Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта (2015 год)
материал на тему

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта (2015 год) учителя математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Ныркова Инна Евгеньевна

2.

Должность

учитель математики

3.

Стаж педагогической работы

18 лет

4.

Квалификационная категория

1 квалификационная категория

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. о. Саранск Республика Мордовия

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках математики

1.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

     Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.

     Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря 2010 г. № 1897 был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).

     Он включает в себя требования  к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

     В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

     Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР).

     Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев (Президент РФ в 2010 г.) по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.

     В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – всё это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.

     Использование ЦОР в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием.

     Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

2.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

     Эксперимент по внедрению ЭОР стартовал около 8 лет назад. В 2004 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) в каждую российскую школу были поставлены 49 дисков с отобранными по конкурсу лучшими на то время ЭОР.

     Тогда под этим подразумевались различные мультимедийные обучающие программы по школьным предметам.

     В 2006-2010гг. в рамках реализации ФЦПРО и проекта «Информатизация системы образования» было разработано свыше 130 тысяч различных электронных образовательных ресурсов. К ним относятся комплекты к школьным учебникам, мультимедийные образовательные модули по предметам школьной программы, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, подборки музыкальных художественных произведений в цифровом виде. Всё это было выложено в Федеральную систему информационных образовательных ресурсов и стало доступно каждой российской школе через Интернет.

3.

Теоретическая база опыта

     Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР и они заслуживают отдельного рассмотрения.

     Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

     Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.

     Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

     Сеть федеральных образовательных порталов выступает основными источниками информации для пользователей, интересующихся образованием. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов.

     Базовые федеральные образовательные порталы:

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;

Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.

     В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но хочется акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:

Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов  (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) (http://school-collection.edu.ru).

4.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

     Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Также, использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

     С целью усовершенствования в данной области, в 2011 году я повышала свою квалификацию в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «Ай-Ти» (на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО») по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике» и выполнила итоговую работу по теме «Подготовка плана-конспекта урока с использованием ЭОР по предмету математика».

     Сегодня большое количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и нашими коллегами – к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы.

     Благодаря тому, что все типы ресурсов Единой образовательной коллекции находятся в концептуальной связке,  получаю полный комплекс материалов, позволяющий использовать тот или иной цифровой ресурс в ежедневной практической деятельности.

     На каких уроках  их использую? Практически на всех.

     На этапе объяснения нового материала:

1) презентации, в том числе и интерактивные;

2) программы-тренажеры;

3) учебные видеофильмы;

На этапе закрепления:

1) программы-тренажеры;

3) тренировочные тесты.

     Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать: интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.

     На этапе практического закрепления:

1) практические задания (разного уровня сложности);

2) домашние задания.

     На этапе контроля и оценки знаний, умений, навыков:

1) интерактивные задачники;

2) контрольные тесты.

     На уроках использую следующие мультмедиа-ресурсы (CD-диски):

  1. И.В.Жабаровский, видеоуроки по математике, 6 класс; видеоуроки по алгебре и геометрии, 7 класс.
  2. «Уроки алгебры и геометрии Кирилла и Мефодия» (7-9 кл.)
  3. Математика. Поурочные планы. 5-6 классы. Учебник Н.Я.Виленкин и др.

     Не могу не сказать о физкультминутках, которые превращаются для детей не только в веселое представление, но и позволяют комбинировать упражнения для глаз, спины, рук в соответствии с санитарными нормами. На них использую видео-физкультминутки от проекта «Инфоурок» И.В.Жабаровского.

     Ежегодный мониторинг результатов ЕГЭ позволяет определить проблему, связанную с отсутствием сформированного навыка решения стереометрических задач. Электронные образовательные ресурсы позволяют решить эту проблему. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных комбинаций геометрических тел, проводить сечения, а его использование на уроках геометрии вращать их на экране, менять цвет. Сложный учебный материал становится доступным более широкому кругу учащихся. 

     Также в выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет-ресурсами. Это, прежде всего, сайты для подготовки к ЕГЭ и ГИА: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru; http://reshuege.ru, http://sdamgia.ru, а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие.

     Уроки математики в старших классах иногда проходят в кабинете информатики, поэтому за урок успевает поработать за компьютерами половина класса.

5.

Анализ результативности

     Какие достижения принесло применение комплекта ЭОР?

  1. Успешное прохождение программного материала.
  2. Усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность самому изучить пропущенный материал, исправить отметки.
  3. Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики стали увереннее в себе, преодолели барьер в общении.

     Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков.

     Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Повышение качества математической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по математике, зафиксирован рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности, рост числа участников и призеров предметных олимпиад.

  1. Конкурс «Кенгуру» - ежегодное участие
  2. Всесибирская открытая олимпиада школьников, очный тур (2 участника, 2013 год)
  3. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике – ежегодное участие (число участников 10-15 человек), муниципальный этап (9-11 классы, 2012-2014 гг)
  4. Региональная олимпиада школьников, МГПИ им.М.Е.Евсевьева – ежегодное участие (8-11 классы, 2015 год)
  5. Межрегиональная олимпиада школьников «Саммат» - ежегодное участие
  6. Международные командные соревнования «Интернет-Карусель» - команда-победитель «Юные математички» (7 класс, 2013 год)
  7. Всероссийская дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» - сертификаты участников, дипломы призеров (7 класс, 2013 год)
  8. Открытая российская математическая интернет-олимпиада «МетаШкола» - победитель (7 класс, 2013 год)
  9. Общероссийская предметная олимпиада «Пятерочка» - сертификаты участников, дипломы победителей (5 класс, 2014 год).

