Реализация здоровьесберегающих технологий при подготовке студентов по профессии 150400.01 Машинист крана металлургического производства
методическая разработка ( класс) на тему

РУЗАНОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

Целью данных методических разработок было показать опыт применения здоровьесберегающих технологий, в образовательном процессе  при подготовке  машинистов крана. Для этого были изучены труды российских ученых в области здоровьесбережения обучающихся и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия образовательного процесса на основе здоровьесбережения в группах подготовки машинистов крана и показан опыт применения здоровьесберегающих технологий на занятиях междисциплинарных курсов.

Новизна данного опыта заключается в комплексном подходе к оздоровлению студентов в колледже. Главным условием его реализации является правильная организация учебной деятельности, то есть построении учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.  

В заключении своей работы  хотелось бы выделить следующее: на основе анализа состояния здоровья студентов можно выделить ряд условий   предотвращающих  его ухудшение:

– включение в учебный процесс жизненного опыта студента, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знания;

– исключение перегрузки студентов большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья;

– непротиворечивость учебной информации;

– обеспеченность положительного эмоционального состояния студентов, которое служит индикатором общего положительного состояния здоровья.

Чтобы организация занятий МДК выполняла условия здоровьесберегающего обучения профессии, необходимо на уроке обеспечивать:

а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;

б)  положительное воздействие на эмоциональное состояние студентов, через содержание  учебного материала,

в)  возможность принимать информацию через все органы чувств;

г) ситуации для возникновения и проявления личностных качеств студента, собственного мнения по всем вопросам обучения;

д) использование разнообразных форм учебной деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий при преподавании МДК обеспечивает сохранение психического и физического здоровья студентов, способствует лучшему овладению ими системой профессиональных знаний и компетенций.

Подводя итоги, можно сказать, что периодически проводимая работа по формированию здорового образа жизни позволяет решить важные задачи:

ž  во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым подросток приходит в наше учреждение;

ž  во-вторых, воспитать у студента ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков и не имел препятствий для реализации своих профессиональных компетенций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл да677.12 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»

Реализация здоровьесберегающих технологий при подготовке студентов по профессии 150400.01 Машинист крана металлургического производства

Методические рекомендации

Магнитогорск 2015г


РЕКОМЕНДОВАНО

цикловой комиссией рабочих профессий

Протокол №_____  от «___»____________20___г.

Председатель

цикловой комиссии

________________Е.Н. Титаренко

Разработчик:

Рузанова Н.М. – преподаватель ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П.Омельченко».

Рецензент:

Г.А. Черныш – зам. директора по НМР ГБОУ ПОО  «Магнитогорский технологический колледж им. В.П.Омельченко».

В.В. Мальковский – Государственный инспектор Магнитогорского территориального отдела Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Методические рекомендации предназначены для организации работы преподавателя междисциплинарных курсов и других работников, на которых возложена функция сбережения здоровья студентов во время образовательного процесса и содержат описание накопленного опыта использования наиболее эффективных педагогических форм, методов, средств здоровьесбережения во время учебного процесса.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ        

2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯНИЙ И ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

Приложение 1        

Приложение 2        

Приложение 3        


ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.

В современных условиях высокой технической оснащённости  и психофизической интенсивности труда одним из главных факторов становится фактор здоровья. Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья студентов.  Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Студент должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение подростков к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Поэтому свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система образования. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья студентов стали особенно актуальными.  Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в учебных заведениях, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. В системе профессионального образования  традиционно считается, что основная задача - дать необходимое профессиональное образование. Но задачей педагога, во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым подросток приходит в профессиональную образовательную организацию, а во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни. Это особенно актуально для специальности «Машинист крана металлургического производства».

По классификации ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предприятия, на которых установлены стационарные грузоподъемные краны, относятся к опасным производственным объектам. Профессия машиниста крана металлургического производства предъявляет повышенные требования к психофизиологическим особенностями человека. Поэтому одним и главных междисциплинарных курсов при подготовка машиниста крана является МДК 01.02 «Охрана труда и промышленная безопасность».

