Говорим и пишем правильно
рабочая программа на тему

Некрасова Кира Александровна

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения учащихся с системным недоразвитием речи грамоте. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nekrasova.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Говорим и пишем правильно» модифицированная, на основе учебной программы по курсу «Коррекция нарушений письменной речи» для учащихся 2-го класса Козыревой Н.Л., а также методики Ястребовой А.В. «Коррекция нарушения речи учащихся общеобразовательной школы», и Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. «Обучаем читать и писать без ошибок».

Общая характеристика

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частной причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения.

    Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения учащихся с системным недоразвитием речи грамоте. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

   Анализ проблемы нарушений чтения и письма основывается на понимании их причин. В чем они заключаются?

    В логопедии существует на этот счет такая точка зрения: данные нарушения возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка – фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

   Наиболее часто встречающиеся нарушения письменной речи:

  • Несформированность звуковой стороны речи;
  • Незаконченность формирования фонематического восприятия;
  • Бедность словарного запаса;
  • Нарушения в грамматическом  оформлении речи;
  • Ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
  • Неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений и  несуществующие;
  • Низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделить существенный признак предметов и явлений;
  • Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

    Овладение письмом и чтением учащихся с недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

     Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее.   Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Цель программы является целенаправленная  логопедическая работа с группой детей, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  1. Обучающие:
  • формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между  буквами и звуками в слове;
  • научить дифференциации смешиваемых на письме букв, обозначающих близких по акустико-артикуляционным свойствам звуков в словах и предложениях.
  1. Развивающие:
  • расширить объем зрительной памяти;
  • формировать и развивать зрительное восприятие и представление;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • обогащать словарный запас и накопление представлений об окружающем мире;
  • уточнить и обобщить сведения о звукобуквенном составе русского языка;
  • формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
  • развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению;
  • формировать полноценные учебные умения;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к родному языку;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Принципы реализации программы:

  • принцип наглядности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип научности;
  • учёт индивидуальных особенностей;
  • принцип результативности;
  • принцип актуальности.

В данной программе представлен подробный годовой план работы с группой учащихся 2 классов. Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Особенности класса, в котором будет реализована данная программа: сборная группа из вторых классов количеством 15-20 человек.

Характеристика группы

В группе собраны дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2-5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах норы или недостаточно внятными («смазанными»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас без грубых нарушению У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях ложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности .

1.Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно в области языковых явлений.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области словесного материала.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности ;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирования деятельности; умение работать в определенном темпе).

                Основные направления коррекционной работы:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза.

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. В ходе развития слогового анализа и синтеза, важно учитывать  поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи.

  1. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  2. Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, а также к способности распределению и переключению внимания).
  3. Формирование связной речи. Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому),

  составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картине).

  1. Совершенствование пространственно- временных ориентировок Ориентировки на собственном теле, дифференциации правых и левых его частей
  2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа  пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки.
  3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии. Проводить профилактическую работу по предупреждению дислексии и дисграфии (необходимо узнавать, какую букву написали в воздухе, узнать букву на ощупь).
  4. Слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно».

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» являются:

  • приобретение детьми готовности и способности к саморазвитию;

Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» является сформированность у детей учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться.

Регулятивные УУД:

  • рассказывать о правилах действия в игре;
  • осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану;
  • различать разные способы выполнения действия;
  • выполнять элементарные алгоритмы;
  • видеть ошибку и исправлять её самостоятельно, сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
  • сравнивать свои цели действий с другими;
  • обсуждать под руководством учителя-логопеда успешность или неуспешность своих действий.

Познавательные УУД:

  • ориетнироваться в различных источниках информации (различные словари и справочники по русскому языку);
  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы детей и учителя-логопеда.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или связного текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в группе.

Содержание программы

Раздел

Количество занятий

Содержание занятий

Формирование УУД

Формы работы

1. Звукобуквенный анализ и синтез слов

5

Знакомство детей с понятием «звук и буква». Выделение звука в слове, предыдущий или последующий звук, порядок звуков в слове, отличие по звуковому составу слова-паронимы.

Осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда, по заданному образцу или плану;

различать разные способы выполнения действия.

игры, презентации, игра-соревнование «Звуки и буквы»

2. Слоговой анализ и синтез слов

4

Выделение первого слога в слове. Знакомство детей со слогообразующей ролью гласных

Выполнять элементарные алгоритмы;

видеть ошибку и исправлять её самостоятельно, сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

сравнивать свои цели действий с другими.

Игры, презентации

3. Ударение

6

Выделение ударного звука в словах любой слоговой сложности, четкое определение ударных и безударных гласных, практически убедиться в том, что ударение может перемещаться с одного звука на другой с изменением формы слова.

Видеть ошибку и исправлять её самостоятельно, сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

сравнивать свои цели действий с другими;

обсуждать под руководством учителя-логопеда успешность или неуспешность своих действий.

Игра «Найди ошибку и исправь её». Графический диктант.

4. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

6

Обучение  дифференциации на слух твердых и мягких фонем, правильно артикулировать их.

Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или связного текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе.

Работа по дидактическому материалу «Тайна твёрдых и мягких согласных», использование цветных схем. Зрительно-слуховой диктант. Игра «Умники и умницы»

5. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы

8

Обучение дифференциации на слух особенности в звучании звонких и глухих согласных. Уметь правильно писать слова со звонкими и глухими согласными звуками и буквами.

Ориентироваться в различных источниках информации (различные словари и справочники по русскому языку);

находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы детей и учителя-логопеда.

