О сохранении и укреплении здоровья в образовательном процессе
статья на тему

Статья посвящена  сохранению и укреплению здоровья, проблемам компетентности педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О  сохранении и укреплении здоровья

в образовательном процессе

      Нефедова Валентина Ивановна

учитель математики

Разинкова Наталия Сергеевна

учитель математики

Теплова Марина Евгеньевна

учитель физики

                                                                                                     МАОУ «СОШ № 40»

г. Старый Оскол, Россия

Аннотация

 Статья посвящена проблемам компетентности педагогов в  вопросах  применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания 

Ключевые слова: компетентность, технологии сохранения и укрепления здоровья, культура здоровья.

        В условиях глобальных изменений в социально-экономической структуре,  а также резкого ухудшения экологической ситуации в сране стратегической целью нашего государства  является обеспечение устойчивого развития, сохранения  и повышения здоровьеобеспечения обучающихся. Здоровье выступает  как одна из важнейших  целей в процессе получения образования, поэтому  необходимо рассматривать фактор здоровья, поверяя им все стороны жизни ребенка.

Исходя из этого, педагог обязан содействовать сохранению здоровья каждого школьника, сформировать у него представления об ответственности за собственное здоровье  и здоровье окружающих, обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

 Известно, что большую часть времени учащиеся проводят  в школе,  поэтому  именно  школа  в значительной мере  ответственна за жизнь и здоровье своих учеников. Необходимо не только  обучать и воспитывать, но и сохранить и укрепить здоровье  учащихся, ведь социальный заказ государства -  это воспитание физически и психически здорового гражданина с активной жизненной позицией.  Обеспечение  здоровьесберегающего  образовательного процесса становится первостепенной задачей школы.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют основу здоровьесберегающих технологий. Показателями рациональной организации  учебного процесса являются: объем учебной нагрузки- количество уроков и их продолжительность, включая  затраты времени на выполнение  домашних заданий, нагрузка от дополнительных занятий в школе, индивидуальных занятий, занятий по выбору, уроки физической культуры, спортивные мероприятия. Основное внимание уделяется рационально составленному расписанию занятий. При этом учитывается работоспособность учащихся на протяжении учебного дня и недели. Используется ранговая шкала трудности предметов (Сивков, 1988).

Немаловажную роль играет рациональная организация урока, что способствует активизации умственной деятельности и как следствие  -повышению качества образования. При этом учитывается разнообразие видов учебной деятельности.  Это : письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, использование наглядных пособий, технических средств обучения, ролевые игры . Введение физкультминуток, элементов подвижности, например, «Угадай, что бы это значило?», «Собери формулы по периметру кабинета», «Выполни с завязанными глазами», «Представь себе…», «Чья команда быстрее!», «Найди ответ на доске…», и т.п.существенно оживляют учебный процесс, снимают психический стресс, усиливают  эмоциональный настрой учащихся, улучшают  психологический климат урока.

Большое значение для сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни  имеют  уроки  «Основы  безопасности  жизнедеятельности», введение таких курсов, как  «Беседы на классных часах»,  «Охрана труда»,  «Правила дорожного движения, «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах».

         Здесь  рассматриваются следующие темы: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (временные и постоянные зубы, прикус и вредные привычки,  нарушающие его,  режим дня, способы «пассивной»  защиты от болезней: мытье рук, ношение маски, представление об иммунитете),   Учащиеся составляют режим питания,  в котором учитываются сведения  об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, обработка продуктов перед употреблением, хранение.  Изучают основы личной  безопасности: безопасное поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм. Знакомятся с  элементарными  правилами  безопасности:   поведение на дорогах,  бытовой и уличный травматизм. Школьники  изучают   элементарные правила безопасности при катании на велосипеде, роликах, оказание первой помощи при простых травмах), рассматривают  поведение в экстремальных ситуациях (при пожаре, затоплении, разрушении, преодоление стресса), затрагивают вопросы  предупреждения  употребления психоактивных веществ:  «легальных» (алкоголь и табак) и «нелегальных» (наркотиков).

История распространения  психоактивных  веществ; жизненный стиль человека, зависимого от них. Ложные представления о допустимости употребления, слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению, защитить себя и других в ситуациях употребления психоактивных веществ?  Эти вопросы  рассматриваются также и на  на классных часах, родительских собраниях,  семинарах, диспутах, беседах,  на уроках истории, химии, биологии и т.д.. У школьного учителя слишком мало времени для изучения специальной литературы, но без специальной подготовки и знания  основ здоровьесберегающих  технологий   работа по здоровьесбережению не имеет смысла. Поэтому процесс воспитания культуры здоровья школьников предусматривает наличие  компетентного преподавателя, обладающего высоким уровнем культуры здоровья как важной составляющей его общей и профессиональной культуры.

 Учитывая, что в школах классные руководители выполняют  воспитательные функции, целесообразно говорить  и о воспитании культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя. Необходимо отметить, что основной целью образования, ориентированного на здоровьесбережение подрастающего поколения, является формирование культуры здоровья, а одной из важнейших задач - воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни,  признание здоровья высшей ценностью смысла человеческого бытия, ответственности за его сохранение и развитие, без которых человек не сможет состояться и реализоваться.

Литература

  1. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей.-СПБ: Питер, 2000.- 304 с.
  2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.:АРКТИ, 2006
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –М., 1974.