Цель методических рекомендаций:

- теоретически обосновать совокупность организационно-педагогических условий образовательного процесса на основе здоровьесбережения;

- показать опыт применения здоровьесберегающих технологий, в образовательном процессе при подготовке машинистов крана, способствующих формированию у студентов культуры здоровья, которая  развивает у них компетенции, необходимые им в дальнейшей  самореализации в профессии и защищает  педагога от деформации личности, вызванной нервно-психическим напряжением.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»;  lоgоs – «слово», «учение».

Словарь иностранных слов дает определению понятию «технология», как описание последовательности трудовых операций, необходимых для превращения предмета труда в продукт. В узко производственном значении технология  - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения.

Педагогическая технология по определению российского учёного в области педагогики,   профессора, действительного члена Российской Академии образования В.А.Сластенина — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

По определению русского ученого члена Российской Академии естествознания В.В. Юдина   «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений». Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату».

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения говорит профессор, ректор института развития образования Машарова Т.В.

Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению профессора  Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению  доктора биологических наук, профессора  В.Д. Сонькина, это:

•  условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

•  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией   понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  В будущем, полученные знания не только дадут машинисту крана  использовать  навык сохранения  здоровья, но и  позволят длительно работать по выбранной специальности. Иначе, потеряв здоровье, машинист крана лишается возможности продолжать свою профессиональную деятельность по выбранной профессии.

Типы здоровьесберегающих технологий:

  1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
  2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
  3. Образовательные (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательногои профессионального циклов).
  4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Все четыре типа технологий используются в нашем колледже.

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности студента в образовательный процесс:

• Вне субъектные технологии - это технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

• Технологии, предполагающие пассивную позицию студента (фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.)

•  Технологии, предполагающие активную субъектную позицию студента (различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья).

Вне субъектные технологии и технологии, предполагающие активную субъектную позицию студента используются в нашем колледже постоянно, а технологии, предполагающие пассивную позицию студента применяются фрагментарно.

Структура технологии здоровьесбережения включает в себя подготовительный, технологический и заключительный этапы.

На подготовительном этапе проводится диагностирование исходных составляющих здоровья, проводятся организационные мероприятия по созданию соответствующих условий, а также производится проектирование здоровьесберегающих технологий на период обучения.

В процессе технологического этапа выполняются определенные мероприятия.

На заключительном этапе проводится анализ применения здоровьесберегающих технологий.  

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - «Здоровье человека определяется как:

1) Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

2) Здоровье – это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь.

3) Здоровье – это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние.

4) Здоровье – это право каждого».

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

  • здоровье физическое;
  • здоровье психическое;
  • здоровье социальное;
  • здоровье нравственное.

Физическое здоровье:

  • совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
  • состояние роста и развития органов и систем организма, основу которых составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

  • высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
  • состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

  1. Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов.
  2. Показатели роста и развития.
  3. Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности.
  4. Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
  5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Основным направлением государственной политики в области здоровьесбережения является обеспечение приоритете сохранения жизни и здоровья работника.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

Правовые основы безопасности труда и здоровьесбережения отражены в важнейших источниках законодательства РФ, к которым относятся:

- Конституция  России;

- Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;

- Кодекс законов о труде РФ;

- Уголовный кодекс РФ;

- Кодекс об административных правонарушениях;

- Гражданский кодекс;

- СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования".

- Закон об образовании

Мостовой кран относится к опасным производственным объектам, поэтому работа машиниста крана с точки зрения здоровьесбережения  регламентируется Федеральным законом о промышленной безопасности и Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. На машиниста мостового  крана во время работы воздействуют  вредные и опасные производственные факторы.

Опасным производственным фактором называется фактор, который может привести к травме  или смерти.

Вредным производственным фактором называется фактор,  который приводит к возникновению профессионального заболевания и частичной утрате здоровья.

В работе машиниста есть свои трудности: не исключена работа в выходные и праздничные  дни; в ночное время, необходимость в условиях цейтнота принимать быстрые решения, от которых может зависеть не только его жизнь,   но также здоровье и жизнь, находящихся внизу людей.

На машиниста крана воздействуют такие  вредные производственные факторы:  

- вибрация,  

- движущиеся транспортные средства,  подвижные части производственного оборудования;

-  повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

-  повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

-  повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

-  повышенная или пониженная влажность воздуха;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- стесненные условия работы;

- расположение рабочего места на высоте.

Кроме того, машинист крана работает на кране один в условиях стрессовой нагрузки. В течение часа он делает до 600 переключений в час, т.е. ему надо при ограниченности времени принять 600 правильных решений, как поднять груз, чтобы он не раскачивался, как переместить, чтобы ничего не задеть, никого не придавить, как устойчиво поставить и т.д.  Домашние ссоры, боль, плохое настроение - все должно оставаться за пределами кабины крана. Под грузом могут находиться люди, сложные технологические машины и коммуникации. При возникновении нестандартной ситуации, машинисту крана никто не подскажет правильного решения, он может надеяться только на себя. Для выполнения своих профессиональных компетенций  крановщик должен обладать   сосредоточенностью, ответственностью, стрессоустойчивостью, быть в хорошей физической форме. Поэтому к психическому состоянию   крановщика, его нервной и сердечно-сосудистой системам, зрению, опорно-двигательному аппарату  предъявляются повышенные требования. В связи с этим машинист крана обязан проходить ежегодное медицинское освидетельствование и подтверждать свое право на  управление краном.

Отличительная черта хорошего машиниста – это постоянная готовность к экстренным действиям, к предупреждению аварийной ситуации. Машинист должен отлично знать устройство крана  и иметь "золотые руки" слесаря, чтобы в считанные секунды ликвидировать возникшую неисправность и предотвратить аварийную ситуацию. Ему нужны самообладание, большая собранность и чувство уверенности в своих силах. Машинист крана  должен успеть увидеть и оценить все сигналы, проследить, чтобы в зоне работы не было людей, заметить приближение другого крана, считывать показания приборов, выполнить указания стропальщика и т. д. Объем информации, которую машинист должен быстро воспринять и осмыслить, достаточно велик и труд его весьма напряженный. Движения по управлению мостовым краном  и не требуют значительных физических усилий, но должны быть точными и очень своевременными.  Умственная деятельность машиниста выражается и в анализе причин тех или иных отклонений в работе оборудования и поиске способов их устранения.

Поэтому к состоянию здоровья машиниста крана предъявляются повышенные требования. К управлению краном допускается только лицо, имеющее кроме образования еще и положительное медицинское заключение после серьёзной комплексной проверки его здоровья медицинской комиссией. Поэтому   считаю своей обязанностью сохранить то здоровье у своих студентов, с которым они пришли в наш колледж,   и помочь   им выработать   привычку заботиться о своем здоровье, а также  научить их  пользоваться некоторыми упражнениями  для сохранения и укрепления своего здоровья.

На своих занятиях использую рекомендации доктора медицинских наук С.М. Бубновского, автора дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, американского ученого доктора-офтальмолога У. Бейтса, и др.


2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯНИЙ И ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Реализация здоровьесберегающих технологий при подготовке колледжа к приему студентов.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186—03  администрация и педагогический персонал организуют и проводят работу по гигиеническому воспитанию и образованию учащихся, формированию навыков здорового образа жизни с участием медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, центров Госсанэпиднадзора.

 На первом этапе проходит подготовка колледжа к приемке и проверяется выполнение всех санитарно-гигиенических требований. В нашем колледже регулярно проводятся ремонты помещений,   парт, стульев и т.д.; установлены на окнах жалюзи, которые позволяют регулировать уровень яркости света, установлена пожарная сигнализация, занятия проводятся преимущественно в первую смену и т.д.

