Презентация на тему "Теория личности"
презентация к уроку по психологии (10, 11 класс) по теме

Пичугина Ольга Петровна

В презентации расрыты определения понятия "личность",  широко освещены основные теории личности в отечественной и  зарубежной  психологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon teoriya_lichnosti.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии

Слайд 2

В психологии термин «личность» используется в следующих целях: При помощи понятия личности объясняется то факт, что люди не случайно отличаются друг от друга (теория индивидуальных различий). Для объяснения постоянства поведения людей. Личность рассматривается как "механизм" организации и ориентации поведения людей, высшая инстанция саморегулирования (регуляторная теория личности). Для указания источника активности, движения сил, поведения человека. Объясняет качественное отличие психики человека от психики животных.

Слайд 3

Определение понятия «личность» А.Н. Леонтьев: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. С.Л. Рубинштейн: Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В.А. Ганзен: Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Слайд 4

Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Б.Г. Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Слайд 5

В.Н. Мясищев Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры Личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности. Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Компоненты структуры личности: 1. Доминирующие отношения, которые отражают смыслообразующую сферу личности. Говоря о доминирующих отношениях, необходимо учесть: отношение к людям, отношение к себе, отношение к предметам внешнего мира. 2. Психический уровень, т.е. уровень не только желаний, но и достижений человека. 3. Динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом. 4. Общая структура личности. Здесь проявляется пропорциональность, широта, глубина, гармоничность, цельность личности. Другими словами, отношение различных свойств психики и то, что называют характером личности.

Слайд 6

К. Абульханова-Славская Характеризуя мир отношений личности, К. Абульханова-Славская вводит понятие "жизненная позиция" личности как совокупность ее отношений к жизни, как способ ее взаимоотношений с окружающими людьми и действительностью. Жизненная позиция - "это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет дальнейший ход жизни". Жизненная позиция - определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения конфликтных ситуаций. Для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.

Слайд 7

Личность в трудах С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание. Личностный принцип - это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно "человека" и "личности": "Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект...". Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно.

Слайд 8

А.Н. Леонтьев о личности А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Это теория, согласно которой деятельность порождает личность, является "основанием личности". Личность занимает "третью позицию" в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность. Деятельность рассматривается как "основание личности". Личность - это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Деятельность сближается с понятием "связи человека с миром", параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности: широта связей человека с миром, степень их иерархии (иерархии деятельностей) и их структура (тип строения личности). Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания. Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам.

Слайд 9

Грузинская школа. Узнадзе Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Слайд 10

Схема основных характеристик человека как личности (Гамезо М.В., Домашенко И.А., «Атлас по психологии»)

Слайд 11

Теория Фрейда Фрейд никогда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием "психического аппарата". Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером. Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго ("Я") и суперэго ("Сверх-Я"). "Эго - это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему "восприятие -сознание". Точно так же и "Сверх-Я" нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и "погружена в Оно". Ид (Оно) - одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его поздней теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует "Я" на пути развития психики.

Слайд 12

Психосоциальная теория Эриксона Эриксон занимался анализом эго. Эриксон видел развитие личности только в социальном контексте. Эго развивается в контексте социальной адаптации, параллельно идет развитие ид и инстинктов. Эриксон открыл психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты: личность развивается ступенчато, постепенно, общество устроено так, что развитие социальных способностей человека воспринимается одобрительно и поддерживается . Теория личностных конструктов Д.Келли Центральным в теории является понятие личного конструкта. Это понятие несет в себе идею о том, что люди в процессе познания конструируют события, предвосхищая их на основании своего опыта. Конструирование - это интерпретация объективных внешних обстоятельств. Всякий опыт пропускается через цветные очки личных конструктов. В теории Келли индивид, занимая центральное положение, выступает в качестве активного конструктора своего мира. Задача психологии - изучить, как люди конструируют представление о мире и о самих себе.

Слайд 13

Гуманистическая теория личности Фромма Потребности человека: Потребность в установлении связей Потребность в преодолении Потребность в корнях Потребность в идентичности Потребность в системе взглядов и преданности Рецептивный Эксплуатирующий Рыночный Продуктивный Типы характеров (Фромм)

Слайд 14

Аналитическая теория Карла Густава Юнг а Юнг ввёл понятие «Я», как стремление индивида к единству и целостности. А в классификацию типов личности положил направленность человека на себя и объект – разделил людей на экстравертов и интровертов. В аналитической психологии Юнга личность описывается как результат взаимодействия устремлённости в будущее и индивидуально врождённой предрасположенности. Также особое значение придаётся движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Типологию Юнга на практике можно применить для определения своего типа установки или типов установки окружающих. Если вы замечаете за собой нерешительность, замкнутость, остроту реакций, преобладающее состояние защиты от внешнего, недоверчивость, это говорит о том, что ваша установка относится к интровертированному типу. Если же вы открыты, легко идёте на контакт, доверчивы, включаетесь в незнакомые ситуации, пренебрегаете осторожностью и т.п., то установка относится к экстравертированному типу. Знание своего типа установки (по Юнгу) даёт возможность глубже понять себя и других, мотивы действий и реакции позволят повысить свою эффективность в жизни и выстраивать отношения с людьми наиболее продуктивно.

Слайд 15

Карен Хорни: социокультурная психоаналитическая теория Альберт Бандура (1925 г.р.) рассматривал личность в виде одного из факторов системы взаимодействия, которая определяет "психологическое функционирование". Хорни отвергла все положения Фрейда по поводу вторичности женского по отношению к мужскому, изучала специфику психологии детства. Выделила 10 невротических потребностей, которые лежат в основании всех известных неврозов. Также Хорни выделила три типа людей: ориентирующихся на людей (уступчивый тип), от людей (избегающий тип), против людей (враждебный тип). Концепция социального научения

Слайд 16

Психосинтез Роберто Ассаджиоли Ассаджиоли выделил 8 зон (подструктур) в основной структуре психического: Низшее бессознательное Среднее бессознательное Высшее бессознательное Поле сознания Личное «я» Высшее «я» Коллективное бессознательное Субличность (подлинность) Смысл психического развития, согласно Ассаджиоли, заключался в увеличении единства психики, т.е. в синтезе всего в человеке: тела, психики, сознательного и бессознательного.

Слайд 17

Гуманистическая теория Маслоу Человек является целостным существом, в котором заложен потенциал развития с максимальным положительным зарядом. Зло порождается только деструкциями и фрустрациями, которым подвержен человек. Взгляд на человека супероптимистичен и светел. Маслоу сконцентрировался на описании здорового человека и здоровой психики с точки зрения психологии. Основные потребности человека: физиологические, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личностного совершенствования.

Слайд 18

Физиологический (биологический) подход (теория типов) Данный подход фокусировал внимание на строении и структуре тела. Имеются две основных работы в данном направлении: Типология Эрнста Кречмера Согласно ей, люди с определённым типом телосложения имеют определённые психические особенности. Кречмер выделял 4 конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Работа Уильяма Герберта Шелдона Шелдон предположил, что форма тела влияет на личность и отражает её особенности. Он выделял 3 класса телосложения: эндоморф, эктоморф, мезоморф.

Слайд 19

Феноменологическое направление К. Роджерс поддерживает идею о том, что человека можно понять только в контексте его субъективного восприятия мира. Система отсчета - внутренняя реальность человека. Человек сам может определять свою судьбу. К.Роджерс, также как и А.Маслоу, верил в изначальное добро человеческой природы. Люди имеют практически не ограниченный потенциал для самосовершенствования. Руководящий мотив в жизни: самоактуализация. Онтопсихология А.Менегетти В основе концепции - понятие семантического поля (От греч. «сема» (знак) и «ан» (энергия и движение бытия). Это движение имеет цель, направление, причину и заряд энергии, поэтому оно является формальной силой и направленным смыслом. Речь идет о целенаправленных импульсах, которые субъект выделяет в окружающую среду и по которым узнается о его природе. Через семантическое поле проявляет себя сама человеческая природа.

Слайд 20

Диспозициональное направление Гордона Олпорта Концепция личности Эдуарда Шпрангера Олпорт выдвинул 2 общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. По Олпорту, каждая личность уникальна и её уникальность может быть понята посредством определения конкретных черт личности. Этот учёный ввёл понятие «проприум» - то, что признаётся своим во внутреннем мире и является отличительной чертой. Проприум направляет жизнь человека в позитивном, творческом, стремящемся к росту и развивающемся русле в соответствии с человеческой природой. Идентичность здесь выступает в роли внутреннего постоянства. Также Олпорт подчёркивал неделимость и целостность всей структуры личности. Шпрангер описал 6 психологических типов человека, зависящих от форм познания мира: Теоретический человек, Экономический человек, Эстетический человек, Социальный человек, Политический человек, Религиозный человек. В соответствии с духовными ценностями человека и определяется индивидуальность его личности.

Слайд 21

Взгляд на личность Б. Скиннера Личность - это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств. Теория когнитивного стиля и личность (Герман Виткин) Личность - это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется: 1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга; 2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри; 3) усложнением интеграции элементов системы.

Слайд 22

Экзистенционалистское направление Виктора Франкла Интрапсихологический подход. Теория Курта Левина Франкл был убеждён, что ключевыми моментами в развитии личности являются свобода, ответственность и смысл жизни. Левин предположил, что движущие силы развития личности находятся внутри неё самой. Предметом его исследования были потребность и мотивы поведения человека. Он старался подойти к изучению личности как к некоторому целому и выступал сторонником гештальтпсихологии. Левин предложил свой подход к пониманию личности: в нём источник движущих сил поведения человека находится во взаимодействии человека и ситуации и определяется его отношением к ней. Данная теория получила название динамической или типологической.

Слайд 23

чувство собственности честолюбие эгоцентризм целеустремленность; великодушие; инстинкт созидания; инстинкт разрушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология саморазвития личности школьника"

Данная презентация отражает систему работы классного руководителя по технологии Г. Селевко...

Презентация "Конституционный статус личности"

Презантация раскрывает основное содержание понятия "конституционный статус личности"....

Презентация по теме "Личность в истории" (ИКМК 7 класс)

Презентация в формате ppt  к повторительно-обобщающему уроку по истории и культуре мордовского края...

Презентация Power Point "Личность и творчество Н. Носова"

Презентация разработат для урока литературы в 5 классе....

Презентация "Формирование успешной личности" выступление на педсовете.

В данной презентации "Формирование успешной личности", я раскрывала цель выбранной программы воспитания. Направления воспитательной деятельности ирезультаты работы....

защита презентации "Формирование успешной личности"

В данной презентации,я раскрыла цель и программу воспитания. Показала по каким направлениям работаю с детьми своего класса....

защита презентации "Формирование успешной личности"

В данной презентации я представляла программу по которой работаю с детьми, её цель, направления воспитательной работы....