О сохранении и укреплении здоровья в образовательном процессе
статья на тему
Статья посвящена сохранению и укреплению здоровья, проблемам компетентности педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_sohranenii_i_ukreplenii_zdorovya_nefedova.docx | 20.95 КБ |
o_sohranenii_i_ukreplenii_zdorovya_nefedova.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
О сохранении и укреплении здоровья
в образовательном процессе
Нефедова Валентина Ивановна
учитель математики
Разинкова Наталия Сергеевна
учитель математики
Теплова Марина Евгеньевна
учитель физики
МАОУ «СОШ № 40»
г. Старый Оскол, Россия
Аннотация
Статья посвящена проблемам компетентности педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания
Ключевые слова: компетентность, технологии сохранения и укрепления здоровья, культура здоровья.
В условиях глобальных изменений в социально-экономической структуре, а также резкого ухудшения экологической ситуации в сране стратегической целью нашего государства является обеспечение устойчивого развития, сохранения и повышения здоровьеобеспечения обучающихся. Здоровье выступает как одна из важнейших целей в процессе получения образования, поэтому необходимо рассматривать фактор здоровья, поверяя им все стороны жизни ребенка.
Исходя из этого, педагог обязан содействовать сохранению здоровья каждого школьника, сформировать у него представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Известно, что большую часть времени учащиеся проводят в школе, поэтому именно школа в значительной мере ответственна за жизнь и здоровье своих учеников. Необходимо не только обучать и воспитывать, но и сохранить и укрепить здоровье учащихся, ведь социальный заказ государства - это воспитание физически и психически здорового гражданина с активной жизненной позицией. Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится первостепенной задачей школы.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют основу здоровьесберегающих технологий. Показателями рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки- количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий, нагрузка от дополнительных занятий в школе, индивидуальных занятий, занятий по выбору, уроки физической культуры, спортивные мероприятия. Основное внимание уделяется рационально составленному расписанию занятий. При этом учитывается работоспособность учащихся на протяжении учебного дня и недели. Используется ранговая шкала трудности предметов (Сивков, 1988).
Немаловажную роль играет рациональная организация урока, что способствует активизации умственной деятельности и как следствие -повышению качества образования. При этом учитывается разнообразие видов учебной деятельности. Это : письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, использование наглядных пособий, технических средств обучения, ролевые игры . Введение физкультминуток, элементов подвижности, например, «Угадай, что бы это значило?», «Собери формулы по периметру кабинета», «Выполни с завязанными глазами», «Представь себе…», «Чья команда быстрее!», «Найди ответ на доске…», и т.п.существенно оживляют учебный процесс, снимают психический стресс, усиливают эмоциональный настрой учащихся, улучшают психологический климат урока.
Большое значение для сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни имеют уроки «Основы безопасности жизнедеятельности», введение таких курсов, как «Беседы на классных часах», «Охрана труда», «Правила дорожного движения, «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах».
Здесь рассматриваются следующие темы: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (временные и постоянные зубы, прикус и вредные привычки, нарушающие его, режим дня, способы «пассивной» защиты от болезней: мытье рук, ношение маски, представление об иммунитете), Учащиеся составляют режим питания, в котором учитываются сведения об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, обработка продуктов перед употреблением, хранение. Изучают основы личной безопасности: безопасное поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм. Знакомятся с элементарными правилами безопасности: поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм. Школьники изучают элементарные правила безопасности при катании на велосипеде, роликах, оказание первой помощи при простых травмах), рассматривают поведение в экстремальных ситуациях (при пожаре, затоплении, разрушении, преодоление стресса), затрагивают вопросы предупреждения употребления психоактивных веществ: «легальных» (алкоголь и табак) и «нелегальных» (наркотиков).
История распространения психоактивных веществ; жизненный стиль человека, зависимого от них. Ложные представления о допустимости употребления, слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению, защитить себя и других в ситуациях употребления психоактивных веществ? Эти вопросы рассматриваются также и на на классных часах, родительских собраниях, семинарах, диспутах, беседах, на уроках истории, химии, биологии и т.д.. У школьного учителя слишком мало времени для изучения специальной литературы, но без специальной подготовки и знания основ здоровьесберегающих технологий работа по здоровьесбережению не имеет смысла. Поэтому процесс воспитания культуры здоровья школьников предусматривает наличие компетентного преподавателя, обладающего высоким уровнем культуры здоровья как важной составляющей его общей и профессиональной культуры.
Учитывая, что в школах классные руководители выполняют воспитательные функции, целесообразно говорить и о воспитании культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя. Необходимо отметить, что основной целью образования, ориентированного на здоровьесбережение подрастающего поколения, является формирование культуры здоровья, а одной из важнейших задач - воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни, признание здоровья высшей ценностью смысла человеческого бытия, ответственности за его сохранение и развитие, без которых человек не сможет состояться и реализоваться.
