Воспитательная работа в 2014-2015 уч.г
статья на тему

Завизина Ольга Николаевна

Материал собран из опыта работы коллег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_vospitatelnoy_deyatelnosti_za_2014-2015uch.g.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Основное содержание воспитательной деятельности

Воспитательная деятельность в МКОУ «осуществляется в соответствии с нормативно – правовыми  документами: Конвенция о правах ребенка,  Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012г. №273  «Об образовании в РФ», Семейным кодексом РФ, методическими рекомендациями по организации воспитательной деятельности Министерства образования и науки РФ, документами регионального и муниципального уровня, в соответствии с которыми разработаны Устав школы, локальные акты, должностные инструкции и Положения, регламентирующие воспитательную деятельность учреждения.

   Воспитательная работа в школе   года осуществляется по программе «Воспитание гражданина и патриота».

   Цель : Сформировать личность, обладающую качествами гражданина и патриота России, способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Мы смотрим на нашего будущего выпускника, прежде всего, как на целостную личность с его духовностью и универсальностью, творческим началом.   В нем, несомненно, должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное. Вместе с тем его интеллектуальное, духовное богатство должно органически сочетаться с высоким уровнем нравственного развития, а внутренняя свобода давать право поступать и говорить так, как он считает нужным.

    Задачи:

1.Формировать гражданскую и правовую направленность личности, активную жизненную позицию.

2.Формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом.

3.Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.

4.Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

5.Воспитывать у учащихся любовь к своему родному краю как к малой Родине.

6.Сохранять историческую память поколений в памяти потомков.

Формы воспитательной деятельности:

  • Классные часы, совместные родительские собрания,
  • Интеллектуальные игры: марафоны, КВН.
  • Посещение музеев, памятных мест.
  • Просмотр фильмов, прослушивание лекций, встречи с внешкольными учреждениями.
  • Оформление фойе школы, классных кабинетов.
  • Творческая,  трудовая деятельность, самообслуживание

   Для реализации поставленных задач воспитательная работа  разбита на 5 направлений: «Я и Я», «Я и моё Отечество», «Я и общество», «Я и семья», «Я и моё здоровье».

1. «Я и Я», целью которого является формирование гражданского отношения к себе.

В рамках данного направления  ставятся следующие задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- воспитывать у детей сознательную дисциплину и культуру поведения;

- воспитывать морально-волевые качества и потребность к саморазвитию.

В числе традиционных и ярких мероприятий можно назвать «Здравствуй, школа», «Праздник последнего звонка», мероприятия по правовым знаниям, школьные олимпиады по ПБ, ПДД,  новогодние праздники, спортивные мероприятия и т.д.

2. «Я и моё Отечество», целью является формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность учащихся;

- воспитывать верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;

- воспитание политической культуры, чувство ответственности за свою страну, малую родину.

Весь период велась активная работа, посвященная  Победе в Великой Отечественной войне.

Яркие мероприятия: Уроки мира «Мы-наследники Победы!», «Страниц и дней перебирая даты»,  уроки Отечества «Я-гражданин России».

   Развитию общественной активности учащихся способствовали оказание шефской помощи жителям села, операция «Обелиск» по благоустройству памятника павшим воинам-землякам, участие в районных конкурсах чтецов, оформление стендов «Великая Отечественная война 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.».   Традиционная акция «Милосердие» накануне Дня Победы прививает чувство ответственности за свою малую родину, заботы о старшем поколении.

3. «Я и общество», целью является формирование гражданского отношения к обществу.

Задачи:

- формировать уважение к обществу;

- развивать представления о способах устройства жизни людей, приобщать детей к участию в жизни общества;

- расширять представления о нормах культурной жизни в обществе.

   Традиционно в школе проводятся субботники, выращивание и уборка урожая на пришкольном участке, профилактическая акция «Внимание дети!», неделя безопасности дорожного движения, месячник по пожарной безопасности, гражданской защиты, работа в ЗПД.

Ежегодно ребята организуют поздравление к Дню пожилых людей, поздравление своих педагогов к Дню Учителя. 

   Приобщение школьников к участию в жизни общества происходит путем вовлечения их в сельские мероприятия: «А ну-ка, девушки»,  новогодние праздники и в школьные концерты, организованные для жителей села: к Дню Победы, новому году, к 23 февраля, к 8 Марта.

