Главные вкладки

    Доклад Использование современных образовательных технологий в воспитательной работе
    учебно-методический материал на тему

    Доклад

    Использование современных образовательных технологий в воспитательной работе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc264 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Республики Марий Эл «Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Доклад

    Использование современных образовательных технологий в воспитательной работе

    Воспитатель Гайсина О.И.

    Новые образовательные технологии

    • Педагогическая технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов.
    • Фактически педагогическая технология внедряет системный метод сознания с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия.
    • совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т. Лихачев).
    • «Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (В.М. Шепель).

    В книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описаны 50 педагогических технологий, и среди них:

    • педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили).
    • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии;)
    • альтернативные технологии (технологии свободного труда – Селестен Френе);
    • природосообразные технологии (технологии саморазвития – Мария Монтессори);
    • технологии развивающего обучения (технологии саморазвивающего обучения) – Г.К. Селевко и педагогические технологии авторских школ.

    Технология объяснительно-иллюстрированного обучения

    • суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

    Технология личностно-ориентированного обучения

    • направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).

    Технология развивающего обучения

    • Развивающее обучение – это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека:
    • актуализация ранее усвоенных знаний
    • выдвижение гипотезы
    • разработка оригинального плана решения задачи
    • способ самостоятельной проверки.
    • Развивающее обучение вовлекает учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого воображения, мышления, памяти, речи.

    Технология развивающего обучения

    • в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

    Группа личностно-ориентированных технологий

    Технология формирования приемов учебной работы

    • Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы  многих учителей нашей школы.

    Технология дифференцированного обучения

    • При ее применении можно поделить учащихся класса на условные группы. При формировании групп учитывать  личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Создать  разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения.

    Технология учебно-игровой деятельности

    • Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и педагог. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

    Психолого-педагогические технологии

    • Психокоррекционные  игры
    • Развивать познавательные процессы мне помогают следующие игры: «Слушай звуки!», «Слушай хлопки!», «Канон», «Пишущая машинка» и др. Цель этих игр: развитие внимания.
    • Для развития памяти, наблюдательности, восприятия можно применить следующие игры: «Запомни позу», «Слушай и исполняй!», «Художник», «Кто что сделал?», «Тень» и др.

    Проблемное обучение

    • – это решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Суть – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.
    • Проблемный метод предполагает шаги:
    • проблемная ситуация
    • проблемная задача
    • модель поисков решения

    Деятельностный подход

    • Основная идея состоит  в такой организации обучения, когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем, а «открывает» новое знание в процессе своей собственной деятельности. Обучение обеспечивающее включение в учебно-познавательную деятельность, называют деятельностным подходом.

    Основные этапы деятельностного метода

    Компьютерные технологии

    • Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к  предмету, способствует развитию творческих  способностей, усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления

    Практическая часть

    • Подбор дидактических игр для обучения умственно отсталых школьников математике провожу с соответствии с программными требованиями. Каждая игра направлена на решение учебной задачи. При подборе игр учитываю так же особенности участия в дидактической игре школьников, возможности участия в игре, интерес.
    • Дети очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется только тогда, когда все понятно и доступно. И игры помогают в этом. Учащихся коррекционной школы в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками, ярким материалом. Учитывая все это, начиная с первых дней ребенка в школе, необходимо включать в занятия различные дидактические игры.

    На занятиях  для формирования понятий «один – много», «большой – маленький», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий» и др.  применять игры:

    • «Расставь матрешек по росту» (дидактический материал – кукла-матрешка);
    • «Разложи кольца» (дидактический материал – башенка из колец);
    • «Угадай, что спрятано в мешочке» (дидактический материал – геометрические фигуры или тела);
    • «Кто куда хочет пойти и кто что хочет найти?» (дидактический материал – игрушки);
    • «Сделай лесенку»;
    • «Расставь палочки»;
    • «Подбери нужную карточку»;
    • С большим интересом учащиеся 1 класса принимают игры «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа». В этих играх учащиеся играют определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией, они незаметно для себя  решают учебные задачи.

    У детей с ОВЗ появляется тяга к играм на соревнование. Большой популярностью пользуются игры «Лучший счетчик класса», «Кто вернее и быстрее?», «Кто первый догонит пилота?», «Какая команда лучше?»

    С интересом учащиеся  воспринимают игры «Математическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел, Например «Какое  число я загадала?», «Какой ответ должен получиться?»,  при выборе игр  учитываю, чтобы задание было посильным всем учащимся и служило максимальной активизации мыслительной деятельности.  

    Приведу примеры дидактических игр на смекалку.

    • Лучший счетчик класса».
    • На доске написано 6 – 10 примеров для устного счета. Два ученика становятся спиной к  доске.  Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партами, устно решают его. Один из учеников называет ответ. С разрешения учителя оба школьника, стоящие у доски, одновременно поворачиваются лицом к написанным примерам и находят тот пример, ответ которого был назван. Выигрывает тот ученик, который первый указал правильный ответ .

    Методика развития воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья (практическая часть).

        Некоторые виды работ из разных материалов, доступны для выполнения детьми. 

    •  Мозаика из зёрен кукурузы, яичной скорлупы, каменной крошки. 

          Выполнение мозаичных работ предусматривается программой по конструированию в начальных классах. Поэтому дети уже имеют навыки работы с мозаикой. Вместе с тем, необычность и новизна предлагаемых материалов для мозаики активизируют воображение учащихся, направляя их на поиски способов решения замысла. Задача заключается в том, чтобы ознакомить учащихся с различными приёмами использования этих материалов.

    • Поделки могут изготавливаться учащимися по прочитанному рассказу или по словесному описанию, данному учителем; на основе просмотренных слайдов, фото- и видеоизображений. Дети могут расспрашивать учителя или своего товарища о будущем изделии.
    •   Часть поделок изготавливается по представлению, причём их выполнению предшествует проведение развёрнутой беседы учителя с учениками с целью актуализации у них наглядно – образных представлений о тех или иных объектах действительности.
    • Обыгрывание ситуаций.Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения). 
    • Ежик и бычок

    Встретил ежика бычок

    И лизнул его в бочок.

    Но, лизнув его, бычок

    Уколол свой язычок.

    А колючий еж смеется:

    "В рот не суй что попадется!"

    (А. Воронько) 

    • Тема "Дикие животные"

    Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

         Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

    Использование современных образовательных технологий, том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

    Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Поэтому овладение те...

    Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

    В основе преподавания английского языка, я использую педагогическую технологию  «Метод проектов». Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процес...

    Доклад "Использование современных образовательных технологий как необходимое условие повышения качества обучения"

    Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.Основные методы соврем...

    Доклад на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА".

    Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы концертмейстера–профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпани...

    Использование современных образовательных технологий. Из опыта работы

    Моя образовательная деятельность представляет собой систему, в которой в комплексе применяются разные технологии и методы....