     Необходимо отметить и положительную динамику по результатам единого государственного экзамена: в 2014 году средний балл составил 39,5 (28 участников ЕГЭ), в 2015 году – 48 (18 участников ЕГЭ), причем 1 выпускник 2014 года продолжил свое обучение в МГТУ им.Баумана (информационные технологии), 5 выпускников 2015 года - на математическом и экономическом факультетах МГУ им.Н.П.Огарева.

     Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и я тоже нахожусь в поиске формы эффективного взаимодействия ученика и “электронного учителя”.

     Самое главное для меня - разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и, в конечном итоге, - для каждого ученика.

6.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

     Личный опыт использования ЭОР при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, на уроках в школе, а также опыт коллег позволил выделить ряд проблем использования интернет-ресурсов:

  1. Проблема информации, т.е. чрезмерного увлечения информационными ресурсами Интернета без соответствующей методической проработки (при подготовке к урокам)
  2. Не все ученики могут правильно использовать, фильтровать полученную информацию из интернета (при самостоятельной подготовке к урокам, при выполнении проектов)
  3. Учащиеся могут скачать готовую работу из Интернета, прилагая меньше усилий даже по сравнению со списыванием
  4. Привычка к легкому наглядному обучению снижает интерес к традиционному чтению, не развивает воображение
  5. Сложность в использовании ЭОР для учителей старшего поколения
  6. Ненадежность (низкая скорость интернета при просмотре видеороликов, зависимость от электричества)

7.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;

Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.

Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов  (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) (http://school-collection.edu.ru).

     Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях. Опыт своей работы размещаю на:

- странице портала творческих учителей http://nsportal.ru/nyjrkova

- на школьном сайте http://www.schoolrm.ru/schools/sc1sar/

- на сайте «ЗАВУЧ-инфо» http://www.zavuch.ru/accounts/profile/246011/

- на интернет-портале «ПроШколу.ру – все школы России» http://www.proshkolu.ru/user/nyjrkova/

8.

Наглядное приложение

Конспект урока с использованием ЭОР (также презентация к нему) по геометрии в 9 классе на тему «Простейшие задачи в координатах»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Простейшие задачи в координатах

ФИО (полностью)

Ныркова Инна Евгеньевна

Место работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о.Саранск  Республики Мордовия

Должность

учитель математики

Предмет

геометрия

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Простейшие задачи в координатах. Урок № 1 в теме: Простейшие задачи в координатах

Базовый учебник

Геометрия, 7-9: учеб. для 7 общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - 13-е изд. – М.: Просвещение, 2013

  1.  Цель урока: совершенствование навыков решения задач методом координат, рассмотрение простейших задач в координатах и их применение в процессе решения задач

               Задачи:

-   обучающие:  формирование у учащихся навыков и умений находить координаты середины отрезка, определять длину вектора по его координатам и определять расстояние между точками с заданными координатами;

- развивающие: обеспечить развитие устной и письменной речи учащихся, развитие у учащихся интеллектуальных способностей, самостоятельности, способности к оценочным действиям;

-   воспитательные: воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения.

9.    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

  1.  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
  2.  Необходимое техническое оборудование: 3-4 компьютера, мультимедийный проектор, экран, акустические колонки, Интернет.
  3. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный этап

Приветствует учеников, проверяет подготовку учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, отмечают отсутствующих

1

2

Проверка домашнего задания

Слайд презентации  №1, №2

Проводит фронтальный устный опрос учащихся,  проверяет письменное домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя,  рассказывают решение письменных упражнений

5

3

Актуализация

Слайд презентации №3

Делит учащихся на 2 группы. Предлагает решить несколько устных упражнений на закрепление ранее изученного материала.

1 группа выполняет устные упражнения, проговаривая решение

5

№1. Координаты вектора. К2

Предлагает выполнить некоторым сильным учащимся контрольный тест за компьютером

2 группа в это же время выполняет  тест за компьютером,  сообщают результат выполнения учителю

4

Постановка проблемы

Ставит проблему перед учениками

Отвечают на вопрос учителя

1

5

Постановка цели

Слайды презентации

№4, №5

Сообщает тему урока, цель урока

Открывают рабочие тетради и записывают тему урока

1

6

Изучение нового материала

№2. Координаты середины отрезка. И3.

№3. Вычисление длины вектора по его координатам.И4.

№4. Расстояние между двумя точками. И5.

Слайды презентации №6, №7, №8

Объясняет новый материал, используя фрагменты ресурса как основу для наглядности

Воспринимают информацию. Делают чертежи  в тетрадь и  записывают краткое доказательство  

15

7

Закрепление

Слайды презентации №9, №10

Организует устную работу с учащимися, затем работу учащихся с учебником, делает пояснения к задачам

Устно выполняют задания, затем 1 учащийся выполняет задачу у доски, остальные в тетрадях. Решают задачи из учебника: №934(а), №936 (1, 2 столбики), №938 (а).

13

9

Итог урока

Формулирует выводы. Оценивает работу учащихся

Самооценка

2

10

Домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости.

п. 88-89,     №934 (б-г),  №936 (3-5 столбики),  №938 (б-е).

Воспринимают информацию, записывают задание в дневник

2

Приложение к плану-конспекту урока

Простейшие задачи в координатах

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Координаты вектора. К2

контрольный

интерактивное задание с вводом ответа

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=4032691B-2877-DABE-D87B-85C18C4F0940

2

Координаты середины отрезка. И3

информационный

анимированный ролик со звуком

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=EF62E811-22EC-D459-DF16-001AEF9A64BC

3

Вычисление длины вектора по его координатам. И4

информационный

анимированный ролик со звуком

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=9B4157B0-7A09-3523-4B7F-294A1643DA20

4

Расстояние между двумя точками. И5

информационный

анимированный ролик со звуком

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=CB79B243-853C-C9D9-26FD-620EEBB73E96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...