4. «Я и семья». Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

- формировать уважение к членам семьи;

- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

- формировать понимание сущности основных социальных ролей: сына, дочери, мужа, отца.

Основной формой работы школы с родителями являются общешкольные родительские собрания, работа Совета школы, где обсуждаются проблемы жизниклассного   и   родительского   коллективов

   Учителя, классные руководители стремятся к тому, чтобы родители были частыми гостями в школе, вникали в проблемы своих детей. С этой целью успешно проводятся утренники, праздники, классные часы, родительские собрания.   Формированию уважения к членам семьи и воспитанию семьянина способствовали классные и общешкольные мероприятия, классные часы и беседы, участие в праздновании Дня пожилых людей, Дня Матери, 23 февраля, 8 Марта.

   В рамках совместных мероприятий с родителями в школе традиционно проводится спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».

5. «Я и моё здоровье», целью является формирование здорового образа жизни.

Задачи:

- формировать сознательное отношение к своему здоровью, вести здоровый образ жизни;

- развивать волевые качества личности;

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

   Формирование здорового образа жизни одна из задач, которую ставит перед собой коллектив школы не первый год. Занятия физкультурой, спортом, туризмом способствуют решению этой задачи.

         Учащиеся школы на протяжении всех лет активно участвовали в школьных и районных соревнованиях.   

      Формировать сознательное отношение к своему здоровью и негативное отношение к вредным привычкам помогли общешкольные акции «Сигарета на конфету» и «Мы – против наркотиков!». Также проводятся выставки рисунков, общешкольная акция «Спорт против наркотиков»: в начальных классах «Веселые старты»,   в старших – волейбол. Проводятся классные часы о здоровом образе жизни, выступление агитбригады на линейке, День здоровья, День защиты детей. Вести здоровый образ жизни учащимся помогали систематические беседы с медицинским работником.

II. Традиционные творческие дела  школы.

  Из года в год в школе сложилась традиция проведения мероприятий таких, как «Осенний урожай», «Доходы из отходов», «Щедрая масленица», «Песни и стихи моей малой Родины», «Папа, мама и я- моя спортивная семья», «День Земли». Ежегодно обучающиеся школы принимают участие и в районных мероприятиях: акция «Покормите птиц зимой», «Мы перед памятью в долгу», «Фестиваль художественной самодеятельности», «Выставка декоративно-прикладного творчества», «Русь православная», фотоконкурс «Мир, в котором я живу», «Туризм в объективе».

  1. Значимые массовые мероприятия

В   школе ежегодно  проводятся массовые  мероприятия. 1сентября линейка, посвященная «Дню знаний», на которой  чествуют первоклассников. В начале октября проходит торжественное поздравление учителей с профессиональным праздником «День учителя» и не оставляем без внимания «День пожилых людей», когда обучающиеся нашей школы оказывают посильную помощь  пожилым людям. В середине октября  проходит бал «Закружила Осень золотая» с организацией выставки «Осенний урожай». В конце ноября традиционно проходит праздник «День матери», на который приглашаются мамы, а классные коллективы организуют чаепитие.  Традиционно в декабре обучающиеся младших классов готовятся к Новогоднему утреннику, а старшеклассники –Новогоднему вечеру.  За месяц до карнавала Совет старшеклассников открывает мастерскую Деда Мороза. Дети изготавливают для украшения новогодней елки игрушки, гирлянды. Каждый класс рисует газету, готовит свои выступления и новогодние костюмы. В феврале проходит  круглый стол  «День юного героя антифашиста», где обучающиеся школы рассказывают о подвигах детей, отдавших свои жизни в борьбе  против фашизма. Ко Дню защитника Отечества учителем физической культуры проводится спортивное мероприятие  «А ну-ка, парни!», на  котором выявляют сильных, смелых и ловких парней нашей школы. К восьмому марта обучающиеся начальной школы готовят свои поздравления на праздник мам,  а старшеклассники организуют мероприятие, посвященное  дню освобождения нашего села от немецко-фашистских  захватчиков, на которое традиционно приглашается гость, житель нашего села, очевидец  боевых действий Калуженов В.Т. Обучающиеся  возлагают гирлянду к братской могиле воинам 121-й стрелковой дивизии, освобождавших наше  село от немецко-фашистских захватчиков. Традиционно в апреле проходит экологический праздник «День Земли», на котором говорят о значении земли, о бережном отношении к природе и организуется выставка «Доходы из отходов». В предверии 9 мая организуется мероприятие, посвященное памяти всех погибших воинов, отдавших свои жизни за Победу, а утром 9 мая вся школа  идет на торжественный митинг, посвященный Дню Победы. В конце мая традиционно проходит общешкольная линейка « Последний звонок», посвященная  выпускникам школы. Первый день лета - «День защиты детей» проходит под девизом «Все лучшее для будущего поколения - наших детей».  После сдачи всех экзаменов проходит Выпускной бал.

