Типология туризма во взаимосвязи с физической культурой при подготовке "олимпиадников"
статья по теме

Ильин Олег Игоревич

Типология туризма во взаимосвязи с физической культурой при подготовке "олимпиадников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типология туризма во взаимосвязи с физической культурой

В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее понятие туризма:

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания (Федотов Ю.Н., 2008).  

По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства на срок более 24 часов с любой целью, кроме деятельности, оплачиваемой в месте временного проживания, например, в случае выполнения какой-либо работы. В таком понимании туризма ярко выражен экономический подход, согласно которому турист в месте временного проживания является потребителем определенных услуг (жилье, питание, транспорт, экскурсии, отдых и т.п.), а не производителем какого-либо продукта.

В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается уточнение целей временных выездов. Эти цели определяются, как оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные и другие. В целом определение туризма, данное в законе Российской Федерации, соответствует определениям Организации Объединенных Наций и Всемирной туристкой организации.

Изучением типологии туризма, как многогранного явления, занимались многие исследователи. Наиболее полно типология туризма представлена в работах (Биржаков М.Б, 2000; Горелов, А.А. 2004; Евсеев, С.П. 1999; Таймазов, В.А. 2004; Федотов Ю.Н., 2008). Из этих работ следует,  что спортивно-оздоровительный туризм (СОТ) представляет собой группу различных типов, видов и форм туризма, объединенных мотивами занятий, характером маршрута и организационными формами.

Мотивами занятий СОТ являются и оздоровительные формы активного отдыха, и экстремальные туристские походы и путешествия, и спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий природной среды в любых условиях от комфортных до экстремальных. По характеру маршрута это могут быть и пешеходные, и водные, и велосипедные, и лыжные, и другие виды туристских походов и путешествий, включенные и не включенные в Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК).

Социальную значимость спортивно-оздоровительного туризма можно обозначить цифрами развития массовости спортивного туризма, как вида спорта, где учет категорийных (многодневных) туристских походов и путешествий ведется на основании документальных данных. Из этих данных следует, что в России сотни тысяч человек регулярно занимаются туризмом спортивным. По экспертным оценкам спортивно-оздоровительным туризмом занимаются миллионы человек, включая в это число школьный и студенческий туризм (Таймазов В.А., 2004).

В концепции развития спортивно-оздоровительного туризма Российской Федерации отмечается, что важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие спортивно-оздоровительного туризма в России. Спортивно-оздоровительный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебно-воспитательную, оздоровительную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание.

В работе (Федотов Ю.Н., 2008) рассмотрена взаимосвязь физической культуры, спорта и туризма и дана наиболее полная характеристика спортивно-оздоровительного туризма:

«Рассматривая систему физической культуры, спорта и туризма, можно выделить три определяющие эту систему подсистемы:

1. Физическая культура рассматривается нами как системообразующая многокомпонентная подсистема. Физическая культура частично включает в себя подсистемы спорта и туризма в том случае, если они обладают характеристиками компонентов физической культуры.

  1.  Спорт - подсистема, в основном включенная в физическую культуру,
    но имеющая определенную часть, не относящуюся ни к физической
    культуре, ни к туризму. Эта часть подсистемы спорта имеет специфическую для спорта соревновательную функцию, но не может по разным причинам относиться к физической культуре или туризму.
  2.  Туризм - многокомпонентная подсистема, частично включенная в физическую культуру и спорт в форме активного туризма, имеющего определенную физическую нагрузку на организм человека. Эта подсистема имеет специфическую для туризма функцию путешествий, но не всегда соответствует основным функциям физической культуры и спорта.

Спортивно-оздоровительный туризм в равной степени относится к трем подсистемам, являясь видом спорта, видом рекреационной деятельности и разновидностью туризма.

В системе физической культуры спортивно-оздоровительный туризм долгое время отождествлялся с упражнениями рекреационного характера, практически отсутствовали разработки, посвященные исследованию спортивно-оздоровительного туризма как вида деятельности, вида спорта, части экономики физической культуры, спорта и туризма. В теории физической культуры туризм относят к ее фоновым видам, в частности к рекреативной физической культуре, представленной в режиме расширенною отдыха. В этой связи следует отметить многообразие активного туризма, к которому относятся рекреационный и спортивный туризм. Однако это разные типы туризма по целевой функции, мотивам и результатам занятий. В публикации (Пасечный П.С., 1986) спортивный туризм относят к циклическим видам спорт, предполагая сходства со спортивной ходьбой и греблей, что неверно в своей основе, так как при этом не учитывается многообразие видов туризма и видов естественных препятствий в спортивных туристских походах и соревнованиях по туристскому многоборью.

