Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему
Статья для аттестации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя группы продлённого дня
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9»
Ларькиной Анны Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продлённого дня»».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению, а также направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизация образования невозможна без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и здоровьесберегающих технологий. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы образования. На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:
1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей.
2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.
3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.
Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Усилия работников нашей школы сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, пропаганды и обучению здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной школы.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в школьное образование большинство педагогических коллективов стремится отойти от традиционной модели, ищут новые формы образовательного процесса и изменяют его содержание. Что натолкнуло меня на изучение проблемы сохранения здоровья у детей? Это - наблюдения за детьми в группе продленного дня. Я замечаю, что после уроков дети уставшие, их трудно собрать, заинтересовать чем – то. Убедилась в том, что после прогулки, игр на свежем воздухе дети заходят в класс отдохнувшие и способные начать самоподготовку.
Изучая методическую литературу по здоровьесберегающей технологии, заинтересовалась разными видами деятельности, обогащающие физическое, психическое и духовное здоровье ребенка. Так я решила попробовать помочь детям быть здоровыми и физически и духовно, расширяя свой кругозор, опираясь на помощь родителей и администрации. Реализацией этой задачи занимаюсь в течение двух лет.
Теоретическая база опыта
Еще в 1870 году немецкий врач Роберт Вихров сформулировал понятие « школьные болезни». Для устранения главных причин их возникновения предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.
Основные концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Но, несмотря на многочисленные попытки, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
В работах педагогов – валеологов и физиологов Зайцева Г.К. и Казина Э.М. указывается на то, что школьное образование сегодня характеризуется снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением физического и психического развития, несоответствием предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся, ухудшением здоровья детей.
Понятие « здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М. Амосов, В.Ф. Базарный, Н.К. Смирнов.
Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье-категория
резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного
существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая». Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности ребёнка зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости формирования здорового образа жизни. В законе РФ «Об образовании» сказано, что «…обязанность образовательного учреждения- создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех представляемых режимом продлённого дня возможностей.
Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление здорового образа жизни: включать школьников в гигиеническое обучение и воспитание в семье и в школе, показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки здорового образа жизни.
Современные исследования психологов, социологов, медиков подтверждают факт наличия достаточно большого количества нездоровых, ослабленных детей не только от неправильного питания, малой двигательной активности, но и от обилия неконтролируемых, негативных эмоций и злых мыслей по отношению ко всему окружающему. Именно нарушения психоэмоциональной сферы в подавляющем большинстве случаев являются одним из факторов развития различных заболеваний.
Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций. Они поразительно восприимчивы к любым внешним влияниям. Их души обладают чудесным качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному. «Питанием» для этих добродетелей является благоприятная эмоциональная атмосфера. Создание такой атмосферы – необходимое условие полноценного здоровья ребёнка.
Обеспечение школьников возможностью сохранения здоровья в период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни – цель здоровьесберегающих технологий, которые осуществляются при организации работы на уроках и в ГПД.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Моя работа как воспитателя в направлении сохранения и укрепления здоровья детей начинается задолго до того, как они придут в группу 1 сентября. Я анализирую медицинские карты учащихся, беседую с классным руководителем, родителями, медицинским работником школы, на основе полученной информации делаю выводы о характере общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей, намечаю план работы на год, составляю календарно-тематическое планирование, разрабатываю режим дня, готовлю кабинет к предстоящему году, учитывая санитарно-гигиенические нормы.
Приоритетные направления здоровья детей во время пребывания в ГПД:
- соблюдение режима дня
- соблюдение правил личной гигиены
- оздоровительно-просветительные мероприятия ( беседы)
- питание, спортивные праздники, разнообразные формы физического воспитания, подвижные игры, физкультминутки, экскурсии, прогулки.
Режим работы в ГПД мною разрабатывается в соответствии с конкретными условиями школы, с учётом возрастных особенностей учащихся. Тщательно продумываю чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физкультурой. Режим соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям.
Его структура складывается из следующих частей:
Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально и используя различные средства здоровьесберегающих технологий.
Режим выполняю следующим образом: прием детей, беседую с учителями, узнаю о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Сообщаю план работы на день, провожу индивидуальные и групповые беседы.
Проблемой особой заботы является организация питания детей. В обязанности воспитателя входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приёма пищи. Провожу беседы о значении личной гигиены, красивой сервировки стола, о роли витаминов в овощах и фруктах и пищеварении.
Самоподготовку организую по следующей схеме:
Во время самоподготовки провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковый игротренинг. Использую игровые ситуации, что даёт возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо». Между подготовкой разных предметов делаем перерыв на 10-15минут. Кто выполнит раньше задания, тот может порисовать, полепить, поиграть в настольные игры. Очень важно поощрить слабоуспевающих учащихся для стимулирования качества знаний, привития интереса к учёбе.
Одним из наиболее важных моментов в ГПД являются подвижные игры на свежем воздухе, дети их очень любят. Их привлекают такие игры, как:
« Море волнуется», где очень активны мальчики; «Третий лишний», «Совушка» и другие. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха проводим игру «День и ночь».
С детьми проводим разные экскурсии:
-природоведческие («В садах опять колдует листопад». « Ручьи звенят»…)
-обществоведческие ( «труд работников в школе», «Село, в котором я живу»…)
- прогулки –практикумы ( по ПДД, правила поведения в природе….)
- творческие прогулки ( «удивительное рядом»…)
- следопытские прогулки ( «найди клад»…)
Ребятам очень нравятся конкурсы на различную тематику ( « Умелый боец всегда молодец»).
В воспитательную систему включаю мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек. Дети с большим интересом готовились и выступили на утреннике по теме « Курить - здоровью вредить».
Все средства здоровьесберегающей технологии в группе реализуются в различных видах деятельности. Успех работы зависит от многих составляющих, в частности, от
- активного участия в процессе самих детей,
- создания здоровьесберегающей среды,
- планомерной работы с родителями,
- высокого профессионализма воспитателя и педагога
Анализ результативности опыта.
- Дети с желанием посещают группу продлённого дня,
- коллектив стал дружнее, активнее, привилось уважительное отношение друг к другу,
- наблюдается развитие самоконтроля и самооценки при проведении занятий или мероприятий,
- улучшается психо-эмоциональное состояние детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Чтобы успешно решать задачи по здоровьесбережению, необходимо знать и выполнять 10 великих секретов по здоровььесберегающей технологии :
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. 2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий – в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны».
6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.
7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически.
8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.
9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
10.Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые занятия. Разработки и презентации занятий, видеоматериалы размещены в электронном периодическом издании Numi.ru.. Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения, в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/anna-vladimirovna-larkina
Список использованной литературы
1.Бусловская Л.К.: Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011
2.Дереклеева Н.И.: Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004
3.Митяева А.М.: Здоровьесберегающие педагогические технологии . - М.: Академия, 2008
4.Назарова Е.Н.: Здоровый образ жизни . - М.: Академия, 2008
5.Смирнов Н.К.: Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005
6.Туманян Г.С.: Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Академия, 2006
Приложение (отдельный документ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/12/picture-1969.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-130142-1351368575.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-160798-1359054010.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188422-1359136176.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...