рабочая программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа ( класс) на тему

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_smotryu_na_mir_glazami_hudozhnika.docx71.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Пояснительная записка

 

Кружок «Смотрю на мир глазами художника»  

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации « Об образовании»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
  • Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
  • Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения);
  • Сборника программ внеурочной деятельности 1-4 классы; под ред.Н.Ф.Виноградовой. – М: «Вентана-Граф»,2013.- 192с.

Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования.

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

 Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важное направление в содержании программы кружка «Смотрю на мир глазами художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа кружка «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся

Цель программы  состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного  искусства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Учебные задачи программы:

развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством; 

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего

-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

 Творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Пути, средства, методы достижения цели.

Связь  изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой,

 во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

 Основополагающие  педагогические  принципы  программы:

принцип  развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения;

принцип наглядности;

опора  на  интерес  ребенка;

индивидуальный  темп  движения;

гуманистичность.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4Демонстрационные

Методы достижения цели:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские,  проблемные.
  3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Сочетание  репродуктивного,  продуктивного  и  творческого  метода  в  реализации  программы  помогает  раскрытию  творческих  способностей  ребенка,  развивает его интерес. Методы  обучения  направлены  на  то, чтобы  предлагаемая  программа  возникла  в  сознании  ребенка  как  придуманная  им  самим, тогда у  него  появляется  возможность  ставить (выбирать) цель, принимать  решение  и  намечать  план  действий  для  достижения  цели, а  в  определенный  момент  оценить  результаты  своих  действий.

Сведения о сроках реализации программы .

 Полный курс рассчитан на 4года обучения по 1 часу в неделю.  

 Всего на изучение  кружка  «Смотрю на мир глазами художника» в начальной школе выделяется 135 час , из них в 1-м классе согласно требованиям Сан ПиН  всего на изучение  кружка  «Смотрю на мир глазами художника »  в 1-м классе выделяется 33часа  (1час в неделю) ,  по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1час в неделю)

                              Распределение часов по годам обучения.

№п/п

Темы

1 год

2 год

3год

4год

Всего

1

Живопись

10

14

11

12

44

2

Графика

10

10

10

11

40

3

Скульптура

4

4

4

15

4

Аппликация

4

4

4

4

16

5

Бумажная пластика

3

3

2

1

9

6

Работа с природными материалами

2

2

1

8

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

2

1

1

1

4

Итого

33

34

34

34

135

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью

Возраст 7-11 лет.

 Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

  • Беседа
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Практические занятия 
  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнование
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации

                                   Требования к уровню подготовки:

Предполагаемые результаты реализации программы:

  В  результате посещения занятий кружка «Смотрю на мир глазами художника»

 учащиеся  должны научиться:

   - особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

   - основные жанры изобразительного искусства;

   - известные музеи  нашей страны и мира;

   - выдающихся художественных деятелей;

   - выдающиеся  произведения искусства;

   - особенности народного искусства своего края, области;

   - историю возникновения и развития народных промыслов;

   - представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного      декоративного искусства;

-   виды аппликации.

               Дети  должны уметь:

   - работать с натуры и по представлению в живописи и графике над  натюрмортом, пейзажем, портретом;

   - выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной

композицией;

   - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

   - передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

   - передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)

пропорции, характер черт, выражение лица;

   - передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

   - в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

   - пользоваться различными графическими и живописными техниками;

   - создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка

народного искусства, современных народных промыслов;

   - создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой

(одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

   - оформлять выставки собственных работ

         Предполагаемые  результаты реализации программы.

Воспитательные результаты  внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных

профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России,  культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной творческой деятельности, о способах организации  взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям  России и человечества, стремление к сотрудничеству со старшими детьми, со сверстниками, взрослыми.

Третий уровень результатов приобретение опыта участия  в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности;  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах  творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности.

Личностные, метапредметные результаты.

В результате занятий кружка «Смотрю на мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

         Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

                 

Содержание обучения.

