Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся
статья (10 класс) на тему

Константинова Ирина Альбертовна

Описание применения технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы:

Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся

Автор статьи:  Константинова И.А.,

ГБОУ гимназия г. Сызрани Самарской области,

учитель математики

На протяжении нескольких лет  я работаю в старших профильных классах. Проводя анкетирование учащихся по определению объема нагрузок я выяснила, что многие учащиеся испытывают постоянные перегрузки, одной из причин которых служит интенсификация учебного процесса (укрупняется учебный план, увеличивается количество часов по профильным предметам), что относится к неблагоприятным внутри школьным  факторам, влияющим на здоровье детей; большой объем домашних заданий; шестидневная учебная неделя и т.д. Кроме того, многие учащиеся страдают физическими заболеваниями различного характера, подвержены стрессам, связанными с

  • эмоционально - душевной депривацией, заложенной в инструктивно-принудительной дидактике отношений между: а) учителем и детьми; б) эгоцентрически сформированными детьми и учителем; в) авторитарными родителями, эгоцентричными детьми и авторитарными учителями;
  • хронической чувственной депривацией в условиях постоянного воздействия сенсорно обедненной учебной среды – комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств – различные депрессии – напряжения;
  • отчуждением слов от чувственных осязаемых образов, в результате чего разрушаются сигнально – образные ассоциации и возникает смысловая неопределенность;
  • расщеплением чувства и смысла и возникновения на этой основе эмоционально – смысловой неопределенности; и многими другими.

Отсюда остро вытекает проблема, связанная со здоровьем детей. Только при разрешении перечисленных выше проблем можно достичь высоких результатов в обучении, так как нездоровый ребенок не сможет учиться с полной отдачей, а нездоровая атмосфера вокруг него может вызвать негативное отношение к предмету в частности и учебе вообще. Таким образом, только здоровый ребенок может учиться в условиях образовательного учреждения инновационного типа с ее повышенным требованием к уровню подготовки учащегося, к его способности работать творчески, к его возможности переносить напряжение интенсивного урока и плодотворно работать с большим объемом информации. Поэтому, в своей работе я стараюсь использовать те технологии, которые в рамках процесса обучения не ухудшают качество жизни, а наоборот способствуют развитию жизненных сил организма. Мой выбор использования здоровье сберегающих технологий обоснован перечисленными выше проблемами. Решить проблему здоровья невозможно, действуя в рамках только здоровье сберегающих технологий, поэтому в своей работе использую и другие современные технологии.

Стремительно происходит компьютеризация всех сфер деятельности человека, школы оснащаются компьютерами, электронными ресурсами, доступом в интернет. Современные дети не мыслят своей жизни без компьютера. Отсюда меняются цели и задачи современного образования: формирование знаний и умений уступает место формированию компетентностей. Этим обоснована необходимость применения информационно – коммуникационных технологий. Считаю, что использование компьютера на всех стадиях педагогического процесса является очень эффективным. Большие возможности появляются в старших профильных классах, где математика носит ярко выраженный интегрированный характер. Применение ИКТ обеспечивает мотивацию учащихся в получении качественного образования по избранному профилю. Информационные образовательные технологии способствуют реализации дидактических принципов организации учебного процесса, позволяют учителю сосредотачиваться на своих главных функциях: обучающей, воспитательной  и развивающей.

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей, которые заключаются  в оторванности содержания математического образования от жизни, малом воздействии на чувства и эмоции учащихся, изменении приоритетов в обществе и науке. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. Этим обосновано применение компетентностно – ориентированных технологий.

В своей работе по преподаванию математики в старших профильных классах я использую модульно – блочную систему обучения. Ее применение, как мне кажется, дает возможность для хорошей реализации здоровье развивающего подхода в обучении, т.к.

  • система позволяет давать учебный материал блоками. При этом используется большое количество схем, таблиц. В этом случае реализуется физиологический критерий здоровье развивающей деятельности, так как новая информация проходит через три канала восприятия: слуховой, зрительный, речевой
  • система приводит к быстрому осознанию сфер применения материала. В этом случае реализуется физический критерий здоровье развивающей деятельности
  • система позволяет расширить границы применения изучаемого материала. При этом реализуется духовно – нравственный критерий здоровье развивающей деятельности за счет эмоциональности, которая обеспечивается свободным выбором (работа по продвижению по уровням)
  • система позволяет реализовать первые три критерия, следовательно четвертый критерий (психический) включается автоматически, так как создается ситуация успеха.