Работа по дидактическому материалу «Различаем глухие и звонкие согласные»

6. Свистящие и шипящие звуки

2

Обучение дифференциации на слух особенности в звучании свистящих и шипящих согласных. Уметь правильно писать слова с шипящими и свистящими согласными звуками и буквами.

Задавать вопросы; уметь работать по предложенному плану; уметь в рамках совместной деятельности слушать других.

Работа по дидактическому материалу «И шипящие, и свистящие, и самые звонкие».

7. Аффрикаты

3

Обучение дифференциации на слух особенности в звучании аффрикатов. Уметь правильно писать слова с аффрикатами.

Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или связного текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе.

Игра-соревнование команд «Дружные звуки»

              Тематическое планирование

п\п

Раздел

Тема

Дата

I

Звукобуквенный анализ и синтез

1

Выделение первого звука в слове

08.09.2015

2

Выделение последнего звука в слове

15.09.2015

3

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

22.09.2015

4

Определение количества звуков в слове

29.09.20.15

5

Игра-соревнование команд «Звуки и буквы»

06.10.2015

II

Слоговой анализ и синтез слова

6

Выделение первого слога в слове

13.10.2015

7

Слогообразующая роль гласных звуков

20.10.2015

8

Определение количества слогов в слове

27.10.2015

9

Деление слов на слоги

03.11.2015

III

Ударение

10

Ударение в двусложных словах

10.11.2015

11

Ударение в трехсложных словах

17.11.2015

12

Орфоэпические нормы постановки ударения

24.11.2015

13

Графический диктант

01.12.2015

14

Игра «Умники и умницы»

08.12.2015

15

Игра «Кроссворд»

15.12.2015

16

Интерактивная речевая игра «Ударение»

22.12.2015

IV

Твердые и мягкие

согласные звуки и буквы

17

Различение на письме букв А-Я после согласных

12.01.2016

18

Различение на письме букв У-Ю после согласных

19.01.2016

19

Различение на письме букв Ы-И после согласных

26.01.2016

20

Непарные твердые согласные

Ш, Ж

02.02.2016

21

Непарные мягкие согласные

Щ, Ч, Й

09.02.2016

Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

22

Звуки и буквы П-Б

16.02.2016

23

Звуки и буквы Т-Д

23.02.2016

24

Звуки и буквы К-Г

01.03.2016

25

Звуки и буквы В-Ф

08.03.2016

26

Звуки и буквы С-З

15.03.2016

27

Звуки и буквы Ш-Ж

22.03.2016

28

Непарные звонкие согласные

 Х, Ц, Ч,Щ

29.03.2016

29

Непарные звонкие Л, Й, М, Н

05.04.2016

VI

Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

30

Звуки и буквы С-Ш

12.04.2016

31

Звуки и буквы З-Ж

19.04.2016

VII

Аффрикаты

32

Звуки и буквы С-Ц

26.04.2016

33

Звуки и буквы Ц-Ч

03.05.2016

34

Игра-соревнование команд «Дружные звуки»

10.05.2016

35

Праздник чистой речи.

17.05.2016

Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение

Литература

1. Аксенова А.К.,  Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. – 68с.

2. Волкова Л.С., Шаховская  С.Н. Логопедия. – М.: Просвещение, 1998. - 68с.

3. Выготский  Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. – М.: Просвещение, 1984. – т.4 – 318с.

4 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной  речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1992. -76с.

5. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.

            7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших                 школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 32с.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

9. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.- М.: Гном, 2007.

           10. Садовникова  И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

Литература для детей

  1. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки. – М.: Просвещение,2000.
  2. Резниченко Т.С. Говори правильно звуки, слова, фразы, речь. М.: Владос, 2000.

Методические пособия и дидактические материалы

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.. - Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.: ил.
  2. Гавришева Л.Б. Логопедические запевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. – М.: Просвещение,2000.
  6. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М.: Просвещение, 1998.
  8. Набор предметных картинок.
  9. Компьютер.
  10. Аудиоколонка.
  11. Медиапроектор.
  12. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картинок.
  13. Интерактивные речевые игры. Издательство «Учитель».

Планируемые результаты

В результате изучения «Говорим и пишем правильно» обучающийся должен знать/ понимать

  • правильно и чётко произносить все звуки речи;
  • различать  как далеких, так и близких пар фонем;
  • словоизменять различные части речи, используя предлоги;
  • словарный запас, который должен включать в себя слова различных частей речи;
  • составлять высказывания об окружающем мире;
  • осуществлять  элементарные логические обобщения в пределах родовидовых  отношений;
  • составлять самостоятельный рассказ, а также рассказ по картине;
  • самостоятельно пересказывать  текст полными развернутыми предложениями.
  • использовать приобретённые навыки для:

- организации самостоятельной учебной деятельности;

- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития логопедического пункта "Говорим и пишем правильно"

Данная программа направлена на коррекцию недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов в рамках школьного логопункта. Содержит подробные рекомендации по организации и проведению ло...

ЭЛЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 68 часов. При существующем распределении часов в Базисном учебном плане в количестве 1 часа в неделю, можно было качественно по...

Спецкурс по русскому языку для 9 класса "Говорим и пишем правильно"

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов ...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Говорим и пишем правильно"

    Рабочая программа элективного курса  «Говорим и пишем правильно» для 9 класса является авторской.  Программа  составлена на основе ФГОС, Примерной программы п...

Элективный курс по русскому языку "Говорим и пишем правильно"

Представленный курс по русскому языку предназначен для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ...