ЕГЭ. 40.Кодоминирование.
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Кодоминирование.
- Задание 40 № 11316. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая — геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились пять рыжих котят. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.
Пояснение.
1) Генотипы родителей: кошка ХВХb. Гаметы кошки ХВ и Хb. Кот ХbУ. Гаметы кота Хbи У .
2) Генотипы рыжих котят — ХbУ или ХbХb.
3) Наследование, сцепленное с полом.
Примечание.
Возможные генотипы и фенотипы котят от данных в условии кота и кошки: черепаховая кошка ХВХb; черный кот ХВУ; рыжая кошка ХbХb; рыжий кот ХbУ. В вопросе задачи спрашивается только про рыжих котят, поэтому в ответе указываем:
2) Генотипы рыжих котят — ХbУ или ХbХb
- Задание 40 № 11320. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая — Хb , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Пояснение.
1) генотип черной кошки ХB ХB,
2) генотип рыжего кота — Хb У,
3)генотипы котят: черепахового — ХB Хb,Черного — ХВ У,
пол котят: черепаховая — самка, черный — самец.
- Задание 40 № 11326. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa — четвертая?
Пояснение.
1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая — АВ.
2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.
3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.
- Задание 40 № 11386. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х–хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Пояснение.
Пояснение. 1) родители имеют группы крови: II группа — IAi0 (гаметы IA, i0), III группа — IВIВ (гаметы IВ); 2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IAIB) и III группа (IBi0); 3) вероятность наследования II группы крови — 0%. |
- Задание 40 № 16149. Составьте схему, иллюстрирующую текст, приведённый ниже, показав генотипы и характер наследования дальтонизма.
Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрёстного наследования. Все дочери от такого брака получат признак отца, т. е. они имеют нормальное зрение, а все сыновья, получая признак матери, страдают цветовой слепотой (а-дальтонизм, сцепленный с Х-хромосомой).
В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением, половина сыновей может оказаться поражёнными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.
Пояснение.
1) Р ♂ ХУ × ♀ХdХd
Гаметы ♂ Х, ♂ У и ♀ Хd
F1 ХdХ, ХdУ,
Девочки носительницы, мальчики дальтоники.
2) Р ♂ ХdУ × ♀ХХ
Гаметы ♂Хd, ♂ У и ♀ Х
F1 ХdХ, ХУ
Девочки носительницы, мальчики здоровы.
3) Р ♂ ХУ × ♀ХdХ
Гаметы ♂Х, ♂У, ♀Хd и ♀Х
F1 ХХ, ХdХ, ХdУ, ХУ
Половина мальчиков и девочек здоровы, половина девочек — носительницы,
половина мальчиков — дальтоники.
- Задание 40 № 16199. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страда-
ющего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей.
Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
Пояснение.
Решение
1) Р ♀ АаХХd × ♂ ааХdУ
Гаметы ♀АХ, ♀АХd,♀аХ, ♀аХd ♂аУ, ♂аХd
2) Генотип сына, больного лёгкой формой анемии и дальтонизмом, АаХdУ.
Генотип сына без патологии ааХУ.
3) Вероятность рождения сына без патологий 1\8.
Примечание.
Дальтонизм обозначен как Хd
Нормальное цветовое зрение Х
(но можно обозначить как ХD)
- Задание 40 № 16383. У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с короткоухим белым бараном. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят.
Пояснение.
1) ♀ААВв х ♂Аавв
Гаметы АВ, Ав, Ав, ав
2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные
ААвв – длинноухие, белые
АаВв – короткоухие, чёрные
Аавв – короткоухие, белые
3) Вероятность рождения безухих белых ягнят равна 0. Все ягнята либо длинноухие, либо короткоухие и имеющие как чёрную, так и белую шерсть.
- Задание 40 № 18436. Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным резус – фактором (r)
У отца вторая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?
Пояснение.
Схема решения задачи:
1) генотипы родителей:
матери – i0i0 RR (гаметы i0R),
отца – IAIАrr или IAi0rr
(гаметы IAr, i0r);
2) возможные генотипы детей:
вторая группа, положительный резус – IAi0Rr,
первая группа, положительный резус – ii00Rr ;
3) У отца может образоваться два типа гамет, если он гетерозиготен по группе крови. В данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (Менделя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие аллельных генов. кодоминирование.
Познакомить учащихся с взаомидействием генов. расcмотреть пример кодоминирование на типичном примере с формированием групп крови у человека....