Педагогический опыт " Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя математики и физики. 2 часть"
методическая разработка на тему

Материал по представлению педагогического опыта Бородулиной Л.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка педагогического опыта «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя математики и физики. Часть 2»

Информационная карта

Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Бородулина Любовь Валентиновна

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

МБОУ «Ярнемская средняя общеобразовательная школа» п. Улитино Плесецкий район Архангельская область

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Учитель математики, физики и информатики

Стаж работы

22 года

E-mail

borodulina74@mail.ru 

Сущностные характеристики опыта

Тематика инновационного педагогического опыта

1. Комплексное применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

2. ИКТ – компетентность учителя и обучающихся в условиях введения ФГОС второго поколения.

Источник изменений

Новые требования к результатам освоения образовательной программы общего образования

Идея изменений

Изменение требований к условиям реализации образовательной программы общего образования

Описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема, актуальность.

В условиях введения ФГОС нового второго поколения, наравне с профессиональными и коммуникативными компетентностями от учителя требуется владение и информационно-коммуникативными компетенциями. Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать формирование и развитие компетентности   обучающихся в области использования ИКТ. Кроме того, актуальность проблемы вызвана изменениями требований к предметным результатам по математике, физике и информатике в области ИКТ, которые должны обеспечивать:

1. овладение способами представления и анализа статистических данных;

2. развитие умений описывать и анализировать массивы числовых данных;

3. формирование информационной культуры;

4. формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

Цель:

Создание оптимальных условий для развития субъектности обучающихся, повышение качества образования посредством повышения ИКТ-компетентности учителя в условиях введения ФГОС нового поколения.

Описание опыта.

Способы решения проблемы. 

Деятельность учителя для решения указанной проблемы осуществляется по следующим направлениям:

1 направление.  Повышение ИКТ-компетентности учителя в процессе самообразования.

2 направление.  Обучение на дистанционных курсах различной тематики.

3 направление. Осуществление автоматического контроля.

4 направление. Построение уроков и занятий с применением программных мультимедийных средств.

Методический инструментарий, используемый в данном педагогическом опыте, для учителя и обучающихся - три взаимосвязанных компонента (по Кашель Н.Н.):

1. диагностический инструментарий (совокупность тестов, анкет, описательных процедур, интерпретация результатов);

2. инструкции, способствующие выполнению задач при помощи информационных и коммуникационных технологий;

3. контрольно-измерительные материалы, позволяют при выполнении заданий контролировать изменения, происходящие в уровне компетентности в области информатики и личностно профессиональном развитии.

Результаты работы учителя:

  1. Изучила научно-техническую литературу по данной проблеме.
  2. Приобрела практические навыки работы на ПК:
  • установка и перестановка операционной системы Windows XP, Windows Vista, Windows 8;
  • поиск и установка соответствующих драйверов системного и прикладного программного обеспечения;
  • работа с лицензионными, условно-бесплатными и свободно распространяемыми программами;
  • подключение периферийных устройств: принтеров, сканеров, мультимедийных средств, графических планшетов.
  1. Участвовала в семинаре «Информационные технологии в образовании ЭОР-2011» на курсах повышения квалификации в АО ИППК (сертификат от 07.11.2011г).
  2. Прошла самостоятельное обучение в сети Интернет на сайте www.zavuch.ru и независимое ИКТ тестирование на компьютерную грамотность в ЧОУ ДПО «Центр знаний», выдан сертификат серия Г №1999292-488828/2016 в подтверждение соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ по результатам прохождения теста.
  3. Прошла обучение в АО ИППК РО на семинаре по проблеме: «Создание сайтов в конструкторе школьных сайтов» (справка от 21.05.2011г).
  4. Создала персональный сайт и сайт МБОУ «Ярнемская школа».
  5. Прошла обучение в виртуальном университете социальной сети работников образования на сайте http://nsportal.ru по теме «Личностно-ориентированный урок»
  6. Продолжила использование средств, обеспечивающие базовую подготовку: электронные учебники, являющиеся приложением к учебникам Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б. «Физика 10 и 11 классы»; обучающая система «1С. Репетитор. Физика (1,5а)»; средства практической подготовки: тренажеры «Математика 5-11 классы. Практикум»; вспомогательные средства: «Виртуальная школа C&M». Уроки геометрии 7-11кл. Уроки алгебры 7-11 кл. Уроки физики 7-11 кл.
  7. Организация лабораторные практикумы с виртуальными моделями на уроках физики на сайте www.virtulab.ru .
  8. Проведение онлайн-тестов при подготовке обучающихся к ЕГЭ на сайте www.mathege.ru .
  9. Участие обучающихся в дистанционных заочных конкурсах на сайтах:

http://pedakademy.ru 

http://talantida-konkurs.ru 

http://артконкурс.рф

http://strana-znaniy.ru 

Практическое использование ИКТ на уроках и внеклассных занятиях.

1. План внеклассного мероприятия «Планеты Солнечной системы».

Возрастной состав детей – 7 – 14 лет.

Форма мероприятия – игра-путешествие.

Цель занятия: развитие познавательного интереса детей к научным сведениям о планетах Солнечной системы.

Задачи:

•        Расширить знания детей о Солнечной системе, ее строении, об особенностях планет;

•        Раскрыть зависимость продолжительности года, температурных характеристик от расположения планет в Солнечной системе;

•        Познакомить детей с историческими событиями, связанными с освоением и покорением человеком космического пространства;

•        Воспитывать чувство патриотизма и коллективизма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сопровождение-презентация «Планеты Солнечной системы», доска, жетоны.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к занятию. Объявление темы, целей и задач занятия. Разбиение детей на команды – 2 космических корабля, придумывание названий. Выбор жюри.

2. Просмотр презентации «Планеты Солнечной системы». Целевая установка: обратить внимание на количество планет, особенности каждой планеты, отличие планет, интересные факты о планетах.

3. Просмотр фильма об освоении космоса человеком, о противоборстве Советского Союза и США при освоении.

4. Викторина «Космос» (если команда отвечает на вопрос – 2 балла, если соперники – 1 балл) – представлена в презентации.

1 тур (для уч-ся 5-6 кл) «Космический кроссворд».

2 тур (для уч-ся 1-4 кл) «Угадай-ка».

3 тур (для уч-ся 7-8 кл) «Точность».

4 тур (для всех) Блицтурнир – составить как можно больше слов из слова космонавтика.

5. Физкультминутка «Мы – космонавты» - инсценировка полета в космос на двух кораблях.

6. Просмотр фильма «Как покорить космос» о том, что необходимо для существования человека в космосе, что такое космический туризм, какая может быть жизнь в космосе в будущем.

7. Подведение итогов игры – путешествия.

2. План внеклассного мероприятия по математике «Математический марафон туристических агентств».

Цель: создать условия для осознания обучающимися значения математики в профессионально-туристической деятельности человека посредством решения задач с практическим содержанием.

Данная цель реализуются с помощью следующих задач:

1. Образовательные:

  • способствовать закреплению знаний, умений и навыков по решению задач КИМ ОГЭ с практическим (экономическим, физическим, геометрическим, географическим) содержанием;
  • формироватьумение решать задачи олимпиадного характера (логические, геометрические, на движение и части);
  • применять знания о площадях, отрезках, векторах, скорости в нестандартных ситуациях;
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • формировать представление обучающихся о туризме как о профессиональной деятельности современного человека.

2. Развивающие:

  • развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, речь;
  • развивать умение планировать свою работу, работу в группе;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
  • развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;

3. Воспитательные:

  • прививать интерес к математике и истории родного края;
  • формировать чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности;
  • воспитывать любовь к малой родине.

4.Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия на занятии для сохранения здоровья школьников;
  • организовать двигательную активность.

Ведущий вид деятельности участников: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор соревнования.

Планируемый педагогический результат:

  • усвоение предметного материала и возможность использования его в нестандартных ситуациях – в профессионально-туристической деятельности человека;
  • установление межпредметных связей математики с экономикой, физикой, географией и др;
  • умение находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов участников марафона.

Описание предварительной подготовки к мероприятию в рамках недели математики:

1 день –  «Кастинг в турагентство». Цель – отбор одаренных и мотивированных детей для участия в математическом марафоне.

2 день – «Заочные курсы для тур-агентов по решению задач». Цель – определение способности детей самостоятельно организовывать сотрудничество при решении математических задач.

3 день – «Поисковая работа агентов». 

4 день - Математический марафона туристических агентств.

Форма мероприятия – марафон (соревнование двух команд).

Материалы и оборудование: компьютер с подключенным мультимедиа проектором, 2 ноутбука для каждой команды с выходом в сеть Интернет; маркерная доска, бумага формата А3 и фломастеры; бумага и ручки для решения задач; карты местности, 2 компаса, 2 рюкзака с туристическим оборудованием и принадлежностями, гитара.

Правила проведения марафона: агентства по очереди выбирают этап, на каждом из которых они одновременно будут выполнять математическое задание. Если задание выполнено верно, то агентства получают 2 балла, если частично или с ошибками, то по 1 баллу, если неверно – 0 баллов. Кроме этого, в агентстве дается 1 жетон тем участникам, которые были самыми активными (их выбирают сотрудники фирмы) при решении каждого задания. Для выполнения каждого этапа в презентации представлена справочная информация, которой агентства могут воспользоваться при выполнении задания.

Победителем марафона считается команда, набравшая большее количество баллов за игру. И в каждом агентстве участниками определяется самый активный сотрудник по количеству жетонов. Выполнение заданий контролирует жюри.

Марафон проводится по презентации с гиперссылками-заданиями для игроков, обучающиеся выполняют задания и решают задачи.

Заключение, выводы.

Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением изменений в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Литература.

  • Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против». : Аркти, 2006
  • Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии обучения. Волгоград: Учитель, 2008
  • Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии // Информатика и образование. – 2002.-№3
  • Информационные технологии на уроках в начальной школе. / сост. О.В. Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Интернет-технологии в работе учителя математики"

Анализ возможностей интернет-ресурсов для учителя математики....

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Индивидуальный план работы учителя математики и физики

Индивидуальный план работы учителя математики и физики ...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"

Выступление  на ШМО учителей математики и информатики на тему "Современныетехнологии в работе учителя математики"...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...