На первом курсе педагог психолог проводит анкетирование, изучение  и анализ индивидуальных психологических особенностей зачисленных студентов   (типы восприятия, внимания, памяти, мышления, типов темперамента, темпа деятельности и т.д.). Результаты анализа с рекомендациями психолога в начале учебного года доводятся до педагогов. Каждый преподаватель может воспользоваться этой информацией для проектирования своей деятельности во вновь набранных группах.

Реализация здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях междисциплинарных курсов.

 Свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий начинаю  с диагностики студентов, которую  представляет педагог психолог колледжа. Эти знания помогают при подготовке занятия, определять    какой вид психической деятельности при усвоении данного материала является ведущим и, следовательно, подлежит активизации в первую очередь; определять структуру занятия  и возможные способы организации в рамках усваиваемого материала. Таким образом, используя знания о психологических особенностях восприятия каждого студента  и группы в целом, можно построить достаточно эффективное личностно-ориентированное обучение.

Считаю, что положительный результат сохранения здоровья студентов достигается, если есть  заинтересованность в этом  и у преподавателя, и у студента и его родителей. Поэтому на одном из первых родительских собраний знакомлюсь с родителями студентов, чтобы понять в каких условиях они живут, пытаюсь понять, чего можно   ждать от вновь поступивших студентов и можно ли рассчитывать на помощь родителей. Определяю степень участия родителей в воспитательном процессе, пытаюсь понять – являются ли они моими союзниками, заинтересованы ли они в сохранении здоровья своих детей.

При проектировании здоровьесберегающего урока  руководствуюсь следующими принципами:

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья студента и его индивидуальных психофизиологических   особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;  
  • структурирование занятия  на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности студентов (вводная часть, основная и заключительная);
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма студентов.

По требованиям СанПиН 2.4.3.1186-03  физкультурные паузы продолжительностью 3 - 5 мин проводят при теоретическом обучении в середине третьего и пятого уроков с целью снятия утомления, улучшения кровообращения и дыхания организма обучающихся. При производственном обучении в мастерских или на базовых предприятиях физкультурные паузы также проводят во второй половине занятий с целью снятия утомления и повышения работоспособности организма.

Основной формой организации учебного процесса является занятие. Именно от него зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Перед началом занятия проверяю обстановку и гигиенические условия в  кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.  Поэтому, на одном их первых занятий,  мы говорим о требованиях к здоровью машиниста крана, об опасных и вредных производственных факторах, воздействующих на машиниста крана и о последствиях потери части физических функций  организма, для самого крановщика, для цеха, для, находящихся под краном людей. Кроме этого,  провожу анонимный опрос о вредных и опасных, уже приобретенных привычках ученика. Эта анкета остается до третьего курса и используется для заключительного анализа.

Считаю, что педагог междисциплинарных курсов, должен более активно применять здоровье сберегающие технологии на уроках. Для того, чтобы мотивировать студентов на сохранение здоровья повторяю не один раз и не на одном занятии, а постоянно напоминаю, что будет здоровье, значит - будет работа, будет достойный уровень жизни. На своих занятиях всегда нахожу  подходящий момент, чтобы сказать о преимуществах здорового образа жизни в той или иной ситуации, о вреде курения, о пользе прививок, о стрессе и противодействии ему и т.д.

Поэтому на занятиях МДК использую упражнения, несущие в себе здоровьесберегающую направленность.

Машинисту крана для выполнения своих компетенций необходимо не только хорошее зрение. Известно, что основной объем информации студенты получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Для этого использую дидактический материал, который помимо тренировки зрения способствует развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.

Следующий опыт расширения зрительно-двигательной активности — проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве кабинета ориентиров. Физкультурные минутки выполняем после напряженного зрительного труда на близких расстояниях,  используя элементы сохранения и восстановления зрения по методике Бейтса.  Меняя элементы гимнастики от урока к уроку, можно научить студентов расслаблению глазных мышц, тренировке, адаптации к солнечному свету и т.д., которой они могут воспользоваться при необходимости в своей профессиональной деятельности.

