"Педагогическая диагностика в подготовке обучающихся к государственному экзамену"
статья по химии

Учебно-методические пособие предназначено для подготовки обучающихся к ОГЭ по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshakovaosobennosti_pedagogicheskoy_diagnostiki1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Большакова Т.Б

Роль педагогической диагностики в подготовке учащихся к сдаче ГИА

          Одним из факторов, позволяющим обучающимся подготовиться к успешной сдаче экзамена , является постоянный контроль со стороны преподавателя , за качеством обучения.

Обучение химии в современных условиях требует разработки и внедрения новых предметно – развивающих стратегий, используемых во всем процессе обучения химии.

Чтобы умело и продуктивно вести образовательный процесс по предмету, педагог должен знать на что способны, каких успехов достигли и еще могут достичь его учащиеся. Для этого надо изучать учащихся и регистрировать их результаты, т.е. проводить диагностику.

Особенностью педагогической деятельности по любому предмету, в т.ч. по химии является стремление к тому, чтобы все учащиеся имели результаты, соответствующие Гос. стандарту общего образования (ФГОС). Мероприятия по диагностике обучения могут иметь разные виды. Совокупность диагностических мероприятий называется мониторингом качества обучения.

Мониторинг – это непрерывно контролирующие действия преподавателя, отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Важнейшей задачей по Гос. стандарту общего образования (ФГОС) является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих учащихся, осваивающих химию, умение учиться, способность к самостоятельной работе над материалом, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение обучающимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

В результате мониторинга выстраивается дальнейший образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает преподавателя обратной связью об уровне усвоения учащимся обязательного учебного материала.

Основные виды мониторинга можно классифицировать по времени и объему содержания. Выделяют: предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый мониторинг. Он осуществляется в различных формах: индивидуальной, групповой, фронтальной.

Результаты диагностики, осуществляемой в ходе мониторинга – основной показатель качества знаний учащихся в целом по предмету, в группе и среди отдельных учащихся.

Цель мониторинга – постоянное улучшение преподавания учебных предметов, в т.ч. химии.

Строить новое, следует опираясь на старое, поэтому в процессе мониторинга используются как традиционные методы проверки знаний – устные опросы, письменные работы (с использованием разноуровневых карточек – заданий)[2].

Четырехуровневые карточки задания созданы с учетом уровня обучения.

Первые два уровня не выходят за рамки базовой программы и рассчитаны на любого учащегося, а третий и четвертый уровень - требуют более глубокого подхода при выполнении и рассчитаны на успешных учащихся.

Наиболее актуальными способами диагностики качества знаний по химии в настоящее время является использование химических диктантов и тестов.

Химические диктанты бывают нескольких видов:

Открытый - обычно состоит из двух вариантов, учащиеся пишут только ответы под соответствующими номерами.

Множественный – все учащиеся получают один набор вопросов, а ответы составляют в определенной форме: а) да, б) нет, в) формулировка не корректна, г) не знаю.

Бинарный – учащиеся получают один общий вариант и дают ответы:
да - (+), нет – (-).

Каким видом диктанта пользоваться решает сам преподаватель с учетом изучаемого материала, количества времени и уровня подготовки учащихся. (Материалы по диктантам в приложении)

Другим методом диагностики преподавания являются тесты, которые могут быть использованы как для фронтального, так и для индивидуального опросов учащихся.

Тесты используются для проверки знаний как наиболее технологичный, объективный и эффективный метод диагностики. Тесты являются удобным инструментом для контроля знаний в обобщении пройденного материала, что обеспечивает необходимый уровень усвоения химических понятий, формирует практический опыт учащихся по работе с КИМ. (Материалы по тестам в приложении)

На старших курсах актуальным являются урок – конференция или дискуссия, нацеленные на диагностику знаний учащихся. Эти уроки характеризуются двумя главными чертами: предварительной самостоятельной работой учащихся по вопросам, предложенным преподавателем и их коллективное обсуждение.

Различают повторительно – обобщающие уроки – конференции, которые проводят в конце изучения темы; уроки по изучению нового материала и смешанного назначения.

Выбор методов диагностики при обучении химии за преподавателем, но наилучший результат получается от применения различных методов, с учетом сложности изучаемого материала, подготовки и возраста учащихся.

Результаты мониторинга по каждому критерию выражаются в процентах. Результат считается отличным, если составляет 80% – 100%, хорошим – 64% – 84%, удовлетворительным – 45% – 63%, плохим, если меньше 45%[3].

Обработка результатов мониторинга качества преподавания позволяет наметить пути его повышения

Литература:

  1. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В. Кузьминой – Ленинград, 1980.
  2. Вишневский В.А. Педагогическая диагностика управления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением. – Чебоксары, 2000.
  3. Педагогическая диагностика в школе. Под ред. А.И. Кочетова – Минск, 1987.

Приложение 1

1). Открытый химический диктант.