Живопись

Первый год обучения (10 ч.)  Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения(14 ч). Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Третий год обучения(11ч). Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения(12ч). Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

Графика

Первый год обучения(10ч). Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте

темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Второй год обучения(10ч). Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения(10ч). Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвёртый год обучения(11ч). Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3. Скульптура

Первый год обучения(4ч). Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

Второй год обучения(-). Развитие навыка использован основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения(4ч). Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения(4ч). Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

Первый год обучения(4ч). Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения(4ч). Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения(4ч). Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения(4ч). Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения(3ч). Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения(3ч). Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения(2ч). Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения(1ч). Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

Первый год обучения(-). В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения(2ч). Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Третий год обучения(2ч). Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения(1ч). Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения(2ч). Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся

определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Второй год обучения(1ч). При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год обучения(1ч). Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Четвёртый год обучения.(1ч) Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Всего-135 часов.

                                   

Календарно-тематическое планирование (1 год обучения).

                                                         (33 часа)

№ п/п

№ в теме

Тема занятия

Дата план

Дата факт

Коррекция

                                  Дымковская игрушка  - 8 часов

1

1

Вводное занятие. Знакомство с дымковской игрушкой.

03.09

2

2

Лепка дымковских игрушек.

10.09

3

3

Лепка дымковских игрушек.

17.09

4

4

Рисование элементов дымковской росписи.

24.09

5

5

Роспись силуэта дымковских игрушек.

01.10

6

6

Роспись силуэта дымковских игрушек

08.10

7

7

Роспись дымковских игрушек

15.10

8

8

Роспись дымковских игрушек

22.10

                                     Гжель -  5 часов

9

1

Синеокая гжель. Знакомство с гжельской керамикой.

29.10

10

2

Рисование элементов гжельской  росписи.

12.11

11

3

Бумажная пластика. Изготовление цветов.

19.11

12

4

Бумажная пластика. Изготовление цветов

26.11

13

5

Бумажная пластика. Изготовление цветов.

03.12

                                  Филимоновская игрушка-  5 часов

14

1

Лепка филимоновской игрушки.

10.12

15

2

Лепка филимоновской игрушки.

17.12

16

3

Рисование элементов  филимоновской росписи.

24.12

17

4

Роспись филимоновских игрушек

14.01

18

5

Роспись филимоновских игрушек

21.01

                                       Хохлома  - 7 часов

19

1

Знакомство с хохломским промыслом.

28.01

20

2

Рисование элементов  хохломской росписи.

04.03

21

3

Рисование элементов  хохломской росписи.

18.02

22

4

Роспись шаблонов хохломским узором.

25.02

23

5

Роспись шаблонов хохломским узором.

04.03

24

6

Роспись разделочных досок.

11.03

25

7

Роспись разделочных досок.

18.03

                                      Русская матрёшка  - 4 часа

26

1

История возникновения матрёшки.

01.04

27

2

Составление узора росписи матрёшки.

08.04

28

3

Роспись матрёшки.

15.04

29

4

Роспись матрёшки.

22.04

                                         Русский пряник – 2 часа

30

1

Знакомство с историей изготовления пряников и пряничных досок.

29.04

31

2

«Лепной пряник». Рисование фигурных пряников.

06.05

                                   Игрушки-свистульки  - 2 часа

32

1

Знакомство с игрушками- свистульками.

13.05

33

2

«Разноцветная ярмарка» (итоговое занятие)

20.05

Календарно-тематическое планирование (2 год обучения).

Тема занятия

 Характеристика деятельности  учащихся

Кол-во                      часов

      Дата

п

ф

1

   Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.

1

05.09

2-3

  Рисунки на тему «Я и моя семья»

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.

2

12.09

  14.09

4

  Конкурс на самый красивый фантик.

Работа с акварелью. Орнамент. Сюжет.

1

19.09

5

Фантастический город.

Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.

1

26.09

6

  Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

1

03.10

7

Рисунки на тему:  «Зимние забавы»

Зимние  изменения в лесу. Рисование картин зимы.

1

10.10

8

  Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»  (цв. карандаши)

 Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

1

17.10

9

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки».

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа.

1

24.10

10

Аппликации  на тему «Братья наши меньшие».

Отношение к животным. Любимое домашнее животное.

1

31.10

11

Рисунок-декорация «Сказочный домик».Аппликация.

 Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.

1

14.11

12

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме.

1

21.11

13

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

Видеофильм о цветах. Рисование по теме.

1

28.11

14

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

  Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.

1

05.12

15

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

Представления детей о космосе. Рисование.

1

12.12

16

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

Прослушивание сказки. Иллюстрации.

1

19.12

17

Рисование на тему: « Цветы весны. Первоцветы».

Презентация. Рисование первых весенних цветов родного края.

1

26.12

18

 Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

1

16.01

19

Рисование на тему «Родина моя».

Передача красоты родного края выразительными средствами.

1

23.01

    20

  Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Прослушивание сказки. Иллюстрирование.

1

30.01

21

 Рисование на тему: « Красота вокруг нас». Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

 Изображение пейзажей родного края.

1

06.03

22

 Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

Изображение пейзажей родного края.

1

13.02

23

Рисунок-декорация «Сказочный домик». Аппликация.

Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению.

1

20.02

24

Рисунки на тему «Любимые герои»

Изображение человека и животных разными художественными средствами. Природный материал.

1

27.02

25

  Рисование на тему «Родина моя».

Передача красоты родного края выразительными средствами. Природный материал.

1

06.03

26

Изготовление праздничной открытки.

Создание простого подарочного изделия.

1

13.03

27

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».Аппликация.

Создание сюжетных композиций на основе

1

20.03

28

 Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

1

03.04

29

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

Изображение сказочных и фантастических персонажей.

1

10.04

30

31

 32

 33

Работа с природным материалом

Бумажная пластика

Бумажная пластика

               2

       1

       1

17.04

   24.04

   01.05

   08.05

   

34

Итоговое занятие

      1

22.05

                           

Календарно-тематическое планирование (3год обучения)

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

п

ф

1.Живопись

(11ч.)

1.

Цели и задачи курса. Основы цветоведения

Основные и дополнительные цвета. Этюд букета цветов с натуры.

1ч.

02.09

2.

Живописные техники.

Изучение способов наложения красок  по сырому или просохшему листу.

09.09

3

Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения.

Этюд апельсина на голубой скатерти.

Особенности рефлекса в живописи.

16.09

4.

Родственные цвета.

Составление композиции

 «Зеленный лягушонок

в зеленом болоте».

25.09

5.

Контраст и нюанс  цвета.

Яркость цвета

Изображение цветового этюда с

различным цветовым решением.

30.09

6.

Теплохолодность цветовой палитры.

Изготовление наглядной таблицы

Творческие этюды.

07.10

7.

Изображение уголка  леса.

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

14.10

8.

Изображение доброго и злого сказочного образа

Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека

21.10

9.

Образ дерева

Передача характера различных видов деревьев

28.10

10.

Натюрморт с натуры.

 Крынка и яблоко.

Составление композиции. Пере-

дача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

11.11

11.

Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном.

Самостоятельная творческая работа в графической или живописной технике.

18.11

2. Графика

(10ч.)

12.

Линии на плоскости. Круг, квадрат, прямоугольник.

Упражнения по прорисовке перспективного сокращения плоских предметов.

25.11

13.

Линия в пространстве

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа.

02.12

14.

Рисунок шара.

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока.

09.12

15.

Рисунок куба.

Линейно-конструктивное построение куба.

Эскизный набросок домика.

16.12

16.

Техника печати «сухой кистью»

Изображение животных и кроны деревьев на картоне

23.12

17.

Создание графических образов

Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий.

13.01

18.

Рисование без отрыва от плоскости

Работа гелиевой ручкой. Изображение пейзажа.

20.01

19.

Рисование без отрыва от плоскости

Работа гелиевой ручкой. Изображение цветов

27.01

20.

Чёрное и белое

Изображение гор чёрным цветом

03.02

21.

Самостоятельная творческая работа «Я рисую природу»

Изображение природы только чёрной краской

10.02

3.Скульптура (4ч.)

22.

Наши друзья животные

Экскурсия в краеведческий музей . Анализ общего строения животного, живописные этюды

17.02

23.

Самостоятельная творческая работа «Разноцветный зоопарк»              

Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных  

24.02

24.

Птицы в полёте.

Лепка птиц. Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

03.03

25.

Виды декоративного узора

Лепка декоративного узора, украшений.

10.03

4..Аппликация (4ч.)

26.

Работа над сюжетной аппликацией.

Выполнение аппликации «Букет сирени»

17.03

27.

Предметная аппликация.

Выполнение аппликации «Петрушка»

07.04

28.

Объёмная аппликация

 Выполнение аппликации «Как Баба Яга Деду Морозу помогла»

14.04

29.

Декоративная аппликация

Выполнение аппликации «Снежинки»

21.04

5. Бумажная пластика (2ч.)

30.

Работа приёмом закручивания

Совершенствование приёма закручивание. Выполнение работы «Кошка»

28.04

31.

Работа над приёмом сминания

Выполнение работы «Мимоза»

05.05

6.Работа с природным материалом (2ч.)