Также мы не  забываем и о дыхании. Часто мы используем и  успокаивающее дыхание по методике А.Н. Стрельниковой, либо вначале занятия, либо, при необходимости,  в середине. Вначале занятия это помогает быстрее настроить  студентов на рабочий лад.   Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Упражнения дыхательного характера, позволят преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у студентов. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Во время сидячей работы машинист испытывает вибрационные нагрузки, поэтому на уроках, во время физкультминуток мы выполняем  элементы гимнастики, снимающей напряжение с позвоночника по методике доктора  С.М. Бубновского. Применение  различных элементов гимнастик для восстановления зрения, успокоения дыхания или снятия напряжения с позвоночника,   занимает в общей структуре 3-5 минут, но помимо обучения способам сохранения здоровья, активизирует внимание студентов, развивает интерес к предмету.  Это способствует более продуктивному усвоению материала, развитию творческого мышления.

Известно, что словесная информация плодотворно усваивается в течении 4-7 минут, поэтому на занятиях МДК  чередую число видов учебной деятельности: опрос студентов, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.  и число видов подачи информации: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.

В своей профессиональной деятельности  применяю  принцип моделирования профессиональной деятельности и использую активные  формы, проблемные методы изложения материала. Именно они, по моему мнению, способствуют мотивации обучения, активизируют процесс восприятия.  Для машиниста крана особенно актуальны знания по оказанию самопомощи в проблемных ситуациях, поэтому на МДК «Охрана труда и промышленная безопасность» мы отрабатываем эти приемы.

Во время занятия   слежу за  позами  студентов и если вижу усталость или отстраненность, то поднимаю класс на физкультминутку или выполнение одной из гимнастик. Конечно, выполнить полностью ту или иную гимнастику на занятиях МДК не представляется возможным, но научить студентов  элементам гимнастики можно, чтобы в дальнейшем они могли при необходимости выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, стараюсь в содержательную часть каждого занятия включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, прослеживая связь профессиональной деятельности и здоровья, информировать студентов о возможных последствиях того или иного выбора варианта поведения для карьерного роста в профессии.

Это помогает формировать отношение к человеку и его здоровью как к ценности; вырабатывает понимание сущности здорового образа жизни; формирует потребность в здоровом образе жизни; вырабатывает индивидуальный способ безопасного поведения, сообщение студентам знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

И, конечно, поддерживаю комфортный эмоционально-психологический климат на занятии.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у студентов желание жить, быть здоровыми, востребованными в профессии, должен учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Реализация здоровьесберегающих при использовании межпредметных связей.

На занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студенты учатся

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от воздействия чрезвычайных ситуаций;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять средства пожаротушения;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и в экстремальных условиях;
  • оказывать первую помощь.

На занятиях по физической культуре студенты:

  • учатся использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и целей;
  • тренируют выносливость и устойчивость к физическим нагрузкам;
  • изучают основы здорового образа жизни.

Реализация  здоровьесберегающих технологий при выходе на учебную практику

Перед выходом   на учебную практику студенты проходят инструктаж по охране труда, на котором они знакомятся с правилами прохода по мастерским, с опасностью, которая может исходить от работающего оборудования, назначением спецодежды, с правилами оказания первой помощи при несчастных случаях, с правилами работы с электроинструментом и т.д.  

Реализация здоровьесберегающих технологий при выходе на производственную практику

Перед выходом на производственную практику со студентами проводится не только вводный инструктаж, но и первичный инструктаж на рабочем месте, на котором студенты знакомятся:

  • с правилами прохода по цеху;
  • с правилами входа на кран и схода с него;
  • с технологией погрузочно-разгрузочных работ;
  • с причинами несчастных случаев, связанных с работой крана;
  • с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов к грузовым канатам, крюковой подвеске, барабану, грузозахватным приспособлениям, блокам и полиспастам и т.д.
  • безопасными способами строповки, перемещения и складирования груза;
  • с обязанностями во время ремонта оборудования крана;
  • с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок;
  • с инструкцией по охране труда для машинистов крана;
  • с инструкцией по охране труда для стропальщиков.