Вариант 1.

  1. Какие химические реакции характерны для алканов (привести любой пример).
  2. Составить структурные формулы изомеров гексана. Дать им названия.
  3. Написать уравнение дегидрирования пентана.
  4. Какие вещества называются гомологами. Привести примеры.

Вариант 2.

  1. Какая реакция называется хлорированием. Привести пример.
  2. Составить формулы и дать названия пяти гомологам метана.
  3. Написать уравнения реакции Вюрца.
  4. Составить структурные формулы изомеров пентана. Дать им названия.

2). Множественный химический диктант.

Выбрать варианты ответов: а) – да; б) – нет; в) – формулировка не корректна;
г) – не знаю.

  1. Для алкенов характерна реакция присоединения.
  2. Алкены, алкины обесцвечивают раствор перманганата калия и бромную воду.
  3. Реакция присоединения водорода называется гидратацией.
  4. Две двойные связи содержат молекулы алкадиенов.
  5. Валентность углерода в соединениях равна 4.
  6. Гомологи – вещества, имеющие один состав, но разное строение.
  7. Молекулы органических веществ содержат сигма связь.
  8. Присоединение – реакция характерная для алканов.
  9. Гибридизация – процесс изменения формы электронных облаков.
  10. Хлорирование – реакция замещения атомов водорода на хлор в молекулах алканов.

Ответы: а, а, б, а, в, б, в, б, а, а.

3). Бинарный химический диктант.

Выбрать варианты ответов: да (+); нет (–).

  1. Порядковый номер элемента равен заряду ядра атома.
  2. Общее количество электронов в атоме равно номеру группы.
  3. Количество электронных слоев в атоме равно номеру периода.
  4. Химическая активность металлов в пределах группы ПСХЭ возрастает сверху вниз.
  5. Неметаллы расположены в I, II, III группах ПСХЭ.
  6. Количество валентных электронов в атоме равно номеру группы для элементов главных подгрупп.
  7. Электронная схема атома натрия: 2е  8е  2е.
  8. У элементов больших периодов идет достройка предпоследнего электронного слоя.
  9. Количество валентных электронов у металлов больше, чем у неметаллов.
  10. Главную подгруппу ПСХЭ составляют элементы больших и малых периодов.

Ответы: +, –, +, +, –, +, –, +, –, +.

4). Примеры четырехуровневых карточек – заданий.

Вариант 1

  1. К каким классам углеводородов могут относиться вещества, имеющие молекулярные формулы: а) С5Н10; б) С4Н10. Привести структурные формулы.
  2. Для вещества  СН3 – СН(СН3) – СН2 – СН2 – NН2  привести формулы 3-х гомологов и 3-х изомеров.
  3. Вывести молекулярную формулу вещества, содержащего 40% углерода C, 8% водорода Н, 36% кислорода O, и 16% азота N. Относительная молекулярная масса вещества равна 80.

Вариант 2

  1. К каким классам углеводородов могут относиться вещества, имеющие молекулярные формулы: а) С6Н10; б) С3Н6.

Привести структурные формулы.

  1. Для вещества  СН3 – СН(ОН) СН2 – СН2 – СН3  привести формулы
    3-х гомологов и 3-х изомеров.
  2. Вывести молекулярную формулу вещества, содержащего 46% углерода C, 9% водорода Н,31% кислорода O, и 11% азота N. Относительная молекулярная масса вещества равна 103.

Вариант 3

  1. Приведите структурные формулы: предельного тригалогенпроизводного и аминокислоты, содержащих 8 атомов углерода.
  2. Для вещества  СН3 – СН(NН2) – СН2 – СН2 – CН2 ОН,  привести формулы 3-х гомологов и 3-х изомеров, относящихся к разным классам.
  3. При сжигании 1,17 г органического вещества потребовалось 1,512 л кислорода. Образовалось 1,12 л углекислого газа СО2, 0,112 л азота N2 и 0,99 г воды Н2О. Вывести молекулярную формулу вещества.

Вариант 4

  1. Приведите структурные формулы трех веществ с двойной функцией. Назовите вещества. Подтвердите двойственность функции уравнениями реакций.
  2. К каким классам углеводородов могут относиться вещества с молекулярными формулами С6Н6 и С2Н4. Приведите структурные формулы.
  3. При сжигании 32,6 г органического вещества потребовалось 33,6 л кислорода. Образовалось 17,9 л углекислого газа СО2, 4,48 л азота N2, 14,6 г хлороводорода НСl и 25,2 г воды Н2О. Вывести молекулярную формулу вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»

Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...

Учебно-тренировочный материал для подготовки к единому государственному экзамену

Учебно-тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ (устный счет). В варианты включен почти весь материал курса 10-11 класса по алгебре и началам анализа....

Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....

Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

Методическая презентация "Методическая презентация для учителей биологии"Система подготовки к ЕГЭ по биологии"...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С

Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...