Предварительный просмотр:

О  сохранении и укреплении здоровья

в образовательном процессе

      Нефедова Валентина Ивановна

учитель математики

Разинкова Наталия Сергеевна

учитель математики

Теплова Марина Евгеньевна

учитель физики

                                                                                                     МАОУ «СОШ № 40»

г. Старый Оскол, Россия

Аннотация

 Статья посвящена проблемам компетентности педагогов в  вопросах  применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания 

Ключевые слова: компетентность, технологии сохранения и укрепления здоровья, культура здоровья.

        В условиях глобальных изменений в социально-экономической структуре,  а также резкого ухудшения экологической ситуации в сране стратегической целью нашего государства  является обеспечение устойчивого развития, сохранения  и повышения здоровьеобеспечения обучающихся. Здоровье выступает  как одна из важнейших  целей в процессе получения образования, поэтому  необходимо рассматривать фактор здоровья, поверяя им все стороны жизни ребенка.

Исходя из этого, педагог обязан содействовать сохранению здоровья каждого школьника, сформировать у него представления об ответственности за собственное здоровье  и здоровье окружающих, обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

 Известно, что большую часть времени учащиеся проводят  в школе,  поэтому  именно  школа  в значительной мере  ответственна за жизнь и здоровье своих учеников. Необходимо не только  обучать и воспитывать, но и сохранить и укрепить здоровье  учащихся, ведь социальный заказ государства -  это воспитание физически и психически здорового гражданина с активной жизненной позицией.  Обеспечение  здоровьесберегающего  образовательного процесса становится первостепенной задачей школы.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют основу здоровьесберегающих технологий. Показателями рациональной организации  учебного процесса являются: объем учебной нагрузки- количество уроков и их продолжительность, включая  затраты времени на выполнение  домашних заданий, нагрузка от дополнительных занятий в школе, индивидуальных занятий, занятий по выбору, уроки физической культуры, спортивные мероприятия. Основное внимание уделяется рационально составленному расписанию занятий. При этом учитывается работоспособность учащихся на протяжении учебного дня и недели. Используется ранговая шкала трудности предметов (Сивков, 1988).

Немаловажную роль играет рациональная организация урока, что способствует активизации умственной деятельности и как следствие  -повышению качества образования. При этом учитывается разнообразие видов учебной деятельности.  Это : письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, использование наглядных пособий, технических средств обучения, ролевые игры . Введение физкультминуток, элементов подвижности, например, «Угадай, что бы это значило?», «Собери формулы по периметру кабинета», «Выполни с завязанными глазами», «Представь себе…», «Чья команда быстрее!», «Найди ответ на доске…», и т.п.существенно оживляют учебный процесс, снимают психический стресс, усиливают  эмоциональный настрой учащихся, улучшают  психологический климат урока.

Большое значение для сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни  имеют  уроки  «Основы  безопасности  жизнедеятельности», введение таких курсов, как  «Беседы на классных часах»,  «Охрана труда»,  «Правила дорожного движения, «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах».

         Здесь  рассматриваются следующие темы: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (временные и постоянные зубы, прикус и вредные привычки,  нарушающие его,  режим дня, способы «пассивной»  защиты от болезней: мытье рук, ношение маски, представление об иммунитете),   Учащиеся составляют режим питания,  в котором учитываются сведения  об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, обработка продуктов перед употреблением, хранение.  Изучают основы личной  безопасности: безопасное поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм. Знакомятся с  элементарными  правилами  безопасности:   поведение на дорогах,  бытовой и уличный травматизм. Школьники  изучают   элементарные правила безопасности при катании на велосипеде, роликах, оказание первой помощи при простых травмах), рассматривают  поведение в экстремальных ситуациях (при пожаре, затоплении, разрушении, преодоление стресса), затрагивают вопросы  предупреждения  употребления психоактивных веществ:  «легальных» (алкоголь и табак) и «нелегальных» (наркотиков).

История распространения  психоактивных  веществ; жизненный стиль человека, зависимого от них. Ложные представления о допустимости употребления, слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению, защитить себя и других в ситуациях употребления психоактивных веществ?  Эти вопросы  рассматриваются также и на  на классных часах, родительских собраниях,  семинарах, диспутах, беседах,  на уроках истории, химии, биологии и т.д.. У школьного учителя слишком мало времени для изучения специальной литературы, но без специальной подготовки и знания  основ здоровьесберегающих  технологий   работа по здоровьесбережению не имеет смысла. Поэтому процесс воспитания культуры здоровья школьников предусматривает наличие  компетентного преподавателя, обладающего высоким уровнем культуры здоровья как важной составляющей его общей и профессиональной культуры.

 Учитывая, что в школах классные руководители выполняют  воспитательные функции, целесообразно говорить  и о воспитании культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя. Необходимо отметить, что основной целью образования, ориентированного на здоровьесбережение подрастающего поколения, является формирование культуры здоровья, а одной из важнейших задач - воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни,  признание здоровья высшей ценностью смысла человеческого бытия, ответственности за его сохранение и развитие, без которых человек не сможет состояться и реализоваться.

Литература

  1. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей.-СПБ: Питер, 2000.- 304 с.
  2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.:АРКТИ, 2006
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической по...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...