Реализация  здоровьесберегающих технологий при организации внеурочной деятельности

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость подростков.

Вместе с мастерами производственного обучения проводятся деловые и ролевые игры для закрепления знаний по безопасности труда

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность подростков  в движении, которые развивают выносливость, востребованную впоследствии в профессиональной деятельности.

 Наши студенты участвуют во всех внеурочных мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни.

Кураторами учебных групп и воспитателями общежития используются  такие воспитательных мероприятия как:

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся в колледже;
  • проведение мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, правил гигиены;
  • проведение учебных занятий с использованием элементов здоровье сберегающих технологий.

Специалисты Центра психолого-педагогической помощи семье и детям привлекаемые к работе со студентами содействуют полноценному психическому и физическому развитию подростков; воспитанию и формированию жизненных навыков; формированию устойчивости к негативному воздействию социальной среды; в течение учебного года специалистами этого центра во всех группах проводятся лекции и беседы на темы: «Ваше здоровье в ваших руках», «Девочка, девушка, женщина», «Пивной алкоголизм» и др.

Кроме этого, специалисты Центра психолого-педагогической помощи семье и детям совместно с волонтёрами МГТУ и студентами МТК им. Омельченко В.П. в рамках городской профилактической программы провели массовые мероприятия:  «Отличный день, чтобы бросить курить» - флэш-моб; «Быть спортивным - это модно» - фитнес-марафон и т.д.

Проводилась совместная работа с муниципальным управлением здоровья «Центр медицинской профилактики», направленная на сохранение и укрепление здоровья, поддержание благополучия и облегчения социальной адаптации молодежи. Врачами центра медицинской помощи  проведены лекции «Опасные курительные смеси», профилактические акции «Всемирный день здоровья», «Всемирный день без табака». Психологом Центра медпрофилактики Г.И. Гильмитдиновой проведены тренинги «Женское здоровье», «Осознание ответственности», «Зависимость».

В рамках реализации  Программы здоровьесбережения традиционно в библиотеке колледжа  проводилась работа по пропаганде здорового образа жизни: цикл книжных выставок-просмотров «Тело – это храм для души», посвящённых Дню здоровья,  Дню борьбы с курением; «Олимпиада-2014» - книжная выставка, обзор, посвящённые XXII зимним Олимпийским играм в г. Сочи; цикл обзоров-DVD-просмотров - «Вино пить – беде быть!», «Алкоголь – источник бед».

Наряду с работой по медико-гигиеническому обучению, в течение всего учебного года проводится спортивно-массовая работа. В колледже работают  спортивные секции по волейболу и баскетболу, легкой атлетике. Проводятся внутриколледжные  соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису, футболу, легкой атлетике, смотр физической подготовки.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующие рекомендации для проведения здоровье сберегающего занятия:

1. Перед началом урока: проветрить класс; проверить освещение; осмотреть использующийся на уроке инструмент и наглядные пособия (детали крана); Температура воздуха по требованию СанПиНов в зависимости от климатических условий должна составлять: в учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 21 °С ;

2. При подготовке урока  следует руководствоваться следующими принципами:

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья студента и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • готовить задания, учитывая разный  уровень умственной работоспособности студентов;