Литература
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей.-СПБ: Питер, 2000.- 304 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.:АРКТИ, 2006
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –М., 1974.
Предварительный просмотр:
О сохранении и укреплении здоровья
в образовательном процессе
Нефедова Валентина Ивановна
учитель математики
Разинкова Наталия Сергеевна
учитель математики
Теплова Марина Евгеньевна
учитель физики
МАОУ «СОШ № 40»
г. Старый Оскол, Россия
Аннотация
Статья посвящена проблемам компетентности педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания
Ключевые слова: компетентность, технологии сохранения и укрепления здоровья, культура здоровья.
В условиях глобальных изменений в социально-экономической структуре, а также резкого ухудшения экологической ситуации в сране стратегической целью нашего государства является обеспечение устойчивого развития, сохранения и повышения здоровьеобеспечения обучающихся. Здоровье выступает как одна из важнейших целей в процессе получения образования, поэтому необходимо рассматривать фактор здоровья, поверяя им все стороны жизни ребенка.
Исходя из этого, педагог обязан содействовать сохранению здоровья каждого школьника, сформировать у него представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Известно, что большую часть времени учащиеся проводят в школе, поэтому именно школа в значительной мере ответственна за жизнь и здоровье своих учеников. Необходимо не только обучать и воспитывать, но и сохранить и укрепить здоровье учащихся, ведь социальный заказ государства - это воспитание физически и психически здорового гражданина с активной жизненной позицией. Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится первостепенной задачей школы.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса составляют основу здоровьесберегающих технологий. Показателями рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки- количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий, нагрузка от дополнительных занятий в школе, индивидуальных занятий, занятий по выбору, уроки физической культуры, спортивные мероприятия. Основное внимание уделяется рационально составленному расписанию занятий. При этом учитывается работоспособность учащихся на протяжении учебного дня и недели. Используется ранговая шкала трудности предметов (Сивков, 1988).
Немаловажную роль играет рациональная организация урока, что способствует активизации умственной деятельности и как следствие -повышению качества образования. При этом учитывается разнообразие видов учебной деятельности. Это : письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, использование наглядных пособий, технических средств обучения, ролевые игры . Введение физкультминуток, элементов подвижности, например, «Угадай, что бы это значило?», «Собери формулы по периметру кабинета», «Выполни с завязанными глазами», «Представь себе…», «Чья команда быстрее!», «Найди ответ на доске…», и т.п.существенно оживляют учебный процесс, снимают психический стресс, усиливают эмоциональный настрой учащихся, улучшают психологический климат урока.
Большое значение для сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни имеют уроки «Основы безопасности жизнедеятельности», введение таких курсов, как «Беседы на классных часах», «Охрана труда», «Правила дорожного движения, «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах».
Здесь рассматриваются следующие темы: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (временные и постоянные зубы, прикус и вредные привычки, нарушающие его, режим дня, способы «пассивной» защиты от болезней: мытье рук, ношение маски, представление об иммунитете), Учащиеся составляют режим питания, в котором учитываются сведения об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, обработка продуктов перед употреблением, хранение. Изучают основы личной безопасности: безопасное поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм. Знакомятся с элементарными правилами безопасности: поведение на дорогах, бытовой и уличный травматизм. Школьники изучают элементарные правила безопасности при катании на велосипеде, роликах, оказание первой помощи при простых травмах), рассматривают поведение в экстремальных ситуациях (при пожаре, затоплении, разрушении, преодоление стресса), затрагивают вопросы предупреждения употребления психоактивных веществ: «легальных» (алкоголь и табак) и «нелегальных» (наркотиков).
История распространения психоактивных веществ; жизненный стиль человека, зависимого от них. Ложные представления о допустимости употребления, слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению, защитить себя и других в ситуациях употребления психоактивных веществ? Эти вопросы рассматриваются также и на на классных часах, родительских собраниях, семинарах, диспутах, беседах, на уроках истории, химии, биологии и т.д.. У школьного учителя слишком мало времени для изучения специальной литературы, но без специальной подготовки и знания основ здоровьесберегающих технологий работа по здоровьесбережению не имеет смысла. Поэтому процесс воспитания культуры здоровья школьников предусматривает наличие компетентного преподавателя, обладающего высоким уровнем культуры здоровья как важной составляющей его общей и профессиональной культуры.
Учитывая, что в школах классные руководители выполняют воспитательные функции, целесообразно говорить и о воспитании культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя. Необходимо отметить, что основной целью образования, ориентированного на здоровьесбережение подрастающего поколения, является формирование культуры здоровья, а одной из важнейших задач - воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни, признание здоровья высшей ценностью смысла человеческого бытия, ответственности за его сохранение и развитие, без которых человек не сможет состояться и реализоваться.
Литература
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей.-СПБ: Питер, 2000.- 304 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.:АРКТИ, 2006
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...
Организация воспитательного процесса с учётом норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
При написании данного ватериала я опиралась на практическую работу....
Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической по...
Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся
Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...