Воспитательное занятие "Семья- ячейка общества"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Мазгарова Тансылу Ягануровна

Тема "Семья -ячейка общества"  Цели и задачи: формирование у детей представления  об отношении к семье. Дать представление о личной и социальной ценности семьи. Развивать познавательный интрес к семейной проблеме.Воспитание  уважительного отношения к семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tansylu-_semya_yacheyka_word_3.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Семья – ячейка общества»

Цели  и задачи: формирование у  воспитанников  представления  об отношении к семье как ячейке общества.

Дать представление о личной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. Развить познавательный интерес к изучаемой проблеме.

Воспитание чувства уважительного отношения к семье.

Виды деятельности: беседа, комментированное  чтение, работа в парах,

Ход  воспитательного  занятия

  1. Организация деятельности воспитанников

Здравствуйте, дорогие ребята! Наше сегодняшнее занятие, мне хотелось начать  тему  занятия  с  загадки.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна…    Ответы детей - Семья!

Нетрудно догадаться о теме сегодняшнего   занятия.  Давайте попытаемся ее сформулировать.

Ответы детей: тема  Семья- ячейка общества

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Семья - ячейка общества.

Сегодня мы будем говорить о семье как ячейке общества.С помощью раздаточного материала мы сможем объяснить слово ячейка. Ответы детей: Ячейка – составляющая часть…, Ячейка - самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Сегодня мы  мыпознакомимся с основными понятиями темы: семья, права и обязанности родителей и детей.

  1. Изучение нового материала Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

А для чего человеку семья? (Ответы детей) В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

Подготовленные ученицы ответят на вопрос:

Что значит для меня моя семья?

1. Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных

Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по - разному.

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то

2.Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень

Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным

И наконец, седьмое - чистота

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

  1. Работа в парах.

Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достаточно разрешить многие конфликты, нам не всегда удается, не достает житейской мудрости! Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.

Задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые находятся у вас в рабочем листе, составить пословицу. Конечно, для этого надо немного потрудиться, так как пословицы эти немного забыты.

Например. Нужно докончить пословицы.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Работаем в паре.

-Братская любовь крепче каменной стены.

-В дружной семье и в холод тепло.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

-В хорошей семье хорошие дети растут.

-Дерево держится корнями, а человек семьей.

-За общим столом еда вкусней.

А как появилось слово «семья» мы узнаем, услышав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие здесь стали семьёй.  - Что я имею в  виду? – Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы у нас была и цель одна: получить  твёрдые знания, которые помогут в дальнейшем найти свой жизненный путь.

А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

- Что же может объединять семью?  (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

Что может быть семьи дороже? На этот вопрос нам поможет ответить стихотворение:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители – во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

  1. Работа в группах

Послушайте стихотворение «В семейном кругу».

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Вашему вниманию представлены фрагменты слов. Ваша задача собрать слова и прочитать:

Пони мание Люб овь Уваж ение Дове рие Доб рота Заб отаПом ощь Друж ба

Напечатанные на табличках слова «Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта ЗаботаПомощь Дружба» прикрепляются на брёвнышки дома.

Благополучие семьи - основа процветания нашего государства. Поэтому государство оказывает помощь и закрепляет гарантии прав в отношении семьи. Государство охраняет и защищает семью с помощью закона.

- Как вы думаете, какой это закон?

- Основным источником семейного права является Семейный Кодекс РФ (принят в 1995году)

В этом документе записаны ваши права. Вот некоторые из них:

-право ребенка жить и воспитываться в семье;

- право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

- право на совместное с ними проживание;

- право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

- право на имущество.

Родители имеют права и обязаны воспитывать детей. Права родителей одновременно являются и их обязанностями.

Семейный Кодекс РФ конкретизирует права и обязанности родителей:

Воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном

Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование

Защищать права и интересы ребенка

Содержать ребенка

В 1989 году Россия признала очень важный документ – Конвенцию о правах ребенка. Конвенция (Соглашение) была принята не каким-то одним государством, а Организацией Объединенных Наций. Это - всемирная международная организация. А Конвенция – международно-правовой документ. В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжалась 10 лет.

20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция имеет 54 статьи

А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка.(Кроссворд и вопросы у вас в рабочем листе) Я зачитываю вопрос, а вы находите ответ в рабочем листе с конвенцией. 1 группа по вертикали, 2 по горизонтали(5 минут)

Кроссворд.

По вертикали:

1. Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…

2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и…

5. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?

6. Право ребенка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

8. Неотъемлемое право ребенка на что закреплено в ст. 6 Конвенции?

П о горизонтали:

3. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка?

4. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе».

7. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (каким?).

9. Согласно ст. 19 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и … (какого?) насилия.

10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребенка?

О т в е т:

По вертикали: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь. 

По горизонтали: 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.

Подведение итогов урокаПовторим, что такое семья? Как вы понимаете семья как ячейка общества? Ответы детей

Домашнее задание.Подготовь рассказ о своей семье.

Рефлексия.Что самое интересное было в уроке? О чём вам хочется рассказать друзьям?

Анкетирование:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3. За урок я
4.Мое настроение
5.Материал урока мне был
6.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
интересно / не интересно

Наше занятие  подходит к концу и я хотела бы закончить его на поэтической ноте.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет,

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Обобщение    На доске  таблица

Задание. Заполнить таблицу. Распределить данные события по колонкам:

события, которые делают семью счастливой

события, которые делают семью несчастной

- эгоизм одного из супругов;

- семейный праздник;

- неуважение к детям;

- приятное известие;

-ссора;

- рождение ребенка;

- супружеская неверность;

- получение новой квартиры;

- грубость по отношению к родственникам;

- забота о детях;

- увольнение с работы;

- долгожданная покупка.

Кроссворд.

hello_html_m28988d13.png

По вертикали:

1. Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…

2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и…

5. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?

6. Право ребенка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

8. Неотъемлемое право ребенка на что закреплено в ст. 6 Конвенции?

П о горизонтали:

3. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка?

4. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе».

7. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (каким?).

9. Согласно ст. 19 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и … (какого?) насилия.

10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребенка?

Конвенция о правах ребенка.

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 18

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Статья 19

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его талантовв их самом полном объеме;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 31

  1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

        Рефлексия  по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Семья – ячейка общества»

Цели:познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формиров...

Технологическая карта к уроку: "Семья-ячейка общества"

В ней прописаны цели,этапы,формы и методы работы....

Семья-ячейка общества

Презентация к уроку на тему : " Семья"...

Семья - ячейка общества...

Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого вы становитесь с первого дня своего существования....

Семья - ячейка общества...

Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого вы становитесь с первого дня своего существования....

урок по обществознанию "Семья - ячейка общества"

Данный урок разработан  по новым ФГОС. В ходе  урока  реализуются  различные УУД. Урок  «открытия нового знания» Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных ...

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...