В спортивно-оздоровительном туризме достаточно эффективно реализуются не только специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.  Спортивно-оздоровительный  туризм  имеет   большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Спортивно-оздоровительный  туризм оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слеты, соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.

Все виды воспитания в туризме реализуются комплексно, в естественных условиях, без акцентирования внимания туристов на воспитательных задачах спортивно-оздоровительного туризма. Эту естественность воспитательного процесса в спортивно-оздоровительном туризме можно проиллюстрировать на примере любого туристского похода: передвижения с рюкзаком и преодоления естественных препятствий - физическое воспитание; красота окружающей природы - эстетическое воспитание; установка бивака и приготовление пищи, умение выполнять разнообразную работу на биваке - трудовое воспитание; взаимоотношения участников похода, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности - морально-нравственное воспитание; знакомство с природными богатствами своей страны, с ее историческими и культурными памятниками - патриотическое воспитание. Оздоровительное, культурно-познавательное и воспитательное значение спортивно-оздоровительного туризма трудно переоценить.

Спортивно-оздоровительный туризм делится на типы, виды и формы (Квартальнов В.А. , 2000).

Типы туризма выделяются по целевой функции, мотивам и результатам занятий. Основные типы спортивно-оздоровительного туризма: спортивный, рекреационный, реабилитационный, профессионально-прикладной, учебный, культурно-познавательный, культурно-развлекательный, экскурсионный, краеведческий, приключенческий.

Основные виды туризма, включенные в ЕВСК: пешеходный, лыжный, горный, водный (плоты, гребные суда), велосипедный, авто-мото, спелео, парусный (разборные суда), конный.

Характерные отличительные признаки образуют различные формы туризма. К таким признакам относятся: уровень доступности и социальной значимости туризма, место занятий туризмом, организационные основы туризма, туристская программа, физическая нагрузка на маршруте, сезонность туристских маршрутов, состав участников.

Основные формы туризма: детско-юношеский, студенческий, семейный, самодеятельный, планово-путевочный, ближний, дальний, летний, зимний, внутренний, международный, пассивный и активный (по физической нагрузке).

Понимание значения спортивно-оздоровительного туризма с социальной точки зрения вырабатывалось десятилетиями и в настоящее время связывается: с эффективным средством жизнеобеспечения человека в природных условиях, оздоровления, физического и духовного развития человека; с эстетическим и морально-волевым воспитанием; с познанием истории и современности, культур и обычаев местного населения, с бережным отношением к природе и уважением национальных традиций. В спортивном туризме достаточно хорошо развита нормативная база, связанная с организацией и проведением спортивных походов, туристских соревнований и других мероприятий (Квартальнов В.А., 2000)..

Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием, в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2 тыс. дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В настоящее время в туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тыс. детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1,5 млн. детей.

Реализация концепции развития физической культуры, спорта и туризма, утвержденная Правительством Российской Федерации 16.06.2002, предусматривает внедрение спортивно-оздоровительного туризма в систему непрерывного образования (в рамках общего, среднего и высшего образования) в спортивных лагерях, на базах рекреационного типа, учреждениях санаторно-курортного комплекса, на предприятиях и организациях по месту жительства населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь предмета «Физическая культура» с образовательными дисциплинами.

Для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздел...

Взаимосвязь предмета «Физическая культура» с образовательными дисциплинами.

Для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздел...

Взаимосвязь предмета «Физическая культура» с образовательными дисциплинами.

Для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздел...

Презентация "Взаимосвязь уроков физической культуры с другими уроками."

В презентации говорится об интегрированных уроках. Даны виды заданий. Раскрыто задание  к уроку по волейболу ( связь с математикой)....

Взаимосвязь предметов ОБЖ и Физическая культура.

Самая большая проблема России - дефицит образовательных моделей, способных работать при современных условиях. К сожалению, человечество не гарантировано сегодня с различными чрезвычайными ситуациями. ...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...