Представление инновационного педагогического опыта
материал ( класс) на тему

Кантеева Ирина Евгеньевна

Тема: «Развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_problema.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

Кантеевой Ирины Евгеньевны

учителя музыки и искусства МОУ «Средняя школа №33»

Тема: «Развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них».

                                                                                В.Г.Белинский.

        Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.         Музыка обладает великой силой! Это феномен, созданный человеком для выражения тех эмоций, которые человек понимает, и которые позволяют ему выразить себя в окружающем мире. Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал: «Человек должен родиться дважды. Один раз естественно, а затем - духовно». Музыка выступает как диалог культур и времен. Музыка заставляет нас плакать и смеяться, сопереживать и эмоционально откликаться на все. Это искусство преображает жизнь, делает ее лучше.
        И поэтому проблема, над которой я работаю, звучит именно так: «Развитие творческих способностей личности в процессе музыкальной деятельности»

Актуальность данной темы обусловлена педагогической значимостью развития творческих способностей обучающихся, также необходимостью их всестороннего изучения и применения на уроке музыки. 

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и         раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои                 знания им,  разбудить  в  них  добрые,  искренние  чувства, воспитывать и обучать,  исходя  из  их запросов  и  интересов. И мне как педагогу, несомненно, интересно развивать творческие способности именно через процесс музыкальной деятельности.

        Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Процесс обучения представляет собой процесс познания окружающего мира, направляемый не только педагогом, но и учениками. Получая новые знания, ученики прилагают определенные усилия, а педагог, со своей стороны, должен заметить эти усилия, поддержать учеников, обеспечивая им условия для дальнейшего продвижения вперед и учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Решать поставленные задачи мне помогают современные педагогические технологии, такие как:

- Технологии арттерапевтического воздействия (здоровьесберегающая)

- Технологии развития ассоциативно-образного мышления

- Технология развития познавательных интересов

- Технологии диагностики уровня развития

- Технология диагностики достижений учащихся

-Информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, видео)

Например, здоровьесберегающие технологии. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации  движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения).

Широко и активно использую на уроках ИКТ.

           Сочетание вышеперечисленных педагогических технологий с традиционными методами и формами обучения позволяет мне разнообразить формы работы со школьниками, учитывая их индивидуальность, а также обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. В этом, на мой взгляд, и заключается педагогическое мастерство учителя.

        Теоретическая база опыта. Теоретической базой моего педагогического опыта послужили работы: теории творчества (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А. М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др.); учение о возможности развития творческого потенциала личности (Н. И. Сакулина, Т.С.Комарова, Е.А.Флерина); педагогика гуманистической направленности (М.М.Бахтин, Е.В.Бондаровская, Г. Л. Ильин, В. А. Петровский, Н. С. Розов, и др.). Методологической основой формирования творческих компетенций в моей практике  является: Целостная система принципов, приемов и средств обучения, которая создана авторами: В.В.Алеевым,Т.Н.Кичак и Т.И.Науменко. Воспитательные возможности музыки и музыкальной деятельности признавали выдающиеся умы прошлого. Значение и силу музыкального влияния на личность отмечали античные философы Аристотель, Пифагор, Платон.

        Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познавать новое, открывать мир. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, свой талант - это умное руководство со стороны взрослых – родителей и в том числе учителя музыки.

        В ходе работы над проблемой я

1) изучала и анализировала соответствующую литературу по проблеме;

2)проводила анализ и обобщение результатов развития творческих способностей  учащимися на уроках музыки и во внеурочной работе;

3) проводила беседы, различные тестирования;

5) проверяла на практике теоретические положения и проводила анализ полученных результатов.

На уроках музыки, я выделяю шесть основных видов музыкальной деятельности, которые меняются в зависимости от специфики урока, класса, в котором он проходит, создавая для каждого класса доступную, интересную и красивую «мелодию».

Содержание  моего урока предусматривает:

1   слушание музыки,

2   пение,

3   музыкально-познавательная деятельность,

  1.  импровизацию и сочинение музыки,
  2.  движения под музыку.    
  3. полихудожественная музыкально-ориентированная деятельность    
  4. игра на музыкальных инструментах

                                                                     

На всех этапах урока я стремлюсь к достижению основной цели – развитию творческих способностей в процессе музыкальной деятельности, воспитанию духовных качеств  и эстетических чувств – которые придают всей структуре урока внутреннее единство. В то же  время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего класса и каждого ученика отдельно.

Анализ результативности.

Конкурсы дают возможность детям проявить себя, раскрыть свои вокальные, хореографические и театральные способности. Ежедневно работая с детьми, я стараюсь не пропустить не одну будущую звёздочку.

        На протяжении двух лет являюсь руководителем школьных ансамблей «Звездочки» и «Девчата».

        Вокальные достижения моих учеников отмечены грамотами разного уровня:

- Гран-при за участие в смотре-конкурсе творческих коллективов художественной самодеятельности «Наследники победы» в номинации солисты;

- 2 место в патриотической песни в номинации  вокал;

- 3 место в городском конкурсе «Победы славные сыны» » в номинации ансамбль;

- 1 место за участие в конкурсе патриотической песни «С чего начинается Родина?»;

          Растет число учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, различных конкурсах по музыке. Лучшие ученики постоянно занимают призовые места. Результатами работы являются полученные социально – личностные и коммуникативные компетенции, позволяющие обучающимся адаптироваться в современном мире. Развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности в опыте работы и на практике дают четкое определения уровню заинтересованности учащихся в общей деятельности на уроке. Дети с удовольствием откликаются на различные творческие «разминки», диалоги, наблюдения, работу в группах, что дает понять коммуникативную готовность к сотрудничеству.

        Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Организация творческой,  урочной и внеурочной вокальной деятельности школьников осложняется тем, что творчество не всех обучающихся оказывается востребованным. Поэтому проявления вокального творчества многих детей ограничивается выступлением перед классным коллективом, что, несомненно, так же является достижением.

Если говорить об одаренных детях, то проблема возникает у педагога. Выступления, поездки, концерты, участие в конкурсах и фестивалях, как правило, требуют от руководителя немалых организаторских способностей, наличие социальных связей, определенных моральных и материальных затрат. Но, между тем, интересные творческие встречи, концерты и поездки являются необходимым условием нормального творческого развития детей. Ведь, деятельность школьников всегда направлена, с одной стороны, на собственное развитие, с другой – на одобрение окружающих.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Использование моего опыта предлагаю как начинающим педагогам, так и педагогам – стажистам. Стараюсь в целях обмена опытом с коллегами, проводить открытые уроки на республиканском уровне. Постоянно совершенствую свои педагогические навыки на курсах повышения квалификации, изучаю опыты работы других педагогов, активно использую интернет – ресурсы. С публикациями о распространении моего педагогического опыта можно познакомиться на сайте:

http://nsportal.ru/irina-evgenevna-komarova


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление инновационного педагогического опыта

Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...

Представление инновационного педагогического опыта

"Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

     Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...

Представление инновационного-педагогического опыта

Представление собственного инновационного-педагогического опыта...

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования

Тема инновационного педагогического опыта:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффек...