Выступление на МО
учебно-методический материал на тему

Серегина Татьяна Викторовна

Формирование вычислительных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование вычислительных навыков

Современный  уровень  развития  науки  и  техники  требует  глубоких  и  прочных  математических  знаний. Математические  расчеты,  которые  основаны  на  использовании  алгоритмов  основных  математических  действий,  является  составной  частью  трудовой  деятельности  рабочего,  инженера,  экономиста  и  т.д.

Низкий  уровень  вычислительных  навыков  затрудняет  усвоение  ряда  разделов  математики.  Недостаточное  умение  школьников  производить  вычисления  создает  дополнительные  трудности   при  выполнении  работ  практического  характера.

Одной  из  основных  задач  преподавания  курса  математики  в  школе  является  формирование  у  учащихся  сознательных  и  прочных  вычислительных  навыков.

Вычислительная  культура  формируется  у  учащихся  на  всех  этапах  изучения  курса  математики,  но  основа  ее  закладывается  в  первые  5-6  лет  обучения.

В  этот  период  школьники  обучаются  именно  умению  осознанно  использовать  законы  математических  действий  (сложение,  вычитание,  умножение,   деление,  возведение  в  степень).  В  последующие  годы  полученные  умения  и  навыки  совершенствуются  и  закрепляются  в  процессе  изучения  математики,  физики,  химии  и  др.  предметов.

Вычислительные  навыки  и  умения  можно  считать  сформированными  только  в  том  случае,  если  учащиеся  умеют  с  достаточной  беглостью  выполнять  математические  действия  с  натуральными  числами,  десятичными  и  обыкновенными  дробями,  рациональными  числами,  а  также  производить  тождественные  преобразования  различных  числовых  выражений  и  приближенные  вычисления.

О  наличии  у  учащихся  вычислительной  культуры  можно  судить  по  их  умению  производить  устные  и  письменные вычисления,  рационально  организовывать  ход  вычислений,  убеждать  в  правильности  полученных  результатов.

В  зависимости  от  сложности  задания  на  практике  используются  три  вида  вычисления:  письменное,  устное  и  письменное  с  промежуточными  устными  вычислениями.

Очень  важно  владение  некоторыми  вычислительными  умениями  доводить  до  навыка.

Вычислительные  навыки  отличаются  от   умений  тем,  что  выполняются  почти  бесконтрольно.

Вычислять  быстрее,  подчас  на  ходу  - это  требование  времени.  Без  вычислений  не  обойтись  и  во  время  учебы  в  школе,  и  в  повседневной  жизни.  Этим  объясняется  стремительное  развитие  удобных  калькуляторов,  но  он  не  всегда  имеется  под  рукой,  и  бывает  достаточно  определить  лишь  примерный  результат.

Однако  результаты  проверки  знаний          учащихся  проводимых  Центром  оценки  качества  образования  ИСМО  РАО  в  различных  регионах  нашей  страны,  не  радуют:

-  почти  четверть  детей,  окончивших  начальную  школу,  ошибаются  при  вычислении  значений  числовых  выражений;

около  40%  шестиклассников  не  могут  округлять  натуральные  числа  и  десятичные  дроби;

почти  30%  семиклассников  неправильно  определяют  наименьшее  среди  данных  дробей.

Все  это  говорит  о  том,  как  важно  в  процессе  обучения  математики  в  5-6  классах  формировать,  а  в  7-9  классах  развивать  у  учащихся:

-  опыт  и  сноровку  в  простых  вычислениях  наряду  с  отработкой  навыков  письменных  и  инструментальных  вычислений,  умение  выбрать  наиболее  подходящий  способ  получения  результата;

-  умение  пользоваться  приемами  проверки  и  интерпретации  ответа;

-  предвидение возможностей  использования  математических  знаний  для  рациональных  вычислений.

Нельзя  не  заметить,  что  обучение  вычислениям  вносит  специфический  вклад  в  развитие  основных  психических  функций  учащихся,  способствуя  развитию  речи,  внимания,  памяти.

