедонское лесничество http://vdles.ucoz.ru/
  4. Донские зори - познавательный портал о Донском крае http://donrise.ru/

В процессе изучения курса «Природа Дона» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

 - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

 - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

 - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

 - оценивать собственные знания и умения;

 - доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.

Система форм контроля достижений учащихся. Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: тестовый опрос, проверка выводов и результатов решения творческих задач в сотрудничестве (статья, буклет, доклад, видео). Итоговой зачетной работой по данному курсу является научно-практическая  конференция «Растительный мир Ростовской области», защита проектов.

Форма контроля - защита проекта. Группы защищают проект по очереди. Во время выступления одной группы члены остальных групп должны слушать сообщения, задавать вопросы, одновременно делая записи в тетрадях. Для объективной оценки деятельности каждого обучающегося предлагается использование оценочных листов.

Оценочный лист

Индивидуальная оценка ученику за работу, выставленная группой

Индивидуальная оценка ученику за доклад, выставленная учителем

Оценка, выставленная учителем всей группе за проект

Итоговая оценка учащегося

Критерии индивидуальной оценки, поставленной учащемуся группой за работу:

  • активное участие в работе группы;
  • сбор материала и анализ собранной информации;
  • выполнение самостоятельной исследовательской работы;
  • коммуникативная деятельность;
  • взаимоуважение, взаимопомощь, стремление поделиться своими идеями, умение решать спорные вопросы.

учителем за доклад:

  • актуальность выбранной темы;
  • полнота изучения теории вопроса;
  • логичность и последовательность изложения;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • использование жизненных наблюдений учащимися;
  • многообразие источников информации.

критерии итоговой оценки деятельности группы:

  • активное участие всех членов группы в реализации проекта;
  • активность общения и взаимопомощь участников проекта;
  • объем изученного материала и качество анализа собранной информации;
  • соответствие оформления результатов работы стандартным требованиям;
  • качество сообщения о результатах проекта;
  • убедительность ответов на вопросы по докладу;
  • полнота выполнения самостоятельной исследовательской работы;
  • достижение поставленных целей.

Оценка деятельности учащегося складывается из оценки всей группы и самооценки. В оценочные литы всех учащихся проставляются оценки, после чего высчитывается средний балл каждого оценочного листа, который и является итоговой оценкой работы учащегося.

Критерии оценивания мультимедийной презентации.

Содержание должно отражать цели самостоятельной работы учащегося над проектом.

Критерии оценивания:

  • содержание презентации: подробное описание признаков; анализ фактов; систематизированный и проаннотированный набор оригинальных рисунков;
  • корректность текста включает: отсутствие орфографических ошибок; использование научной терминологии; информация должна быть точной, полной, полезной и актуальной;
  • дизайн: оформление логично, отвечает требованиям и не противоречит содержанию презентации;
  • диаграммы и рисунки – привлекательны, интересны;
  • текст легко читается, цвет и фон сочетаются с графическими элементами;
  • списки и таблицы выстроены и размещены корректно;
  • все ссылки работают.

Взаимодействие учащихся в процессе работы над презентацией:

  • коммуникабельны, проявляют уважение и внимание к другим участникам проекта;
  • являются активными и полезными членами коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

Авторская программа злективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса по физике "Готовимся к ГИА" для 9 класса.

Элективный курс "Готовимся к ГИА" состоит из 2-х  частей, рассчитан на 34часа, служит для повторения курса физики основной школы и готовит учащихся к успешной сдачи ГИА. Этот курс является подгот...

авторская программа элективного курса по химии для 9-х предпрофильных классов

Авторская программа элективного курса "Химический практикум" в 9-х предпрофильных классах...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...