Воспитательный час: "Конфликты"
методическая разработка (8 класс) на тему

Подросткам необходимо научиться разрешать конфликтные ситуации, развивать навыки бесконфликтного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.ch_konflikty.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуационный рефлексивный воспитательный час: «Конфликты».

Цель воспитательного часа (сообщается воспитанникам) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций.

Педагогическая цель (воспитанникам не сообщается) – формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям; развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутри личностных противоречий; побуждать воспитанников к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Подготовительная работа: три пары воспитанников разыгрывают конфликтные ситуации по текстам сценария; четверо -  разыгрывают ситуацию в школе.

Оформление: презентации: «Стили разрешения конфликтов», «Временные модели конфликтных ситуаций», ксерокопии страниц с текстом ситуаций.

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение воспитанников в круге.

Информация (12 мин.)

Вступительное слово воспитателя.

Осуществляется работа с понятиями, слушается сказка, подготовленное сообщение о причинах конфликтов,  показываются слайдовые презентации, разыгрываются сценки.

- Тема нашего воспитательного часа – конфликты.  Какие эмоции вызывает это слово? (ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, разрушение семьи, потеря работы…)

Работа с понятиями: (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000; Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2000) спор, противоречия, конфликт, компромисс

- Давным-давно в маленький индийский город привели слона. Слепые мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его». «Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы узнаем, какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад. «Слон похож на веер!» – воскликнул он. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он. «Вы оба не правы. – сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона. «Слон похож на копье!» – воскликнул четвертый. «Нет. Нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена» – говорил тот, ощупывая бок слона. Шестой мудрец потрогал хобот слона. «Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею». «Нет, на веревку!» – «Змею!» – «Стену!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: 

– Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? Почему? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были эти мудрецы действительно мудрыми? Как можно разрешить этот конфликт? Каким бы мог быть конец сказки?

- Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции. Неужели в конфликтах нет ничего хорошего? (поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)

- Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Изложение «Я-позиции».

Причина «Я-позиции»

(10 мин.)

Воспитанники по кругу отвечают на вопросы:

1.        Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?

2.        Из-за чего возникают конфликты?

1 воспитанник

Существует много причин, которые могут привести к конфликту. Среди них

·        стремление к превосходству (угроза, обвинение, замечание или любая другая отрицательная оценка, насмешка и т.д.)

·         снисходительное отношение  («Как можно не понимать такие элементарные вещи?», Ты уже не маленький, а ведешь себя как…»)

·         хвастовство («Я разбираюсь в этом лучше, чем ты!»)

2 воспитанник

·        категоричность («А я уверена, что ты не прав!!!»)

·         навязывание своих советов («Послушай меня, я старше и лучше разбираюсь в жизни»)

·         разные точки зрения на одну и ту же проблему  («Казнить нельзя помиловать»)

·        утаивание информации  (о том, что у меня «2» за контрольную, родителям лучше не говорить)

3.        Как ведут себя конфликтующие?

Слайды

 «Временные модели конфликтных реакций (вулкан, глиняный горшок, волна, собиратель, реактор)

4.        Объясните причину ошибки мудрецов?

5.        Как выглядят стили реагирования в конкретных жизненных ситуациях?

             Слайды  «Стили реагирования в конфликтных ситуациях»

1.        Стиль конкуренция – «акула»

2.        Стиль уклонение – «черепаха»

3.        Стиль приспособления – «медвежонок»

4.        Стиль компромисс – «лиса»

5.        Стиль сотрудничество «сова»

6.        При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа воспитанников в группах по 4-6 человек (в одной группе подростки, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.)

Группам дается задание: подготовить ответы на вопросы:

1.        Что же можно предпринять для того, чтобы конфликты возникали реже?

2.        О чем важно помнить, если вы хотите освоить модель конструктивного поведения в конфликте?

Дискуссия (7 мин.)

Каждая группа высказывает свою точку зрения на каждый вопрос, а затем и каждый участник может выразить свое личное отношение к тому или иному мнению.

Рефлексия (5мин) Воспитанники по кругу отвечают на вопросы.

1.        Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всего?

2.        Какой стратегии вы бы хотели научиться? Что этому мешает?

3.        Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему?

Свободный выбор. Речь воспитателя (2-3 мин)

- Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, что сегодня на воспитательном часе немного этих знаний вы получили. Воспитательный час окончен.

Мотивация – побуждение воспитанника к позитивному поведению

Поддержка вниманием, тех воспитанников, которые будут жить с принципом: «Нет – конфликтам».

Мониторинг-отслеживание изменений в поведении воспитанников

Наблюдение. Мониторинг – отслеживание изменений поведения  подростков в конфликтных ситуациях.

Вступительное слово

Классный руководитель

Сообщения учащихся.     Из-за чего возникают конфликты? Н.У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.

1 учащийся

Существует много причин, которые могут привести к конфликту. Среди них

·        стремление к превосходству (угроза, обвинение, замечание или любая другая отрицательная оценка, насмешка и т.д.)

·         снисходительное отношение  («Как можно не понимать такие элементарные вещи?», Ты уже не маленький, а ведешь себя как…»)

·         хвастовство («Я разбираюсь в этом лучше, чем ты!»)

2 учащийся

·        категоричность («А я уверена, что ты не прав!!!»)

·         навязывание своих советов («Послушай меня, я старше и лучше разбираюсь в жизни»)

·         разные точки зрения на одну и ту же проблему  («Казнить нельзя помиловать»)

·        утаивание информации  (о том, что у меня «2» за контрольную, родителям лучше не говорить)

Работа с понятиями (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;

                                      Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство

                                     «Большая российская энциклопедия», 2000).

Спор, противоречия, конфликт, компромисс

Индийская сказка

1.Н.У. Заиченко,  «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 5-8, М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007

2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология общения. – М., ВЛАДОС, 2003

Слайды

 «Временные модели конфликтных реакций (вулкан, глиняный горшок, волна, собиратель, реактор)

             Слайды  «Стили реагирования в конфликтных ситуациях»

1.        Стиль конкуренция – «акула»

2.        Стиль уклонение – «черепаха»

3.        Стиль приспособления – «медвежонок»

4.        Стиль компромисс – «лиса»

5.        Стиль сотрудничество «сова»

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999

Сценки:

1.        «В школьной раздевалке»

2.        «В школе»

Заключительное слово классного руководителя

Список использованной литературы:

1.        С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;

                                      Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство

                                     «Большая российская энциклопедия», 2000).

2.        Н.У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.

3.        Нечаев М.П. «Методика воспитательной работы в новом классном коллективе»  М.: УЦ Перспектива, 2009 г.)

4.        Нечаев М.П. «Классный час в современной школе»  М.: ГОУ Педагогическая академия, 2012 г.

5.        Григорьева Т.Г., Линская Л.В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999

6.         Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология общения». – М., ВЛАДОС, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

"Общение без конфликтов". Воспитательное занятие.

Цель занятия: научить навыков конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников, бесконфликтному общению....

Как разрешать воспитательные конфликты?

Пути преодоления трудностей в общении с ребенком...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Контакты и конфликты»

Конфликт - это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология....

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Давай мы с тобой помиримся…Разрешение конфликтов без насилия.»

Занятие по формирования безконфликтной среды в детском коллективе в условиях школы-интерната...

Педагогический конфликт. Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций между участниками учебно-воспитательного процесса

Публикация содержит материал о видах педагогического конфликта, способах его профиактики и правил разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения...