ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ - исламская культура
рабочая программа по мхк по теме

Блонская Лола Хикматуллоевна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 6», обеспечена УМК для 4 классов, авторов Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ОРКСЭ58.33 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

приказом МАОУ «Средняя школа № 6»

от 31.08.2015 № 411

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

учебный модуль "Основы исламской культуры"

начальное общее образование

(4 классы, 34ч)

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Страницы

1.

Пояснительная записка

2

2.

Общая характеристика учебного курса

3

3.

Описание места учебного курса в учебном плане

4

4.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

4

5.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

6

6.

Содержание учебного курса

7

7.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

9

8.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

14

9.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы

15

Приложения:

Календарно-тематический план

4 класс: 4Б,4В,4Г,4Д

Пояснительная записка

           Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 6», обеспечена УМК для 4 классов, авторов Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин.

              Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в МАОУ «Средняя школа №6» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного       округа – Югры, Управления образования Администрации города Когалыма.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Рабочая программа составлена на основе:

1.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

2.Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».  [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

3. Учебник «Основы исламской культуры 4-5 классы» Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин.

 Издательство «Просвещение» 2012г.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомить обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  • развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развивать способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Цели модуля «Основы исламской культуры»: формирование ценностных ориентиров, прививание понимания религиозной толерантности, формирование базовых знаний о формировании, развитии и основных идеях Ислама.

Задачи модуля «Основы исламской культуры»:

1.Формирование ценностных ориентиров и усвоение основных нравственных религиозных    понятий: ответственность, долг, уважение, любовь, доброта, терпимость, чувство справедливости. Формирование данных ориентиров будет проходить    на    примерах    рассмотрения    жизни    и    деяний    религиозных персонажей, а также рассмотрения затруднительных нравственных ситуаций.

2.Усвоение базовых знаний по зарождению, становлению и развитию Ислама, а также знакомство с основными религиозными деятелями   и   почитаемыми фигурами данной религии. Заложить понимание основных ценностей, которые отстаивает Ислам.

3.Первичное     развитие     навыка     абстрактного     мышления     при     помощи ознакомлениями с такими абстрактными понятиями как «бог», «добро», зло».

4.Формирование основ религиозной терпимости. У обучающихся, слушающих курс «основы исламской культуры» необходимо заложить понимание того, что различие между религиями(особенно между тремя мировыми) не могу служить поводом для непонимания или конфликтов. Формирование первичной религиозной толерантности может стать началом становления толерантности в обществе вообще.

Программа рассчитана на 1 учебный год: 34 часа (1 урок в неделю).

 Общая характеристика курса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей,обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

В ходе подготовки проекта,обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученныйматериал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31- 34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Описание места учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план, учебный план МАОУ «Средняя школа №6» предусматривает обязательное изучение курса ОРКСЭ в 4 классе в объёме 34 часа, 1 урок в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса ОРКСЭ

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологическойтематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеютособенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного  процесса Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.  

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характери представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнёрства  школы, семьи,  государства,  общественности  в  деле  воспитания  детей  и молодежи. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждаетсебя человек  и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.  

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

•  Патриотизм

•  Социальная солидарность

•  Гражданственность

•  Семья

•  Труд и творчество

•  Наука

•  Традиционные российские религии

•  Искусство и литература

•  Природа

•  Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации  и  готовности  основных  социальных  сил  к  гражданской  консолидации  на  основе общих  ценностей  и  социальных  смыслов  в  решении  общенациональных  задач,  среди которых воспитание детей и молодёжи.

        Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

        Гражданское согласие по базовым  национальным  ценностям  не  имеет  ничего общего  с  единообразием  ценностей  нации  и  самой  нации,  духовной  и  социальной унификацией.  Единство нации достигается  через  базовый  ценностный  консенсус  в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и  поддерживается  их  открытостью  друг  другу,  готовностью  сообща  решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

учебный модуль: «Основы исламской культуры»

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формированиеоснов российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, атакже находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
  • классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределенииролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения ввыстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

учебный модуль

«Основы исламской культуры»

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой, имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учѐтом образовательных возможностей младших подростков.

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость поотношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырѐх

основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всехучебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвѐртый тематический разделпредставляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третийтематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности обучающихся:

Работа с картой, работа с иллюстративным материалом, беседа, комментированное чтение, чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц, анализ прочитанного, пересказ, по опорным словам, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, диалог по предложенной проблеме. Инсценировка;театрализация; исполнение песен; написание сочинений, эссе;тематические игры.

Проектирование (создание проектов, презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов); составление словаря-глоссария, создание галереи образов.

урока

Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч.)

1

Россия - наша Родина.

Формы и виды деятельности обучающихся: слушание рассказа учителя, обсуждение, работа с источниками информации, творческие задания, подготовка беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: традиции, ценность, духовные традиции.

Раздел 2: Основы исламской культуры

(16ч.)

2

Ведение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Виды и формы деятельности обучающихся:участие в учебном диалоге, выборочное чтение, устный рассказ тему домашнего задания.  

Основные термины и понятия: ислам, арабы, язычники, паломничество.

3

Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Виды и формы деятельности обучающихся: участие в диалоге, комментированное чтение, пересказ текста, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Посланник Бога, Пророк, иудеи, христиане, жизнеописание.

4

Пророк Мухаммед – проповедническая миссия

Виды и формы деятельности обучающихся: слушание устного рассказа, чтение и пересказ, учебный диалог, смысловой анализ текста.

Основные термины и понятия: Коран, Ангел, Божественные откровения, язычники.

5

Прекрасные качества Пророка Мухаммеда.

Виды и формы деятельности обучающихся: ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: миссия, вознесение, знамение.

6

Священный Коран и Сунна как источники нравственности.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с текстом параграфа, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: Коран, Суры, Аяты, Сунна, Хадисы.

7

Общие принципы ислама и исламской этики. (Вера в Аллаха).

Виды и формы деятельности обучающихся:беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: мечеть, Аллах.

8

Столпы ислама и исламской этики. (Вера в Божественные Писания)

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Божественные Писания, грех, чудо, посланник, столпы ислама.

9

Исполнение мусульманами своих обязанностей. (Вера в судный день)

Виды и формы деятельности обучающихся:комментированное чтение, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Судный день, Рай, Ад, Судьба.

10

Обязанности мусульман.

Виды и формы деятельности обучающихся: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж.

11

Обязанности мусульман. (Поклонение Аллаху)

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: молитва (намаз), мечеть, минарет.

12

Обязанности мусульман. (Пост в месяц рамадан)

Виды и формы деятельности обучающихся: чтение текста параграфа пособия для обучающихся, учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: пост (саум, ураза), Рамадан, Ураза-Байрам.

13

Обязанности мусульман. (Пожертвование)

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: пожертвование (закят), подаяния (саадака).

14

Для чего построена и как устроена мечеть. (Паломничество в Мекку)

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, экскурсия (заочная экскурсия), самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: мечеть, паломничество (хадж), Кааба Черный камень.

15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: летоисчисление, лунный календарь.

16

Творческие работы обучающихся.

17

Подведение итогов.

Раздел 3: История ислама в России. Особенности исламской культуры в России. (12ч.)

18

Ислам в России.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с географической картой России.

Основные термины и понятия:исламизация, адаты.

19

Семья в исламе.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: семья.

20

Нравственные основы семьи в исламе.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный пересказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: согласие, забота.

21

Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, анализ ситуаций из жизни, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: нравственные ценности, почтение к родителям.

22

Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: нравственные ценности, дружба, кунак, гостеприимство.

23

Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: нравственные ценности, любовь к отечеству, миролюбие.

24

Забота о здоровье в культуре ислама.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: халяль.

25

Ценность образования и польза учения в исламе.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: учение, медресе, мектебе, шакирды.

26

Ценность образования и польза учения в исламе.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: медицина, астрономия, математика.

27

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Сабантуй)

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.

Основные термины и понятия: башкиры, сабантуй, майдан, батыр

28

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (По выбору учителя и родителей обучающихся)

29

Искусство ислама.

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, экскурсия (заочная экскурсия), устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия:Каллиграфия, Шамаиль, Хаттаты.

Раздел 4: Духовные традиции многонационального народа России

(5ч.)

30

Любовь и уважение к Отечеству

Виды и формы деятельности обучающихся: учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи

Основные термины и понятия: Великая сила нравственности, патриотизм, народ, многонациональный, межконфессиональный.

31-32

Подготовка творческих проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом.

"Диалог культур во имя гражданского мира и согласия" (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Выбор тем для индивидуальных творческих работ:

«Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, округе)», «Мое отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Всего

34

Планируемые результаты по учебному модулю

«Основы исламской культуры»

В результате прохождения программного материалы обучающийся получит представление:

– о культуре исламской религии;

– основателе исламской религии;

– священных книгах исламской религии;

– понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

– об искусстве в исламской культуре;

– нравственных ценностях ислама узнает:

– имена основателей исламской религии;

– названия основных праздников исламской религии;

– особенности священных зданий исламской религии;

– особенности исламского искусства. Научится:

– воспроизводить историю происхождения исламской религии; -работать с различными источниками информации;

– осуществлять творческую деятельность;

– овладеет культурой поведения в священных сооружениях исламской религии.

Выпускник научится:

- раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории её формирования в России;

- на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4классов. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий (Все необходимые пособия есть в наличии в школьной библиотеке)

Оборудование:

  • ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРОГРАММУ ПО КУРСУ ОРКСЭ ОПК...

Итоговое тестирование по курсу «Основы исламской культуры» (8 класс)

Итоговое тестирование по элективному курсу «Основы исламской культуры» в 8 классе...

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ....

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОРКСЭ - исламская культура 4 классы

Предлагаю 15 вопросов на проведение промежуточной аттестации для  обучающихся 4 классов по проедмету ОРКСЭ - основы исламской культуры....

Разработка урока ОРКСЭ "Основы исламской культуры" по теме: "Семья в исламе"

Тема урока: Семья в исламе.Цель урока:Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.Задачи:—  Расширить знания учащихся о семье.—  Позна...

"Основы исламской культуры"

Презентация по ОРКСЭ...

Приложение к учебнику «Основы исламской культуры» 4 класс (региональный компонент для обучающихся Республики Крым)

Приложение к учебнику «Основы исламской культуры» 4 класс(региональный компонент для обучающихся Республики Крым)...