Значение и организация школьных праздников.
статья на тему
Праздник- это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник- это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения, счастья. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Что же необходимо учитывать прежде чем приступить к организации и проведению праздника в школе...
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение и организация школьных праздников.
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день- это обычный день, наполненный повседневными домашними и производственными делами. Эти дни часто похожи один на другой и могут быть унылыми и тяжелыми, радостными и легкими, удачными и не удачными. Будням всегда противопоставляется праздник- это день, наполненный радостью и весельем. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъем, радость, хорошее настроение.
Детство - самая счастливая, но, к сожалению, мимолетная пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.
Праздник- это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник- это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения, счастья. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают детям и взрослым содержательно отдохнуть. И здесь нельзя не привести слова академика Ю.Г. Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями и обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор – это уже традиция или обычай, средством выражения которых является обряд, обрядовые действия. С другой стороны, праздник- это далеко не безделье.
Безделье не противопоставляется делу! Праздник не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований.
И я считаю, что ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить эти праздники…»,- писал К.Д.Ушинский.
Загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры - отличные помощники в интеллектуальном развитии детей. Школа- это коллектив. Именно в праздничных заботах проявляется воспитательное богатство коллективной работы. В дни праздников, как впрочем, и в будни, нужна забота о настроении каждого, об общей атмосфере праздничного состояния. Такое состояние у детей связано с ожиданием чего-то приятного, сказочного. Детское воображение питается прежним опытом - ранее увиденным, прочитанным, пережитым. Оно само дорисовывает то, что называется предвкушением удовольствия, счастья. Как писал великий русский драматург А. Вампилов: «Счастье - в предчувствии счастья».
Я уверена, что подготовка к школьному празднику должна вызывать у детей особый интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество.
Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагог-режиссер должен помочь дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала и школьной сцены. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа. При подготовке праздника, педагог должен не только помочь создать детям радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, но и рассказать учащимся о традиции праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.
Организуя школьный праздник, педагог решает несколько задач:
-психологическую - создает у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости
-социальную - укрепляет школьный коллектив, детей разных возрастов, общение между детьми и взрослыми
- педагогическую - воспитывает у детей интерес к культуре, истории, музыкальному, художественному и литературному наследию страны
- творческую – развивает способности детей в театрально-исполнительском искусстве, музыке, хореографии и т.д.
Еще очень важный аспект: как будут отдыхать дети, когда вырастут, как будут вести себя на досуге, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Все это закладывается в детстве, в школьных праздниках.
Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента когда «солнце поворачивало на лето», то есть в декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего Солнцеворота – макушки лета.
На Руси в XIX- начале XX вв. наряду с языческими праздниками отмечалось много праздников Православной церкви. Они были введены после принятия Христианства, обрели популярность с конца XVI века и сохранились до сегодняшнего дня. Религиозные праздники – не просто дань прошлому, не слепое выполнение традиционных обрядов – это возможность приобщиться к тайне, познать иное, поверить в Бога. Христианские праздники разделяются на две большие группы: переходящие, подвижные, то есть перемещающиеся по календарю в зависимости от дня Пасхи, и неподвижные, то есть приходящиеся на одно и тоже число месяца. Православные праздники проводятся в честь значительных событий священной истории, особо почитаемых святых, чудотворных икон. Главным праздником для всех православных людей была и остается Пасха. Великими праздниками Православной церкви двунадесятые – двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять праздников, посвященных евангельским событиям. Наиболее значимыми праздниками являются Рождество Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение Господне, Святая Троица, Покров Пресвятой Богородицы.
Богослужение в праздничные дни отличается яркостью и торжественностью, так как именно пышность ритуала проведения службы способствует укреплению веры людей в Бога, памяти о святых угодниках.
В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года (в ночь на первое января), дни рождения царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувства патриотизма, любви к Родине у детей и взрослых.
Кроме вышеперечисленных праздников, в среде деревенских общин и городских кварталов справлялись «полупраздники»- малые праздники. Они устраивались в честь покровителя какого-либо ремесла, животных, дней начала и окончания полевых работ. Малым праздником считался Сочельник – день накануне большого праздника, а также воскресенье – день недели, который считался днем отдыха.
Каждый праздник имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Молебен, крестный ход собирают, объединяют множество людей, переживания и мысли которых пронизаны идеей праздника. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию, так как люди, встретившись на празднике, обмениваются новостями, рассказывают о произошедших в стране или местности, где они проживают, событиях.
В наше время, работая с детьми в школе, можно выделить следующие виды праздников:
-народные и фольклорные (праздники народного календаря): Святки, Коляда, Масленица, праздник Ивана Купалы, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины.
- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и т.д.
-международные: День Матери, День защиты детей, Международный женский день.
- православные: Рождество Христово, Пасха, Вербное воскресение и т.д.
- бытовые и семейные: День рождения, Праздник Букваря, Последний звонок.
-нетрадиционные (оригинальные): Всемирный день Интернета, Праздник воздушных шаров
При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга,- душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Я считаю, что подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания, знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, педагог должен вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего школьного коллектива и детей так, чтобы предстоящий день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника.
Очень важно привлекать детей к оформлению зала, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию и т.д.). В последнее время, для проведения школьных праздников используются компьютерные презентации. Их с удовольствием готовят ученики старших классов, что делает праздник более наглядным, информативным и ярким.
При оформлении помещения к празднику следует помнить следующие правила. Дизайн должен:
- отвечать содержанию праздника, быть художественным понятным для детей;
- развивать художественно эстетический вкус;
-создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого учащегося и коллектива в целом и не перегружать праздник трудными произведениями. При составлении сценария на любую тему нужно обеспечить:
- яркое и торжественное начало праздника
- развертывание сюжета, где отражается основная идея, информативная часть, инсцениковки, игры, танцы, музыкальные номера, чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъема
- кульминацию, в конце которой уместно дать финальный танец или общую песню, объединяющую всех участников сценического действия и усиливающую эмоциональное состояние не только самих исполнителей, но и зрителей.
Итак, школьный праздник – это прекрасная возможность собраться со своими учениками в обстановке праздника и уюта, когда создаются условия для живого личностного общения, воспитания чувств, овладения культурой художественного восприятия, раскрытия перед учащимися особенностей художественной культуры, ее роли в жизни людей, овладевании языком искусства. Это своеобразная форма учебной работы, в которой используются межпредметные связи дисциплин эстетического и гуманитарного циклов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение компьютера в школьной исследовательской деятельности по географии
Для тех, кто занимается исследовательской работой...
Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"
Ежегодно, в нашей школе в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...

Сценарий школьного праздника «День Матери – праздник любви и благодарности»
В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента. В этот день по традиции поздравляют всех мам, а на государственном уровне чествуют женщин,...
Сценарий школьного праздника "Праздник детской моды"
Сценарий праздника с демонстрацией работ учащихся, конкурсов....
сценарий школьного праздника "Вечер встречи школьных друзей"
Сценарий вечера встречи выпускников...

Школьный праздник от А до Я... Современные подходы к организации массовых мероприятий в школе. Сборник методических разработок
В сборнике отражены новые подходы к воспитательной работе в школе с обучающимися разных возрастных категорий. Представлены основные направления внеклассной работы. Даны обширные пояснения ...

Организация школьных конкурсных мероприятий как один из путей преодоления школьной неуспешности при обучении в детской школе искусств
В данной работе автор делится опытом организации и проведения школьных конкурсных мероприятий, помогающих учащимся реализовать свой творческий потенциал...