3. Во время проведения  занятия использовать

  • оптимальную плотность урока, которая предусматривает   количество видов учебной деятельности, их смену;
  • чередовать  виды преподавания: за урок должно быть не менее трех (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.) Использование одного-двух видов преподавания ведет к потере у студентов интереса, рассредоточению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым занятие  малоэффективным.
  • чередовать виды учебной деятельности, которые включают в себя чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответы на вопросы, самостоятельную работу. По рекомендациям СанПиНов следует 4-7 раз сменить вид деятельности на уроке.
  • использовать методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки;
  • следить за рабочей позой студентов с целью профилактики   утомления;   нарушения  осанки;  ухудшения зрения рекомендуется на уроке проводить  физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации , а также элементы дыхательной гимнастика; гимнастика для глаз; в осенне-зимний период рекомендуется включать массаж активных точек. Все эти упражнения вырабатывают  у студентов привычку следить за своим здоровьем и самостоятельно применять полученные знания о восстановлении и сохранении здоровья;
  • для снятия эмоционального напряжения, зажатости использовать шутки, поговорки, афоризмы и т.д.

4. При завершении занятия  следует подвести итоги урока,  дать положительную оценку всей группе и отдельным студентам, особенно тем, кому усвоение знаний дается с трудом, дать учащимся  возможность задать  вопросы, ответить на них,   прокомментировать задание на дом  и проводить их на перемену, чтобы подготовить кабинет к следующему занятию.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данных методических разработок было показать опыт применения здоровьесберегающих технологий, в образовательном процессе  при подготовке  машинистов крана. Для этого были изучены труды российских ученых в области здоровьесбережения обучающихся и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия образовательного процесса на основе здоровьесбережения в группах подготовки машинистов крана и показан опыт применения здоровьесберегающих технологий на занятиях междисциплинарных курсов.

Новизна данного опыта заключается в комплексном подходе к оздоровлению студентов в колледже. Главным условием его реализации является правильная организация учебной деятельности, то есть построении учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.  

В заключении своей работы  хотелось бы выделить следующее: на основе анализа состояния здоровья студентов можно выделить ряд условий   предотвращающих  его ухудшение:

– включение в учебный процесс жизненного опыта студента, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знания;

– исключение перегрузки студентов большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья;

– непротиворечивость учебной информации;

– обеспеченность положительного эмоционального состояния студентов, которое служит индикатором общего положительного состояния здоровья.

Чтобы организация занятий МДК выполняла условия здоровьесберегающего обучения профессии, необходимо на уроке обеспечивать:

а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;

б)  положительное воздействие на эмоциональное состояние студентов, через содержание  учебного материала,

в)  возможность принимать информацию через все органы чувств;

г) ситуации для возникновения и проявления личностных качеств студента, собственного мнения по всем вопросам обучения;

д) использование разнообразных форм учебной деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий при преподавании МДК обеспечивает сохранение психического и физического здоровья студентов, способствует лучшему овладению ими системой профессиональных знаний и компетенций.

Подводя итоги, можно сказать, что периодически проводимая работа по формированию здорового образа жизни позволяет решить важные задачи:

  • во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым подросток приходит в наше учреждение;
  • во-вторых, воспитать у студента ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков и не имел препятствий для реализации своих профессиональных компетенций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  2. Библиографическое описание: Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] / Н. В. Голобородько // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85.
  3. Библиографическое описание: Какулин А. Н. Здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании [Текст] / А. Н. Какулин // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 220-222.
  4. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
  5. Кожин,  А.А. Здоровый человек и его окружение [Текст]: учебник для сред.проф. образов. / А.А.Кожин, В.Р.Кучма. – М.: Академия, 2006.- 397 с.
  6. Макарова, Т.В. Комплексная программа «Здоровье» [Текст] / Макарова, Т.В. // Классный руководитель.-   2007.- № 5. - С. 27-37.
  7. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003.
  8. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство: АРКТИ  год издания: 2005.
  10. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
  11. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
  12. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
  13. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
  14. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).
  15. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. Издательство: M.: Педагогическое общество России.  112 с; 2000 г.

Интернет-ресурсы

  1. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm.
  2. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml.