IV.Работа с родителями учащихся

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, на гувернантку и школу. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. С каждым годом обостряются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы. Главные из них:

  1. Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
  2. Оказание воспитательной помощи семье.
  3. Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей.

Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического всеобуча родителей. Но, к сожалению, родительские собрания сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. В педагогической литературе можно найти много разных советов по проведению бесед и родительских собраний.

В течение 2014-2015 учебного года велась  целенаправленная работа с родительским коллективом. Данная работа строилась в следующих направлениях:

  1. Организационная работа;
  2. Привлечение родителей к участие в управлении школой;
  3. Вовлечение родителей в образовательный процесс;
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  5. Организация совместной деятельности родителей и детей.

V. Детское общественное объединение «Белый аист»

    Детское общественное объединение «Белый  аист» создано на базе МКОУ «Пушкарская средняя  общеобразовательная  школа» в 2013 году

Состав: члены детского объединения: 13 человек, учащиеся 5- 11 классов.

Цели:

  • Воспитывать интеллектуальную всесторонне развитую личность, владеющую творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонную к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем

Задачи:

  • формирование общечеловеческих ценностей молодого человека на основе познания социокультурных и исторических  русского народа, осознания себя частицей великой России;
  • формирование у молодежи жизненных ценностей понимания добра и зла, смысла жизни, чувства ответственности, гражданственности, патриотизма, толерантности.
  • становление гражданской позиции любви к природе, родному краю,  готовности и способности молодых людей активно, ответственно и эффективно отвечать за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения;
  • гармонизация культурных, религиозных, национальных отношений, не противоречащих общечеловеческим ценностям,
  • создание условий для самоопределения, адекватной коммуникации, самореализации каждого участника детского общественного  объединения.

    Система самоуправления в   Белом  аисте  - выборная. Высшим органом является собрание, которое выбирает интеллект- центр Белого  аиста, в котором по традиции большинство мест принадлежит старшеклассникам.

Основные направления деятельности:

  • игровая;
  • проектная;
  • учебная;
  • досуговая;
  • олимпиадная.

     Основные направления деятельности связаны с формированием самостоятельной, активной, инициативной и ответственной личности. В формировании учебных компетенций особое внимание уделяется развитию исследовательских, рефлексивных и самооценочных умений и навыков, развитию познавательного интереса к истории России,  географии, экологии,  обществознанию, мировой и отечественной культуре, природе и традициям Курского края.

 Принципы работы Белого  аиста основываются на связи обучения с жизнью. Основными мотивами деятельности детей в  Белом   аисте   является самоактуализация и самореализация     личности ребенка.

     Деятельность  Белого  аиста   носит системно-деятельностный характер, в его работе принимают активное участие выпускники школы, бывшие  члены   детского  объединения, родители,  учителя.

      Виды деятельности:

    Игровая деятельность реализуется через коллективные творческие дела; старшие шефствуют над младшими, организуют игры, конкурсы.

     Проектная деятельность осуществляется путем реализации учебных или социально значимых целей;

      Досуговая   деятельность реализуется через проведение конкурсов, викторин, праздников, связанных с историческими традициями русского народа;

    Олимпиадная деятельность реализуется через программу подготовки к олимпиадам различного уровня по учебным предметам.

     Формы содержания деятельности Белого  аиста: развитие личности учащегося через активные виды деятельности, через личностно – ориентированный подход к проведению занятий: самостоятельная подготовка к играм, конкурсам; презентация деятельности  Белого  аиста, проведения дискуссий, круглых столов, подготовка и проведение экскурсий, защита проектов , проведение совместных игр с родителями и выпускниками  публикации детских работ, участие в олимпиадах .

    Через формы содержания деятельности ДОО учащиеся вовлекаются в общественную жизнь школы, района. Изучая историю, обществознание,  основы экологии участники познают окружающий мир и  современное общество, развивают свои способности, инициативу, коммуникабельность,  формируют критическое мышление. Разрабатывая учебные проекты, помогают другим учащимся быть более успешными в учебе.