32.

Найди свой образ

Нахождение  в камнях образа с последующей дорисовкой

12.05

33.

Цветок из дерева

Выполнение работы из срезов дерева «Цветок»

19.05

7.Организация и обсуждение выставки детских работ (1ч.)

34.

Выставка работ

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ

26.05

 

Календарно-тематическое планирование (4 год обучения)

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

п

ф

1.Живопись

1.

Красивые цепочки

. Закрепление умения применять в декоративной работе линии симметрии, силуэт, ритм.

1ч.

6.09

2.

Красивые цепочки

Изучение способов наложения красок  по сырому или просохшему листу.

13.09

3

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

Освоение навыков свободной кистевой росписи. Составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

20.09

4.

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись

Выполнение в полосе растительных узоров.

27.09

5.

Орнамент «Чудо-платье».

Составление красочной народной росписи в украшении одежды.

04.10

6.

Узоры, которые создали люди.

11.10

18.10

7.

Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе».

Создание моделей предметов бытового окружения человека Выбор и применение выразительных средств  реализации собственного замысла в рисунке.

25.10

8.

Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе».

Выполнение растительных узоров по образцам.

01.11

9.

Мастера села Полхов-Майдан.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.

15.11

10.

Праздничные краски русской матрёшки.

Выполнение растительных и геометрических узоров по образцам

22.11

2. Графика

11.

Русская матрёшка в осеннем уборе

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни

29.11

12.

Русская матрёшка в осеннем уборе.

Выполнение росписи наряда матрёшки по образцам.

06.12

13.

Родные просторы в произведениях русских художников  поэтов.

Ознакомлениями с произведениями  живописи русских художников.

13.12

14.

. Родные просторы в произведениях русских

художников  поэтов

Рисование на основе наблюдений или по представлению

20.12

15.

Фигура человека.

Рисование с натуры

27.12

16.

Лепка фигуры человека с атрибутами

труда или спорта

Лепка по представлению

17.01

17.

Основы натюрморта

Рассказ с элементами беседы.

24.01

18.

Натюрморт: кувшин и яблоко.

Рисование с натуры

31.01

19.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства.

Рисование фруктов и овощей с натуры

07.02

20.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры

14.02

3.Скульптура

21.

Красота народного костюма

21.02

22.

Панно «Спящая красавица».

Работа над выразительными средствами в рисунке

28.02

23.

Панно «Спящая красавица».

Составление панно.

07.03

24.

Лепка животных.

Лепка на основе наблюдений или по представлению

14.03

4..Аппликация

25.

Закат солнца.

Аппликация на основе наблюдений или по представлению

21.03

26.

В сказочном подводном царстве.

Передача настроения в работе с помощью цвета, композиции, объёма.

04.04

27.

Мы – юные дизайнеры

Дизайнерское оформление работ.

11.04

28.

Мы – юные дизайнеры.

Дизайнерское оформление работ.

18.04

5. Бумажная пластика.

29.

Искусство оформления книги.

Дизайнерское оформление работ.

25.04

30.

Искусство оформления книги

Игра.

02.05

6.Работа с природным материалом .

31.

Изготовление композиций из природного материала.

Дизайнерское оформление работ.

16.05

32.

Итоговое занятие

Дизайнерское оформление работ

23.05

7.Организация и обсуждение выставки детских работ (1ч.)

33.

34

Итоговое занятие.

Дизайнерское оформление работ

30.05

                                             

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

2

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009

3

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

4

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

5

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.

6

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009

7

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.

Электронные образовательные ресурсы:

Диск «Шедевры русской живописи»

         «Художественная энциклопедия»

          «Эрмитаж»

          Цифровые образовательные ресурсы:

1.    Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

2.    Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

3.    www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

4.    http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

5.    http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

6.    http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков 

7.    http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

8.    http://festival.1september.ru/ - Викторины 

9.    http://www.uchportal.ru/load/149 Учительский портал

10. http://www.openclass.ru/node/203070 Шедевры зарубежных художников

11. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

12. http://.draw.demiart.ru Уроки рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  напралению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника"

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника" (художественно-эстетическое направление)...

Презентация к внеурочному занятию «Разноцветные зонтики», по программе «Смотрю на мир глазами художника»

Презентация к внеурочному занятию «Разноцветные зонтики».по программе «Смотрю на мир глазами художника»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"...

Рабочая программа кружка ЮИД "Зеленый глаз"

К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формирован...