Воспитательный потенциал современного урока математики.
статья на тему

Омарова Гульнара Кавыевна

"У учителя, умеющего воспитывать знаниями,

эти знания... выступают как инструмент,

с помощью которого ученики сознательно

 осуществляют новые шаги в познании мира".

В.А.Сухомлинский

Современный период в российской истории и образовании... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Омарова Г.К.

учитель математики МКОУ «СОШ №13»

с. Мариинск,  городской округ Ревда

Воспитательный потенциал современного урока математики.

"У учителя, умеющего воспитывать знаниями,

эти знания... выступают как инструмент,

с помощью которого ученики сознательно

 осуществляют новые шаги в познании мира".

В.А.Сухомлинский

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Это период когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одним из элементов, на котором базируется воспитание, является развивающее обучение, позволяющее ученику выступать автором собственного видения мира. Значительное влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он находится, особенности существующего на данный момент типа культуры.                          Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, детских  коллективах. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и

государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Воспитывает весь процесс обучения в целом, а это имеет место, когда мы не просто сообщаем знания, а всей своей работой, всей системой занятий учим школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя.

Какую роль во всём этом должен сыграть учитель математики? Какое место во всей системе воспитания занимают уроки математики?

«Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить её - это цель, которую можно реализовать». При этом необходимо:

   - воспринимать ребёнка как ценность, как носителя особого внутреннего мира;

   - признавать неприкосновенность и исключительность личности;

   - находить успехи и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. 

Большое влияние на нравственное воспитание учащихся оказывает и личность учителя. Сорок минут учитель наедине с классом, со своими учениками. В эти сорок минут ученик должен видеть учителя увлечённым, влюблённым в своё дело. В этом случае он сможет увлечь и ребят своим примером, включить всех в творческий поиск.

Современный урок – это уже не тот урок, когда учитель считался активным субъектом  обучения, а ученик лишь пассивным его объектом, когда деятельность учителя сводили к передаче учащимся определенной суммы знаний и умений, хотя и включает в свою структуру объяснение  и изложение новой информации.

Сорок минут урока – это время,  когда в системе работают внимание, мышление, воля, способности и возможности ребенка. Конечно, воспитательный потенциал огромен.

На каждом этапе урока идет личностное развитие ученика, он получает предметное образование, познает что- то новое, организует самого себя, приобретает коммуникативные умения и навыки. Четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.

При получении новых знаний обучающиеся  имеют возможность  сами, без участия учителя, выявить новое, а затем помочь друг другу применить новые знания на практике.

Особый интерес у детей вызывает  использование на уроках математики задач с экономическим содержанием и  практические работы, выполняя которые они самостоятельно или с помощью родителей могут подсчитать бюджет семьи на неделю, утечку воды из неисправного крана, экономию электроэнергии или пищевых продуктов в семье.

Такое занятие я называю  мини исследованием. Если материал сложный, ученик может воспользоваться схемой построения рассуждения, подсказку – опору из слов, помогающих построить логику мыслей.

И когда результаты полностью совпадают с содержанием параграфа - это вселяет в детей уверенность, укореняет мысль – «Я могу!», «Я это сделал!». Это и есть воспитание личности, понимающей, что происходит, осознающей ответственность за сказанное и сделанное на уроке.

На этапе рефлексии ученики не только учатся подводить итоги и контролировать себя, но и осознавать свою значимость в процессе проделанной работы. Успех рождает желание проявить творчество, предложить помощь, поработать в группе.

На таких уроках главным содержанием работы становится не только усвоение теоретического материала курса, но и выработка коллективной оценки методов решения математических задач. Но самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, являются те, когда учитель мыслит вслух, ведёт мысль учащихся, ищет правильный ход решения вопроса, что – то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Это захватывает всех учеников; они сообща ищут решение того или иного вопроса, занимают активную позицию, создающую настрой коллективного поиска. Радость такого поиска рождается именно здесь.

Научить мыслить может только мысль. Поэтому учителю необходимо найти время послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ.

Необходимо ребят учить ценить время. Самому учителю надо начинать всё вовремя, проводить работу на время; не ждать, пока раскачаются все учащиеся. Иногда я ставлю оценку за каждый этап урока; за подготовку к уроку, за фронтальный опрос или устный счёт, за самостоятельную работу, за письменную работу, за участие в изучении нового. Изредка, но это делать нужно! Такой приём развивает внимание, собранность, даёт возможность оценить себя в коллективе.

В процессе изучения предмета необходимо побуждать учащихся к самообразованию, давать им необходимые советы это поможет воспитывать у них интерес к знаниям, повседневное трудолюбие, настойчивость, исполнительность, добросовестность.

Кем бы ни стали наши ученики после окончания школы, им всегда будут нужны знания, сообразительность, наблюдательность, хорошая память, острый глазомер, фантазия, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты.

Педагогическая культура современного урок включает в себя как культуру преподавания, так и культуру воспитательного воздействия. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал интегрированных уроков истории и изо.

Рассказывает как через интеграцию уроков возможно реализовывать воспитательный потенциал урока. Раскрывает деятельностный подход в обучении. Возможности осмысления событий и явлений не только на теоре...

Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...

Реализация воспитательного потенциала на уроках математики в условиях деятельностного подхода

Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передаетс...

Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников

Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...

Доклад «Воспитательный потенциал современного школьного урока».

Докладна августовскую конференцию руководящих ипедагогических работниковв направлении «Школьный урок»Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемойчастью. История...

Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Математика» как условие конструктивного развития личности

Может ли математика воспитать разносторонне развитую личность? Заставить правильно излагать? Думать? Стать творцом своей судьбы?На эти вопросы Вы получите ответы, ознакомившись с данной статьей...