 Наиболее значимые результаты деятельности:

  • социальные результаты:

   Работа в  Белом  аисте актуализирует социальное самоопределение учащихся с учетом опыта старшего поколения россиян, воздействует на выбор профессии в условиях активной социальной трансформации современного общества, способствует развитию критического мышления, коммуникабельности  и социальной ответственности личности.

  • образовательные результаты:

    Работа в   Белом  аисте позволяет приобрести навыки самостоятельной работы с информацией, навыки публичного выступления,  создания компьютерных презентаций, актуализировать и интегрировать предметные компетенции в общественной деятельности.

  • воспитательные результаты:

      Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к своей малой Родине, чувств гордости и ответственности за страну. Воспитание толерантности, уважения к истории и культуре других народов, других конфессий и других культур.

VI.Организация поисковой работы в школе

Исследовательская работа в МКОУ осуществляется по  историко-краеведческому направлению  

Несколько поколений учителей и учеников собирали большой материал по истории с. Пушкарное, его людях и событиях:

- Документы и материалы о ветеранах 121-й стрелковой дивизии, проживающих в Курской области,

- Именной список ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих на территории  Пушкарского сельсовета,

- Односельчане – участники Великой Отечественной войны,

- Героям Огненной дуги,

- Письма и воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны,

- Куряне – полные кавалеры Ордена Славы,

- Мои земляки- Герои Советского Союза,

- Прошлое и настоящее нашего края.

Многие материалы размещены на демонстрационных стендах; широко использовались при проведении классных часов, уроков Мужества, написании тематических сочинений. Особенно это важно в год 70-летия Великой Победы.

В 2014-2015 учебном году работа продолжилась. Имя еще одного героического земляка открыли для себя обучающиеся школы – Слепушкина Петра Константиновича, награжденного орденом Отечественной войны II степени .

По личным документам Петра Константиновича, которые бережно собирала по архивам его дочь Евгения Петровна,  нам удалось восстановить его боевой путь, начавшийся 27 июня 1941 года. В школе оформлен стенд «Мой героический земляк П.К. Слепушкин», а на урок  Мужества была приглашена его дочь Слепушкина Е.П.

Обучающиеся и учителя искали подтверждение удивительному факту «Живая переправа» об освобождении с. Жадино от немецко-фашистских захватчиков. По материалам районной газеты «Путь Октября» 1971 года  мы нашли документальное свидетельство  факту, о котором рассказывали ветераны ВОВ. В марте 1943 года при освобождении села Жадино советские воины никак не могли форсировать реку Сейм. Тогда часть бойцов легла на лед, остальные по их спинам бежали на другой берег. Этот героический факт мы запечатлели на картине.

В рамках духовно-нравственного воспитания начата исследовательская работа по истории православного храма в с. Пушкарное. В здании церковно-приходской школы сейчас располагается наша библиотека и учебные классы.

Сохранился как выявленный памятник культурного наследия дом священника. На сегодняшний день известно имя настоятеля храма – Гончаров Илья Емилианович, который родился в 1881 году, а был репрессирован 21 ноября 1929 года.

Эта работа будет продолжена.

VII. Участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы школы 2014-2015

План воспитательной  работы школы 2014-2015...

План воспитательной работы на 2014-2015 уч. год

План воспитательной работы для 8 класса, включающий в себя разные виды деятельности:- военно-патриотическое воспитание-образовательную деятельность-духовно-нравственное воспитание-формирование ЗОЖ-раб...

Программа воспитательной работы на 2014-2015 уч.год

в программе представлено планирование воспитательной работы на 2014-2015 уч.год для подростков коррекционной школы-интерната 8 вида, перспективное планирование по некоторым направлениям, циклограмма р...

План - сетка воспитательной работы на 2014 - 2015 учебный год в группе 7, 8 классов

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведен...

План внутришкольного контроля за организацией воспитательной работы на 2014-2015 учебный год

План  контроля за организацией воспитательной работы является составной частью общего внутришкольного контроля....

план воспитательной работы на 2014-2015 учебный год

план воспитательной работы на 2014-2015 учебный год, задачи, основные направления, мероприятия...

План воспитательной работы на 2014-2015 учебный год

Воспитательный план состоит из двух частей. Первое полугодие и второе. Представлен ввиде таблицы с основными направлениями деятельности....