В курсе алгебры и начал анализа 10-11 классов основные темы для изучения – это «Тригонометрические функции», «Производная и ее применение», «Показательная и логарифмическая функции». Эти большие темы я делю на блоки. Например, тема  «Производная и ее применение» разделена на три блока:

  • Понятие производной. Правила дифференцирования. Производная сложной функции. Производные тригонометрических функций
  • Механический и геометрический смыслы производной
  • Применение производной к исследованию функций.

По каждому блоку распределяю учебные часы. Например, по блоку «Механический и геометрический смысл производной» часы распределены следующим образом:

Название блока

Количество часов на теорию

Количество часов на практику

Количество часов на продвижение по уровням

Количество часов на контроль

Механический и геометрический смысл производной

1

2

2

1

Планирование уроков я составляю так, чтобы они удовлетворяли перечисленным выше критериям здоровье развивающей деятельности:

На этапе предъявления учебной информации учащимся теоретический материал даю в виде лекции четко, научно. Лекцию строю в виде компьютерной презентации с необходимыми схемами и таблицами. Для этого в программе  Power Point я готовлю компьютерную презентацию учебного занятия, которая включает тему лекции, план, основные тезисы, неподвижные иллюстрации. Также я продумываю поддержку выступления  в форме цитат, изображения и звука. Материал лекции (схемы и таблицы) конспектируются в тетрадь после объяснения учителем и проговаривания учащимися. Мною подготовлены лекции по многим темам: «Понятие производной», «Механический и геометрический смысл производной», «Понятие интеграла. Площадь криволинейной трапеции», «Тригонометрические функции. Их свойства и графики» и другие.

На этапе усвоения и закрепления учебного материала: на уроках, предназначенных  для практики,  идет целенаправленная отработка навыков решения задач путем разбора задач у доски, работы в парах и т.д. Для этого заранее готовится большое количество задач различной сложности. Разбор производится по принципу доступности: от простых задач к сложным. На этом этапе по возможности применяю  информационно – коммуникационные технологии, используя компьютерные презентации учебных занятий. Это объясняется тем, что закрепление некоторых учебных тем предполагает использование множества чертежей и графиков. А также, среди вопросов курса алгебры и начал анализа, которые включены в ЕГЭ, есть такие, которые не встречаются в учебном пособии, например, «Исследование функции по графику производной». В таких презентациях содержится материал для повторения, усвоения, закрепления учебного материала.

Кроме уроков, где используются презентации, я организую работу учащихся на компьютерах в программе Microsoft Excel для усвоения материала, особенно там, где в процессе обучения используются графики функций. С помощью этой программы учащиеся строят графики функций, изучают их преобразования (растяжение, сжатие, параллельный перенос и др.), могут выполнять компьютерный эксперимент. Это возможно, т.к. на уроках информатики в 9-х классах учащиеся проходят тему «Электронные таблицы», поэтому навыки работы с ней у учащихся есть. Также, школа оснащена четырьмя компьютерными классами.

        На уроках, предназначенных для продвижения учащихся по уровням, учащиеся имеют возможность свободы выбора задач для решения. За счет решения задач той сложности и содержания, которые учащийся выбрал сам, происходит формирование ситуации успеха и тогда для ребенка становится неважно, какая у него оценка, главное, что он справляется с определенными задачами сам. Для таких уроков также готовится множество задач разного уровня сложности. Те учащиеся, которые быстро продвигаются по изучаемому материалу и решению задач, могут выполнять краткосрочные (в рамках одного урока) проекты. Метод проектов может использоваться для решения небольших проблемных задач, и тогда можно на этом этапе процесса обучения организовывать мини проекты очень часто, приучая, таким образом, учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Примеров таких мини проектов достаточно, например, расстояние от точки до плоскости, угол между прямой и плоскостью, перпендикулярность прямых и плоскостей, правильная пирамида и т.д.

На этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения: использую как готовые программы, содержащие тесты, так и составляю тесты самостоятельно по нужным темам, используя программу школьного мониторинга. Для осуществления самоконтроля усвоенных знаний предлагаю старшеклассникам самостоятельно пройти тесты, которые представлены на сайте mathege.ru. Кроме того, в виде контроля по некоторым темам учащимся предлагается зачет, содержащий вопросы,  как теории, так и практики.

На этапе коррекции результатов: использую путь совершенствования дозировки учебного материала, его классификацию и систематизацию, применяя ИКТ.

В результате использования в учебном процессе описанных выше технологий у учащихся: а) меняется отношение к предмету; б) улучшаются навыки владения компьютером; в) уменьшается уровень тревожности.