Приложение 1

План проведения занятия с применением здоровьесберегающих технологий

п/п

Критерии

Вопросы для анализа

1

Гигиенические условия  в    кабинете

Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2

Число видов учебной деятельности, используемых преподавателем

Опрос студентов, письмо, чтение, слушание,  рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности

Ориентировочная норма – 7- 10 минут.

4

Использование преподавателем различных видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный,  самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за занятие

5

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут.

6

Использовании методов, способствующих активизации студентов, развитию творческих начал.

Это следующие методы:

-информационный (сообщение учебного материала)

-репродуктивный (формирование умения и навыков применения полученных знаний)

- проблемный ( показ проблемы в  изучаемом материале и нахождение способов ее решения)

7

Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами

Норма – 8-10 мин.

8

Мастерство преподавателя при использовании видеоматериалов

Умение преподавателя  использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач

9

Позы студентов  и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

Студенты на занятии не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт студентов на занятии - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть занятия. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4 повторениями каждого. При этом важно наличие у студентов желания их выполнять.

11

Включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем  и ЗОЖ

Выработка понимания сущности  здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение преподавателя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12

Наличие у студентов мотивации к учебной деятельности.

Интерес к знаниям,  радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на МДК материалу.

13

Благоприятный психологический климат на  занятии

Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха,  т.к.  наличие стрессов, отрицательные эмоции  свидетельствуют  преобладании на уроке  здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14

Итоговая плотность занятия

Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно  быть в диапазоне от 60 до 80%.

15

Момент наступления утомления студентов и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и   пассивных отвлечений студентов в процессе учебной работы. Норма – не  ранее чем за 10 – 125 минут до окончания занятия.

16

Темп и окончание занятия

К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп занятия («скомканность»), отсутствие времени на вопросы студентов, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.  

17

Интегральный показатель эффективности проведенного занятия

Состояние и вид студентов до и  после окончания занятия:  на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние студентов, на другом -  утомленное, растерянное, агрессивное состояние.


Приложение 2

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  1. Позитивное влияние на здоровье студентов (до начала занятия)

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

  1. Студенты в перемену находятся в кабинете

  1.  Кабинет проветрен

  1.  Кабинет настраивает на рабочий лад

  1. Ход урока

Что наблюдается

Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)

1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов)

2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)

3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма:  смена не позже чем через 7 -10мин.)

4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)

5) Чередование видов преподавания (норма:  не позже чем через 10 -15мин.)

6) Наличие на занятии  работ, в которых студенты  имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)

7) Наличие на занятии оздоровительных моментов  (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)

3.Психологический климат на занятии

Что наблюдается

Результат

1)  Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент

2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.

3) Взаимоотношения между преподавателем  и студентом

4) Взаимоотношения между  студентами

5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.)

 


Приложение 3

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

 

1. «Вверх-вниз».   2. «Вправо- влево»    3. «Диагональ».  

4. «Прямоугольник».     5. «Циферблат».    6. «Змейка».  

7. «Бантик».    8. «Песочные часы».    9. «Спираль».

10.«Горизонтальная спираль»  11. Вертикальная «спираль».  12. «Глобус».  

Здоровьесберегающий подход к уроку проявляется в том, что педагогу в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит ребятам и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с ребятами на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то педагог тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то принимает в ней полноценное участие наряду с обучающимися и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждении дополнительного образования

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем ук...

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.

ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своем...

Рабочая программа производственного обучения 3 курс по профессии "Тракторист-машинист с/х производства"

Программа производственного обучения включает в себя разделы: ремонтные работы, индивидуальное вождение,  подготовка к работе машинно-тракторных агрегатов (МТА) к работе....

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.03 «Машинист крана металлургического производства»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Упражнения оздоровительной фитбол-гимнастики для совершенствования профессионально-прикладной подготовки студентов по профессии "Художник по костюму".

Для профилактики профзаболеваний профессий швейной промышленности: остеохондроз,миопия,астигматизм, неврозы,варикозное расширение вен. Мы на уроках физической культуры, занимаемся на фитбол мячах, с п...