Вот  основные  вычисления  и  навыки  по  каждой  параллели:

5 класс

У  учащихся  необходимо  закреплять  умение  выполнять  все  арифметические  действия  с  натуральными  многозначными  числами.  Учащиеся  должны  уметь  выполнять  основные  действия  с  десятичными  дробями;  применять  законы  сложения  и  умножения  к  упрощению  выражений;  использовать  признаки  делимости  на  10, 2, 5  и  3;  округлять  числа  до  любого  разряда;  определять  порядок  действий  при  вычислении  значения  выражения.

6  класс

У  учащихся  необходимо  закрепить  умение  находить  числовое  выражение выражения  с  использованием  всех  действий  с  десятичными  дробями.  В  процессе  изучения  нового  материала  учащиеся  должны  уметь выполнять   сложение  и  вычитание  обыкновенных  дробей  с  разными  знаменателями,  умножение  и  деление  дробей,  совместные  действия  над  обыкновенными  и  десятичными  дробями,  применять  переместительный  и  сочетательный  законы  сложения  к  упрощению  вычислений  с  дробями,  использовать  распределительный  закон  умножения,  выполнять  действия  с  положительными  и  отрицательными  числами.

7  класс

Вычислительная  техника  школьников  совершенствуется  при  выполнении  тождественных  преобразований  над  степенями  с  натуральным  показателем,  с  одночленами  и  многочленами,  при  использовании  тождеств  сокращенного  умножения.

8  класс

При  изучении  тем  «Рациональные  дроби»,  «Неравенства»,  «Квадратные  корни  и  квадратные  уравнения»  широко  используются  умения  учащихся  выполнять  действия  с  дробными  числами  в  процессе  нахождения  числовых  значений  рациональных  выражений;  преобразования  выражений,  содержащих  степени  с  целыми  показателями,  решения  неравенств,  вычисления  квадратных  корней.

9  класс

В  процессе  изучения  тем  «Квадратные  уравнения»,  «Уравнения  и  неравенства  с  двумя  переменными»,  «Системы  уравнений и  неравенств»,  «Степень  с  рациональным  показателем»  девятиклассники  должны  свободно  владеть  навыками  действий  с  рациональными  числами.

Организация  устных  вычислений  в  методическом  отношении  представляет  собой  большую  ценность.  Устные  упражнения  используются  как  подготовительная   ступень  при  объяснении  нового  материала,  как  иллюстрация  изучаемых  правил,  законов,  а  также  для  закрепления  и  повторения  материала.

В устном  счете  развивается  память  учащегося,  быстрота  реакции,  воспитывается  умение  сосредотачиваться,  наблюдать,  проявляется  инициатива  учащихся,  потребность  к  самоконтролю,  повышается  культура вычислений.

Уже  в  течение  недели работы  с  карточками  учитель  может  сделать  выводы  об  уровне  вычислительных  навыков  у  учащихся.  Здесь  важно  не  пропустить  момент  и  как  можно  раньше  пригласить  в  школу  родителей  тех  учащихся,  которые  считают  слабо.  При  беседе  с  родителями  надо  убедить  и  ученика  и  его  родителей  в  том,  что  для  ликвидации  пробелов  в  знаниях  необходима  ежедневная  работа.  Поэтому  при  подготовке  домашнего  задания  родителям  надо контролировать  устную работу  дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-повествования " С нами не соскучишься" (учебник М.М.Разумовской, 6 класс)

Подготовка к написанию сочинения-повествования с использованием приёмов технологии развития критического мышления....

КВН «Путешествуйте с нами по Африке»

Козлова Т.Н. КВН «Путешествуйте с нами по Африке» Раздел: Внеклассная работа. Преподавание географии. Использование разнообразных игровых форм и методов работы на уроке и во внеклассной деятельно...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

Химия рядом с нами ( курсы по выбору)

Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....

Химия рядом с нами ( курсы по выбору)

Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....

Классный час 8-9класс " Между нами девочками ( Между нами мальчиками)" по профилактике ранней беременности

Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.Воспитывая девочку, мы растим нацию.В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ра...