Конспект логопедического занятия с обучающимися 2 класса по коррекции смешанной формы дисграфии
план-конспект на тему

Филиппова Мария Олеговна

Цель: 

Коррекция смешанной формы дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_no1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

с обучающимися 2 класса  

по коррекции смешанной формы дисграфии

Учитель-логопед     -    М. О. Филиппова

Логопедическая  тема:  «Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры».

Лексическая тема: «Зима».

Тип урока: комбинированный

Технология: проблемного обучения и воспитания.

Грамматическая тема: «Второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный мягкий знак Ь».

Цели:

1. Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов.

2. Формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы.

3. Развивать слуховую память и слуховое восприятие.

4. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь.

5. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова.

6. Расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».

Оборудование: картинки, дидактический материал.

План и ход занятия

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.

Загадки

1. Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)

2. Летом бродит без дороги между сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

3. Кто всех пугается, под кустом спасается. (Заяц)

4. Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стёкла, сделал снежными сады. (Мороз)

5. У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт, гвоздь упадёт. (Сосулька)

III. Выделение мягких согласных из слов-отгадок с комментированием и проговариванием.

- Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь.) Назовите последний звук в слове. (ТЬ.) А как мы напишем слово МЕДВЕДЬ? Какую букву надо написать на конце слова? (Мягкий знак.) Почему? (Потому что последний согласный мягкий.)

- Почему в этом слове после М –Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)

- Назовите слово с мягким согласным в середине. (Сосулька.)

- Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ.) Какой пос чёту этот звук? (5-й.) Какую букву надо написать после буквы Л? Почему?

- Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга.) Какой мягкий звук? (ВЬ.) Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: ВЬ – юга? (Не сливается.) Какую букву надо написать после В (Ь.) Это какой мягкий знак? (Разделительный.) Почему? (ВЬ не сливается с Ю.)

Запись слова.

IV. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.

V. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1. Развитие фонематического синтеза. Отгадайте слово: сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н, потом А. (Льдина.)

2. Развитие фонематического анализа.

а) Отгадывание слова.

- Это слово-часть суток; чтобы узнать это слово, Вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.

Дети задают вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твёрдый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ.)

б) Работа со звукобуквенной линейкой.

У каждого ученика звукобуквенная линейка. Логопед называет слово и задаёт следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счёту месте надо писать Ь? Почему?

Предлагаемые слова6 ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЁ, ДЕКАБРЬ.

в) Развитие позиционного анализа.

На магнитной линейке картинки:

-Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ.)

-Какой согласный звук в конце слова? (ЛЬ.)

- Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь)

- Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е-Я. (Деревья.)

- Какую букву Вы напишите перед Я? (Ь.) Какой это мягкий знак? (Разделительный.) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я.)

- Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ. (Календарь.)

- Какую последнюю букву Вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?

- Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед звуком ПЬ. (Голубь.) Почему?

г) Запись слов по картинкам предыдущего задания.

д) Развитие фонематических представлений.

Логопед даёт задание подобрать к схемам слова. На ленте воспроизводятся схемы (обозначения цветом по Горецкому).

1-я схема – Ь в конце слова  (пень)

Ь

2-я схема – Ь между мягкими согласными (коньки)

Ь

3-я схема – Ь между мягким и твёрдым  согласным (тьма)

Ь

4-я схема – разделительный Ь (вьюга)

Ь

е) Запись придуманных слов в тетради.

VI. Работа со словосочетаниями.

- О каком времени года напоминают Вам слова: ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, СОСУЛЬКИ? (О зиме.) После какого времени года приходит зима? (После осени.) А какому времени года уступает она свои права? (Весне.)

- Назовите зимние месяцы. Какие мягкие согласные звуки слышатся в конце слов (РЬ, РЬ, ЛЬ.)

- В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы.) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы Вы напишите Ь? (После Р.) ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет.) Надо ли писать мягкий знак после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет.) Почему? (Р – твёрдый звук.)

- В феврале становится уже теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель.) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л.) Почему?

Запись родственных слов: ДЕКАБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.

VII. Работа с текстом.

- Известный русский поэт А.Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нём зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение.

На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы.

Снег да снежные узоры,

В поле в (5-2), разговоры,

В п(4-4) часов уж т(4-2).

Д(4-4) – к(6-4), снежки, салазки:

Вот она зима.

Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется буква Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ).

Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.

VIII. Подведение итогов занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с  учащимися  3-6 классов по преодолению  смешанной формы дисграфии и дизорфографии....

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...