Программа курса "Учимся проектировать" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Нефёдова Елена Марьяновна

Программа курса "Учимся проектировать" призвана познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием метода проекта.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Учимся проектировать» составлена на основе  авторской программы дистанционного курса повышения квалификации работников образования М.А. Ступницкой «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами».

Цель курса:

Познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием метода проекта.  Развивать личностные качества обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей.

Задачи курса:

- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению  проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;

- формирование ценностных ориентаций и смыслов;

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;

- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;

- развитие творческого мышления и технологической культуры;

- развитие речи;

- научить детей переносить полученные знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Обучение по курсу «Учимся проектировать» ведется с использованием комплекта методических пособий:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология

компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов  – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Когана Е.Я. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006 г.

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7

класс. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2010 г.

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В Рабочая тетрадь. 5-7 класс. Самара:

Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2010 г.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты

окружающие их. Принципиальным является характер занятий – это групповые формы

работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебным планом МБОУ СОШ №11 г.Пензы на изучение  курса «Учимся проекти- ровать » в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35  часов в год.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса

Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающему-ся в части исследовательской грамотности. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющаяобщую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на

достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятель-ности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения. Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной практике. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Ценность

программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к  наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми ФГОС нового поколения,  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты обучения:

1)  Дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи

2)  Осознание роли риторики в речи людей

3)  Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

4)  Интерес к созданию собственных текстов (письма, открытки)

5)  Умение работать в группе

Коммуникативные умения, являющиеся  основой  метапредметных результатов обучения:

1)  овладение основными типами письменных документов, используемых в

ситуации реальной коммуникации;

2)  овладение умением создания почтовой открытки стандартного

характера, письма личного характера;

3)  освоение навыков заполнения бланка, формуляра;

4)  осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и

способов продуктивного выхода из конфликтов;

5)  овладение умениями согласования процедур совместного действия;

6)  освоение  риторических  приемов  для  улучшения  восприятия

выступления

Предметные результаты:

1) В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

2) В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

3) На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.

  1. Содержание программы курса «Учимся проектировать»

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2 часа)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.

Этапы работы над проектом.

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (4 часа)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблем и путей ее решения.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм» (проблема, цель, тема проекта).

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы (3 часа)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.  Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

Тема 4. Работа с каталогами (3 часа)

Что такое каталог.  Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Тема 5. Работа со справочной литературой (3 часа)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности  словарных  статей  в  разных  источниках  информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 6. Способы первичной обработки информации (5 часов)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение  заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Тема 7. Наблюдение и эксперимент (3 часа)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 8. Как работать вместе (2часа)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 9. Реализация плана проекта (2 часа)

Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в

установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 10. Структура проекта. Письменная часть проекта (2 часа)

        Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной

части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение. Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 11. Оценивание проекта (2часа)

        Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности.

Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 12. Защита проекта. Презентация (2 часа)

        Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные

способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество

проведения презентации». Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 13. Анализ проекта (2 часа)

        Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим

проектом. Практическая работа «Отчет о работе над проектом».



Предварительный просмотр:


Календарно-тематическое планирование курса «Учимся проектировать»

Сроки

Проведения

5 А               5 Б

№ уроков

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по темам

Раздел 1. Учебный проект

1

Что такое учебный проект.

2

Что такое учебный проект Основные теоретические сведения, термины

Узнавать и отличать основные виды проектов. Уметь выделять этапы в готовом проекте. Формулировать основные понятия.

2

Виды проектов. Этапы работы над проектом.

Раздел 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование деятельности

3

Что такое ситуация. Желаемая и реальная ситуации.

4

Что такое ситуация. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации.

Выделять признаки ситуаций. Обосновывать желаемые ситуации. Описывать ситуации в рамках проекта. Формулировать проблемы и противоречия. Выявлять причины возникновения проблемы и путей ее решения. Ставить цели как прогнозируемый результат.

4

Учимся анализировать свою деятельность.

5

Как  сформулировать цель?

6

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Раздел 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы

7

Что такое задача

3

Что такое задача. Как разбить задачу на шаги. Риски: распознавание, оценка, предотвращение

Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом.

Определять и формировать задачи, адекватные целям. Планировать деятельности. Выявлять ресурсы

8

Что такое ресурсы.

9

Практикум. Пишем эссе -  «Ступенька к проекту».

Раздел 4. Работа с каталогами

10

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка.

3

Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный).

Работать с каталогом. Знать основные понятия. Правильно сообщать информацию с титульного листа. Уметь создать свой каталог.

11

Информация с титульного листа книги

12

Нахождение нужной книги по каталогу.

Раздел 5. Работа со справочной литературой.

13

Виды справочной литературы.

3

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Знать основные понятия при работе со словарной статьей. Составлять справочник по теме. Уметь работать со словарем и справочником. Знать отличия справочника от словаря.

14

Особенности словарных статей в разных источниках информации.

15

Практикум «Справочник моего проекта»

Раздел 6. Способы первичной обработки информации.

16

Чтение текста с пометками.

5

Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение

заполненных таблиц.

Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Составлять записи по прочитанному тексту. Составлять коллаж на определённую тему. Читать и заполнять таблицы. Выделять и записывать кратко информацию в таблицу.

17-18

Учимся составлять и заполнять таблицу.

19

«Лестница» суждений

20

Что такое коллаж.

Раздел 7. Наблюдение и эксперимент.

21

Описание свойств  предметов. Проведение экспериментов.

3

Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.

Наблюдения, необходимые для работы над проектом.

Описывать свойства предмета. Проводить эксперимент по заданным критериям. Прогнозировать результаты эксперимента. Оформлять результаты наблюдений (экспериментов).

22

Этапы эксперимента.

23

Наблюдения в работе над проектом.

Раздел 8. Как работать вместе.

24

Что такое команда. Правила групповой работы.

2

Правила групповой работы. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Общаться в группе. Распределять роли в команде. Уметь избегать конфликтов, решать уже случившиеся.

25

Способы разрешения конфликта

Раздел 9. Реализация плана проекта

26

Составляем план проекта

2

Составление плана проекта по выбранной теме. Оформление результатов

Разрабатывать план проекта, оформлять результаты в выбранном виде (сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.)

27

Практикум. Оформление результатов

Раздел 10. Структура проекта. Письменная часть проекта

28

Структура проекта.

2

Обсуждение основных этапов, составляющих проект.

Оформление индивидуальных учебных проектов

Выделять основные этапы проекта. Оформлять персональный проект по плану (Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.)

29

Оформление письменной части проекта.

Раздел 11. Оценивание проекта

30

Что такое экспертиза.  Самооценка.

2

Что такое экспертиза. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Знать основные понятия, критерии, способы экспертизы, оценки проекта. Проводить экспертизы своей деятельности.

31

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Раздел 12. Защита проекта. Презентация

32

Техника публичного выступления.

2

Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Критерий «Качество проведения презентации».

Планировать презентации. Использовать средства наглядности.

33

Практическая работа «Публичные пробы».

Раздел 13. Анализ проекта

34

Алгоритм написание отчета.

2

Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Уметь писать отчет по проекту. Знать и выделять положительные и отрицательные стороны работы.

35

Практическая работа «Отчет о работе над проектом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...